Открытая экономика: модели её функционирования и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть сущность сбережений и инвестиций в национальной экономике, провести сравнительный анализ этих понятий, а также отразить состояние и направления инвестиционной деятельности в РБ.

Содержание

Введение 3
1. Инвестиции, сущность, виды, факторы определяющие объем инвестиций 5
2.Роль инвестиций в неоклассической и кейнсианской моделях функционирования экономики 14
3. Состояние, тенденции и роль инвестиций и сбережений в национальной экономике республики Беларусь 19
Заключение 29
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая макроэконоимка.docx

— 80.20 Кб (Скачать документ)

     При этом инвестиции не всегда находятся  на запланированном уровне. В состоянии  равновесия инвестиции равны фактически осуществленным инвестициям, которые  в свою очередь равны сбережениям. Следовательно, можно представить  условие макроэкономического равновесия. Графически данное равенство выглядит следующим образом: 

     

     Рис. 2.2. Модель макроэкономического равновесия при сопоставлении инвестиций и сбережений [4, с. 200] 

     Только  при равновесном уровне выпуска  сбережения равны плановым инвестициям, поскольку лишь в состоянии равновесия величина незапланированных изменений  товарных запасов равна нулю. Механизм достижения равновесия можно представить  следующим образом:

     1. Разница между сбережениями и  запланированными инвестициями  создает разницу между планами  производства и расходования  средств в экономике в целом.

     2. Эта разница между общими планами  производства и расходов приводит  к непредусмотренному инвестированию  или недоинвестированию товарных запасов.

     3. В результате непредусмотренных  инвестиций в товарные запасы  фирмы начинают пересматривать  свои производственные планы,  сокращать производство и тем  самым уменьшать ВВП. И наоборот, в результате сокращения капиталовложений в товарные запасы фирмы начинают пересматривать свои производственные планы в сторону расширения производства и тем самым увеличивать ВВП. И те и другие изменения ВВП ведут к установлению равновесия, потому что они уравнивают плановые инвестиции и сбережения.

     4. Только в том случае, если запланированные  инвестиции и сбережения равны,  достигается равновесия ВВП. Не  будет ни непредусмотренных инвестиций, ни сокращения капитальных вложений  в товарные запасы, приводящих  к падению или подъему ВВП.

     Рассмотрев  неоклассическую и кейнсианскую концепции можно сделать выводы:

     • В равновесной экономике фактические  инвестиции всегда равны совокупным сбережениям.

     • Не всегда фактические инвестиции совпадают  с плановыми, что служит одной из причин сохранения макроэкономического равновесия при неполной занятости ресурсов. В этом выигрышна модель кейнсианцев.

     • В кейнсианской концепции решающим фактором при определении объема инвестиций является пессимизм или оптимизм инвестора, т.е. субъективно-психологическая и неопределяемая математически величина, а в неоклассических моделях – предельная эффективность капитала, т.е. понятие объективное и возможное для экономических расчетов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Состояние, тенденции и роль  инвестиций и сбережений в  национальной экономике республики  Беларусь 

     В рыночной экономике для финансирования государственного долга в рамках финансовой политики наряду с внешними заимствованиями предусматривается эмиссия государственных ценных бумаг как инструмент привлечения капиталов отечеств, и зарубежных предпринимателей и населения. Наряду с государственными инвестициями в ключевые отрасли экономики в рамках финансовой политики намечаются меры по привлечению капиталов отечественных и иностранных частных инвесторов, а также кредитов международных валютно-кредитных и финансовых организаций.

     Финансовая  политика Республики Беларусь регламентирована такими документами, как Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь», Концепция развития банковской системы  Республики Беларусь и др.

     Финансовая  политика направлена главным образом  на достижение роста благосостояния народа, приближение его к уровню экономически развитых стран на основе сбалансированного и устойчивого  экономического роста, обеспечение  занятости населения, доведение  его социальной защищенности до уровня передовых стран. Для реализации поставленной стратегической цели необходима концентрация ограниченных ресурсов на важнейших направлениях, для чего планируется осуществить следующие  мероприятия:

  • активизация инновационной и инвестиционной деятельности;
  • наращивание экспорта товаров и услуг;
  • развитие транспортных и коммуникационных услуг;
  • развитие агропромышленного комплекса;
  • развитие жилищного строительства с максимальным использованием внебюджетных источников;
  • реформирование системы здравоохранения. [6, с. 30]

         Данные Министерства Статистики РБ позволяют изучить динамику основных социально-экономических показателей за период с 2006 по 2009 год (Приложение А).

     Численность населения в анализируемом периоде  снизилась на 26,5 тыс. чел. и составила 9,67 млн. чел. Среднегодовая численность  занятых в экономике в то же время выросла на 0,17 млн. чел. и  составила 4,5 млн. чел.

     Численность безработных, зарегистрированных в  органах по труду, занятости и  социальной защите в процентах к  экономически активному населению  снизилась с 1,5% в 2006 г. до 0,8% в 2009 г.

     Положительная динамика характерна и для доходов  населения, так например денежные доходы выросли а анализируемом периоде в 1,97 раза и составили в 2009 году 76,3 трлн. руб. (в 2006 – 38,6 трлн. руб.).

     Средний размер пенсии увеличился на 178 тыс. рублей и составила 389,4 тыс. руб. в 2009 году.

     Производство  ВВП увеличилось по сравнению  с 2006 г. в 1,98 раза и достигло в 2009 году 128,8 трлн. руб. Валовой продукт на душу населения увеличился с 6,6 млн. руб. в 2006 г. до 13,3 млн. руб. в 2009 году.

     В 2009 году инвестиций в основной капитал использовано в объеме 35,9 трлн. рублей, что составляет 137,5% к уровню 2008 года. По сравнению с 2006 годом объем инвестиций вырос в 2,3 раза или на 20,8 трлн. рублей (Приложение Б).

     За  период 2009 года строительно-монтажные  работы выполнены на 15,5 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 22,2% больше, чем в 2008 году.

     По  объектам производственного назначения использовано 23,1 трлн. рублей инвестиций, или 123,1% к уровню 2008 года.

     Удельный  вес инвестиций производственного  назначения в общем объеме инвестиций составил 64,3% (в 2008 году – 65,8%).

     В структуре производственных отраслей преобладали инвестиции, направленные на развитие промышленности (27,7% от общего объема инвестиций), сельского хозяйства (14,6%), транспорта и связи (11,3%).

     В 2009 году в эксплуатацию введено 5,1 млн. квадратных метров жилья, что на 10,3% больше, чем в 2008 году, из которых 2,2 млн. квадратных метров – за счет банковских кредитов.

     На  строительство жилья в 2009 году было направлено 6,4 трлн. бел. рублей – это 17,9% общего объема инвестиций в основной капитал. По сравнению с 2008 годом этот показатель увеличился на 120,9%. [2, с. 27]

     Принятая  в 2007 году Государственная программа  инновационного развития экономики  направлена на достижение главного приоритета страны – перевода национальной экономики  в режим интенсивного развития –  и создает новые перспективы  для развития инвестиционного кредитования. Программа предусматривает создание 100 новых предприятий, около 400 новых  производств на действующих предприятиях, модернизацию более 600 действующих  производств. На ее финансирование в 2007–2010 гг. банками было выдано кредитов в объеме 4,2 трлн. рублей.

     Неоднозначными  тенденциями в 2008 году характеризовалось  развитие внешней торговли. С одной  стороны, динамика реального эффективного курса способствовала ценовой конкурентоспособности  белорусского экспорта. Активно проводя  инновационную политику и эффективно используя благоприятную конъюнктуру  на традиционных рынках отечественного экспорта, белорусские предприятия-экспортеры увеличили объем экспорта на 24,6%. По итогам 2008 года, по предварительным  данным платежного баланса, экспорт  товаров и услуг достиг 27,7 млрд. долларов США.

     В то же время комплекс факторов, включающий удорожание импортируемых энергоносителей, рост инвестиционного спроса субъектов  хозяйствования и увеличение потребительского спроса со стороны населения, обусловил  более высокие темпы роста  импорта, который увеличился на 28% и  достиг 30,4 млрд. долларов США. Таким  образом, отрицательное сальдо внешней  торговли товарами и услугами составило 2,7 млрд. долларов США.

     В этих условиях важное значение приобрело финансирование текущего счета платежного баланса путем привлечения иностранного капитала в экономику Республики Беларусь с использованием всех каналов, в первую очередь государственных кредитов, прямых инвестиций и привлечения заемных средств банками. О том, что эта задача была решена, свидетельствует увеличение золотовалютных резервов страны в 2,9 раза – до 5 млрд. долларов США. [2, с. 31]

     При этом объем привлечения банками  средств нерезидентов по сравнению  с 2007 годом увеличился более чем  на 1 млрд. долларов США и составил 2,6 млрд. долларов, в том числе  долгосрочных ресурсов – 495,7 млн. долларов США. Активизировалось привлечение  средств в таких распространенных в международной практике формах, как синдицированные кредиты, кредитные ноты. Это позволяет получить средства, не связанные с каким-либо конкретным проектом, удешевить стоимость и увеличить объемы заимствований, удлинить их сроки.

     Росту объемов привлечения зарубежного  капитала способствовал и тот  факт, что в 2009 году у иностранных  инвесторов появился ориентир для оценки возможностей инвестирования в экономику Республики Беларусь – суверенный кредитный рейтинг. Присвоенное двумя авторитетными международными агентствами значение рейтинга позволяет рассчитывать на дальнейший приток зарубежных финансовых ресурсов в экономику страны.

     Особое  внимание в 2008 году было уделено привлечению  прямых иностранных инвестиций в  банковский сектор Республики Беларусь, которое в настоящее время  следует рассматривать как обоснованное и позитивное явление. Иностранное  участие в капитале банков расширяет  их ресурсный потенциал, способствует увеличению притока ресурсов из-за рубежа, улучшению конкурентной среды, стимулирует конкуренцию на внутреннем рынке банковских услуг и содействует  дальнейшему повышению их качества и доступности.

     Привлечение и эффективное использование  иностранных инвестиций является одним  из направлений взаимовыгодного  экономического сотрудничества Республики Беларусь с зарубежными странами. Иностранные инвестиции оказывают  существенное воздействие на ход  экономических преобразований в  республике. В связи с этим важно  объективно оценивать возможные  негативные и позитивные последствия  их привлечения, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам Республики Беларусь, ее народа, обеспечивающую преодоление  кризисных явлений и достижение перспективных целей.

     За 2009 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы  вложили 6,5 млрд. долларов США инвестиций, или на 20,4% больше, чем за 2008 год.

     Наибольшие  суммы иностранных инвестиций поступили  в такие отрасли экономики, как  промышленность (42,9% от всех поступивших  инвестиций), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (29,8%), торговля и общественное питание (8,5%).

     Данные  о поступлении иностранных инвестиций по основным отраслям экономики приведены  в таблице (Приложение В).

     Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (33,2% от всех поступивших инвестиций), Швейцарии (18,8%), Соединенного Королевства (10,9%), Кипра (8,5%). [5]

     За 2009 год наибольшие суммы иностранные  инвесторы вложили в субъекты хозяйствования г. Минска (42,7% от всех поступивших инвестиций), Минской (21%), Гомельской (15,2%) и Витебской (14,5%) областей.

     Структура иностранных инвестиций по областям Республики Беларусь за 2009 год приведена  в диаграмме (рис. 3.3): 

     

     Рис. 3.3 Структура иностранных инвестиций по областям РБ

         На долю прямых иностранных инвестиций приходилось 34,9% от всех полученных иностранных инвестиций. По сравнению с 2008 годом, поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось в 1,7 раза. Вместе с тем основными формами привлечения прямых инвестиций были кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов (67% от общего объема прямых инвестиций).

     Организациями республики за 2009 год получено прочих иностранных инвестиций на сумму 4,2 млрд. долларов США, или на 3,4% больше, чем за 2008 год. На их долю приходилось 65% от всех полученных иностранных инвестиций. Основной формой привлечения прочих иностранных инвестиций являются кредиты  и займы.

Информация о работе Открытая экономика: модели её функционирования и развития