Особенности показателей экономической безопасности по регионам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:24, реферат

Описание

Развитие экономики под воздействием рыночных механизмов выделило в качестве самостоятельной функцию государства по защите экономической безопасности. Такая необходимость вызвана тем, что рыночные механизмы не способны выполнять данную функцию. Обычно экономические интересы хозяйствующих субъектов не противоречат национальным интересам. Однако такие противоречия часто могут возникать.

Работа состоит из  1 файл

Особенности показателей экономической безопасности по регионам.docx

— 33.68 Кб (Скачать документ)

Однако  это не снимает остроту проблемы с позиции угрозы безопасности. Дело в том, что величина прожиточного минимума установлена на таком низком уровне, что пороговым значением  по этому индикатору должно было бы быть отсутствие граждан, имеющих доходы ниже данного уровня. Что касается разрыва в доходах между высоко- и низкодоходными слоями населения, то пороговое значение по этому индикатору в России предварительно определяется на уровне, обычно принимаемом в развитых зарубежных странах, где разрыв в 8 раз не вызывает социальных конфликтов. Однако население России привыкло к разрыву в доходах максимум в 4—5 раз. Поэтому по возможности следует принимать более жесткие параметры пороговых значений по данному индикатору.

Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что  весь комплекс показателей находится  в пределах допустимых границ своих  пороговых значений, а пороговые  значения одних показателей достигаются  не в ущерб другим.

Оценка  интегрального показателя уровня экономической  безопасности осуществляется преимущественно  в виде табличного сопоставления  основных экономических показателей  регионального образования с  их пороговыми значениями:

Показатель безопасности

Критический показатель

Фактический показатель

за 2001 г.

Прогнозный показатель

на 2002 г.

Уровень безработицы

15%

14%

12%

Износ инфраструктуры и др.

70%

85%

90%


Порядок использования пороговых значений в самом общем виде представляется следующим. Органы исполнительной власти разрабатывают прогнозы социально-экономического развития на определенный период, проекты  бюджета. Прежде всего, следует установить, что в этих документах обязательно должны содержаться показатели, характеризующие степень экономической безопасности региона. В документах должно приводиться сопоставление прогнозируемых показателей социально-экономического развития и бюджета с их пороговыми значениями. Проекты всех наиболее важных решений по экономическим вопросам также должны проходить проверку на предмет соответствия пороговым значениям безопасности.

Следует отметить, что более показательным  и удобным в использовании  является функциональный анализ уровня экономической безопасности. Такой  анализ позволяет выявить недостатки и резервы реализуемого комплекса  мер по обеспечению каждой из функциональных составляющих экономической безопасности и безопасности территории в целом, а также дать возможность скорректировать  функциональную систему обеспечения  его экономической безопасности.

Возможный алгоритм анализа:

Определение структуры негативных воздействий  по каждой функциональной составляющей экономической безопасности территории. Разделение объективных и субъективных негативных воздействий.

Оценивается вероятность наступления отдельных  негативных воздействий, а также  ущерб в случае их наступления с тем, чтобы оценить вероятный размер ущерба.

Формируется список мер, которые были предприняты  к моменту проведения оценки уровня его экономической безопасности для устранения влияния негативных воздействий. Такие списки мер формируются  по каждой из функциональных составляющих и по каждому негативному воздействию  внутри каждой составляющей. Если в  прошлом были приняты какие-либо превентивные меры по предупреждению определенных негативных воздействий, их также необходимо включить в список мер, даже если ожидавшиеся негативные воздействия так и не имели  места.

Оценка  эффективности принятых мер с  точки зрения нейтрализации конкретных негативных воздействий по каждой из функциональных составляющих экономической  безопасности. Оценка эффективности принятых мер может производиться экспертами, проводящими общую оценку экономической безопасности данной территории или специально приглашенными лишь для этой цели, на основании оценки отношения экономического эффекта, полученного от реализации оцениваемых мер, предотвращенного с помощью этих мер возможного ущерба к совокупным затратам на реализацию комплекса мер и стоимости понесенного ущерба по функциональной составляющей.

Определение причин недостаточной эффективности  мер, принятых для устранения уже  имеющихся негативных воздействий  и предотвращения возможных, а также  определение ответственных за низкую эффективность реализации принятых мер.

Выработка рекомендаций по устранению и предупреждению негативных воздействий.

Оценка  стоимости каждой из предлагаемых мер  по устранению негативных воздействий  и определение исполнителей, ответственных  за реализацию предлагаемых мер.

Актуален  вопрос о величине удельного веса каждой из составляющих безопасности при их агрегировании. Если какие  — либо показатели линейно или  нелинейно зависят друг от друга, то в информационной системе присутствует ненужная информация, искажающая результаты анализа, прогнозирования и, как  следствие, результаты планирования. Поэтому  необходим множественный анализ всей совокупности заданных показателей.

Функциональная составляющая безопасности

Ожидаемый ущерб

Предотвращенный ущерб

Реализовавшийся ущерб

Удельный вес

Экологическая

800

100

300

15%

Информационная

300

100

160

8%

Финансовая

1500

500

400

20%

и т.д.

 

 

 

 

 

 

57 %

Общий ущерб

 

 

 

 

 

 

100%


Для выделения  наиболее важных направлений можно  применять расчет удельного веса отдельных составляющих безопасности в общем ущербе.

Пример  анализа экономической безопасности, представляемый в представительный орган власти:

Название прогнозируемого негативного  воздействия

Вероятность

Оцениваемый ущерб

Вероятный ущерб (2*3)

Авария на трубопроводе

30%

1 000 тыс. руб.

300 тыс. руб.

Перебои в поставке определенного  жизненно важного товара

50%

700 тыс. руб.

350 тыс. руб.

Хищения цветных металлов

90%

500 тыс. руб.

450 тыс. руб.

И так далее

 

 

 

 

 

 

Представительный  орган принимает решение о  том какие негативные воздействия следует уменьшить в первую очередь. Соответственно, в случае, если негативные воздействия нельзя преодолеть с помощью законодательных мер, соответствующим исполнительным органам власти дается задание разработать и представить на рассмотрение данные в соответствии с требованиями алгоритма анализа. На основе данных анализа представительный орган власти может принять решения о финансировании целевых программ по обеспечению экономической безопасности.

Создание  карт функционального анализа позволяет  решать одновременно целую совокупность важнейших проблем обеспечения  экономической безопасности. Оценивая значения финансовых параметров ущербов  от ожидавшихся, реализовавшихся и  предотвращенных негативных воздействий, можно получить достоверное представление  о масштабах потенциального, предотвращенного и понесенного ущерба от совокупности негативных воздействий на его экономическую  безопасность. Также через анализ удельных весов функциональных ущербов  в совокупном ущербе можно достаточно точно оценить значимость функциональных составляющих экономической безопасности.

Расчет  удельных весов функциональных составляющих экономической безопасности на основе анализа ущербов позволяет определить однородный параметр исследования, трудноизмеримый  другими способами функциональных составляющих экономической безопасности, и поэтому этот метод является весьма эффективным при решении  проблемы оценки функциональных составляющих экономической безопасности.

Современные информационные технологии позволяют  формировать модели управляемых  систем с учетом не только значений входных ретроспективных данных, но и с учетом структуры взаимодействия этих данных в конкретном экономическом  процессе. Существуют возможности вариантного  моделирования с учетом нелинейных взаимосвязей, восприятие искаженных входных данных, способность к  оперативному уточнению сформированной модели управляемого процесса при дополнении необходимой информации.

Приоритетными задачами региональной политики, направленной на повышение экономической безопасности регионов, в настоящее время являются:

— поддержка  жизненно важных для населения региона  предприятий и объектов инфраструктуры;

— обеспечение  условий для нормальной жизнедеятельности  населения;

— оказание содействия преимущественному развитию предприятий наиболее прибыльных и  перспективных на данный период, а  также предприятий, имеющих долгосрочные экономические преимущества в общей  системе территориального разделения труда;

— развитие региональной инфраструктуры.

Рассмотрение  экономической безопасности региона  должно осуществляться в рамках экономической  безопасности Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список Используемой литературы:

1.    Закон Российской Федерации  от 05.03.1992 №2446–1 (ред. от 26.06.2008) «О  безопасности».

 

2.    Указ Президента Российской  Федерации от 10.01.2000 №24 «О Концепции  национальной безопасности Российской  Федерации».

 

3.    Указ Президента Российской  Федерации от 12 мая 2009 г. №537 «О  Стратегии национальной безопасности  Российской Федерации до 2020 года».

 

4.    Распоряжение Правительства  РФ от 23.12.2009 №2063-р «Об утверждении  плана законопроектной деятельности  Правительства Российской Федерации  на 2010 год в сфере обеспечения  безопасности в сферах экономики  и информации».

 

5.    Богомолов В.А. Экономическая  безопасность. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 295 с.

 

6.    Градов А.П. Национальная  экономика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.

 

7.    Федеральные округа  России. Региональная экономика.  Под ред. Глушковой В.Г, Симагина  Ю.А. Учебное пособие. М.: Кнорус, 2009. – 352 с.

 

8.    Фетисов Г.Г., Орешин  В.П. Региональная экономика и  управление. М.: ИНФРА-М, 2006. – 416 с.

 

9.    Экономическая безопасность  России. Общий курс. Под ред. Сенчагова В.К. 2-е изд. – М.: Дело, 2005. – 896 с.

 

10. Российский статистический ежегодник.  М.: Росстат, 2006. С. 41–43.

 


Информация о работе Особенности показателей экономической безопасности по регионам