Особенности потребительского поведения населения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание

Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения и ее развития на современном Российском рынке. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; определить подходы к анализу полезности и спроса; изучить кривые и карту безразличия; определить понятие предельной нормы замещения; исследовать особенности расположения бюджетной линии; определить соотношение изменения цен и дохода потребителя; определить характерные черты современного Российского потребительского рынка; исследовать особенности потребительского поведения в современных условиях.

Содержание

Введение
Глава I:Теория потребительского поведения
§1 Потребительский выбор и его особенности………………………………... 3
1.1 Функция полезности……………………………………………………. 4
1.2 Основные постулаты теории поведения потребителей……………….5
1.3 Условия равновесия потребителя……………………………………….6
1.4 Потребительский выбор………………………………………………... 7
1.5 Особенности потребительского спроса………………………………...7
§2 Мир потребительских предпочтений: закономерности развития………….9
2.1 Кривая безразличия……………………………………………………...9
2.2 Зона замещения…………………………………………………………10
2.3 Предельная норма замещения………………………………………....11
2.4 Бюджетное ограничение……………………………………………….12
2.5 Кривая «доход – потребление»………………………………………...13
2.6 Кривая « цена-потребление»…………………………………………..14
2.7 Эффект дохода и эффект замещения………………………………….15
2.8 Некачественные блага. Парадокс Гиффена…………………………..16
§3 Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг………….18
3.1 Взаимодополняемость благ……………………………………………18
3.2 Взаимозаменяемость благ……………………………………………..19
Глава II: Особенности потребительского поведения населения России…….21
§1 Сравнивание цен 1990 и 2009 на продуктовом рынке…………………….21
§2 Анализ имеющегося автопарка у россиян………………………………… 22
2.1 отношение к автокредитованию……………………………………… 23
2.2 приверженность к автомобильным маркам. ………………………….25
§3 Анализ цен за квартиры за последние 10 лет…………………………….. 26
Заключение…………………………………………………………………….. 33.
Cписк используемой литературы
Приложение.

Работа состоит из  1 файл

курсоваяd.doc

— 853.50 Кб (Скачать документ)

   

   Кривые  безразличия здесь вырождаются  в прямые, предельная норма замены благ здесь всегда постоянна. Если провести бюджетное ограничение HG под углом к прямой безразличия, то найти решение проблемы равновесия нельзя. В реальной действительность чаще встречается не абсолютная, а относительная взаимозаменяемость (рис.). в этом случае покупка блага Х может быть в большей или меньшей степени приравнена к покупке блага Y. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров, например на розу, уменьшает спрос на них. С сокращением спроса на розы возрастает спрос на гвоздики, что при прочих равных условиях повышает цены на них. Это означает, что рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимозаменяемы, между ценой  на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Ее величину можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности .

   Положительная перекрестная эластичность товаров-субститутов ( ) означает, что спрос на благо Х и цена на благо Y изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо Х по отношению к цене благаY,тем выше степень взаимозаменяемости двух благ. Поэтому совершенная субституция имеет коэффициент предельной эластичности . Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приведет к почти полному перемещению спроса на благо Х. теория взаимозаменяемости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потребительских благ.

   Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики. Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.

   Вывод: теория потребительского поведения включает в себя множество пунктов, которые помогают нам проследить изменения на рынке. Все изменения можно просматривать графически. 
 
 
 
 

Глава II.

Особенности потребительского поведения  населения России. 

   Россия – это особенная страна, не похожая не на одну другую. У нас разная история и экономическое развитие, разные интересы и принципы людей. Потребитель у нас сложился особенный, это хорошо показано в советской истории. В настоящее время тоже много примеров, на которых можно проследить поведение потребителей: залеживание продукции, появление всевозможных услуг, на цвет и вкус потребителю или при активном распространении слухов о птичьем и свином гриппе, ну и наконец, поведение в недавний всемирный экономический кризис. Проанализируем поведение потребителей за последние 10 лет. Но сначала сравним советские 90-тые и ближайший к нам 2009 год. Большие изменения произошли на продуктовом рынке. 

§1 Сравнивание цен 1990 и 2009 на продуктовом рынке.

   Большинство продуктов питания и напитков в последние годы стали более доступными для россиян. К такому выводу пришли аналитики компании ФБК. И нынешний богатый ассортимент на прилавках магазинов, и былой дефицит абсолютно ни при чем. Экономисты провернули чисто арифметическую операцию: подсчитали, сколько можно было купить повседневных товаров на среднюю зарплату 20 лет назад - в 1990 году (303 рубля в месяц) и в 2009 году (18 785 рублей в месяц). Безусловный лидер рейтинга доступности товаров - водка.

   Если  в 1990 году на одну среднемесячную зарплату можно было купить 16,6 литра сорокаградусной, то в 2009 году - уже 87,8 литра. Но это не значит, что россияне стали пить больше. Все эти годы сохраняется один и тот же достаточно высокий показатель того, сколько мы выпиваем - на одну душу населения приходится около 10 литров абсолютного алкоголя в год.

   В лидерах рейтинга значатся и другие спиртные напитки: коньяк стал доступнее  в 2,7 раза, шампанское - в 2,4 раза.

   Но  это все крепкий алкоголь. Дешевая  же выпивка в денежном отношении  стала менее доступной. Например, пиво - оно стоит почти на 8% дороже, чем в 1990 году. При пересчете на чистый алкоголь получается, что водку покупать в 2,6 раза выгоднее, чем пиво.

   Подешевели  в последние двадцать лет и  многие продукты. Доступность лука репчатого, яиц, птицы и яблок выросла в 1,8 - 2,4 раза. Также россиянам стало «дешевле» покупать растительное масло, картофель, сахар, муку и сливочное масло (подробнее см. в таблице).

 

Однако  некоторые товары по сравнению с  советскими временами стали для  потребителя относительно дороже. К примеру, доступность сыра уменьшилась на 18,5%, говядины - на 23,2%, свинины - на 26,4%. На последних местах в рейтинге рыба. Если в 1990 году на одну среднемесячную зарплату можно было купить 606 кг рыбы мороженой, то в 2009 году - 238,8 кг. То есть за два десятка лет мороженая рыба стала в 2,5 раза менее доступной. При этом финансовые возможности покупки соленой, копченой и маринованной рыбы снизились в 2,1 раза.(см.приложение).

   Представленные  данные опровергают расхожее мнение о том, что хоть сейчас товаров и стало больше, но их невозможно купить. Несмотря на издержки для населения, становление рыночной экономики в России имеет и вполне явные выгоды. Ценовая доступность не менее половины товаров стала выше. При этом не стоит забывать, что, несмотря на то что в 1990 году на среднюю зарплату можно было купить больше мяса и рыбы, чем сейчас, в реальности достать эти продукты было большой проблемой.1 

§2 Анализ имеющегося автопарка у россиян

   Изменения происходят не только на рынке питания, но и в других сферах, например авторынок.

   Российский  автомобильный рынок постепенно оживает – соотечественники с  оптимизмом смотрят на экономическую  ситуацию в стране и снова начинают активно покупать автомобили – в  том числе в кредит. Наибольшее предпочтение отдаётся новым иномаркам, причём к концу года доля купленных в кредит машин может достигнуть 50%. 

   КЛЮЧЕВЫЕ  ПОКАЗАТЕЛИ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В РОССИИ

54% автомобилей  в России – иномарки

78% автомобилей  в России приобретены новыми, с конвейера,

22% - подержанными

41% российских  автомобилей выпущены в 2007-2008гг.,

2005-2006 – 24%, а в 2009-2010 гг. – 10%

5,3 млн  (38%) из 14 млн проданных за последние  10 лет авто – приобретены в  2007-2008гг.

37% российских  автомобилей куплены в кредит, причём у 16% займ составляет более 50% стоимости машины

В 2007 году в кредит куплен 51% автомобилей,

 в  2009-м – 31%, за полгода 2010 –  34%

37% россиян  планируют приобрести автомобили  уже в 2010 году,

76% - новые,  не менее половины – в кредит

20% россиян  подумывают о покупке автомобилей Toyota, Nissan, Ford, Volkswagen и Mitsubishi, 13% - ВАЗ

Больше  всего надёжных приверженцев есть у  таких марок как BMW, Nissan, Mitsubishi, Suzuki, Honda и Renault, меньше всего – у ГАЗ, ВАЗ, Chevrolet, Daewoo 

   ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПАРК АВТОМОБИЛЕЙ

   Согласно  опросам населения, отечественный  автопарк далёк от патриотизма –  на сегодняшний день 54% автомобилей  на российских дорогах – это иномарки. Причём 4/5 автопарка россиян приобретено  с конвейера – лишь 22% автолюбителей  купили уже подержанные автомобили.

     
 

   Рисунок 1. Соотношение автомобилей отечественного и иностранного производства в РФ, приобретённых новыми или подержанными 

   По  возрасту большинство машин на российских дорогах (особенно после запуска  программы утилизации старых авто) произведено в последнее десятилетие, в двухтысячных. При этом самые популярные сегодня – двух-трёхлетки, выпущенные в 2007-2008 годах (41%). Это объясняется пиком автокредитования, который развился именно в предкризисные 2007-2008 годы.

   4-5-летних  авто на российских дорогах сегодня 24%, произведённых в период с 2001-го по 2004 годы – ещё 25%. На машинах выпуска 2010 года ездит 1% автовладельцев, а 2009-го – 9%. Иными словами, авторынок в РФ пока не оправился после кризиса и новые автомобили приобретаются куда реже, чем 2-3 года назад – в первую очередь из-за значительного снижения доли кредитов.

     

   Рисунок 2. Год выпуска автомобилей, ездящих  сегодня по дорогам России 

   2.1 ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В РФ

   Как подтверждают результаты последних  исследований, в минувшее десятилетие наиболее успешными для российского авторынка оказались 2007 и 2008 годы. Из 14 миллионов проданных в двухтысячных автомобилей за эти два года было реализовано 5,3 млн машин (38%). Основой продаж стали доступные автокредиты – так в 2007-м каждый второй автомобиль был куплен с использованием заемных средств. Однако кризис, начавшийся в IV квартале 2008-го, прекратил кредитный бум, что привело к падению рынка почти на 50%. 

   

   Рисунок 3. Соотношение покупки автомобилей  в кредит и за наличные 

   Из  числа находящихся в собственности  россиян автомобилей на сегодняшний  день более трети приобретены  в кредит (37%). Причём 16% приобретались  с учётом того, что доля кредита  составила более 50% стоимости автомобиля. 10% авто обошлись владельцам с кредитом от трети до половины цены и лишь 11% покупок осуществлялись с займом у банка менее трети стоимости авто.

     

   Рисунок 4. Соотношение покупок автомобилей  в кредит или полную стоимость 

   Далее анализ рынка автомобилей в РФ показал, что в 2001-м 100% машин покупались за полную стоимость. Начиная с 2002-го доля «кредитных» авто начала увеличиваться: в 2002-м – уже 11% (доля кредита менее 50% от стоимости), в 2003-м внезапный бум кредитов более 50% стоимости авто (8% против 2% менее чем полцены), пик автокредитования пришёлся на 2007-ой – 51%. Причём 30% автокредитов 2007-го – заёмные средства свыше 50% стоимости автомобиля. И 21% - менее половины суммы. 

   2003, 2005, 2007 и 2010 годы выделяются тем,  что автокредиты свыше чем  на 50% стоимости автомобиля берутся активнее, чем займы меньших сумм. В 2004, 2006, 2008 и 2009-м – напротив, суммы большей части кредитов меньше половины стоимости приобретаемых машин. Грубо говоря, такая тенденция отражает оценку россиянами текущей экономической ситуации в стране: когда заёмщики уверены в относительной экономической стабильности, они соглашаются на большие кредиты, а в менее благоприятные времена – напротив, предпочитают либо копить, либо совершать менее дорогие приобретения авто.

   Впрочем, бум 2007-го не прошёл даром – несмотря на кризис, сограждане продолжают брать кредиты: в 2008-м было приобретено 40% кредитных авто, в 2009-м 31%, в 2010-м – уже 34%.

   Всего, по результатам опроса TNS, 37% россиян  планировали приобрести личный автотранспорт уже в этом году, причём не менее половины подумывают о кредитах. 76% опрошенных присматриваются к новым машинам, 18% планируют приобрести подержанные машины и 6% еще не определились с выбором.

   2.2 ПРИВЕРЖЕННОСТЬ РОССИЯН К АВТОМОБИЛЬНЫМ МАРКАМ 

   Ситуацию  с покупкой автомобилей в кредит или наличными в известной мере объяснит приверженность соотечественников к автомобилям различных марок – и в первую очередь продукции иностранных автоконцернов. Так наиболее желанными в России оказались автомобили марок Toyota, Nissan, Ford, Volkswagen и Mitsubishi – более 20% готовы рассматривать их в качестве потенциальной покупки. Продукция ВАЗ, в свою очередь, оказалась в поле зрения 13% потенциальных покупателей. В большинстве случаев на пристрастия покупателей влияет не цена, а маркетинговый эффект, ассоциируемый с автомобилем: если Toyota, то престижный, Nissan –хорошее соотношение цены и качества, Ford - адаптированный к российским условиям эксплуатации, Volkswagen надёжный и солидный, а Mitsubishi – со спортивным характером. О ВАЗе обычно судят по цене и доступности. 

   

   Рисунок 5. Приверженность к маркам автомобилей 

   Что касается приверженности автомобилям  отдельных марок, то у большинства, естественно, есть какая-то доля лояльных покупателей, которые желают приобрести автомобили только конкретной марки. Точно так же есть доля тех, кто скорее выберет эту марку, но может и переключиться на другие и те, кто легко в другой раз рассмотрит предложения от других автоконцернов, не зацикливаясь на марке, либо твёрдо не желая впредь покупать именно такой автомобиль.

   В ходе опроса россиян выяснилось, что  больше всего надёжных приверженцев есть у таких марок как BMW, Nissan, Mitsubishi, Suzuki, Honda и Renault. В свою очередь, Mazda, Opel, Hyundai, Chevrolet, Daewoo, а также ВАЗ  и ГАЗ нынешние их владельцы может и выберут, но не откажутся посмотреть и другие предложения рынка.

   Что показательно, чем дороже марка авто, тем больше у неё приверженных потребителей – а у экономичных  моделей, напротив, достаточно много  тех, кто с удовольствием при  случае пересядет за руль какого-нибудь другого автомобиля. Такая ситуация сложилась у автомобилей ГАЗ, ВАЗ, Chevrolet, Daewoo, некоторых моделей Hyundai, Ford и Honda. Сомнения, как правило, одолевают владельцев KIA и Opel.

Информация о работе Особенности потребительского поведения населения России