Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:11, контрольная работа
Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины XX века является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимодополнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.
Особенности современных международных отношений………………………..…3
Мировой рынок нефти……………………………………………………………….12
Список литературы……………………………………………………………….….21
Примечания:
1. Оценочные запасы в миллиардах (109) баррелей
2. Добыча в тысячах (10і) баррелей в день
3. На сколько лет хватит нефти, рассчитывается как запасы / добыча
Анализируя таблицу 1, можно сделать вывод, что самый большой запас нефти имеют Ирак и Венесуэла и в дальнейшем возможно эти государства будут ведущими мировыми державами, так как энергетические ресурсы являются главными источниками жизни на земле. Также видно, что если сложить весь запас нефти в мире, то можно сделать вывод, что этого источника энергии хватит лишь на 40-50 лет. И, в последствии, нам необходимо будет искать заменяющий нефть энергетический ресурс.
Ожидается, что мировая нефтедобыча из традиционных источников в период между 2010 и 2020 гг. достигнет своего пика, а затем начнет постепенно снижаться. Поэтому в период 2010-2020 гг. начнут усиленно осваиваться, несмотря на значительные финансовые издержки, «нетрадиционные» источники энергии.
Таким образом, все эти факторы в своей совокупности являются основными факторами – индикаторами в формировании цен на мировом рынке нефти.
Рис. 1. Прогноз мировой добычи и потребления нефти до 2016 г.
Анализ рисунка 1 показывает,
что основными рынками
Ценовая политика на рынке нефти тоже имеет существенное место. Так например, с конца 2003 до 2005 включительно произошёл новый резкий скачок цен. Цена нефти в феврале 2008 уже превышала «психологическую» отметку в 100 долларов за барель, в марте высокие темпы роста цен продолжились (110 долл.). В мае 2008 года была достигнута цена 135 долларов и далее удерживалась на уровне выше 100 долларов. Максимальная цена нефти сорта WTI (Light Sweet) была достигнута 11 июля 2008 года, превысив 147 долларов за баррель.
Некоторые считают причиной этого скачка цен предполагаемое вторжение США в Иран, по мнению других, он знаменует начало давно ожидаемого нефтяного кризиса, когда истощающимся месторождениям всё труднее удовлетворить растущий спрос на нефть. Большинство аналитиков считают, что эта цена будет снижена (одни называют цифру 40, другие 75 долларов за баррель). В октябре 2008 цена на нефть опустилась ниже 67 долларов за баррель в результате глобального экономического кризиса и достигла своего 12-месячного минимума.
Следует отметить, что рост мировых цен на нефть всегда разгоняет долларовую инфляцию, так как США крупнейший потребитель нефти.
Фундаментальными причинами бума на нефтяном рынке стали возросший спрос на углеводородное сырье, с одной стороны, и ограниченные мощности в добыче нефти (на фоне перебоев с ее поставками) и в нефтепереработке — с другой. При появлении существенного запаса в резервных мощностях добычи нефти и ее переработки влияние спроса и спекулятивных факторов на нефтяные цены будет значительно меньшим, чем сейчас. В настоящее время формируются предпосылки для реализации именно такого сценария, при котором можно ожидать снижения нефтяных цен в среднесрочной перспективе. При этом необходимо рассчитывать на стабилизацию ситуации в Ираке и прекращение эскалации напряженности вокруг ядерной программы Ирана.
Мировой рынок нефти и нефтепродуктов представляет собой весьма тонкую и чувствительную систему. Его «настрой» зависит от многих факторов: политических, экономических, сезонных, региональных, от положения, складывающегося с танкерным флотом, и т.д. Вместе с тем он достаточно хорошо организован, имеет свои особенности, свои правила игры.
Существуют две формы торговли нефтью и нефтепродуктами: контрактная и спотовая.
Контрактная форма торговли подразумевает ситуацию, при которой покупатель и продавец договариваются о поставках товара в течение определенного периода и часто по фиксированным ценам. В прошлом контракты подписывались на два, три и более лет. Затем этот период сократился, а цены стали более гибкими.
Спотовая торговля предусматривает сделки краткосрочные. Зачастую спотовая торговля — это продажа одного танкера с нефтью или нефтепродуктами. Поэтому цены по сделке устанавливаются на конкретный танкер на день сделки. По подсчетам специалистов, в настоящее время примерно 50—55% сделок, заключаемых на мировом рынке нефти и нефтепродуктов, совершается на спот-условиях.
В настоящее время на рынке нефти и нефтепродуктов присутствуют главные участники:
1) крупные нефтяные компании,
практикующие обе формы
2) независимые нефтяные компании (не принадлежащие к «нефтяным сестрам»); им принадлежат порядка 10—15% спотового рынка;
3) нефтяные трейдеры (Fibro, Marc Rich).
Спотовая торговля нефтью и нефтепродуктами обычно ассоциируется с Роттердамом. Это логично: ведь Роттердам — как раз то место, где по существу зародилась «спотовая» торговля. В этом районе сосредоточены крупные перерабатывающие мощности, хранилища и распределительные системы. Однако в настоящее время под Роттердамским спотовым рынком следует понимать более широкую географию. Сюда надо включать все спотовые рынки северо-запада Европы: Швецию, Данию, Норвегию, восточную часть Ве-ликобритании, ФРГ, Голландию, Бельгию и северо-запад Франции. Логистика Роттердамской зоны состоит из двух крупных сегментов. Танкерные торговые сделки осуществляются в северо-западном регионе: Роттердам — Северное море; торговые сделки с речными баржами ведутся в зоне Роттердам — дельта Рейна (поставки потребителям в Голландию, ФРГ, Бельгию, Швейцарию и др).
Другим крупнейшим мировым спотовым рынком является Сингапур. Этот рынок считается вторым в мире после Роттердамского. Кроме того, данный регион занимает третье место в мире по объемам переработки нефти после Роттердамского и Американского (побережье Мексиканского залива) регионов. Сингапурский рынок расположен на крупной транспортной артерии, соединяющей Азию с другими регионами мира. Сингапур играет роль своеобразного баланса между США и Роттердамом. На Сингапурский рынок ориентируются производители и трейдеры нефти и нефтепродуктов Индонезии, Малайзии, КНР, ОАЭ, Ирана. Следует отметить, что в связи с бурным экономическим ростом в новых индустриальных странах (Ю. Корее, Тайване, Сянгане (Гонконге) и др.) отмечается рост нефтепотоков из Ближневосточного в Сингапурский регион.
Так сложилось, что российские поставщики, работающие на спот-условиях, ориентируются на показатели Роттердамского или Средиземноморского рынков. Это понятно, так как традиционно нефтепродукты вывозились из России через порты Балтийского и Черного морей. Нам достаточно сложно было конкурировать на Дальнем Востоке, ведь мощности советских нефтеперерабатывающих заводов были ориентированы на удовлетворение потребностей данного региона — Сахалина, Камчатки, Владивостока, Магадана, хотя раньше мы располагали хорошими базами для бункеровки морских судов, в том числе и иностранных, на Дальнем Востоке. Учитывая, что нам нужно иметь представление и об услугах, приведем некоторые данные о стоимости транспортных услуг, фрахта судов для перевозки нефтепродуктов.
По объему поставок главным поставщиком нефти на мировой рынок в региональном отношении остается во главе с Саудовской Аравией Ближний Восток, в организационном - ОПЕК, в который входит большинство нефтедобывающих стран ближневосточного региона. По организации поставок и методам ценообразования мировой рынок нефти делится на три сектора: внутренний рынок нефтедобывающих стран, экспорт и импорт нефти по трубопроводным системам и "нефть-на-море", т.е. экспорт и импорт танкерами. Суммарные поставки нефти стран-производителей на свои внутренние рынки составляют 1,6 млрд тонн в год. Внутренние цены на этих рынках значительно отличаются от цен мирового рынка и никак на них не влияют: они часто регулируются правительством страны (напрямую или при помощи налогов и таможенных пошлин) с целью обеспечить более полную загрузку собственных НПЗ и стимулировать развитие экономики своей страны. На экспорт по трубопроводам поставляется около 200 млн тонн в год. Крупнейшими трубопроводными системами мира являются нефтепроводы компании "Транснефть", соединяющие Россию и страны СНГ с Европой, и нефтепроводы, соединяющие Канаду с США. В настоящее время планируется создание трубопроводной системы между Россией и Китаем. Трубопроводный сектор рынка нефти обычно называют "связанным рынком": объем поставок на нем обычно определен на годы вперед, с привязкой цены к цене нефти, которая формируется при перепродаже нефти в танкерах.
Таким образом, цены на нефть на мировом рынке в основном определяются танкерным сектором рынка. Объем танкерных поставок составляет 1,6 млрд тонн в год. Из них 1,1 млрд тонн, или 69%, обеспечивает ОПЕК. Поэтому ОПЕК и играет главную роль в образовании цен на нефть на мировом рынке. Практика последних лет, однако, показывает достаточно низкую эффективность работы ОПЕК по управлению мировыми ценами: страны-члены Организации не соблюдают установленные квоты добычи, реакция на поведение рынка замедлена, процесс адаптации уровня квот не оперативен.
Список литературы:
Информация о работе Особенности современных международных отношений.Мировой рынок нефти