Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 19:17, реферат

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение монополизации и антимонопольного регулирования в России.
Задачи:
1. Выяснить сущность монополизации и причины её возникновения.
2. Определить роль государственного регулирования в России и особенности антимонопольного законодательства.

Содержание

Введение 3
1. История возникновения и развития монополий 6
2. Сущность монополии 8
1. Виды монополий 11
2. Международные монополии 13
3. Монополистическая конкуренция 14
3. Антимонопольное регулирование в России 18
1. Система государственного регулирования естественных монополий в России 24
Заключение 30
Использованная литература 31

Работа состоит из  1 файл

Монополии.doc

— 347.00 Кб (Скачать документ)
align="justify">      Сущность  и особенности всех видов монополистических  объединений ярко проявляются в  целях и характере их поведения.

      Есть  несколько причин существования  монополии.

      Первая  причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше её стоимость.

      Вторая  причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.

      Третья  причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за сбой право на монополию: в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.

      Поскольку монополизм в XX веке предстал как явление весьма «ёмкое» по структуре и содержанию, то сложилось уже несколько подходов к его классификации.

      Из  отечественных классификаций наиболее известной является классификация  типом монополизма в экономике  А. Лившица. Опираясь на анализ современной  мировой экономической теории и  практики, Лившиц считает правомерным  выделить, по меньше мере , 6 основных разновидностей данного явления:

  1. монополизм, вырастающий из конкуренции, базирующийся на концентрации производства и капитала;
  2. технологические (или естественные) монополии и олигополии, характерные для коммунальных служб, а также отрасли металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и т.д.;
  3. монополизм, вызываемый дифференциацией производимой однотипной продукции;
  4. монополизм предприятий, лидирующих в тех или иных направлениях современного НТП;
  5. естественные государственные монополии (типа монополии государства на эмиссию денег, на продажу отдельных видов потребительских товаров неэластичного спроса и т.п.);
  6. монополизм, характерный для административно-командного типа экономики.

      Монополии также можно классифицировать по видам:

  1. закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав;
  2. открытая монополия. В этом случае фирма не некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
    1. Международные монополии

      Особый  вид монополии – международные монополии. Экономической основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни. Существуют две разновидности международных монополий.

      Первая  – транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и  контролю, но международны по сфере  своей деятельности. Например: американский концерн «Стандарт ойл оф Нью-Джерси», имеющие предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%. Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна «Нестле» размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию.

      Вторая  разновидность – собственно международные  монополии. Особенность международных  трестов и концернов – международное  рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой концерн «Юнилевер». Их число значительно не велико, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д. Основные формы объединения: учреждение монополиями разных стран совместной компании в форме самостоятельно существующего треста или концерна; приобретение одной монополией доли контрольного пакета акций иностранной монополии; непосредственное слияние активов фирм разных стран (слияние де-юре); объединение компаний различных национальностей посредством «квазислияний». Последнее осуществляется путем обмена акциями между фирмами, сохраняющими юридическую независимость, либо посредством взаимного назначения администраторов, либо через коллективное владение акциями совместный компаний. Слияние такого типа – наиболее распространенная форма образования международных трестов и концернов. Они помогают разно-национальным фирмам, объединяющим оперативную деятельность, не только избежав двойного налогообложения, но и сохранить формальную самостоятельность, корпоративную структуру, индивидуальные особенности производства и сбыта, собственные торговые знаки, прежнее место расположения штаб-квартир материнских компаний и принадлежность к национальному законодательству своей страны.

    1. Монополистическая конкуренция

      Монополистическая конкуренция – распространенный тип рынка, наиболее близкий к  совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночная власть) незначительна (рис.2). 

Совершенная конкуренция   Монополистическая конкуренция   Олигополия   Чистая  монополия
     
 

Рис.2. Усиление рыночной власти. 

      Признаки  монополистической конкуренции:

  1. Фирм достаточно много, чтобы доля каждой в общем объеме рынка была невелика, соответственно и контроль каждой фирмы над ценой небольшой.
  2. Почти невозможен тайный сговор фирм по поводу ограничения объемов производства и регулирования цен.
  3. Как правило, фирма строит свою политику без учета реакции конкурентов, поскольку фирмы-конкуренты достаточно многочисленны.

      На  рынке имеется дифференциация продукта, выпускаемого фирмами. Каждый данный продукт  может иметь разновидности. Дифференциация продукта проявляется в следующих формах:

  1. различия по качеству, т.е. по функциональным параметрам и особенностям, материалам, отдельным деталям, дизайну исполнения, качеству общей работы и выработки некоторых частей, узлов, по степени носкости и долговечности, надежности работы;
  2. различия по условиям продажи и оказываемым при этом услугам: качеству обслуживания, скорости обслуживания, сервисным программам;
  3. различия по размещению продукта и степени его доступности к покупателям; это различия по месту расположения магазина или торгового центра (небольшая улочка, центральная площадь, оживленный перекресток автомагистралей, деловая часть города), по времени работы (круглосуточно, с наличием или без обеденного перерыва, выходных дней, сезонная распродажа);
  4. мнимые различия продукта, созданные посредством применения оригинальной упаковки, стимулирование сбыта с помощью рекламы, использование известных торговых марок, знаков.

      Степень контроля над ценой ограничена относительно большим числом фирм, участвующих  в монополистической конкуренции.

      Вступление  в отрасль с монополистической  конкуренцией, как правило, осуществляется достаточно легко. Нет потребности  в относительно крупном капитале. Однако финансовые затраты больше, чем при чистой конкуренции, поскольку  необходимы вложения в отработку собственной разновидности продукта и в рекламу.

      Ценовая и неценовая конкуренция сопутствуют  друг другу. В ценовой конкуренции  особое место занимают поиск и  последующее рекламирование своего торгового знака, марки, клейма.

      Признаки  монополистической конкуренции в наиболее чистом виде наблюдаются в розничной торговле, легкой промышленности.

      Спрос на продукцию фирм, действующих в  условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Например, к монополистической конкуренции можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за её продукцию большую по сравнению с другими фирмами цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет аналоги менее известных фирм по низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и т.д.

      Конкурентность  таких рынков также очень высокая, что во многом объясняется легкостью  доступа на рынок новых фирм. Сравним для примера рынок стальных труб и рынок стиральных порошков. Первый является примером олигополии, второй – монополистической конкуренции.

      Выход на рынок стальных труб затруднителен  из-за большого эффекта масштаба и  крупных первоначальных капиталовложений, в то время как для производства новых сортов стиральных порошков не требуется создавать крупное предприятие. Поэтому если фирмы, производящие порошки, будут получать большие экономические прибыли, это придет к притоку новых фирм в отрасль. Новые фирмы будут предлагать потребителям стиральные порошки новых марок, иногда мало чем отличающиеся от уже производившихся (в новой упаковке, другого цвета и т.д.).

      На  рынках монополистической конкуренции  экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут уйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в неё новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы снизятся.

      Сокращение  спроса снизит экономическую прибыль  фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.

      Ситуация  долгосрочного равновесия показана на рис. 3.

Рис. 3. Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции: D – спрос; MR – предельные издержки; ATC – средние валовые издержки.

      Отсутствие  экономической прибыли лишает новые  фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые – для выхода из неё. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа в отрасль хоть и не высоки, но всё же существуют. Например, чтобы открыть парикмахерскую или заниматься частной медицинской практикой, надо иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом.

      Является  ли рыночный механизм монополистической  конкуренции эффективным?

      С точки зрения использования ресурсов – нет, поскольку производство осуществляется не минимальными издержками: производство Q0 достигает величины, где средние валовые издержки фирмы минимальны, т.е. составляют величину Q1. Однако, если оценить эффективность с точки зрения удовлетворения интересов, то многообразие товаров, отражающие индивидуальные запросы людей, является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большом объеме.

      Более лоялен рынок олигополии, которая  может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это  отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.

Информация о работе Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России