Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:07, курсовая работа
Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения и ее развития на современном Российском рынке. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; определить подходы к анализу полезности и спроса; изучить кривые и карту безразличия; определить понятие предельной нормы замещения; исследовать особенности расположения бюджетной линии; определить соотношение изменения цен и дохода потребителя; определить характерные черты современного Российского потребительского рынка; исследовать особенности потребительского поведения в современных условиях.
Введение
Глава I:Теория потребительского поведения
§1 Потребительский выбор и его особенности………………………………... 3
1.1 Функция полезности……………………………………………………. 4
1.2 Основные постулаты теории поведения потребителей……………….5
1.3 Условия равновесия потребителя……………………………………….6
1.4 Потребительский выбор………………………………………………... 7
1.5 Особенности потребительского спроса………………………………...7
§2 Мир потребительских предпочтений: закономерности развития………….9
2.1 Кривая безразличия……………………………………………………...9
2.2 Зона замещения…………………………………………………………10
2.3 Предельная норма замещения………………………………………....11
2.4 Бюджетное ограничение……………………………………………….12
2.5 Кривая «доход – потребление»………………………………………...13
2.6 Кривая « цена-потребление»…………………………………………..14
2.7 Эффект дохода и эффект замещения………………………………….15
2.8 Некачественные блага. Парадокс Гиффена…………………………..16
§3 Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг………….18
3.1 Взаимодополняемость благ……………………………………………18
3.2 Взаимозаменяемость благ……………………………………………..19
Глава II: Особенности потребительского поведения населения России…….21
§1 Сравнивание цен 1990 и 2009 на продуктовом рынке…………………….21
§2 Анализ имеющегося автопарка у россиян………………………………… 22
2.1 отношение к автокредитованию……………………………………… 23
2.2 приверженность к автомобильным маркам. ………………………….25
§3 Анализ цен за квартиры за последние 10 лет…………………………….. 26
Заключение…………………………………………………………………….. 33.
Cписк используемой литературы
Приложение.
Кривые безразличия здесь вырождаются в прямые, предельная норма замены благ здесь всегда постоянна. Если провести бюджетное ограничение HG под углом к прямой безразличия, то найти решение проблемы равновесия нельзя. В реальной действительность чаще встречается не абсолютная, а относительная взаимозаменяемость (рис.). в этом случае покупка блага Х может быть в большей или меньшей степени приравнена к покупке блага Y. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров, например на розу, уменьшает спрос на них. С сокращением спроса на розы возрастает спрос на гвоздики, что при прочих равных условиях повышает цены на них. Это означает, что рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Ее величину можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности .
Положительная перекрестная эластичность товаров-субститутов ( ) означает, что спрос на благо Х и цена на благо Y изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо Х по отношению к цене благаY,тем выше степень взаимозаменяемости двух благ. Поэтому совершенная субституция имеет коэффициент предельной эластичности . Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приведет к почти полному перемещению спроса на благо Х. теория взаимозаменяемости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потребительских благ.
Понимание
взаимодополняемости и
Вывод:
теория потребительского поведения включает
в себя множество пунктов, которые помогают
нам проследить изменения на рынке. Все
изменения можно просматривать графически.
Глава II.
Особенности
потребительского поведения
населения России.
Россия
– это особенная страна, не похожая не
на одну другую. У нас разная история и
экономическое развитие, разные интересы
и принципы людей. Потребитель у нас сложился
особенный, это хорошо показано в советской
истории. В настоящее время тоже много
примеров, на которых можно проследить
поведение потребителей: залеживание
продукции, появление всевозможных услуг,
на цвет и вкус потребителю или при активном
распространении слухов о птичьем и свином
гриппе, ну и наконец, поведение в недавний
всемирный экономический кризис. Проанализируем
поведение потребителей за последние
10 лет. Но сначала сравним советские 90-тые
и ближайший к нам 2009 год. Большие изменения
произошли на продуктовом рынке.
§1 Сравнивание цен 1990 и 2009 на продуктовом рынке.
Большинство продуктов питания и напитков в последние годы стали более доступными для россиян. К такому выводу пришли аналитики компании ФБК. И нынешний богатый ассортимент на прилавках магазинов, и былой дефицит абсолютно ни при чем. Экономисты провернули чисто арифметическую операцию: подсчитали, сколько можно было купить повседневных товаров на среднюю зарплату 20 лет назад - в 1990 году (303 рубля в месяц) и в 2009 году (18 785 рублей в месяц). Безусловный лидер рейтинга доступности товаров - водка.
Если в 1990 году на одну среднемесячную зарплату можно было купить 16,6 литра сорокаградусной, то в 2009 году - уже 87,8 литра. Но это не значит, что россияне стали пить больше. Все эти годы сохраняется один и тот же достаточно высокий показатель того, сколько мы выпиваем - на одну душу населения приходится около 10 литров абсолютного алкоголя в год.
В лидерах рейтинга значатся и другие спиртные напитки: коньяк стал доступнее в 2,7 раза, шампанское - в 2,4 раза.
Но это все крепкий алкоголь. Дешевая же выпивка в денежном отношении стала менее доступной. Например, пиво - оно стоит почти на 8% дороже, чем в 1990 году. При пересчете на чистый алкоголь получается, что водку покупать в 2,6 раза выгоднее, чем пиво.
Подешевели в последние двадцать лет и многие продукты. Доступность лука репчатого, яиц, птицы и яблок выросла в 1,8 - 2,4 раза. Также россиянам стало «дешевле» покупать растительное масло, картофель, сахар, муку и сливочное масло (подробнее см. в таблице).
Однако некоторые товары по сравнению с советскими временами стали для потребителя относительно дороже. К примеру, доступность сыра уменьшилась на 18,5%, говядины - на 23,2%, свинины - на 26,4%. На последних местах в рейтинге рыба. Если в 1990 году на одну среднемесячную зарплату можно было купить 606 кг рыбы мороженой, то в 2009 году - 238,8 кг. То есть за два десятка лет мороженая рыба стала в 2,5 раза менее доступной. При этом финансовые возможности покупки соленой, копченой и маринованной рыбы снизились в 2,1 раза.(см.приложение).
Представленные
данные опровергают расхожее мнение
о том, что хоть сейчас товаров и стало
больше, но их невозможно купить. Несмотря
на издержки для населения, становление
рыночной экономики в России имеет и вполне
явные выгоды. Ценовая доступность не
менее половины товаров стала выше. При
этом не стоит забывать, что, несмотря
на то что в 1990 году на среднюю зарплату
можно было купить больше мяса и рыбы,
чем сейчас, в реальности достать эти продукты
было большой проблемой.1
§2 Анализ имеющегося автопарка у россиян
Изменения происходят не только на рынке питания, но и в других сферах, например авторынок.
Российский
автомобильный рынок постепенно
оживает – соотечественники с
оптимизмом смотрят на экономическую
ситуацию в стране и снова начинают
активно покупать автомобили – в
том числе в кредит. Наибольшее
предпочтение отдаётся новым иномаркам,
причём к концу года доля купленных в кредит
машин может достигнуть 50%.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В РОССИИ
54% автомобилей в России – иномарки
78% автомобилей в России приобретены новыми, с конвейера,
22% - подержанными
41% российских
автомобилей выпущены в 2007-
2005-2006 – 24%, а в 2009-2010 гг. – 10%
5,3 млн (38%) из 14 млн проданных за последние 10 лет авто – приобретены в 2007-2008гг.
37% российских автомобилей куплены в кредит, причём у 16% займ составляет более 50% стоимости машины
В 2007 году в кредит куплен 51% автомобилей,
в 2009-м – 31%, за полгода 2010 – 34%
37% россиян
планируют приобрести
76% - новые, не менее половины – в кредит
20% россиян подумывают о покупке автомобилей Toyota, Nissan, Ford, Volkswagen и Mitsubishi, 13% - ВАЗ
Больше
всего надёжных приверженцев есть у
таких марок как BMW, Nissan, Mitsubishi, Suzuki,
Honda и Renault, меньше всего – у ГАЗ,
ВАЗ, Chevrolet, Daewoo
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПАРК АВТОМОБИЛЕЙ
Согласно опросам населения, отечественный автопарк далёк от патриотизма – на сегодняшний день 54% автомобилей на российских дорогах – это иномарки. Причём 4/5 автопарка россиян приобретено с конвейера – лишь 22% автолюбителей купили уже подержанные автомобили.
Рисунок
1. Соотношение автомобилей
По возрасту большинство машин на российских дорогах (особенно после запуска программы утилизации старых авто) произведено в последнее десятилетие, в двухтысячных. При этом самые популярные сегодня – двух-трёхлетки, выпущенные в 2007-2008 годах (41%). Это объясняется пиком автокредитования, который развился именно в предкризисные 2007-2008 годы.
4-5-летних авто на российских дорогах сегодня 24%, произведённых в период с 2001-го по 2004 годы – ещё 25%. На машинах выпуска 2010 года ездит 1% автовладельцев, а 2009-го – 9%. Иными словами, авторынок в РФ пока не оправился после кризиса и новые автомобили приобретаются куда реже, чем 2-3 года назад – в первую очередь из-за значительного снижения доли кредитов.
Рисунок
2. Год выпуска автомобилей, ездящих
сегодня по дорогам России
2.1 ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В РФ
Как
подтверждают результаты последних
исследований, в минувшее десятилетие
наиболее успешными для российского авторынка
оказались 2007 и 2008 годы. Из 14 миллионов
проданных в двухтысячных автомобилей
за эти два года было реализовано 5,3 млн
машин (38%). Основой продаж стали доступные
автокредиты – так в 2007-м каждый второй
автомобиль был куплен с использованием
заемных средств. Однако кризис, начавшийся
в IV квартале 2008-го, прекратил кредитный
бум, что привело к падению рынка почти
на 50%.
Рисунок
3. Соотношение покупки
Из
числа находящихся в
Рисунок
4. Соотношение покупок
Далее
анализ рынка автомобилей в РФ
показал, что в 2001-м 100% машин покупались
за полную стоимость. Начиная с 2002-го доля
«кредитных» авто начала увеличиваться:
в 2002-м – уже 11% (доля кредита менее 50% от
стоимости), в 2003-м внезапный бум кредитов
более 50% стоимости авто (8% против 2% менее
чем полцены), пик автокредитования пришёлся
на 2007-ой – 51%. Причём 30% автокредитов 2007-го
– заёмные средства свыше 50% стоимости
автомобиля. И 21% - менее половины суммы.
2003, 2005, 2007 и 2010 годы выделяются тем, что автокредиты свыше чем на 50% стоимости автомобиля берутся активнее, чем займы меньших сумм. В 2004, 2006, 2008 и 2009-м – напротив, суммы большей части кредитов меньше половины стоимости приобретаемых машин. Грубо говоря, такая тенденция отражает оценку россиянами текущей экономической ситуации в стране: когда заёмщики уверены в относительной экономической стабильности, они соглашаются на большие кредиты, а в менее благоприятные времена – напротив, предпочитают либо копить, либо совершать менее дорогие приобретения авто.
Впрочем, бум 2007-го не прошёл даром – несмотря на кризис, сограждане продолжают брать кредиты: в 2008-м было приобретено 40% кредитных авто, в 2009-м 31%, в 2010-м – уже 34%.
Всего, по результатам опроса TNS, 37% россиян планировали приобрести личный автотранспорт уже в этом году, причём не менее половины подумывают о кредитах. 76% опрошенных присматриваются к новым машинам, 18% планируют приобрести подержанные машины и 6% еще не определились с выбором.
2.2
ПРИВЕРЖЕННОСТЬ РОССИЯН
К АВТОМОБИЛЬНЫМ МАРКАМ
Ситуацию
с покупкой автомобилей в кредит
или наличными в известной мере объяснит
приверженность соотечественников к автомобилям
различных марок – и в первую очередь
продукции иностранных автоконцернов.
Так наиболее желанными в России оказались
автомобили марок Toyota, Nissan, Ford, Volkswagen и
Mitsubishi – более 20% готовы рассматривать
их в качестве потенциальной покупки.
Продукция ВАЗ, в свою очередь, оказалась
в поле зрения 13% потенциальных покупателей.
В большинстве случаев на пристрастия
покупателей влияет не цена, а маркетинговый
эффект, ассоциируемый с автомобилем:
если Toyota, то престижный, Nissan –хорошее
соотношение цены и качества, Ford - адаптированный
к российским условиям эксплуатации, Volkswagen
надёжный и солидный, а Mitsubishi – со спортивным
характером. О ВАЗе обычно судят по цене
и доступности.
Рисунок
5. Приверженность к маркам автомобилей
Что касается приверженности автомобилям отдельных марок, то у большинства, естественно, есть какая-то доля лояльных покупателей, которые желают приобрести автомобили только конкретной марки. Точно так же есть доля тех, кто скорее выберет эту марку, но может и переключиться на другие и те, кто легко в другой раз рассмотрит предложения от других автоконцернов, не зацикливаясь на марке, либо твёрдо не желая впредь покупать именно такой автомобиль.
В ходе опроса россиян выяснилось, что больше всего надёжных приверженцев есть у таких марок как BMW, Nissan, Mitsubishi, Suzuki, Honda и Renault. В свою очередь, Mazda, Opel, Hyundai, Chevrolet, Daewoo, а также ВАЗ и ГАЗ нынешние их владельцы может и выберут, но не откажутся посмотреть и другие предложения рынка.
Что показательно, чем дороже марка авто, тем больше у неё приверженных потребителей – а у экономичных моделей, напротив, достаточно много тех, кто с удовольствием при случае пересядет за руль какого-нибудь другого автомобиля. Такая ситуация сложилась у автомобилей ГАЗ, ВАЗ, Chevrolet, Daewoo, некоторых моделей Hyundai, Ford и Honda. Сомнения, как правило, одолевают владельцев KIA и Opel.
Информация о работе Особенности потребительского поведения населения России