Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:24, реферат
Развитие экономики под воздействием рыночных механизмов выделило в качестве самостоятельной функцию государства по защите экономической безопасности. Такая необходимость вызвана тем, что рыночные механизмы не способны выполнять данную функцию. Обычно экономические интересы хозяйствующих субъектов не противоречат национальным интересам. Однако такие противоречия часто могут возникать.
Однако
это не снимает остроту проблемы
с позиции угрозы безопасности. Дело
в том, что величина прожиточного
минимума установлена на таком низком
уровне, что пороговым значением
по этому индикатору должно было бы
быть отсутствие граждан, имеющих доходы
ниже данного уровня. Что касается
разрыва в доходах между
Важно подчеркнуть,
что наивысшая степень
Оценка интегрального показателя уровня экономической безопасности осуществляется преимущественно в виде табличного сопоставления основных экономических показателей регионального образования с их пороговыми значениями:
Показатель безопасности |
Критический показатель |
Фактический показатель за 2001 г. |
Прогнозный показатель на 2002 г. |
Уровень безработицы |
15% |
14% |
12% |
Износ инфраструктуры и др. |
70% |
85% |
90% |
Порядок
использования пороговых
Следует
отметить, что более показательным
и удобным в использовании
является функциональный анализ уровня
экономической безопасности. Такой
анализ позволяет выявить недостатки
и резервы реализуемого комплекса
мер по обеспечению каждой из функциональных
составляющих экономической безопасности
и безопасности территории в целом,
а также дать возможность скорректировать
функциональную систему обеспечения
его экономической
Возможный алгоритм анализа:
Определение структуры негативных воздействий по каждой функциональной составляющей экономической безопасности территории. Разделение объективных и субъективных негативных воздействий.
Оценивается
вероятность наступления
Формируется
список мер, которые были предприняты
к моменту проведения оценки уровня
его экономической безопасности
для устранения влияния негативных
воздействий. Такие списки мер формируются
по каждой из функциональных составляющих
и по каждому негативному
Оценка эффективности принятых мер с точки зрения нейтрализации конкретных негативных воздействий по каждой из функциональных составляющих экономической безопасности. Оценка эффективности принятых мер может производиться экспертами, проводящими общую оценку экономической безопасности данной территории или специально приглашенными лишь для этой цели, на основании оценки отношения экономического эффекта, полученного от реализации оцениваемых мер, предотвращенного с помощью этих мер возможного ущерба к совокупным затратам на реализацию комплекса мер и стоимости понесенного ущерба по функциональной составляющей.
Определение причин недостаточной эффективности мер, принятых для устранения уже имеющихся негативных воздействий и предотвращения возможных, а также определение ответственных за низкую эффективность реализации принятых мер.
Выработка рекомендаций по устранению и предупреждению негативных воздействий.
Оценка стоимости каждой из предлагаемых мер по устранению негативных воздействий и определение исполнителей, ответственных за реализацию предлагаемых мер.
Актуален вопрос о величине удельного веса каждой из составляющих безопасности при их агрегировании. Если какие — либо показатели линейно или нелинейно зависят друг от друга, то в информационной системе присутствует ненужная информация, искажающая результаты анализа, прогнозирования и, как следствие, результаты планирования. Поэтому необходим множественный анализ всей совокупности заданных показателей.
Функциональная составляющая безопасности |
Ожидаемый ущерб |
Предотвращенный ущерб |
Реализовавшийся ущерб |
Удельный вес |
Экологическая |
800 |
100 |
300 |
15% |
Информационная |
300 |
100 |
160 |
8% |
Финансовая |
1500 |
500 |
400 |
20% |
и т.д. |
|
|
|
57 % |
Общий ущерб |
|
|
|
100% |
Для выделения наиболее важных направлений можно применять расчет удельного веса отдельных составляющих безопасности в общем ущербе.
Пример
анализа экономической
Название прогнозируемого |
Вероятность |
Оцениваемый ущерб |
Вероятный ущерб (2*3) |
Авария на трубопроводе |
30% |
1 000 тыс. руб. |
300 тыс. руб. |
Перебои в поставке определенного жизненно важного товара |
50% |
700 тыс. руб. |
350 тыс. руб. |
Хищения цветных металлов |
90% |
500 тыс. руб. |
450 тыс. руб. |
И так далее |
|
|
|
Представительный орган принимает решение о том какие негативные воздействия следует уменьшить в первую очередь. Соответственно, в случае, если негативные воздействия нельзя преодолеть с помощью законодательных мер, соответствующим исполнительным органам власти дается задание разработать и представить на рассмотрение данные в соответствии с требованиями алгоритма анализа. На основе данных анализа представительный орган власти может принять решения о финансировании целевых программ по обеспечению экономической безопасности.
Создание
карт функционального анализа
Расчет
удельных весов функциональных составляющих
экономической безопасности на основе
анализа ущербов позволяет
Современные
информационные технологии позволяют
формировать модели управляемых
систем с учетом не только значений
входных ретроспективных
Приоритетными
задачами региональной политики, направленной
на повышение экономической
— поддержка жизненно важных для населения региона предприятий и объектов инфраструктуры;
— обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности населения;
— оказание содействия преимущественному развитию предприятий наиболее прибыльных и перспективных на данный период, а также предприятий, имеющих долгосрочные экономические преимущества в общей системе территориального разделения труда;
— развитие региональной инфраструктуры.
Рассмотрение экономической безопасности региона должно осуществляться в рамках экономической безопасности Российской Федерации.
Список Используемой литературы:
1. Закон Российской Федерации от 05.03.1992 №2446–1 (ред. от 26.06.2008) «О безопасности».
2. Указ Президента Российской
Федерации от 10.01.2000 №24 «О Концепции
национальной безопасности
3. Указ Президента Российской
Федерации от 12 мая 2009 г. №537 «О
Стратегии национальной
4. Распоряжение Правительства
РФ от 23.12.2009 №2063-р «Об утверждении
плана законопроектной
5. Богомолов В.А. Экономическая безопасность. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 295 с.
6. Градов А.П. Национальная экономика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.
7. Федеральные округа
России. Региональная экономика.
Под ред. Глушковой В.Г,
8. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. М.: ИНФРА-М, 2006. – 416 с.
9. Экономическая безопасность России. Общий курс. Под ред. Сенчагова В.К. 2-е изд. – М.: Дело, 2005. – 896 с.
10. Российский статистический
Информация о работе Особенности показателей экономической безопасности по регионам