Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:15, контрольная работа
Особенности проектирования организации компьютерных рабочих мест. Требования к компьютерным рабочим местам, рекомендуемые варианты их расположения
ВЗФЭИ Калужский филиал
Контрольная работа по дисциплине Эргономика
на тему: Особенности проектирования организации компьютерных рабочих мест. Требования к компьютерным рабочим местам, рекомендуемые варианты их расположения.
Выполнила студентка четвертого курса
факультета менеджмента и маркетинга,
специальности «Экономика труда»
Преподаватель:
Костин И.В.
Тема №10
Калуга, 2011 год.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Особенности проектирования организации компьютерных рабочих мест. Требования к компьютерным рабочим местам, рекомендуемые и не рекомендуемые варианты их расположения…………………………………….4
Заключение……………………………………………………
Список источников……………………………………………………
Введение
Компьютеризация всех сфер экономики и быта в промышленно развитых странах и комплексная автоматизация процессов производства и управления во многом изменили представления о рабочем месте и условиях труда. Происходят коренная смена технического оснащения рабочего места, изменения его структуры и формы, рабочих задач и деятельности по их выполнению. Содержание труда и функций многих категорий конторских работников существенно меняются — они становятся операторами ЭВМ. Персональный компьютер, принтер, факсимильный аппарат, сканер и телефонный автоответчик уже относительно давно заменяют собой целый набор оргтехники.
Увеличивается число людей, работающих с компьютером на дому, а не в учреждениях. Организация компьютеризованных рабочих мест и планировка помещений квартиры или дома в этой связи имеют свою специфику и представляют совсем не простую задачу.
Это обуславливает актуальность темы данной контрольной работы.
Цель работы – изучить правильную организацию компьютерного рабочего места.
Задачи работы: изучить:
Особенности проектирования организации компьютерных рабочих мест.
Требования к компьютерным рабочим местам, рекомендуемые и не рекомендуемые варианты их расположения.
Проанализировать своё домашнее компьютерное место и выяснить его соответствие эргономическим требованиям.
Особенности проектирования организации компьютерных рабочих мест. Требования к компьютерным рабочим местам, рекомендуемые и не рекомендуемые варианты их расположения.
Эргономическое проектирование рабочих пространств и рабочих мест производится для конкретных рабочих задач и видов деятельности с учетом антропологических, биомеханических, психофизиологических и психических возможностей и особенностей работающих людей. Оно должно создать наилучшие условия для:
♦ размещения работающего человека с учетом рабочих движений и перемещений в соответствии с требованиями технологического процесса;
♦ выполнения основных и вспомогательных операций в удобном рабочем положении, соответствующем специфике трудового процесса, и с применением наиболее эффективных приемов труда;
♦ расположения средств управления в пределах максимальных и минимальных границ пространства движений человека (по ширине, глубине и высоте);
♦ оптимального обзора источников визуальной информации, смены рабочей позы и рабочего положения;
♦ свободного доступа к местам профилактических осмотров, ремонта и наладки, удобства их выполнения;
♦ рационального размещения рабочего оборудования, безопасности работающих.
Рабочее место должно быть организовано в соответствии с требованиями стандартов, технических условий и (или) методических указаний по безопасности труда.
Организация компьютеризированного рабочего места во многом определяется дисплеем. Однако его конструкция зачастую не позволяет принять оптимальное решение. Поэтому вопросы выбора дисплея и необходимого оборудования для рабочего места должны быть тесно взаимосвязаны. В процессе проектирования следует учитывать, что рабочие места постоянно подвергаются изменениям (при модификации оборудования, приобретении нового оборудования, изменении конфигурации системы или выполняемых задач и т.п.).
Организация рабочих мест, оснащенных дисплеями, осуществляется в соответствии с требованиями, определяемыми характером и содержанием выполняемой человеком деятельности, его психофизиологическими возможностями и особенностями, а также антропометрическими и биомеханическими данными. Не рекомендуется жестко стандартизировать определенные виды оборудования, так как можно лишиться необходимой гибкости: изделия, помогающие одному пользователю, могут быть неудобны для другого.
Размещение дисплеев и вспомогательных устройств на рабочем месте должно обеспечивать человеку возможность принимать оптимальную рабочую позу. При этом следует исходить из положения, что наиболее негативное воздействие на организм оказывает не столько сама поза, сколько время, в течение которого человек в ней находится. Большинство эргономических стандартов для рабочих мест, оснащенных дисплеями, основаны на традиционных взглядах относительно того, что считать здоровой позой в положении сидя. Тезис "правильное прямое положение тела при сидении" восходит к 1884 г., когда немецкий врач Г.Стаффель рекомендовал столь хорошо известную прямую позу.
Проводились исследования с целью получить обоснованный ответ на вопрос, полезна ли прямая поза для здоровья, вследствие чего ее все же следует рекомендовать, или лучше предпочесть расслабленное положение с отклоненным назад туловищем. Большинство людей, работающих за дисплеями, откидываются назад и часто вытягивают ноги. Шведские врачи А.Нахемсон и Е.Элфстром, а также В.Андерсон и Р.Ортенгрин измеряли давление в межпозвоночных дисках и электрическую активность мышц спины при разных позах в положении сидя. При увеличении угла наклона спинки сиденья с 90 до 120 градусов у испытуемых выявлено существенное снижение давления в межпозвоночных дисках и электрической активности мышц спины. Поскольку повышение давления в межпозвоночных дисках означает их напряжение и более быстрое изнашивание, то вывод очевиден: поза в положении сидя с меньшим давлением в дисках более здорова и желательна. При опоре спины на откинутую спинку вес верхней части тела до некоторой степени переносится на спинку. Это существенно уменьшает нагрузку на межпозвоночные диски и статическое напряжение мышц. Таким образом, люди, работающие за дисплеем, инстинктивно поступают правильно, предпочитая позу с наклоном назад.
Рабочие места с дисплеями должны проектироваться таким образом, чтобы параметры основного оборудования были регулируемыми. Рабочие места без регулируемой высоты клавиатуры, высоты и удаленности экрана не подходят для длительной и непрерывной работы. Оптимально, когда возможно регулировать высоту и наклон рабочей поверхности, высоту, наклон, поворот и удаленность дисплея, а также высоту рабочего кресла, положение спинки, утлы их наклона. Традиционные конторские стулья с относительно небольшой опорой для спины не годятся для работы за дисплеем. Как уже отмечалось, не следует увлекаться большим числом регулируемых параметров. Органы управления для установки параметров рабочего места должны быть простыми и удобными в использовании.
Параметры рабочего места с дисплеем должны регулироваться в следующих интервалах:
1) высота клавиатуры (средний ряд над полом) 70-85 см;
2) центр экрана над полом 90-115 см;
3) наклон экрана назад по отношению к горизонтальной плоскости 88-105 градусов;
4) расстояние между экраном и краем стола 50-75 см. Для уменьшения риска появления отражений на поверхности экрана дисплея она должна находиться под прямым углом к окну. Окна не должны располагаться ни позади операторов, ни перед ними. Глубина пространства для ног должна составлять: от края стола не менее 60 см на уровне коленей и 80 см на уровне ступней.
При проектировании рабочих мест с дисплеями необходимо предусматривать рациональное освещение (от 300 до 500 лк, а для выполнения ввода данных 500 — 700 лк), оптимальную температуру (в холодный период года от 22 до 24°С, в теплый период года от 23 до 25°С), относительную влажность воздуха (не ниже 40%). Скорость движения воздуха на рабочем месте оператора должна быть 0.1 м/с.
Важно проектирование не только аппаратных средств вычислительной техники, рабочих мест и среды учреждения (офиса), но и системы его деятельности. В этом случае эргономика и дизайн могли бы освободить человека от необходимости длительного пребывания в неподвижной позе перед дисплеем.
Таким образом, планируя и проектируя рабочее место, следует предусматривать выполнение ряда требований:
1. На рабочем столе должно быть обеспечено достаточное пространство для размещения необходимой документации.
2. Терминал и вспомогательные средства для работы должны регулироваться в некоторых пределах, обеспечивая создание удобных условий работы с учетом антропометрических данных. В качестве стандартного диапазона регулировки обычно выбирается такой диапазон, который позволяет подстраивать оборудование в соответствии с нуждами пользователей в пределах от 5-го до 95-го перцентиля взрослого населения.
3. Все используемое оборудование должно быть расположено в непосредственной близости от пользователей. Конструкцией рабочего места должно быть обеспечено выполнение трудовых операций в пределах зоны досягаемости моторного поля. Зоны досягаемости моторного поля в вертикальной и горизонтальной плоскостях для средних размеров тела человека приведены на черт. 1 и 2.
Зона досягаемости моторного поля в вертикальной плоскости | Зона досягаемости моторного поля в горизонтальной плоскости при высоте рабочей поверхности над полом 725 мм
|
|
|
Черт. 1 | Черт. 2 |
Выполнение трудовых операций "часто" и "очень часто" должно быть обеспечено в пределах зоны легкой досягаемости и оптимальной зоны моторного поля, приведенных на черт.3.
Зоны для выполнения ручных операций и размещения органов управления | |
| 1 - зона для размещения наиболее важных и очень часто используемых органов управления (оптимальная зона моторного поля); 2 - зона для размещения часто используемых органов управления (зона легкой досягаемости моторного поля); 3 - зона для размещения редко используемых органов управления (зона досягаемости моторного поля) Черт. 3 |
Частоту выполнения операций принимают: очень часто - две и более операций в 1 мин; часто - менее двух операций в 1 мин, но более двух операций в 1 ч; редко - не более двух операций в 1 ч.
4. Даже если из соображений секретности надо изолировать дисплей, не следует помещать его в небольшую непривлекательную комнатку.
5. Должны быть обеспечены нормальные условия для визуальной деятельности пользователя. При этом следует иметь в виду, что используемая мебель и ее размещение влияют на выполнение определенных видов визуальных работ.
6. Следует обеспечивать зоны досягаемости для рук и ног пользователя, создавая условия для манипулирования органами управления без необходимости вытягивать верхние и нижние конечности или изменять положение тела человека.
7. Терминал должен регулироваться таким образом, чтобы базовый ряд клавиш на клавиатуре мог размещаться на 50 мм ниже уровня локтя пользователя. Это оптимальная высота для работы с клавиатурой.
8. Независимо от того, насколько хорошо спроектировано рабочее место, плохо сконструированное рабочее кресло будет снижать работоспособность пользователя и может привести к болезненным симптомам.
9. Каждая рабочая задача должна быть спроектирована таким образом, чтобы предупреждать появление утомления вследствие статической нагрузки на мышцы.
10. Персонал должен пройти краткий курс обучения с целью приобретения навыков регулирования оборудования и мебели для обеспечения правильного и комфортного положения тела.
11. Все острые углы и края любого оборудования или мебели должны быть закруглены или закрыты соответствующим материалом для защиты персонала и его одежды.