Особенности олигополистического рынка в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – проанализировать конкуренцию как экономическую категорию, выявить ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, определить достоинства и недостатки совершенной и несовершенной конкуренции.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

проанализировать учебную литературу по изучаемой проблеме;
проанализировать несовершенную конкуренцию с целью дать им объективную оценку, определить ее отличие от совершенной конкуренции;
выявить особенности определения цены и объема производства в условиях монополистической и совершенной конкуренции;
выявить особенности олигополистического рынка в современной России;
сделать выводы по работе.

Содержание

Введение 3
1. Особенности совершенной и несовершенной конкуренции 6
1.1. Конкуренция: понятие и роль в экономике 6
1.2. Механизм функционирования несовершенной конкуренции, ее отлицие от совершенной конкуренции 10
2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической и совершенной конкуренции 22
2.1. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции 22
2.2. Механизм ценообразования в условиях совершенной конкуренции 27
3. Особенности олигополистического рынка в современной России 31
3.1. Основные характеристики олигополии 31
3.2. Функционирование олигополистического рынка в России 37
Заключение 39
Список источников и литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Совершенная и несовершенная конкуренция_УрСЭИ.doc

— 657.50 Кб (Скачать документ)

Рис. 4. Смещение кривой спроса 

     Кроме того, следует отметить, что на величину спроса кроме цены, влияют уровень  доходов, размер рынка, цена и полезность других товаров, особенно товаров-заменителей (субститутов), субъективные вкусы и предпочтения, мода и т. п. Если, например, средний доход покупателей возрастает, то, при прочих равных условиях, кривая спроса Dl сместится вправо вверх и тому же уровню цены Р1 будет соответствовать возросший уровень спроса Q2. Главный фактор, воздействующий на предложение, — издержки производства. Поэтому, если в результате использования достижений технического прогресса или применительно к сельскому хозяйству, в силу благоприятных погодных условий удается снизить издержки производства, кривая предложения S1 смещается вправо вниз. Величина предложения при неизменной цене P1 возрастает c Q1 до Q2.

 

Рис. 5. Смещение кривой предложения  

     Рассмотренные кривые, взятые сами по себе, показывают, что происходит с покупками и продажами, если цена изменяется. Но на каком уровне должна установиться цена? Чтобы ответить на этот вопрос, надо свести вместе и сопоставить кривые спроса и предложения.

     Если  наложить друг на друга два графика, обозначающие совокупный спрос и совокупное предложение одного и того же товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения интересующего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся.

     В точке встречи Е спрос количественно  равен предложению (Q1) и цена P1 выступает как уравновешивающая цена, или цена равновесия.

Рис. 6. Равновесие спроса и предложения 

     При более высокой цене P2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будут способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (Р3) спрос превышает предложение (отрезок CF). В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будет толкать цену вверх. Лишь в точке Е, достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться.

     Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается равенство не покупок  и продаж — такое равенство  существует при любой цене. При  цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.

     Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количество имеющегося в обществе данного товара распределено между возможными его потребителями. Но это лишь частичное равновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложении или спросе товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а напротив, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. В этом случае говорят об общем равновесии рынка.

     В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того, чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия — уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей.

     В условиях совершенной конкуренции  при любом сложившимся уровне цены существует своего рода «внешний предел», при котором производители или вступают в данную отрасль или же выталкиваются из нее. Повышение цены обуславливает появление новых фирм и сохранение старых. Снижение цены приводит к тому, что фирмы с высоким уровнем издержек становятся убыточными и должны покинуть данную отрасль.

     То  в какой мере объем спроса на рынке  повышается при данном снижении цены или сокращается при данном ее увеличении, характеризует степень  эластичности спроса в зависимости  от цены. Коэффициент эластичности показывает на сколько на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на 1%. Эластичность предложения – это показатель относительного изменения предлагаемого количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Эластичность предложения зависит от многих факторов: дифференциации индивидуальных затрат, степени загрузки производственных мощностей, наличие свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую и т.д.

     Конечно, равенство спроса и предложения — это теоретическая абстракция, ибо в реальной хозяйственной практике такое совпадение бывает весьма редким.. Однако именно эта абстракция позволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма.

     Дадим несколько свойств чистой конкуренции:

  1. Очень большое число. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.
  2. Стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г, Д и так далее рассматриваются покупателями как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулирования сбыта.
  3. «Принимающие цену». На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предыдущих двух. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение и, следовательно, цену продукта. Короче говоря, отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней. Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукции есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Также у фирмы нет причины назначать какую-либо более низкую цену, так как это вызвало бы уменьшение ее прибылей.
  4. Свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие - свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

     Чистая  конкуренция на практике встречается  довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного ранка – неуместное логическое упражнение.

  1. Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной модели, чем любой другой рыночной структуре. Например, многие особенности сельского хозяйства намного легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.
  2. Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.
  3. Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт с которым можно сравнивать или оценивать эффективность реальной экономики.

 

2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической и совершенной конкуренции

2.1. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции

 

      Из  выше перечисленного следует, что монополистическая конкуренция похожа на монополию, так как отдельные фирмы могут контролировать цену, однако она же похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами и на рынке существует свободный вход и выход.

      Поскольку каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного  блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон, и  он сам определяет объем своего предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены на его продукцию, но и от цен на продукцию других конкурентов.

Рис. 7. Различия в поведении предприятий в условиях монополии и монополистической конкуренции 

      Линия AB является графиком спроса при полной монополии, тогда как ломанная CDEK - кривая спроса при монополистической  конкуренции.

      Производитель чувствует себя монополистом лишь на отрезке Q2Q3. Если он решит снизить  объем до Q1, с тем, чтобы цена была P`1, часть покупателей уйдет к  конкурентам и цена установится  на уровне P1. Соответственно при установлении низкой цены P4 производитель рассчитывает производить Q`4, однако его конкуренты тоже снизили цену и ему приходится увеличить объем до Q4.

      Рассматривая  монопольно конкурентную фирму, действующую  на отрезке Q2Q3, становится очевидно, что  поведение этой фирмы, ставящей перед  собой цель максимизацию прибыли, в краткосрочном периоде идентично поведению монополиста.

      В краткосрочном периоде фирма  будет максимизировать свои прибыли (или минимизировать убытки), производя  объем продукции, обозначенный пересечением кривых предельных издержек и предельной выручки, в соответствии с формулой.

      Фирма, производя выпуск объема Q1 и назначая цену P1 способна получить монопольную  прибыль, если конечно P1>P` (см. рис. 8). В этом случае ее прибыль характеризуется закрашенным прямоугольником (как и в противном случае (см. рис. 8) может нести убытки, которые она способно минимизировать в соответствии с той же формулой (10). В этом случае P1<P`).

Рис. 8. Монопольная прибыль 

      Таким образом, фирма при монополистической  конкуренции в коротком периоде ведет себя как монополист, стремясь максимизировать прибыль (минимизировать убытки).

      Однако  на рынке монополистической конкуренции  это долго продолжаться не может.

      Прибыли: фирмы входят в отрасль.

      В случае получения прибылей в краткосрочном периоде (Рисунок 9 и Рисунок 10а) можно ожидать, что экономические выгоды привлекут новых конкурентов, поскольку вхождение в отрасль является относительно простым. Что приведет к увеличению предложения. Когда новые конкуренты войдут в отрасль, кривая спроса, с которым сталкивается типичная фирма, сдвинется влево, потому что в этом случае каждая фирма станет обладать меньшей долей совокупного спроса и конкурирует с большим числом продуктов, представляющих собой близкие заменители. Это в свою очередь приводит к исчезновению экономических прибылей. Когда кривая спроса является касательной к кривой средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, фирма просто покрывает свои издержки, т.е. безубыточна. При объеме производства равном Q, фирма достигает состояния равновесия (Рисунок 10в.). Любое отклонение от этого объема повлечет за собой возникновение средних издержек, которые превысят цену производства и, следовательно, приведут фирму к убыткам.

Рис. 9. Варианты поведения фирмы 

      Более того, в ходе конкуренции исчезают экономические прибыли и стимул для вхождения в отрасль большего числа фирм.

      Убытки: часть фирм уходит.

      Когда в отрасли наступает краткосрочный  период убытков (Рисунок 10б), некоторые фирмы постепенно покидают отрасль. Столкнувшись с меньшим количеством продуктов-заменителей и увеличившейся долей совокупного спроса, выжившие фирмы видят, что их убытки прекращаются и постепенно уступают место нормальной прибыли. (Для простоты мы предположили постоянство цен; смещение ценовых кривых, по мере того как фирмы приходят и уходят, слегка бы усложнило рассмотрение вопроса, но не изменило бы выводов).

      Таким образом, для фирм, действующих при  монополистической конкуренции, в  долгосрочном периоде существует тенденция  к получению нормальной прибыли, или к возникновению безубыточности. Эти тенденции, основанные на наличии свойств «чистых конкурентов» и «чистых монополистов», и определяют цены и объемы производства в рассматриваемых нами условиях.

Информация о работе Особенности олигополистического рынка в современной России