Особенности проектирования организации компьютерных рабочих мест, требования к компьютерным рабочим местам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:15, контрольная работа

Описание

Особенности проектирования организации компьютерных рабочих мест. Требования к компьютерным рабочим местам, рекомендуемые варианты их расположения

Работа состоит из  1 файл

Эргономика рабочего места при работе с компьютером.doc

— 419.50 Кб (Скачать документ)

12.  Необходимо предусмотреть достаточные амортизирую­щие средства для предотвращения повреждения ЭЛТ и другого оборудования при случайных толчках или пере­мещении их пользователем или другим персоналом.

13.  Держатели документов должны быть на каждом рабо­чем месте, поскольку они облегчают работу пользова­теля,   предотвращая   необходимость  частых  наклонов головы. Держатель документа должен  регулироваться по высоте, расстоянию и наклону. Одновременно он должен быть устойчивым. Предусматривают также сред­ства для фиксации рукописи, например зажимы. Угол наблюдения держателя документа должен быть таким же, что и угол наблюдения экрана дисплея. Оптимально расположение держателя документов параллельно эк­рану дисплея.

Непосредственно на рабочем месте  должны располагаться средства для хранения часто ис­пользуемых предметов и материалов. Для малоиспользуемых предметов и материалов отводятся более удаленные места и средства для хранения.

Места для хранения должны соответствовать тем же требованиям, что и остальная конторская мебель:

1)  соответствовать типу, размеру и количеству пред­метов, которые должны храниться;

2)  допускать возможность расширения;

3) обеспечивать легкий доступ, без излишнего физи­ческого напряжения пользователя;

4) обеспечивать удобство поиска, извлечения и заме­ны хранимых материалов и предметов.

Должно быть предусмотрено и место для хранения личных вещей персонала.

Достаточно простым и практичным представляется подход, используемый американскими эргономистами и называемый концепцией расширяющихся сфер взаимо­действия человека с окружающей средой. Можно начать с анализа зон досягаемости пользователя, работающего за своим столом и пультом с дисплеем. Следующий уровень анализа связан со схемой расположения и взаи­модействия служащих в пределах рабочего пространства. Здесь необходимо оценивать расположение столов, пуль­тов, перегородок, освещение и т.п. Следующий уровень связан с комбинацией рабочих пространств, в результате чего образуется пространственно-предметная среда отде­ла, отделения, учреждения или офиса. Эргономические требования учитываются и при проектировании здания, выборе места его расположения и т.д.

При размещении рабочих мест операторов персо­нальных компьютеров в помещении необходимо учиты­вать, что в этом случае для оператора могут представлять опасность поля излучения не только того компьютера, за которым он работает, но и других компьютеров, находя­щихся в данном помещении. Одной из достаточно распро­страненных и удобных планировок учреждений   с   компьютеризиро­ванными рабочими местами явля­ется  так  называемый  ландшафт­ный офис. Основное достоинство концепции         ландшафтного офиса — гибкость планировки ра­бочих пространств. Планировка осуществляется с учетом организа­ционной структуры учреждения. Принимается во внимание и то об­стоятельство, что структура или ее компоненты часто изменяются. В результате рабочее пространство может легко варьироваться в соот­ветствии с организационными изменениями. Основными проблема­ми в этом случае являются шум и возможный недостаток конфиден­циальности. Концепция ландшафтного офиса может быть реализована с помощью специальной мебели типа передвигаемых перегородок.

Эргономические характеристики рабочего кресла, неотъемлемой части рабочего места с дисплеем, приве­дены ниже.

Рабочее сиденье — это элемент рабочего места, который обеспечивает поддержание рабочей позы в по­ложении сидя. Основное назначение сиденья — не только снизить нагрузку на ноги человека, но и создать опору сидящему, чтобы он мог поддерживать стабильную позу во время работы и расслабить те мышцы, которые не участвуют в работе.

При выборе типа рабочего сиденья учитываются специфика работы, объем рабочего пространства, про­странственные соотношения с другими элементами ра­бочего места, вид рабочего места, возможность смены рабочих поз, рабочего положения, величина развиваемых усилий, диапазон движений частей тела, наличие вибра­ции, условия безопасности.

Рабочие сиденья должны удовлетворять следующим требованиям:

♦ обеспечивать такое положение тела, при котором на­грузка на мышцы будет оптимальной;

♦ создавать условия для изменения рабочей позы с целью снятия статического напряжения мышц спины и предупреждения общего утомления;

♦ способствовать нормальному функционированию сер­дечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем;

♦ обеспечивать удобство усаживания и вставания; сво­бодное перемещение4;орпуса и конечностей относи­тельно друг друга в процессе работы;

♦ создавать надежную опору позвоночнику и тазу и со­хранять их естественное выпрямленное положение;

♦ свободно перемещаться относительно рабочей по­верхности, а также фиксироваться при обширной зоне вращения;

♦ иметь регулируемые параметры.

Требование обеспечения достаточной опоры иногда вступает в конфликт с требованиями комфорта. Напри­мер, большая часть веса тела человека, сидящего на плоской доске, распределяется на небольшой участок седалищной поверхности. Хотя этот участок тела в целом хорошо адаптирован к сдавливанию тканей, однако со­всем жесткое сиденье вызывает через некоторое время ощущение дискомфорта. Большинство современных про­ектировщиков используют в сиденьях пружины или по­душки, которые ведут к перераспределению нагрузки и уменьшению давления в одной, отдельно взятой точке. Однако при этом возникает опасность того, что слишком мягкая подушка не создает твердой опоры для тела там, где это особенно необходимо, и стабилизация позы вновь обеспечивается работой мышц. Любое проектное реше­ние неизбежно является компромиссом.

Конструируя рабочее сиденье, следует соблюдать сле­дующие условия распределения давления при сидении:

1) давление на область седалищных бугров должно быть снижено слабым профилированием поверхности сиде­нья в области расположения ягодиц;

2)  спинка должна быть профилирована, чтобы обеспечить поддержку для поясничного отдела позвоночника;

3)  давление на заднюю поверхность бедер должно быть сведено к минимуму;

4)   угол  между сиденьем  и   спинкой  должен  составлять 95—105 градусов, что также способствует оптимизации распределения давлений;

5)   обивка   и   покрытие  сиденья   и  спинки  должны  быть достаточно эластичны, чтобы принимать на себя локаль­ные давления тела;

6)  поверхность сиденья не должна сдавливать и ограничи­вать область расположения больших бугров бедренной кости;

7)   поверхность сиденья и спинки должны иметь размеры, удовлетворяющие размерам тела человека от 5-го до 95-го перцентиля взрослого населения.

Рабочие стулья и кресла предназначены в основном для длительного пользования, состоят из сиденья, спинки, поддерживающих конструкций, подлокотников (для кре­сел). Спинка кресел может быть обычной или высокой. В конструкцию кресла могут входить также подставка для ног и подголовник. Сиденья должны регулироваться по высоте и углу наклона спинки. Изменение параметров кресла и стула должно осуществляться быстро, без приложения значительных усилий и использо­вания специального инструмента. Регулирование пара­метров рабочего сиденья может быть плавным или сту­пенчатым. Шаг ступенчатой регулировки для линейных параметров — 10 мм, для угловых — 1 градус.

Рекомендуется соблюдать меру при определении числа регулируемых параметров как кресла, так и других видов оборудования, имея при этом в виду, что: любая дополнительная возможность регулирования повышает неустойчивость оборудования и влечет за собой пробле­му стабилизации; чем больше возможностей для регули­рования оборудования, тем больше вероятность ошибки при пользовании им; каждый работающий должен быть осведомлен о точных критериях выбора для себя наибо­лее удобной рабочей позы .

При проектировании организации рабочего места следует учитывать антропометрические показатели женщин (если работают только женщины) и мужчин (если работают только мужчины); если оборудование обслуживают женщины и мужчины - общие средние показатели женщин и мужчин.

В случаях, когда невозможно осуществить регулирование высоты рабочей поверхности, допускается проектировать и изготовлять оборудование с нерегулируемыми параметрами рабочего места. В этом случае числовые значения этих параметров определяют по табл. 1 и черт. 4.

Пространство для ног

(ширина не менее 500 мм)

 

 

а - расстояние от сиденья до нижнего края рабочей поверхности не менее 150 мм;

- высота пространства для ног не менее 600 мм

 

Черт. 4

Таблица 1

Пол работающего

Высота сиденья, мм

Женщины

400

Мужчины и женщины

420

Мужчины

430

 

При проектировании рабочих помещений следует руководствоваться следующими дополнительными реко­мендациями:

1.   Наименьшее допустимое рабочее пространство должно быть такое, чтобы можно было разместить стол для одного служащего, стул для одного посетителя и еще иметь пространство для  хранения  нужных  средств  и материалов.

2.  Необходимо хорошее общее освещение. Потолок и стены должны быть окрашены в светлые цвета для обеспечения лучшего распределения света.

3. Вентиляционную систему рекомендуется констру­ировать таким образом, чтобы имелось автономное уп­равление для каждого рабочего пространства.

4.  Средства контроля температуры не рекомендует­ся  располагать  в  одном  месте.   Следует  использовать индивидуальные датчики температуры в каждом рабочем пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Трудовая активность человека во многом определя­ется условиями, в которых он работает. К ним прежде всего относятся рабочее пространство и рабочее место. В данной работе рассматривалась организация компьютерного рабочего места.

Правильно организованное рабочее место, правильная поза при работе позволят минимизировать вредное воздействие компьютера на здоровье. Большинство пользователей компьютеров уделяет мало внимания своему рабочему месту. Если появляются деньги, российский пользователь скорее купит современный процессор, чем новый стол или подставку для монитора. Часто рабочее место бывает неправильно организовано. Монитор установлен низко, неудачно относительно источников света, руки неудобно лежат на клавиатуре... В результате со временем пользователи начинают жаловаться на проблемы со здоровьем и повышенную утомляемость.

В условиях организации, предприятия правильно организовать рабочее место оператора ПЭВМ – важнейшая задача эргономиста.

В работе были решены поставленные во введении задачи.

По результатам аналитической части были внесены предложения по улучшению организации домашнего компьютерного места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников

 

1.      ГОСТ 12.1.005-88 «ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны».

2.      ГОСТ 12.2.032-78 «ССБТ. РАБОЧЕЕ МЕСТО ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ СИДЯ. Общие эргономические требования»

3.      Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. – М.: Логос, 2001.

4.      Практикум по экономике, организации и нормированию труда/ Учеб. Пособие/ Под ред. П.Э. Шлендера/ ВЗФЭИ - М.: Экономическое образование, 2007.

5.      Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03. «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

6.      Эргономика: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. В.В. Адамчука. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

 

2

 



Информация о работе Особенности проектирования организации компьютерных рабочих мест, требования к компьютерным рабочим местам