Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:07, курсовая работа
Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения и ее развития на современном Российском рынке. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; определить подходы к анализу полезности и спроса; изучить кривые и карту безразличия; определить понятие предельной нормы замещения; исследовать особенности расположения бюджетной линии; определить соотношение изменения цен и дохода потребителя; определить характерные черты современного Российского потребительского рынка; исследовать особенности потребительского поведения в современных условиях.
Введение
Глава I:Теория потребительского поведения
§1 Потребительский выбор и его особенности………………………………... 3
1.1 Функция полезности……………………………………………………. 4
1.2 Основные постулаты теории поведения потребителей……………….5
1.3 Условия равновесия потребителя……………………………………….6
1.4 Потребительский выбор………………………………………………... 7
1.5 Особенности потребительского спроса………………………………...7
§2 Мир потребительских предпочтений: закономерности развития………….9
2.1 Кривая безразличия……………………………………………………...9
2.2 Зона замещения…………………………………………………………10
2.3 Предельная норма замещения………………………………………....11
2.4 Бюджетное ограничение……………………………………………….12
2.5 Кривая «доход – потребление»………………………………………...13
2.6 Кривая « цена-потребление»…………………………………………..14
2.7 Эффект дохода и эффект замещения………………………………….15
2.8 Некачественные блага. Парадокс Гиффена…………………………..16
§3 Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг………….18
3.1 Взаимодополняемость благ……………………………………………18
3.2 Взаимозаменяемость благ……………………………………………..19
Глава II: Особенности потребительского поведения населения России…….21
§1 Сравнивание цен 1990 и 2009 на продуктовом рынке…………………….21
§2 Анализ имеющегося автопарка у россиян………………………………… 22
2.1 отношение к автокредитованию……………………………………… 23
2.2 приверженность к автомобильным маркам. ………………………….25
§3 Анализ цен за квартиры за последние 10 лет…………………………….. 26
Заключение…………………………………………………………………….. 33.
Cписк используемой литературы
Приложение.
По мнению участников рынка, снижение цен такого масштаба приведет к полной остановке строительной отрасли в стране и еще более дестабилизирует рынок.
Даже существенное снижение цен не привело к восстановлению интереса инвесторов к недвижимости. Спрос останется низким и в 2010 году, что, однако, не мешает прогнозировать постепенное увеличение стоимости объектов недвижимости, считают участники организованной Finam.ru конференции 3Несмотря на существенное снижение цен на недвижимость, спрос на нее находится на низком уровне. 4«Ставка ненормальная. Ее размер связан с тем, что в экономике России отсутствуют так называемые "длинные деньги". Их можно было бы ввести, используя процедуру выкупа земельных участков под приватизированными предприятиями, но этого не делается. Поэтому ипотека в нашей стране доступна очень ограниченному числу домохозяйств», - добавил генеральный директор информационно-аналитического агентства рынка недвижимости RWAY Александр Крапин.
По оценкам экспертов, сильнее других от кризиса пострадали сегменты офисной и логистической недвижимости. Более устойчивым оказался земельный рынок. «По нашим оценкам, меньше всего затронул кризис рынок земли сельскохозяйственного назначения - по участкам, не предполагающим перевод под строительство. На данном сегменте недвижимости пузырь просто еще не успел надуться, так как рынок очень непростой и зарегулированный. Земля в Краснодарском крае как стоила до кризиса $2-2,5 тыс. за га., так и сейчас стоит порядка $1,5-2 тыс.», - рассказал руководитель управления недвижимости УК «Финам Менеджмент» Александр Фирсов.
Крапин отмечает, что рынок недвижимости все еще находится в стадии снижения цен. При этом даже уменьшение предложения в среднесрочном периоде не станет фактором роста спроса: «По оценке экспертов RWAY, в текущем году будет построено порядка 53 млн кв. м жилья при 73 млн кв. м, ранее запланированных. В 2010 году объем ввода составит порядка 40 млн кв. м, то есть половину от запланированного. Но это не дает оснований говорить о том, что нас ждет дефицит жилья в эти годы. Время начала восстановления рынка зависит в значительной степени от конкретных системных решений власти. Пока эти решения направлены на административное снижение цен на жилье, закупаемое на бюджетные деньги».
Яшин считает, что существенного снижения цен больше не будет, а после января 2010 года на рынке начнется медленный рост. Этому может способствовать имеющийся на рынке отложенный спрос. Например, руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко отметил: «Любые опросы населения показывают, что не менее половины москвичей хотят улучшить свои жилищные условия, и это не считая иногородних. Плюс к этому за последний год цены на жилье просели примерно на треть, как после 98 года. Другой вопрос - каков его объем при нынешних ценах и так ли мало предложение? Нынешняя стабилизация цен позволяет говорить об установлении некого баланса, хотя маятник может качнуться в любую сторону, особенно при заметных переменах в макроэкономике».
Позитивная ценовая тенденция уже имеет место в сегменте аренды жилой недвижимости. Руководитель аналитического центра корпорации «ИНКОМ» Дмитрий Таганов рассказал: «Если говорить об аренде квартир экономкласса, то в настоящее время, в связи с сезонными причинами (август-сентябрь - ежегодное время повышенного спроса), ставки растут. Далее (примерно до следующей весны) нас ждет стабилизация ставок аренды».5
Вывод:
Российская экономика претерпевает большие
изменения, с одной в положительную сторону,
с другую наоборот. Причем затрагиваются
все общественные и производственные
сферы.
Заключение.
Написав курсовую работу, я пришла к следующим основным итогам и выводам: зарождение учений о потребительском поведении носят не стихийный, а поступательный характер. Зарождение теории потребительского поведения связано с двумя теориями: ординалистской и кардиналистской. Они рассматривают потребительский выбор с точки зрения полезности блага.
Поведение потребителя зависит от уровня цен и доходов. Это можно
рассмотреть с помощью эффекта замещения и эффекта дохода, которые могут изменяться в разных направлениях в зависимости от типа товара.
Данная теория связана с понятиями общей полезности (то есть суммарной пользы от определенного количества блага) и предельной полезности (степени удовлетворения потребности при возрастании количества блага). Для анализа полезности использовались количественная и качественная теории. Количественная теория полезности основана на предположении о возможности сопоставления различных благ на основе сопоставления их полезностей, измеренных в конкретных единицах. Качественная теория подразумевает не абсолютную, а относительную оценку полезности, которая показывает предпочтение потребителя.
Графически система предпочтений потребителя изображается с помощью кривых безразличия. Это геометрическое место точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать. При выборе одного из двух товаров возникает понятие предельной нормы замещения. Предельной нормой замещения благом Х блага Y называют количество блага Y, которое должно быть сокращено при увеличении блага Х на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным.
Выбор индивида формируется не только под влиянием предпочтений, он ограничен бюджетом. Логично, что для каждого потребителя общий расход должен быть не больше дохода. Графически это изображается с помощью бюджетной линии - геометрического места точек, представляющих доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ.
Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект замены возникает при изменении цен и ведет к росту потребления подешевевшего товара. Эффект дохода возникает вследствие того, что изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя.
Я провела анализ рынков за последние 10 лет, а именно рынок пищевой продукции, авторынок и рынок недвижимости, некоторые моменты сравнила с советским периодом. Несмотря на такой длительный период в развития страны многое осталось почти на таком же уровне развития. Да, изменились вкусы и прихоти людей, успешно развиваются технологии, но государство по-прежнему не в силах уладить некоторый моменты. Долее того, наша экономика, по которой мы сейчас живем, рассчитана на короткий период и экономисты предупреждают о неминуемом крахе нашей экономики. Причем наше правительство закрывает на это глаза. Все дорожает, зарплаты не соответствуют прожиточному уровню, деньги обесцениваются, стало гораздо меньше продукции, о которой мы можем уверенно сказать- «да, это товар высшей категории». По сравнению с советским дефицитом, у нас явное залеживание товара. Появилось много заменителей товара, которые с удовольствием берут по более низкой цене.
Наш авторынок сильно страдает, как россияне не хотели поддерживать свой автопром, так и не хотят. Да, конечно усиленная маркетинговая политика помогла и «проект утилизации» (обмен старого автомобиля на новый) особенно. (Причем не все тут гладко, государство дает за утилизованный авто лишь 25 % от его стоимости). Но россияне по прежнему считают российское авто - это лишь временный (а чаще всего и первый) выбор, через какое то время они все равно пересядут за руль какой-нибудь немецкой иномарки.
На рынке недвижимости цена на квартиры постоянно растет, не считая 2008 года, когда квартиры просто не покупались. Цена также зависит от расположения квартиры, года сдачи дома, коммунальных услуг и так далее.
Подводя
итоги моей курсовой работы могу сказать,
что российской экономики еще
много времени потребуется, чтобы
догнать развитые страны. Наша экономика
остановилась, и это видно по местам, которым
занимает России в различных статистиках,
многие странны с плохо развитой экономикой
опережают нас. Об этом надо серьезно задуматься.
Список
используемой литературы
Приложение
Источник:10
Что можно купить на одну зарплату? | |||||
Наименование |
1990 год | 2009 год | Доступность товара изменилась на | ||
Цена,
руб. (за кг/л) |
Можно было купить на среднюю зарплату (кг/л) | Цена,
руб. (за кг/л) |
Можно было купить на среднюю зарплату (кг/л) | ||
Водка | 18,2 | 16,6 | 213,64 | 87,8 | +427,7% |
Коньяк | 34,5 | 8,8 | 803,14 | 23,4 | +166,3% |
Лук репчатый | 0,7 | 432,9 | 17,86 | 1051,8 | +143% |
Шампанское | 6,6 | 45,9 | 173,29 | 108,4 | +136,1% |
Яйца (10 штук) | 1,3 | 233,1 | 34,16 | 549,9 | +135,9% |
Мясо птицы | 3,3 | 91,8 | 103,01 | 182,4 | +98,6% |
Яблоки | 1,6 | 189,4 | 53,51 | 351,1 | +85,4% |
Масло растительное | 1,7 | 178,2 | 58,06 | 323,5 | +81,5% |
Картофель | 0,4 | 757,5 | 14,03 | 1338,9 | +76,8% |
Сахар | 0,9 | 336,7 | 33,02 | 568,9 | +69% |
Мука | 0,5 | 606 | 19,49 | 963,8 | +59% |
Чай | 8,6 | 35,2 | 339,81 | 55,3 | +56,9% |
Капуста свежая | 0,3 | 1010 | 13,27 | 1415,6 | +40,2% |
Консервы рыбные | 1 | 303 | 48,15 | 390,1 | +28,8% |
Рис шлифованный | 0,9 | 336,7 | 44,09 | 426,1 | +26,6% |
Масло сливочное | 3,5 | 86,6 | 191,68 | 98 | +13,2% |
Пиво | 0,7 | 432,9 | 47,14 | 398,5 | -7,9% |
Сыр | 2,8 | 108,2 | 213,11 | 88,1 | -18,5% |
Говядина | 2,3 | 131,7 | 185,6 | 101,2 | -23,2% |
Свинина | 2,3 | 131,7 | 193,66 | 97 | -26,4% |
Молоко | 0,3 | 1010 | 25,71 | 730,6 | -27,7% |
Макароны | 0,5 | 606 | 46,11 | 407,4 | -32,8% |
Хлеб и хлебобулочные изделия | 0,4 | 757,5 | 39,65 | 473,8 | -37,5% |
Рыба соленая | 1,6 | 189,4 | 203,35 | 92,4 | -51,2% |
Ряба мороженая | 0,5 | 606 | 78,66 | 238,8 | -60,6% |
Средняя
заработная плата
россиян:
1990 год – 303руб., 2009 год – 18785 руб. Средняя цена на товары по стране |
Информация о работе Особенности потребительского поведения населения России