Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:14, реферат
Все процессы, происходящие в мировом хозяйстве, непосредственно отражаются на развитии национальной экономики отдельных стран, затрагивают их экономические интересы и определяют положение данной страны в мировом хозяйстве. Нельзя не отметить, что одним из определяющих процессов выступают экспортно-импортные операции.
Рассмотрим положение России в мировой экономике по средствам экспорта товара.
Введение 3
1 Особенности экспорта товара России 4
2 Экономические взаимоотношения России с разными странами 8
2.1 Экономические отношения России с США 8
2.2 Экономические отношения России с Японией 8
2.3 Экономические отношения России с ЕС 10
2.4 Экономические отношения России с Китаем 12
2.5 Экономические отношения России со странами Юго-
Восточной Азии 12
2.6 Экономические отношения России с Индией 13
2.7 Экономические отношения России с странами Западной Азии 14
2.8 Экономические отношения России с Новыми
индустриальными странами 15
2.9 Экономические отношения России с станами Латинской Америки 15
2.10 Экономические отношения России с странами
Центральной Восточной Европы 17
Заключение 18
Список использованных источников 19
2 Экономические взаимоотношения России с разными странами
2.1 Экономические отношения России с США.
В истории американо-российских отношений первым неформальным торговым соглашением считается обмен письмами между Томасом Джефферсоном и Александром I в 1804 – 1805 гг., в которых содержались гарантии взаимного предоставления «прав наиболее благоприятствуемой нации».
Формально первое экономическое соглашение было подписано в 1832г. Это был Договор о торговле и мореплавании. Важное значение имело заключение в 1867г. Договора о продаже русских владений в Америке (в том числе Аляски) всего за 7,2 млн долл.
После Октябрьской революции 1917г. США долго не признавало произошедших в нашей стране исторических изменений. Только в ноябре 1933г. между странами были установлены дипломатические отношения. В августе 1937г. было заключено советско-американское торговое соглашение. Периодом всестороннего развития отношений стали годы совместной борьбы против германского фашизма и японского милитаризма. В экономическом отношении немалое значение в это время имело соглашение о принципах агрессии (ленд-лиз).
После Второй мировой войны экономические отношения между двумя странами долгое время практически не развивались. В 70-е гг.произошли определенные изменения, однако полная нормализация отношений не была достигнута. Официальное торговое соглашение так и не было подписано, хотя большое значение имело заключение в 1972г. Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО).
В последние десятилетие в связи с переходом России к рыночной экономике происходит некоторая активизация экономических связей; но торговля России с США остается несбалансированной.
В структуре экспорта России с США в 90-е гг. основными статьями являлись товары первичной переработки – алюминий, черные металлы, продукция химической промышленности (аммиак, хлористый калий), калийные удобрения, драгоценные камни, нефть и нефтепродукты.
К основным проблемам
российско-американских торгово-экономических
отношений следует отнести
2.2 Экономические отношения России с Японией.
Трудности, которые переживает экономика Японии в последние годы, усиливают значение ее связей с Россией. Но их масштабы нельзя признать достаточными. Хотя Япония является одним из ведущих торгово-экономических партнеров России среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона, но размер российско-японской торговли составляет всего 5,2 млрд долл исходя из нормального объема 100 млрд долл.
Российский экспорт в Японию носит ярко выраженную сырьевую направленность: это цветные и драгоценные металлы (39% стоимости), рыба и морепродукты (26), лес и лесоматериалы (21), уголь (6), а также черные металлы и мазут.
Возможности для развития экономических контактов между Россией и Японией существуют огромные. Прежде всего они заключены в энергоресурсах Сибири и Дальнего Востока. Эти регионы – перспективная энергосырьевая база для Японии, где уже давно существует необходимость реформирования собственной энергосистемы. Еще 20 лет назад японское правительство обнаружило, что на 70% зависит от топливных поставок из нестабильного в политическом смысле региона Ближнего Востока и решило изменить ситуацию. Прошло 20 лет, и зависимость возросла до 80%. По мнению директора Института мировой экономики и международных отношений Н.Симония, вскоре Россия останется единственной страной – чистым экспортером нефти в этом регионе.
Широкие перспективы для сотрудничества открываются такие масштабные проекты, как нефтегазовые разработки на шельфе острова Сахалин, создание мощных электростанций на Сахалине с последующей передачей электроэнергии в Японию. Сахалинский проект начал разрабатываться. Подписано соглашение о строительстве электростанций.
Но существуют еще более значительные проекты, судьба которых пока неясна. Речь идет об использовании огромного Ковыктинского месторождения природного газа в Иркутской области (на его основе мог быть сооружен газопровод в Республику Корея, а в последующем и в Японию), а также о якутском газовом проекте по добыче и транспортировки природного газа через территорию КНДР. Существуют проекты разработки гигантских перспективных угольных месторождений, которые, по прогнозным оценкам, являются крупнейшими в мире.
Стратегическими направлениями являются также мобилизация внешнеэкономического потенциала наукоемких и высокотехнологичных отраслей, промышленной кооперации, совместного производства и освоения промышленных технологий и новых товаров.
Обе стороны заинтересованы в освоении лесных ресурсов Дальнего Востока, развитии портов, общей транспортной инфраструктуры, свободной экономической зоны Находки. Важное значение имеет преодоление трудностей в развитии банковской сферы, создание технополисов и совместных предприятий на территории Дальнего Востока, обмен специалистами и информацией.
Существуют проекты организации производства товаров широкого потребления на действующих промышленных предприятиях Сахалинской области (бумажная продукция, что имеет важное значение для японской экономики), Хабаровского края (светотехнического оборудования, минеральные удобрения, моющие средства), Приморья (бытовые приборов, швейные изделия). В рыбной отрасли предметом совместных действий может стать упорядочение морского промысла, строительство рыборазводных заводов, разработка запасов морской капусты в Охотском море и др.
Из конверсионных направлений
для Дальнего Востока приоритетное
значение может иметь развитие производства
экологически чистых энергоустановок,
портового оборудования и судов,
бытовой электроники и
Таким образом, у России и Японии имеются реальные предпосылки как для увеличения торговли, так и для расширения широкого спектра экономических связей, в том числе за счет нетрадиционных форм делового сотрудничества и развития процессов региональной интеграции.
Что мешает использованию этих возможностей? Некоторые исследователи утверждают, что основным препятствием в развитии экономических связей между Россией и Японией является проблема Курильских островов.
Однако необходимо подчеркнуть, что экономические связи сами по себе взаимовыгодны, они кардинально важны для будущего обеих стран. Их развитие может способствовать решению военных, политических и других вопросов в атмосфере взаимного уважения и сотрудничества.
В последние годы японско-российские отношения получили развитие в самых разных областях. В январе 2003г. во время своего первого официального визита в Россию премьер-министр Японии Дзюньитиро Коидзуми подчеркнул, что Япония и Россия являются дружественными странами-соседями со 150-летней историей взаимных связей. Он отмтил также, что необходимо и дальше совершенствовать отношения между странами с целью создания «настоящего партнерства».
2.3 Экономические отношения России с ЕС
Эволюция экспорта России в страны ЕС в 1960г. равнялся 0,4 млрд долл. (1,4%), 1970г. – 1,3 млрд (1,3%), в 1980г. соответственно 16,1 млрд и 2,4%, в 1990г. – 24,0 млрд и 1,6%. В 2000г. объем экспорта России в страны ЕС превысил 37,5 млрд. долл, что составило 1,8% общей стоимости импорта стран ЕС.
Рост абсолютных размеров торговли приводит к некоторому увеличению удельного веса товарооборота ЕС с Россией.
Соблюдение правил ВТО/ГАТТ обеспечивает применение к импорту из России в ЕС минимальных ставок Единого таможенного тарифа (ЕТТ) Союза, которые значительно ниже так называемых базисных, или автономных ставок ЕТТ. Фактически же ЕС с 1993г. предоставил России преференциальный режим в отношении таможенного обложения российских товаров. Этот режим закреплен соответствующим двусторонним договором, и его предоставление – акт доброй воли со стороны ЕС.
Уровень таможенного обложения российских товаров в ЕС дифференцирован в зависимости от степени переработки, если сырье и определенная часть полуфабрикатов ввозятся беспошлинно или с пошлиной в 2-3%, то пошлины на готовые изделия могут достигать 10% (автомобили, фанера, текстиль) и 15% и более (икра, некоторые виды обуви и др.). В торговле рядом «чувствительных» товаров (текстилем, черными металлами, сельскохозяйственной продукцией) применяются особые механизмы регулирования, прежде всего количественное регулирование.
Таким образом таможенное регулирование ЕС благоприятствует российскому экспорту в страны – члены Союза при его нынешней товарной структуре, в которой преобладают изделия топливно-сырьевой группы. В то же время оно препятствует диверсификации российского экспорта в сторону повышения в нем удельного веса продукции высокой стадии обработки, к чему стремится Россия.
В соответствии с режимом внутреннего рынка ЕС российские товары, прошедшие таможенную очистку в одной из стран – членов Союза, поступают в свободное обращение на территории всех других государств, входящих в ЕС, причем с этих товаров более не взимаются какие-либо пошлины и налоги.
Но в тоже время общие размеры сотрудничества не отвечают потребностям и возможностям обеих сторон. Для российской стороны не выгодна и товарная структура (преобладание нефти, нефтепродуктов и природного газа в российских поставках в страны ЕС). Россия наряду со странами Среднего и Ближнего Востока обеспечивает основную часть импорта ЕС нефти, нефтепродуктов и природного газа. В конце 90-х гг. общий импорт топлива стран ЕС составил 130,2 млрд долл, или 30,6% мирового топливного импорта. Доля российского природного газа приближается к 1/3 потребляемого в ЕС природного газа
Наиболее важное значение имеют российско-германские экономические связи. С 1972г ФРГ стала крупнейшим внешнеторговым партнером СССР. В 1997г. объединенная Германия впервые обогнала Украину и закрепила за собой лидерство. С учетом уменьшения хозяйственных контактов внутри стран СНГ Германия стала важным торговым партнером России на мировой арене. Несмотря на трудности, связанные с кризисом 1998г., Германия продолжает занимать первое место в общем объеме российской внешней торговли. На ее долю приходится 10% российского товарооборота, или ок. 1/3 объема внешней торговли нашей страны со странами Европейского союза.
Внешнеэкономические отношения России с Францией развиты слабо. В настоящее время на Францию приходится ок. 3% внешнеторгового оборота России, а доля России во французской внешней торговле и того меньше.
Подобные тенденции существуют и в экономических отношениях Великобритании и России, форма экономических связей сводится к обмену российских энергоносителей и металлов на английское оборудование и машины.
Данные итальянской таможенной статистики свидетельствуют о росте двустороннего оборота между Россией и Италией. Итальянский импорт из нашей страны имеет традиционную энерго-сырьевую направленность.
Благотворное влияние
на объемы и характер торговли и
других направлений
2.4 Экономические отношения России с Китаем.
Россия и Китай имеют давние традиции экономического сотрудничества. После создания Китайской Народной Республики Советский Союз оказывал большую помощь в формировании индустриальной модели китайской экономики. С его участием создавались многие важнейшие отрасли народного хозяйства Китая. Были подготовлены квалифицированные кадры, которые по-прежнему играют важную роль в руководстве страны.
На современном этапе развития Китай традиционно относят к числу важнейших торговых партнеров России. Однако имеющиеся возможности пока используются не в полной мере. После пика торговли 1992-1993 гг., когда товарооборот приблизился к 8 морд долл., последовал ряд лет с застойными показателями.
В основе этих трудностей лежит фундаментальная проблема российско-китайской торговли – узость ее товарной структуры. Российский экспорт в Китай в настоящее время состоит преимущественно из сырьевых товаров, черных металлов и удобрений. А доля машинотехнической продукции, традиционно высокая в советские времена в импорте Китая, снизилась с 45% (1992) до 18% (1996).
Увеличение инвестиционного сотрудничества может стать возможным при более активном участии в нем крупных предприятий двух стран. Началом такого сотрудничества стали инвестиционные контракты, заключенные «Ростсельмашем» (о совместном производстве комбайнов в Пекине) и УралАЗом (о производстве автобусов в Сиане).
2.5 Экономические отношения России со странами Юго-Восточной Азии.
Согласно официальной статистики, в 1997г. товарооборот России со странами ЮВА составил порядка 1,7 млрд. долл, или 1,2% внешней торговли России. Основу российского экспорта в рассматриваемые государства составляет продукция черной металлургии, топливо и удобрения, а на долю машин и оборудования приходится лишь около 5%.
Даже с учетом статистической некорректности очевидно, что торгово-экономические связи России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона относительно невелики и имеют значительный потенциал роста. Спорадическое заключение единичных крупных контрактов, например на поставку в Малайзию в 90-е гг. истребителей МИГ-29 на сумму в 700 млн долл., не меняет сложившегося характера развития двусторонних отношений. Перспективы дальнейшего развития сотрудничества России со странами ЮВА в определяющей степени будут зависеть от возможности организации кредитования торговых операций, поддержки на государственном уровне научно-технической кооперации, создания адекватной юридической базы, а также преодоления исторически сложившегося дефицита соответствующей коммерческой информации. Решение этих и ряда других проблем определит ту степень кооперации, которую смогут наладить между собой Россия и страны ЮВА в начале XXI в.