Особенности показателей экономической безопасности по регионам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:24, реферат

Описание

Развитие экономики под воздействием рыночных механизмов выделило в качестве самостоятельной функцию государства по защите экономической безопасности. Такая необходимость вызвана тем, что рыночные механизмы не способны выполнять данную функцию. Обычно экономические интересы хозяйствующих субъектов не противоречат национальным интересам. Однако такие противоречия часто могут возникать.

Работа состоит из  1 файл

Особенности показателей экономической безопасности по регионам.docx

— 33.68 Кб (Скачать документ)

 

Особенности показателей экономической безопасности по регионам.

Развитие  экономики под воздействием рыночных механизмов выделило в качестве самостоятельной  функцию государства по защите экономической  безопасности. Такая необходимость вызвана тем, что рыночные механизмы не способны выполнять данную функцию. Обычно экономические интересы хозяйствующих субъектов не противоречат национальным интересам. Однако такие противоречия часто могут возникать. Например, рыночные механизмы делают выгодным развитие экологически вредных производств, а государство заинтересовано сдерживать их развитие.

Федеральный уровень власти может обеспечить лишь защиту от наиболее важных и крупных  угроз. Население же в своей повседневной жизни сталкивается со значительно большим спектром угроз, многие из которых носят локальный характер.

Выявление подобных местных проблем наиболее эффективно осуществляется местными органами власти как наиболее приближенными  к населению. В то же время предупреждать  и ликвидировать последствия  возникших локальных угроз наиболее эффективно могут органы государственной  власти субъектов Федерации.

Объектами экономической безопасности региона  являются территория субъекта Федерации, население и все относящееся  к экономике, расположенное на данной территории (участке земной поверхности, имеющем отдельные границы и  пространственный базис деятельности, включающий производственные фонды, инфраструктуру, и который рассматривается как  среда жизнедеятельности населения, совокупность ресурсов развития).

Объектом  исследования экономической безопасности на региональном уровне является кругооборот  расходов и доходов, товаров, услуг  и ресурсов на основе различных форм собственности. Основанием для оценки угроз и ущербов от воздействия  угроз как приемлемых или неприемлемых являются критерии экономической безопасности, которые могут быть качественными  или количественными. Критерии выражаются показателями экономической безопасности. Таким образом, сущность экономической  безопасности реализуется в системе  ее критериев и показателей.

Учитывая  особенности проблем обеспечения  экономической безопасности региона, необходимо выработать особую систему  параметров, учитывающих специфику  конкретной территории. Существующие системы показателей оценки экономической  безопасности ориентированы преимущественно  на федеральный уровень власти. Однако, учитывая важность и специфические  особенности региональных проблем, представляется необходимой специальная  проработка проблем показателей  безопасности для регионов. Целями применения подобной методики являются:

— оценка кризисных ситуаций и угрозы их возникновения  в социально-экономической сфере  региона;

— оценка влияния местных кризисных ситуаций на национальную безопасность субъекта Федерации и России в целом;

— разработка и обоснование программно-целевых  мероприятий по обеспечению экономической  безопасности.

Основные  требования к системе социально-экономических  показателей региона:

— система  социально-экономических показателей  региона должна быть взаимоувязана  с общей схемой анализа и показателей, использующихся на федеральном и  отраслевом уровнях;

— показатели региональной безопасности должны быть совместимы с действующей в стране системой учета, статистики и прогнозирования;

— система  социально-экономических показателей  должна отвечать перечню основных угроз  экономической безопасности региона;

— перечень социально-экономических показателей, используемых для анализа, должен быть минимален, легко доступен и допускать простую интерпретацию;

— результаты анализа должны допускать простую  и наглядную проверку на непротиворечивость существующему положению;

— социально-экономические  показатели должны относиться к одному временному периоду, описывая своего рода срезы социально-экономической ситуации;

— показатели должны допускать возможность осуществлять регулярный мониторинг и прогнозирование  факторов, влияющих на уровень угроз  безопасности региона.

Анализ  положения в регионе должен опираться  на набор индикаторов экономической  безопасности, который позволит выявить  и оценить грядущие угрозы, а также  реализовать необходимый комплекс программно-целевых мер по снижению уровня угроз. Для своевременного выявления  угроз целесообразно создать  перечень показателей, информацию по которым  должны предоставлять муниципальные  образования. На основе информации, полученной от местных органов власти после  ее проверки на соответствие критериям  экономической безопасности, можно  принимать обоснованные решения  о минимизации тех или иных угроз.

Критерий  экономической безопасности — оценка состояния экономики с точки  зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критерий не может приниматься как  прямое руководство к действию. Требуется  гибкий подход к его корректировке  и реализации в соответствии с периодической перестройкой ресурсно-производственного потенциала, созданием новых хозяйственных рычагов, структур управления.

По мнению большинства исследователей, основой  формирования этих показателей является тесная взаимосвязь понятия безопасности с категорией риска. Концепция риска  в стратегии экономической безопасности включает в себя два важнейших  элемента: оценку риска и управление риском. Оценка риска носит, как правило, экспертный, вероятностный характер. Управление риском предполагает предвидение  возможных критических социально-экономических  ситуаций с тем, чтобы предотвратить, ослабить и смягчить их последствия. Поэтому оценка уровня экономической  безопасности предполагает наряду с  анализом факторов риска использование  категорий потерь (ущерба) фактических, ожидаемых, потенциальных, компенсируемых и некомпенсируемых.

Процесс управления рисками строится на мониторинге  показателей, их анализе с учетом влияния на поставленные цели, прогнозе возможных изменений условий  развития объекта управления, оценке альтернативных вариантов решения  при выборе наиболее эффективных  вариантов.

Критерии  экономической безопасности диктуют  выбор определенных показателей  экономической безопасности объекта  исследования, которые будут описывать и характеризовать его динамику, уровень основных количественных и качественных параметров.

Особое  место занимает определение и  использование пороговых значений индикаторов, призванных сигнализировать  о приближении критического состояния  объекта управления и необходимости  изменения стратегии развития объекта. Пороговые значения — это предельные величины, несоблюдение значений которых  препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций для муниципального образования. Таким образом, показатели, по которым определены пороговые  значения, выступают системой показателей  экономической безопасности.

К основным критериям, характеризующим интересы региона в области безопасности и обеспечивающим приемлемые для  большинства населения условия  жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, относятся:

— расширенное  воспроизводство экономической  и социальной инфраструктуры региона;

— границы  критической зависимости региона  от ввоза важнейших видов продукции  первой необходимости;

— обеспечение  необходимого уровня обслуживания потребностей населения с целью формирования условий для нормального жизнеобеспечения населения региона.

Выявление угроз экономической безопасности региона и прогнозирование их последствий осуществляется с помощью  мониторинга.

В распоряжении органов власти региона должен постоянно  находиться инструментарий анализа  потенциальных и реальных угроз  экономической безопасности, альтернативный набор решения возникающих проблем.

Важнейшей проблемой, от решения которой зависит  разработка эффективных мер по предупреждению ущерба, является определение системы  пороговых уровней снижения экономической  безопасности в ответ на действие тех или иных факторов риска. Например, уровень и качество жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных  и других конфликтов, создается угроза выживанию.

Система параметров (пороговых значений) экономической  безопасности региона должна основываться на принципиальных положениях Государственной  стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.

Каждый  из основных индикаторов угроз экономической  безопасности связан с оценкой ситуации в определенной сфере. Расчет показателей, рассматриваемых изолированно друг от друга, не позволяет получить объективную  оценку. Только система показателей  позволяет сделать выводы о реальной степени угрозы экономической безопасности. Показательно сопоставление показателей  безопасности соседних регионов, а  также муниципальных образований  одного региона. Практика показывает, что нужно не просто определить чисто  макроэкономические индикаторы, на которые  трудно повлиять в оперативном порядке (их динамика складывается достаточно инерционно и под воздействием многих факторов, которые зачастую не поддаются влиянию). Целесообразно использовать индикаторы, которые поддаются воздействию со стороны органов власти как в стратегическом, так и в тактическом плане. Выявляются критические точки и способы воздействия на них.

Критическая величина экономических показателей  безопасности на определенной территории не всегда означает ситуацию полного  краха социально-экономической сферы  или отдельных ее областей. Прежде всего, она свидетельствует о  необходимости оперативного вмешательства  органов управления с целью изменения  опасных тенденций.

По степени  экономической значимости объекты  экономики и инфраструктуры региона  делятся на две категории:

— жизнеобеспечивающие, для которых необходим жесткий режим управления и планирования;

— для  менее значимых система регионального управления и планирования действует в отслеживающем режиме.

Отслеживание  функционирования объектов осуществляется через индикаторы — параметры  границ, в пределах которых система  может устойчиво функционировать  и развиваться.

Можно выделить следующие группы объектов для индикативного  анализа экономической безопасности региона:

— показатели состояния инфраструктуры (динамика воспроизводства, работоспособность  и степень изношенности, техническая  аварийность, число объектов инфраструктуры на 10 000 человек и др.);

— демография, уровень и качество жизни (рождаемость  и смертность, продолжительность  жизни, заболеваемость; средняя и  минимальная заработная плата и  пенсии в сравнении с прожиточным  минимумом; различие в уровне доходов  между отдельными слоями населения; потребление важнейших видов  продовольствия и обеспеченность товарами длительного пользования, преступность и др.);

— динамика занятости населения, в том числе  по половозрастным и социальным группам  населения;

— состояние  финансово-бюджетной и кредитной  системы, обеспеченность финансовыми  и материальными ресурсами важнейших  региональных нужд, обеспеченность ресурсами  исполнения отдельных делегированных государственных полномочий;

— действенность  системы государственной власти, механизмов правового и административного  регулирования;

— состояние  окружающей среды, экология.

Рассмотрим  более подробно пороговые значения индикаторов уровня жизни населения  как наиболее важные для регионального  уровня управления. В этой области  часто используются следующие показатели:

— доля в населении граждан, имеющих  доходы ниже прожиточного минимума,

— средняя  продолжительность жизни,

— разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп  населения;

— уровень  рождаемости;

— уровень  смертности и заболеваемости от различных  причин,

— сопоставление  средней заработной платы и пенсии в данном муниципальном образовании  с прожиточным минимумом в  соседних муниципальных образованиях;

— уровень  безработицы;

— уровень  обеспеченности различными товарами длительного  пользования;

— уровень  преступности.

При расчете  показателей дохода следует учитывать, что эти данные часто несколько  занижены, так как рассчитываются только на основе денежных доходов  населения без учета натуральных  доходов от собственных подсобных  хозяйств и без учета бесплатных благ и услуг, получаемых населением. Кроме того, не учитываются многие перераспределяющие потоки. В частности, доходы от неформальной, нерегистрируемой занятости, от безвозмездной помощи родственников друг другу. В результате этой деятельности населения происходит перелив доходов от одной группы населения к другой.

Информация о работе Особенности показателей экономической безопасности по регионам