Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 05:39, контрольная работа
Период 70-80-х годов XX в. характеризуется кризисом кейнсианской теории и основанной на ней доктрине макроэкономической политики. Растущий дефицит государственного бюджета, вызванный экспансионистской политикой правительства, увеличение государственного долга привели к серьезным финансовым проблемам, которые проявились в резком возрастании темпов инфляции - она вышла из-под контроля и начала свое разрушительное действие на хозяйственную систему. Манипулирование налоговыми и процентными ставками усиливало непредсказуемость экономики, вызывало утечку капиталов за рубеж.
Она показывает зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок. По мере роста налоговых ставок от 0 до 100% налоговые поступления сначала будут расти до некоторого максимального уровня – критической точки, а затем увеличение ставок приведет к снижению поступлений налогов в бюджет до нуля. Согласно его теории снижение налоговых ставок приведет лишь к краткосрочному сокращению среднегодового объема налоговых поступлений в бюджет. В длительной перспективе эта мера обеспечит рост сбережений, инвестиций, расширения производства, увеличения занятости, совокупности дохода, а, следовательно, расширит налогооблагаемую базу. В итоге возрастут государственные доходы, уменьшится дефицит бюджета, сократятся темпы инфляции и произойдет ускорение экономического роста.
Критерий оптимальности в результате налоговой политики – максимум государственных доходов в результате налогообложения.
Несмотря на многочисленные возражения и критику в адрес сторонников теории предложения, ряд принципов этой концепции был положен в основу экономической политики правительств США, Великобритании проводимой в 1980-х годов. Позитивные сдвиги выразились в резком снижении уровня инфляции, сокращении безработицы, увеличения темпов экономического роста.
Теория рациональных ожиданий
Впервые эти идеи рациональных ожиданий были высказаны американским ученым Джоном Мутом еще в 1961г. В разработке теории рациональных ожиданий активно участвовали американские экономисты Роберт Лукас, Томас Сарджент. Вначале теория рациональных ожиданий считалась одним из ответвлений монетаризма. Но благодаря работам Р. Лукаса она получила самостоятельность, превратившись в довольно авторитетное направление неоконсерватизма.
Школа рациональных ожиданий
представляет собой еще одну попытку
применения неоклассических подходов
к решению новых теоретических
и практических проблем, таких как
эффективность государственного вмешательства,
безработица, экономический рост, цикличность,
нейтральность денег и др. В
ее рамках получает развитие теория общего
экономического равновесия Л.Вальраса,
субъективный подход, модель рационального
поведения хозяйствующих
Сторонники рациональных ожиданий развивают макроподход. Поэтому они сами называют себя «новой классической макроэкономической теорией» или «новой классикой». Причем, новые классики попытались подвести под свое обоснование решения макроэкономических проблем традиционный микроэкономический подход, используя собственную модель поведения человека.
Они взяли на вооружение концепцию поведения человека, которую предложил в начале 60-х годов Дж. Мут. Он впервые ввел в экономический оборот понятие «рациональные ожидания». Это ожидания, формирующиеся на базе всей имеющейся на данный момент информации о современном состоянии и перспективах хозяйства. Введением понятия рациональные ожидания, новые классики стремились преодолеть известное противоречие традиционных теорий: рациональное поведение человека в условиях определенности на микроуровне и его отсутствие в поведении субъектов в условиях неопределенности на макроуровне.
Новые классики доказывают, что субъекты в ситуации неопределенности ведут себя весьма осмотрительно, используя для оценки этой ситуации весь имеющийся у них опыт. Таким образом, в стабильной системе люди ведут себя адаптивно, т.е. формируют ожидания исходя из прошлого и экстраполируя его на будущее.
В условиях же динамики и быстрого изменения конъюнктуры они ведут себя на основе предвидения будущего. Например, в условиях инфляции, хозяйствующие субъекты будут формировать ценовые ожидания исходя не из динамики цен в прошлом, а исходя из своих представлений о будущих тенденциях их изменений. Важным условием при этом является доступность информации.
Такая информация составляет первичный материал для построения моделей рациональных ожиданий, формирующихся с применением новейших математических методов. Первые модели рациональных ожиданий предложили Дж.Мут в 1961 г., Сарджент, Уоллес и Р.Лукас в конце 1980-начале 1990 – х гг. Эти модели имели две задачи: моделирование поведения экономических субъектов и моделирование последствий государственной политики в условиях неопределенности.
В таких моделях признается,
что большинство хозяйствующих
субъектов способны предвидеть возможные
мероприятия государственной
Поэтому, в отличие от монетаристов,
теоретики рациональных ожиданий доказывают,
что любые государственные
Наряду с государственным
Р. Лукас привел пример, иллюстрирующий влияние несовершенства информации на развертывание циклических колебаний. Например, товаропроизводитель в условиях ограниченной информированности сталкивается с фактом роста цен. Он склонен объяснять этот рост, исходя из двух причин: как следствие общего роста цен, и как результат изменения относительных цен. Даже если цены выросли только под влиянием инфляции, субъект будут полагать, что здесь присутствует и фактор изменения относительных цен производимого им товара. Поэтому он станет расширять производство. Аналогично, но в обратном порядке будут развиваться события в ситуации снижения цен. Рациональные субъекты отреагируют на него сокращением производства.
Главную заботу государства новые классики видят в организации достоверных источников информации и обеспечении ее доступности всем хозяйствующим субъектам. Например, в ситуации инфляции, главным средством должно быть обнародование пределов дефицита государственного бюджета с тем, чтобы население стало больше доверять правительству. Только в таких условиях инфляционные ожидания станут рациональными, и будут созданы условия для преодоления инфляции.
Одно из центральных положений теории рациональных ожиданий состоит в том, что рациональные ожидания способствуют «расчистке» всех видов рынков и приведению их в состояние, обеспечивающее устойчивость экономической системы. Основа этого, как утверждают теоретики новой классики, - гибкое реагирование хозяйствующих агентов на любые отклонения конъюнктуры, их действия в соответствии с принципами оптимизации, ориентация на реальные экономические показатели и результаты.
В рамках теории рациональных ожиданий
разрабатывается собственная
Это связано с тем, что динамика денежной массы является важнейшим источником информации. Увеличение денег в обращении вызывает рост цен, что в свою очередь является сигналом к увеличению производства. Следующее за сокращением денежной массы снижение цен, напротив, дает сигнал к снижению объемов производства. С такой динамикой экономические агенты постоянно согласуют свои действия. Таким образом, дискреционное управление предложением денег, должно быть заменено управлением, ориентирующимся на тот или иной вариант правила роста денежной массы. Это предложение напоминает «денежное правило» М. Фридмена.
Оценивая значение теории
«новых классиков» отметим, что они
упрочили позиции либеральной науки
и нанесли ощутимые теоретические
удары по противникам идеи свободы
предпринимательства. Они существенно
развили неоклассическую теорию
равновесия, их исследования пробудили
интерес к проблемам
Среди критических замечаний в адрес теории рациональных ожиданий надо отметить то, что модели школы рациональных ожиданий достаточно абстрактны, предполагают идеальную экономическую систему, далекую от реальности. Среди таких нереалистических предположений - предположение о существовании рынка с полной информационной прозрачностью, допущение о том, что хозяйствующие субъекты обладают знанием основных параметров экономической деятельности (цены, издержки, прибыль, заработная плата и т.д.). Между тем, в реальной жизни доступность информации может быть различной в зависимости от того, о какой группе населения идет речь (рядовой потребитель или государственный чиновник, например), могут существовать так называемые временные лаги (время, необходимое для того, чтобы информация дошла до экономических субъектов), наконец, существуют издержки получения информации, сегодня – это дорогостоящий ресурс. Остается под сомнением допущение об абсолютной гибкости цен. Любой из перечисленных моментов может послужить «затемнению» рынка и разрушать гипотезу рациональных ожиданий.
Общий вывод Лукаса и его
коллег: меры дискреционной монетарной
и фискальной политики способны не
сгладить, а, наоборот, усилить неустойчивость
в экономике, усугубить циклические
колебания — поскольку люди действуют
в соответствии со своими рациональными
ожиданиями на основе экономической
информации и быстро приспосабливаются
к новым ситуациям. Новая классическая
макроэкономика настаивала, что рынки
и готовых товаров, и ресурсов
являются конкурентными, а ставки цен
и заработной платы — гибкими.
Таким образом, на основе новых аналитических
методов эти теоретики
Заключение
Неоконсерватизм - модель экономического развития, пришедшая в середине 1970-х гг. в ведущих странах Запада на смену кейнсианству. Эта модель исходит из постулатов неоклассической экономической теории, рассматривающей механизм рыночного саморегулирования экономики как наиболее эффективный. Дефициты государственных бюджетов, рост инфляции, увеличение безработицы, снижение темпов роста производительности труда и другие негативные последствия экономической политики на рубеже 70-х — начале 80-х годов были отнесены неоконсерваторами на счет неэффективной государственной экономической политики.
Неоконсервативный поворот был воспринят как «консервативный сдвиг», как «шаг назад». Однако речь шла о поиске нового качества соединения вмешательства государства с рыночной системой. Неоконсерватизм — это не отрицание государственного регулирования. Это этап процесса эволюции государственного регулирования, который привел к отказу от неэффективных методов регулирования, поиску оптимальных пропорций и форм сочетания, взаимодействия двух подсистем хозяйственного механизма: государства и рынка.
С конца 70-х годов под знаком «консервативного возрождения» развивалась и экономическая мысль: пересматривались принципиальные теоретические положения, изменялась структура экономической науки, модифицировались способы реализации ее основных функций.
Характерной чертой
перестройки экономической
Неоконсерваторы не отказываются от
использования государственного механизма
для стабилизации капитализма, но призывают
резко ограничить сферу и изменить
формы государственного вмешательства
в экономику. В качестве главных
целей экономической политики государства
и средств их достижения они называют
содействие хозяйственной динамике
путем стимулирования частнокапиталистической
инициативы и борьбы с инфляцией
методами регулирования денежной массы.
Основополагающий тезис неоконсервативной
концепции гласит: рыночная конкуренция
независимых производителей в состоянии
выправить все структурные
Теоретическую основу неоконсервативных рекомендаций в области экономической политики образуют теория предложения, современный монетаризм и теория рациональных предложений.
А. Лаффер установил, что задача государственной экономической политики состоит во всемерном стимулировании предложения, с тем «чтобы наградить производителя и поощрить инвестора». Главным инструментом «поощрения» должна стать налоговая политика. Доходы бюджета имеют тенденцию к более быстрому росту при невысоких ставках налога на физических и юридических лиц. Стимулирования предложения путем предоставление финансовых льгот для частных инвесторов автоматически создает, необходимый спрос и приведет, в конце концов, к постепенному оздоровлению капиталистического хозяйства.