Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:14, реферат
Все процессы, происходящие в мировом хозяйстве, непосредственно отражаются на развитии национальной экономики отдельных стран, затрагивают их экономические интересы и определяют положение данной страны в мировом хозяйстве. Нельзя не отметить, что одним из определяющих процессов выступают экспортно-импортные операции.
Рассмотрим положение России в мировой экономике по средствам экспорта товара.
Введение 3
1 Особенности экспорта товара России 4
2 Экономические взаимоотношения России с разными странами 8
2.1 Экономические отношения России с США 8
2.2 Экономические отношения России с Японией 8
2.3 Экономические отношения России с ЕС 10
2.4 Экономические отношения России с Китаем 12
2.5 Экономические отношения России со странами Юго-
Восточной Азии 12
2.6 Экономические отношения России с Индией 13
2.7 Экономические отношения России с странами Западной Азии 14
2.8 Экономические отношения России с Новыми
индустриальными странами 15
2.9 Экономические отношения России с станами Латинской Америки 15
2.10 Экономические отношения России с странами
Центральной Восточной Европы 17
Заключение 18
Список использованных источников 19
2.6 Экономические отношения России с Индией.
Российско-индийские экономические отношения имеют давние традиции. СССР оказывал помощь в создании базовых отраслей экономики независимой Индии. С участием советских финансово-технических средств и специалистов в стране были построены 70 крупных промышленных объектов. На этих предприятиях в настоящее время производится 20% электрической энергии, 33% стали, 30% нефти, 80% оборудования для черной металлургии, 60% - для электроэнергетики.
Достигнутые в последнее время договоренности будут способствовать увеличению российско-индийского товарооборота в ближайшие годы до 2,5 млрд долл. (в 2000г. – 1,6 млрд).
В 1993г. стороны подписали Договор о дружбе и сотрудничестве и соглашение о военно-техническом сотрудничестве. В 1997г. в результате переговоров правительственных делегаций был подписан пакет документов, который включает соглашение об избежании двойного налогообложения, о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах. Продолжается военно-техническое сотрудничество, имеющее давние традиции и блаприятные перспективы. К наиболее крупным поставкам российского оружия и военной техники во второй половине 90-х гг. относится десять подводных лодок типа «Кило» и авианесущий крейсер. Кроме поставок оружия намечается совместное его проектирование, исследовательские и опытно-конструкторские работы, продажа лицензий на изготовление
Военно-техническое
В октябре 2000г.
во время государственного
Доля четырех главных групп – черных и цветных металлов, минеральных удобрений, газетной бумаги, а также машин и оборудования (включая поставляемое комплексно) составляет более 2/3 всех поставок российского экспорта. На машины и оборудование приходится 9-12%.
В настоящее время на долю Индии приходится около 1/3 суммарного объема российского экспорта военной продукции. По состоянию на середину 2000г., обязательства России по поставкам в Индию вооружений и военной техники оценивались более чем в 3,8 млрд долл. По мнению руководства Министерства обороны Индии, военно-техническое сотрудничество между Россией и Индией будет развиваться, оставаясь важным элементом торгово-экономических отношений между двумя странами.
К препятствиям, стоящим на пути развития российско-индийских экономических отношений, относятся конкуренция ТНК третьих стран, внедрившихся в экономику Индии; нестыковка интересов российских и индийских частных компаний с общегосударственными интересами; отсутствие согласованной всеобъемлющей долгосрочной программы двустороннего сотрудничества и финансовых механизмов ее реализации, а самое большое – экономическая слабость России.
2.7 Экономические отношения России с странами Западной Азии
Анализ внешнеэкономических связей России со странами Западной Азии показывает, что, несмотря на постоянный их рост, эти связи не являются безусловным приоритетом ее внешнеэкономической политики. С 1994г. по 1997г. объем внешней торговли с этими странами вырос с 1,97 до 4,6 млрд. долл., в том числе экспорт – с 1,4 до 3,7 млд. долл. Ведущее место во внешнеэкономических отношениях России со странами Западной Азии занимает Турция как ближайший сосед. Ее доля во внешнеторговом обороте России с регионом хотя и существенно сократился, но все равно составляет примерно его половину (2,3 млрд долл).
Определенная ограниченность номенклатуры и существенная несбалансированность товарообмена, преобладающая доля энергоносителей и сырья в экспорте России и сельскохозяйственной продукции.
В то же время следует отметить имеющиеся возможности для ускоренного и более сбалансированного развития экономических отношений России с Западной Азией. Так, в рамках предполагаемой новой организации стран – производителей нефти ,а также Соглашения по сотрудничеству в бассейне Каспийского моря и ЧЗЭС открываются неплохие перспективы по координации добычи, взаимодополняющей перекачки по вновь проложенным нефте- и газопроводам и реализации по согласованным ценам нефти и газа.
Благоприятные условия для дальнейшего развития двусторонних отношений сложились с Турцией. Рост экономики последней (среднегодовые темпы прироста ВВП составляют 6-7%) вызывает потребность в 20-23 млн т нефти и 9 млрд м3 газа. Из России поступает примерно 6 млрд м3 газа.
В связи с политикой США и Западной Европы по сдерживанию развития атомной энергетики в Иране, Ираке и ряде других стран региона у России имеются возможности для сотрудничества с этими странами в строительстве АЭС, поставках оборудования для них и подготовке местных кадров для их эксплуатации. То же самое касается и крупных ТЭС. Сотрудничество в этой сфере способствует «развязке» проблемы долгов этих стран России, которые составляют около 30 млрд долл, в том числе Сирия – 9,7 млрд долл., Афганистан – 7,1; Йемен – 4,9; Ирак – 4,7 млрд долл., а также переходу экономического сотрудничества от простейших внешнеторговых форм к более сложным: техническому содействию, совместной реализации проектов по новым технологиям, кооперации др.
Перспективными формами сотрудничества могут стать внедрение новейших технологий по опреснению морской воды, в которой нуждаются арабские страны Персидского залива.
Имеются неплохие возможности в деле поставок новейшей военной техники и подготовке военных специалистов для ее использования в регионе.
2.8 Экономические отношения России с Новыми индустриальными странами.
Экономическое сотрудничество России с новыми индустриальными странами отвечает потребностям и возможностям как РФ, так и НИС.
Примером могут служить связи России с Республикой Корея после установления дипломатических отношений в 1990г. Президент республики Ким Дэ Чжун отмечал: «Я не смотрю пессимистически на отношения между Южной Кореей и Россией и считаю, что для выхода российских товаров на южнокорейский рынок имеются хорошие возможности. Ведь республика Корея нуждается в сырье в высоких технологиях, которыми богата Россия».
Товарооборот двух стран за 1990-1996 гг. вырос в 4 раза, составив 3,8 млрд долл. Но в результате кризиса конца 90-х гг. объемы торговли и инвестиции резко снизились. После преодоления кризисных явлений экономическое сотрудничество стола постепенно восстанавливаться. Вырос объем торговли, усилились связи в сферах использования атомной энергии и науки.
Позитивное значение в дальнейшем развитии связей могут иметь такие проекты, как создание российско-корейского индустриального комплекса в свободной зоне Находка и строительство газопровода Иркутск-Корейский полуостров. Этот проект вызывает большой интерес у Республики Корея, которая бедна природными ресурсами. Но, по мнению корейской стороны, ему должны предшествовать широкие консультации с разными государствами, включая Китай, Японию, Монголию и Северную Корею.
Крупный промышленный потенциал Сингапура, не ограничивающийся электронной промышленностью, его положение ведущего валютно-финансового, транспортного и торгового центра Юго-Восточной Азии создают объективные предпосылки для широких экономических связей с нашей страной. Но пока объем этих контактов недостаточен.
В настоящее время Россия экспортирует нефтепродукты, удобрения, отдельные виды машин и оборудования; импортирует компьютерную технику и бытовую электронику. Но объем торговли не превышает 1 млрд долл. В последние годы в обеих странах возрастает интерес к расширению экономических отношений.
2.9 Экономические отношения России с станами Латинской Америки.
Отношения России с латиноамериканскими странами имеют давние традиции. История политических и экономических отношений нашей страны, например, с Аргентиной насчитывает более века. В последние десятилетия важное значение приобрели связи с Кубой. В 1989г. доля Латинской Америки во внешней торговле СССР составляла 6,5%, в том числе с Кубой – 5,5%.
В 2001г. российско-бразильский товарооборот значительно вырос и достиг 1,6 млрд долл. В российском экспорте большое место заняли удобрения, а также значительный интерес вызывают технологии, продукция машиностроения, в частности энергетического, возможности российских инвестиций, боевые самолеты.
Привлекательность латиноамериканского региона для российских предпринимателей определяется, с одной стороны, большой доступностью обширных и быстрорастущих рынков этих стран по сравнению с рынками западных государств в плане экспорта отечественных товаров, технологий и услуг, он включает в основном материалы и полуфабрикаты (удобрения, лесоматериалы, цемент, металлы и др.), т.е. товары с низкой степенью обработки. Исключения составляют поставки автомобилей в Панаму, где через свободную экспортную зону в г.Колон они реэкспортируются в другие латиноамериканские страны, а также поставки авиатехники в Перу.
Неплохие перспективы имеет экспорт из России промышленного оборудования, в частности энергетического, тракторов и другой сельскохозяйственной техники, дорожно-строительных машин. Существуют неплохие возможности продвижения в Латинскую Америку российской автомобильной техники, в частности грузовиков, троллейбусов.
При оценке перспектив экономических связей следует учитывать возможности использования уже созданного задела, в том числе в виде ранее построенных с нашей помощью промышленных объектов (особенно на Кубе), ранее проданного энергетического оборудования и авиатехники, которые нуждаются в модернизации и запасных частях.
Экономические отношения между Россией и развивающимися государствами осложнены комплексом проблем, как унаследованных от бывшего СССР, так и возникших после его распада. Негативную роль сыграл КрАЗ советской модели развития, прежде популярной во многих их этих стран. Военно-техническое сотрудничество, которое играло важную роль во взаимоотношениях СССР с рядом развивающихся стран, обернулось огромными потерями: поставки военной техники осуществлялись в кредит, либо безвозмездно (на них приходится основная часть из 150 млрд долл. Задолженности зарубежных стран пред Россией). Но вместе с тем продажа военной техники развивающимся странам остается одним из немногих конкурентоспособных направлений в экономических отношениях Россия – Юг.
Российский экспорт сырья вызывает негативную реакцию со стороны развивающихся стран, поскольку часто осуществляется по более низким в сравнении с мировыми ценами и однотипен с их сырьевым экспортом. Возможности сбыта в развивающихся странах российской готовой промышленности продукции подчас ограничены из-за устаревшей номенклатуры предлагаемых товаров и технологической несовместимости с мировыми стандартами. В то же время энергетическое и нефтяное оборудование, авиационная гражданская техника, продукция аэрокосмического комплекса, некоторые другие группы товаров российского производства перспективны для расширения торговли с развивающимися странами.
Россия заинтересована как в укреплении сложившихся экономических связей с традиционными партнерами, например, с Индией, так и в обретении новых среди развивающихся стран. Некоторые положительные сдвиги наметились в сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Вступление России в АТЭС в качестве полноправного члена улучшает возможность хозяйственных контактов в этом динамичном регионе.
2.10 Экономические отношения России с странами Центральной Восточной Европы.
В первой половине ХХ в. торговля Российской империи, а затем СССР со странами ЦВЕ была весьма не велика по объему и развивалась крайне медленно. Это объясняется рядом причин: однотипностью экспортной структуры России и стран ЦВЕ (преобладание сельскохозяйственных и топливно-сырьевых товаров); преимущественной ориентацией внешней торговли как России, так и стран ЦВЕ на Германию и Великобританию; политическими конфликтами и напряженными отношениями с рядом стран региона, особенно в 20-30-е гг.
Торговля России со странами ЦВЕ к 1995г. стабилизировалась на довольно низком уровне, а затем стала понемногу расти. Доля стран этого региона в общем объеме торговли России сократилась с 15,6% в 1992 г. до 1,5% в 1997г.
Несмотря на громадное падение объема торговли с этим регионом, страны ЦВЕ по ряду товарных позиций остаются крупными экономическими партнерами России: в эти страны поставляется свыше 1/3 российского экспорта природного газа и около ¼ вывоза нефти.
Россия имеет положительное сальдо торгового баланса со странами ЦВЕ. Одна часть активного сальдо расходуется на оплату транзита российских товаров, особенно природного газа, а другая – шла на погашение задолженности СССР (около 10 млрд долл.), которая образовалась в конце 80 – начале 90-х гг. вследствие падения цен на товары советского экспорта.
Структура торговли России со странами ЦВЕ в 90-е гг. стала гораздо примитивнее. В российском экспорте энергоносители (нефть и природный газ) заняли основное место. Именно энергетическая привязка стран ЦВЕ к России определяет в основном объем взаимного товарооборота.
Оценивая перспективы
экономических связей России со странами
ЦВЕ, следует учитывать происшедшее
в 90-е гг. значительное сокращение ее
производственного и научно-
Топливно-сырьевая модель международной специализации российской экономики сформировалась еще в 70-80-е гг., а в 90-е гг. приобрела ярко выраженный характер. Природные богатства страны используются главным образом для «латания дыр» неэффективной экономики. Бесперспективность ее сырьевой специализации в настоящее время очевидна. Выход заключается в использовании доходов от экспорта природных ресурсов для развития передовых отраслей, использующих научно-технический потенциал России.