Особенности современных международных отношений.Мировой рынок нефти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:11, контрольная работа

Описание

Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины XX века является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимодополнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.

Содержание

Особенности современных международных отношений………………………..…3
Мировой рынок нефти……………………………………………………………….12
Список литературы……………………………………………………………….….21

Работа состоит из  1 файл

мировая экономика.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)
  • прохождение Россией основных ступеней развития экономики рыночного типа, которые в свое время миновали экономически более развитые страны;
  • восстановление нарушенных связей, экономическая интеграция в рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное вступление единым блоком в мировое хозяйство.

За свое место на международном рынке России придется активно побороться, одновременно отбивая тайные и явные попытки "прибрать Россию к рукам" со стороны ведущих мировых держав. Обеспечение экономической безопасности заключается в сведении к минимуму всего того ущерба, который может быть нанесен российской экономике в результате действия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов на мировых рынках.

Международные экономические отношения  на макроуровне - это формы и средства связей национальных экономик в мировом хозяйстве: внешняя торговля, международная миграция факторов производства и т.д.

Международные экономические отношения  на микроуровне - это особая сфера  деятельности национальных экономических единиц, ориентированная на внешнеэкономические связи, основанная на международном разделении труда. С позиции национальных производителей и потребителей международные экономические отношения понимаются как экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт товаров, услуг, капиталов, технологий, международная кооперация.

Объектами современных международных  экономических отношений являются:

• товары в материальной форме (сырьевые и продовольственные, готовые изделия, продукция обрабатывающей промышленности);

• услуги (международные инжиниринг, консалтинг, аудит, лизинг, туризм, транспортировки, расчеты и т.д.);

• технологии (патентные и беспатентные лицензии, товарные знаки);

• капитал (прямые и портфельные  зарубежные инвестиции, международный  кредит);

• рабочая сила.

Одной из особенностей современных  международных экономических отношений  является интернационализация хозяйственной  жизни. Она имеет два уровня; микроуровень и макроуровень.

На микроуровне интернационализация  представляет собой процесс привлечения  фирмы в международные операции, которым присущ преимущественно поэтапный характер. Обычно видрізняють три основных этапа: 1) начальный; 2) локальной рыночной экспансии, 3) транснациональный. Для каждого этапа характерны не только специфика задач и значимость зарубежной деятельности, но и различия в ориентации высшего менеджмента.

На макроуровне интернационализация  заключается в расширении и углублении мирохозяйственных связей за счет повышения  международной мобильности факторов и результатов производства.

Большое влияние на формирование и развитие современных международных экономических отношений имеют следующие факторы:

1. Увеличение объемов и ассортимента международного товарообмена.

2. Обострение глобальных проблем (экологической, сырьевой, энергетической, продовольственной, демографической и др.), что активизировало международное сотрудничество в сфере научно-исследовательских работ, совместного освоения недр Земли и Мирового океана, охраны окружающей среды и т.д.

3. Либерализация внешнеэкономической политики почти всех стран мира, что особенно четко проявились за последние 50 лет и, что заключается в ослаблении мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, улучшении инвестиционного климата во многих (особенно в развитых странах), смягчении национальной миграционной политики безусловно способствовала развитию всех форм международных экономических отношений в мировом хозяйстве.

4. Изменения в системе международного разделения труда. Как отмечалось ранее, место и роль страны в международном разделении труда сейчас все меньше зависит от ее природно-климатических ресурсов и географического положения и все больше - от «приобретенных ресурсов» (технологий, капитала, качественного состава рабочей силы), а также от того, насколько та или иная страна «вписывается» в стратегические цели крупнейших международных корпораций. Это значительно изменило географические потоки товаров и услуг в мировом хозяйстве: промышленно развитые страны превратились в главных мировых экспортеров продовольствия, из развивающихся стран, все больше экспортируется машинотехнической продукции, одежды, обуви, других готовых изделий.

5. Процессы региональной экономической интеграции, охватившие все без исключения континенты, влияние которых на развитие международных экономических отношений неоднозначна: с одной стороны, они способствуют интенсивному развитию всех форм международных экономических отношений между странами-членами интеграционных объединений, а с другой - сдерживают развитие международных экономических отношений с третьими странами.

6. Возрастающее значение в мировом хозяйстве международных корпораций в современных условиях.Они играют важную стратегическую роль в развитии как отдельных форм международных экономических отношений, так и их системы и географической конфигурации.

7. Создание и постоянное совершенствование системы мирового и регионального регулирования международных экономических отношений как ответ на постоянно возникающие проблемы их развития позволило создать общую для всех стран нормативно-правовую базу функционирования мирохозяйственных связей в виде Венской конвенции о договорах закупки-продажи товаров, Оттавской конвенции о международной финансовой аренде. Руководство по составлению международных договоров о компенсационные соглашения, о промышленное сотрудничество и т.д.

8. Формирование всемирной инфраструктуры международных экономических отношений, что включает всемирные сети транспорта, коммуникаций, глобальные информационные сети, что значительно ускоряет по времени практическую реализацию мирохозяйственных связей, порождает новые способы их осуществления (заключение международных товарных соглашений и трудовых контрактов в сети Интернет, купля-продажа товаров и услуг на международных товарных биржах, аукционах, торгах, почти немедленное осуществление международных расчетов и т. д.).

9. Политические факторы: распад колониальной системы империализма, распад СССР, Чехословакии, СФРЮ, международный терроризм, преодоление религиозных конфликтов и т.п.

Таким образом, можно констатировать, что современные международные экономические отношения интенсивно развиваются, трансформируются, меняют свои географические приоритеты и все более приобретают черты единой системы, где отдельные формы не только тесно взаимосвязаны, но и взаимообусловленные.

 

 

2. Мировой рынок нефти.

 

Нефть является биржевым товаром. Ее котировка осуществляется на биржах, где заключаются сделки по ее продаже, а также продаже фьючерсов на нефть. Экономический рост и благосостояние многих стран в значительной мере зависят от уровня развития нефтедобывающей промышленности. Проблемы развития процессов, влияющих на эффективность деятельности нефтедобывающих предприятий, являются наиболее актуальными для стабилизации экономик нефтедобывающих стан.

Очевидно, при эксплуатации нефтяных месторождений проблема повышения эффективности нефтедобычи приобретает особенно большое экономическое значение. Для решения этих проблем необходимо создать определенные организационные и экономические условия в нефтяной отрасли, что позволит усовершенствовать мировой рынок нефти.

Нефтедобыча за последние 5 лет  в 2 раза превысила прирост новых  запасов, что может привести к  скорому исчерпанию нефтяных ресурсов. В промышленной разработке находится  около 1100 нефтяных месторождений, на которых  пробурено более 150 тыс. скважин. Для успешного развития нефтедобывающей отрасли необходимы инвестиции порядка 10 млрд. долл. ежегодно. В связи с этим, большую актуальность приобретает активизация инвестиционной деятельности нефтедобывающих предприятий, а также промышленное освоение истощенных нефтяных месторождений малыми предприятиями, обеспечивающими 10% нефтедобычи в стране и способными довести нефтедобычу до 60 млн. т к концу 2010 года, что имеет определенные перспективы в целях повышения эффективности нефтедобывающего производства.

На начало XXI века нефть остается важнейшим мировым энергетическим ресурсом и крупнейшим объектом международной торговли.

В связи с этим, рынок  нефти является объектом нормативно-правового  регулирования. Следовательно сама федеративная модель построения государства предполагает наличие определенных прав по регламентации экономических отношений субъектами Федерации и не все они должны регулироваться единообразно в силу наличия у каждого естественно-природных и иных особенностей, отдельные аспекты экономической деятельности и возникающих в связи с ней правоотношений могут закрепляться в нормативных правовых актах субъектов Федерации. Относительно хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса в рамках полномочий, предоставленных федеральным законодательством (Законами "О недрах", "О соглашениях о разделе продукции", Энергетической стратегией России до 2020 г., Налоговым кодексом РФ и др.), субъекты Федерации могут регулировать, например, вопросы в сфере геологического изучения, пользования и распоряжения (совместно с Россией) недрами, разведки и добычи, подземного хранения нефти, ее транспортировки, налогообложения, охраны окружающей среды, установления льгот, в том числе для субъектов малого и среднего бизнеса, и др.

Главной задачей Энергетической стратегией России до 2020 г является определение путей достижения качественно нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учетом прогнозируемых результатов ее реализации.

Одной из актуальных на сегодняшний  день является проблема соответствия законодательства субъектов Федерации  федеральному законодательству, в том  числе по вопросам регулирования нефтяной деятельности.

Традиционно правовые акты, содержащие нормы, закрепляющие правовой статус хозяйствующих субъектов  в сфере предпринимательской  деятельности, можно классифицировать следующим образом:

- правовые акты общего  действия (распространяются на всех хозяйствующих субъектов независимо от сферы их деятельности (промышленность, торговля, сельское хозяйство и т.д.);

- правовые акты специального  действия (распространяются на хозяйствующих  субъектов конкретной сферы деятельности).

К первой группе правовых актов  относится, например, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ), Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ), Федеральные законы "Об акционерных  обществах", "Об обществах с  ограниченной ответственностью", "О  государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и др.

Разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами.

Ко второй группе правовых актов (применительно к хозяйствующим  субъектам нефтедобывающего комплекса) относятся, например, Федеральные законы от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях  о разделе продукции", от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах" (с изм. от 26.07.2010 N 186-ФЗ).

Отношения государства и  иностранных инвесторов в сфере  недропользования регулируются двумя  законами - "О соглашениях о разделе продукции" и "О недрах". В законе "О соглашениях о разделе продукции" нечетко прописана взаимная ответственность инвестора и государства за выполнение своих обязательств, что является ключевым условием успешного исполнения соглашений. Закон «о недрах» регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Мировая добыча нефти в 2006 составляла около 3,8 млрд. т в год, или 30 млрд. баррелей в год. Таким  образом, при нынешних темпах потребления, разведанной нефти хватит примерно на 40 лет (таблица 1), неразведанной — ещё на 10—50 лет. Также растёт и потребление нефти — за последние 35 лет оно выросло с 20 до 30 млрд. баррелей в год.

России принадлежит от 6,2 % до 13 % (по разным оценкам) разведанных запасов нефти. Наша страна занимает первое место в мире по трубопроводной торговле природным газом и как экспортер нефти делит пальму первенства с Саудовской Аравией. Сегодня более 90 % экспортируемых российских энергоносителей поставляется в государства Европы.

Таблица 1.

Страны с крупнейшими  запасами нефти (По данным BP Statistical review of world energy 2009)

Страна

Запасы

% от мировых запасов

Добыча

На сколько лет хватит

Саудовская Аравия

264,1

21,0

10846

67

Иран

137,6

10,9

4325

87

Ирак

115,0

9,1

2423

130

Кувейт

101,5

8,1

2784

100

Венесуэла

99,4

7,9

2566

106

ОАЭ

97,8

7,8

2980

90

Россия

79,0

6,3

9886

22

Ливия

43,7

3,5

1846

65

Казахстан

39,8

3,2

1554

70

Нигерия

36,2

2,9

2170

46

США

30,5

2,4

6736

12

Канада

28,6

2,3

3238

24

Катар

27,3

2,2

1378

54

Китай

15,5

1,2

3795

11

Ангола

13,5

1,1

1875

20

Члены ОПЕК

955,8

76,0

36705

71

Весь мир

1258,0

100,0

81820

42

Информация о работе Особенности современных международных отношений.Мировой рынок нефти