Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 19:17, реферат

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение монополизации и антимонопольного регулирования в России.
Задачи:
1. Выяснить сущность монополизации и причины её возникновения.
2. Определить роль государственного регулирования в России и особенности антимонопольного законодательства.

Содержание

Введение 3
1. История возникновения и развития монополий 6
2. Сущность монополии 8
1. Виды монополий 11
2. Международные монополии 13
3. Монополистическая конкуренция 14
3. Антимонопольное регулирование в России 18
1. Система государственного регулирования естественных монополий в России 24
Заключение 30
Использованная литература 31

Работа состоит из  1 файл

Монополии.doc

— 347.00 Кб (Скачать документ)

      МАП осуществляет государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией  коммерческих организаций и их объединений  на предмет их соответствия требованиям  антимонопольного законодательства. Кроме того, этот орган обязан контролировать соблюдение антимонопольного законодательства при приобретении акций или долей в уставном капитале коммерческих организаций.

      Система антимонопольного регулирования включает также и меры ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. В России это в основном меры административно-организационного воздействия, хотя в некоторых случаях предусматриваются и более строгие меры.

      В экономике современных государств всегда существую такие сферы, в которых сохранение и поддержание рыночной конкуренции нецелесообразно по причине её экономической неэффективности или по иным причинам, среди которых – обеспечение системы национальной безопасности страны. Антимонопольная политика, следовательно, не означает ликвидации монополизма вообще. Она должна опираться на основательную инвентаризацию рынков, на их разграничение, на конкурентные рынки и, в принципе, неконкурентные, т.е. такие, где сохранение монополий экономически оправдано. Сферы экономики, исключенные из рыночной конкуренции, – это так называемые естественные и государственные монополии.

      Естественные  монополии – такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее отсутствии конкуренции в силу  технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства). Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на товары других видов. Мировой опыт свидетельствует, что такие условия производства характерны для так называемых предприятий общественного пользования, к которым, в частности, относятся предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба и т.д. Согласно Федеральному Закону РФ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г., к ним отнесены:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

      Естественная  монополия, как и всякая монополия, несет в себе возможность злоупотребления монопольной властью со стороны её субъектов. Эти злоупотребления возможны при назначении цен и тарифов на товары и услуги отраслей – естественных монополистов, при определении объемов производства, распределении продукции между отдельными потребителями и др. Для недопущения злоупотреблений государство должно регулировать деятельность естественных монополий, разрабатывая особый правовой режим такого регулирования.

      Государственное регулирование естественных монополий основывается на соблюдении баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

      Существует  представление, что повышения цен  на продукцию естественных монополий  можно избежать, если осуществить  их реформирование. Суть реформ видится  в принципе сходной во всех отраслях: отделение конкурентной сферы и снижение издержек и цен посредством конкурентной борьбы. Анализ показывает, что такого рода возможности имеются только в электроэнергетике.

      В хронологии российских реформ последнего десятилетия в сфере естественных монополий можно выделить два последовательных периода: первая половина 90-х годов, когда инфраструктурные подсистемы (с которыми и связывается, в основном, проблематика естественно-монопольных отраслевых структур, естественных монополий)  в основном реформировали «на общих основаниях», и вторая половина десятилетия, когда стали разрабатываться и проводиться в жизнь специальные мероприятия относительно естественных монополий.

      В обобщенном виде можно назвать следующие  важные факторы, определяющие ход российских реформ в естественно-монопольных отраслевых структурах:

  • проявление ряда ретроспективных тенденций, сложившихся за рамками рассматриваемого периода, в том числе и негативных, определяющих долгосрочные и устойчивые диспропорции в развитии производственной инфраструктуры;
  • наличие общего макроэкономического фона российских реформ, осуществление которых определило мероприятия по реформированию инфраструктурных отраслей;
  • генезис российского монополизма (любого, естественного и «неестественного») – как административного, инициированного «сверху», а не как сложившегося в процессе развития рыночных отношений, – что привносит в процессы реформирования дополнительные трудности;
  • «запаздывающий» характер реформ в инфраструктурных отраслях в общем пакете мер по реформированию отраслей народного хозяйства, – что в ряде случаев тормозит поступательный ход социально-экономических преобразований в стране;
  • магистральный характер транспортных и энергетических сетей страны, особенности формирования их структуры и топологии, влияющие на возможность развития конкурентных сред (как в рамках внутриотраслевой, так и межотраслевой конкуренции);
  • многообразие форм и способов (не всегда полностью легитимных) проведения через отраслевые министерства комплекса мероприятий отраслевого характера, направленных на выживание отрасли в новых хозяйственных условиях;
  • особенности мероприятий по государственному регулированию инфраструктурных отраслей в сфере их естественной монополии, направленных на преодоление сращивания функций государственного управления и хозяйствования в рамках единого субъекта и ориентированных на обеспечение эффективности деятельности естественно-монопольных отраслевых структур в интересах общества.

      Наряду  с естественными монополиями  из сферы рыночной конкуренции могут быть исключены и иные сферы деятельности, называемые государственными монополиями. Сохранение конкуренции в этих отраслях нецелесообразно не только в силу её экономической неэффективности, но и по причине особой роли этих отраслей в формировании общих условий экономического и социального развития страны, обеспечения национальной безопасности, а также особой социальной значимости производимых товаров и услуг. В качестве субъектов государственной монополии России выступают, как правило, государственные унитарные предприятия, имеющие лицензии на осуществление определенных видов деятельности. Виды государственной монополии: денежно-эмиссионная деятельность, осуществляемая Центральным Банком страны, некоторые виды внешнеэкономической деятельности (экспорт и импорт отдельных товаров), часто производство и сбыт алкогольной продукции и др. Режим государственной монополии имеет исключительный характер, его виды и границы определяются специальными законами.

      Таким образом, антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать её возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу.

    1. Система государственного регулировании

  естественных монополий  в России

      Товарные  рынки, где присутствует лишь один хозяйствующий  субъект-поставщик товаров (услуг), в соответствии с законодательством  Российской Федерации, относятся к  естественным монополиям и подлежат государственному регулированию. Оно необходимо для защиты интересов потребителей товаров и услуг субъектов естественных монополий, а также для повышения экономической эффективности их деятельности. В настоящее время в нашей стране прослеживается тенденция усиления регулирующей функции государства в рассматриваемой сфере. Это породило ряд экономических и правовых проблем.

      Мировая практика знает несколько подходов к их решению: 1) использование института  государственной собственности  в соответствующих сферах; 2) приватизация; 3) государственное регулирование. Федеральным Закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» основан на концепции государственного регулирования в интересах общества. Исходя из принципиальных положений этой экономической теории, базирующейся на необходимости обеспечить потребителей качественной продукцией в достаточном объеме и по доступным ценам, Закон о естественных монополиях предусматривает исчерпывающий перечень методов воздействия:

а) ценовое  регулирование;

б) определение  потребителем подлежащих обязательному  обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения.

      Эти методы (каждый в отдельности или  оба одновременно) применяются не автоматически, а в зависимости  от конкретной ситуации на товарном рынке и на основании решений государственных органов регулирования.

      Каковы  же причины разработки Закона РФ «О естественных монополиях»?

      Анализ  дел, которые рассматривались в  связи с нарушением антимонопольного законодательства, показывал, что 30-40, а то и все 50 процентов дел в разные периоды и в разных регионах приходилось именно на те субъекты, подразделения которых сейчас отнесены к сфере естественных монополий: транспорт, связь, энергетика.

      Эти нарушения сводились к двум: злоупотребление  своим монопольным положением в виде установления высоких цен на свою продукцию или услуги и нарушения, связанные с заключением и исполнением договоров. Есть много других вариантов нарушения антимонопольного законодательства, но значительная часть их приходилась именно на вышеназванные отрасли.

      Начиная с 1992 года, когда произошла либерализация  цен, в этом секторе цены стали  расти быстрее, чем в других. Правительство  озаботилось проблемой регулирования  этих секторов и начало вводить такие  меры, как ограничение уровня рентабельности, установление неких предельных цен, то есть меры государственного регулирования. Но в том виде, в каком это регулирование осуществлялось, как показала практика, оно было малоэффективным.

      Что значит «установить предельный уровень  рентабельности», что значит «предприятие не может получать более 25% прибыли от затрат»? Всё просто: предприятие, чтобы получить большую прибыль, будет увеличивать затраты. Так все и поступали, то есть включали в себестоимость продукции всё, что действующее законодательство позволяло и не позволяло, и уже к этому объему затрат добавляли 25%.

      Это и стало причиной того, что Антимонопольным  комитетом был разработан проект Федерального Закона "О естественных монополиях". Он достаточно тяжело проходил в Правительстве и Государственной Думе. Столкнулись интересы тех отраслей, которые, в соответствии с этим Законом, должны контролироваться и самим государством. И все-таки в результате сложных подготовительных работ в 1995 году ФЗ «О естественных монополиях» был принят.

      Федеральным Законом монополия определена как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции. То есть это те сферы, где само государство признало, что конкуренция не может быть основной для развития этих секторов в силу технологических особенностей производства. И второе: межотраслевая конкуренция не может быть в той сфере, где нет товарозаменителей, а спрос неэластичен. Например, предприятию нужна электроэнергия, оно не может её заменить транспортными услугами или продуктами питания. Получить элек5троэнергию можно только у естественного монополиста.

      К сфере естественных монополий отнесен  достаточно узкий перечень видов  деятельности. Здесь нужно избегать таких ошибок, как утверждение: «Газпром» – естественная монополия. Естественной монополией является только транспортировка газа по трубопроводам. Не является естественной монополией добыча газа, оптовая и розничная его реализация. Является естественной монополией не нефтяной комплекс, а только транспортировка нефти и нефтепродуктов по трубопроводам.

      Созданы органы, которые контролируют монополии. Это, в частности, Федеральная Энергетическая Комиссия. За ней закреплено всё, что  касается транспортировки нефти  и газа. Федеральные службы в области  связи и транспорта.

      Методы  регулирования естественных монополий установлены законом. Например, ценообразование. В статье 6 Закона написано, что для данного вида деятельности может быть установлена фиксированная цена либо предельный уровень цен. Сейчас в разных секторах это делается по-разному. По электроэнергии есть предельный уровень, в других отраслях устанавливают достаточно жесткие тарифы.

      В соответствии с Законом эти нормы  могут применяться к тем организациям, которые включены в реестры субъектов естественных монополий.

      То  есть, каждый из органов естественных монополий ведет реестр, включает в него те организации, которые действительно  являются естественными монополиями  в соответствии с тем определением, которое дано в Законе, и именно к ним он имеет право применять меры по контролю и регулированию. Положение о реестре утверждается Правительством, а сами реестры ведут эти органы.

      Не  решены еще некоторые вопросы  естественных монополий. Например, очень  сложно отделить конкурентный сектор от монопольного. Возьмем то же РАО “Газпром”. Там большой конкурентный сектор – добыча газа, реализация, ремонт, обслуживание, восстановление скважин, производство отдельных видов оборудования для добычи, транспортировки и реализации газа. Но внутри этой группы существует тот вид деятельности, который называется транспортировкой газа по газопроводу, а это – естественная монополия.

Информация о работе Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России