Открытость национальной экономики. Экономическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 15:11, реферат

Описание

Увеличение открытости, т. е. степени вовлеченности страны в мировые торговые отношения, есть следствие увеличения уровня обобществления производства по мере развития производственных сил.

Работа состоит из  1 файл

Открытость национальной экономики.docx

— 48.19 Кб (Скачать документ)

Открытость  национальной экономики. Экономическая безопасность.

Увеличение  открытости, т. е. степени вовлеченности  страны в мировые торговые отношения, есть следствие увеличения уровня обобществления производства по мере развития производственных сил.

Существует  два крайних типа хозяйства:

1. АВТАРКИЯ (полностью замкнутое хозяйство) — экономическое образование, действующее по принципу самообеспеченности.

1. ОТКРЫТАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА (полностью открытое хозяйство) — экономика, находящаяся в состоянии взаимодействия с внешним миром. Открытая национальная экономика — это экономика торгующая, осуществляющая платежи, ввоз и вывоз капитала.

Критерий  открытости экономики: наличие влияния внешней среды на динамику основных показателей экономического развития, а именно объем и темпы роста производства, состояние внутренних товарных рынков, занятости населения.

Факторы, влияющие на степень открытости экономики: • величина годового валового продукта; • емкость внутреннего рынка; • транснационализация экономики; • развитие производственной кооперации; • обеспеченность национальной экономики природными и земельными ресурсами;

• государственная политика.

Когда национальная экономика открывается  внешнему миру, наступает зависимость  от внешнего рынка, что обусловливает  ее уязвимость. Национальная экономика  вступает в финансовые связи с  внешним рынком и подвергает опасности  занятость, состояние национальной валюты и т. д. — возникает состояние  экономической безопасности.

Открытость ==> Зависимость =» Уязвимость ==> Экономическая безопасность.

Экономическая безопасность связана с влиянием внешнеэкономических факторов на: • динамику национальной экономики; • темпы роста валового продукта; • состояние отдельных отраслей; • уровень занятости; • состояние национальной валюты; • размер валютно-финансовых резервов и т. д. Социально-экономические издержки открытой экономики: • увеличение зависимости от экспортно-импортных операций; • увеличение зависимости от внешних финансовых источников; • ухудшение положения предприятий национальной экономики;  • сокращение занятости и рост безработицы.

Теория  абсолютных преимуществ  А. Смита

 Страны  экспортируют те товары, производство  которых требует меньших издержек (абсолютное преимущество) и импортируют  товары, производство которых в  других странах также требует  меньших издержек (абсолютное преимущество  у других стран).

Тогда международная торговля станет выгодна  в том случае, если две страны будут торговать теми товарами, которые  они производят с меньшими издержками, чем их партнер, т. е. в производстве которых они будут иметь абсолютное преимущество.

Рассмотрим  следующий пример:   Допустим, что страны А и В производят только два товара:  С и D. В стране А для производства одной единицы товара С требуется 2 единицы затрат, а для производства одной единицы товара D — 6 единиц. В стране В для производства одной единицы товара С требуется 12 единиц затрат, а для производства одной единицы товара D — 4 единицы.

Товар/страна А В
С 2 12
D 6 4
 

Страна А имеет абсолютное преимущество в производстве товара С, поскольку для производства одной его единица требуется лишь 2 единицы затрат по сравнению с 12 в 1не В. Производители страны В также имеют абсолютное преимущество в производстве товара D, поскольку все единицы затрат идет на производство одной единицы товара D по сравнению с 6 в стране А.. Предположим, что производителям товара С в стране Л > купить товар Д а производителям товара D в стране В — товар С. Существует два варианта: купить этот товар у себя в стране, либо купить его за границей.

Производитель товара С страны А при покупке товара D у себя в стране сможет обменять одну единицу товара С на 2/6 = 1/3 единицы товара D. Если же он покупает этот товар в стране В, то он сможет получить уже 2/4 = 1/2единицы товара D.

Производитель товара D страны В, покупая товар С в стране В, получит за одну единицу своего товара

4/12 = 1/3  единицы товара С. В случае импорта товара С из страны Л он получает значительно больше —  

4/2 = 2 единицы  товара С.

Поэтому производителям товара С страны А выгоднее купить товар D в стране В, а производителям товара D страны В выгоднее купить товар С в стране А, чем покупать эти товары у отечественных производителей.

Преимущество  теории: теория абсолютных преимуществ основана на трудовой теории стоимости и показывает явные преимущества разделения труда уже на международном уровне.

Недостаток  теории: теория абсолютных преимуществ не дает ответа на вопрос — почему страны торгуют между собой даже при отсутствии абсолютного преимущества в производстве тех или иных товаров. 

Теория  сравнительной обеспеченности факторами производ ства Э.Хекшера-Б. Олина. Теорема Рыбчинского. «Парадокс В. Леонтьева».

Каждая  страна обладает факторами производства в различной степени насыщенности или наделенности. В одной стране существует относительно избыточное количество капитала, в другой — трудовых ресурсов, в третьей — земель (станок/1 чел. — наделенность капиталом, чел./1 станок — насыщенность трудовыми ресурсами).

Суть  теории Хекшера - Олина заключается в том, что каждая из стран должна специализироваться в производстве тех товаров, создание которых требует относительно больше факторов производства, которыми она располагает. Избыток ресурса всегда означает дешевизну. Если в стране большое количество земель, то эта страна специализируется на земледелии; если в стране относительный избыток рабочей силы — страна специализируется в трудоемких отраслях и т. д.

Свое  развитие теория Хекшера-Олина получила в теореме Рябчинского: если при неизменных ценах и наличии только двух факторов производства происходит рост одного из факторов производства, то это неизбежно ведет к увеличению производства того товара, который является более емким по отношению к избыточному фактору и, соответственно, сокращается производство в отрасли, менее емкой к Данному фактору.

«Парадокс В. Леонтьева»

В. Леонтьев путем нескольких эмпирических исследований Доказал, что условия теории Хекшера-Олина на практике не соблюдаются.

В 50-е  гг. он изучил внешнюю торговлю США. В то время США обладали избыточным капиталом по отношению к трудовым ресурсам.  Согласно теории Хекшера-Олина, в США должна была быть следующая структура: США — импортер трудоемких изделий и экспортер капиталоемких. Однако в США все было наоборот: США — экспортер трудоемких изделий и импортер капиталоемких.

Появился  новый фактор — наукоемкость, который и сыграл решающую роль. Это объяснялось тем, что труд американских работников являлся более сложным, чем труд работников других стран, и они экспортировали товары более высокой степени сложности — высокотехнологические товары.

Парадокс  Леонтьева — трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные — трудоемкую. 

Теория  конкурентных преимуществ  Портера.

КОНКУРЕНТНОЕ  ПРЕИМУЩЕСТВО - системный подход, основанный на многостороннем анализе, включающий и маркетинговые исследования. Факторы, обусловившие появление теории конкурентных преимуществ: 1) произошли реальные изменения в мировой экономике и международной конкуренции; 2) произошли изменения в технологиях; 3) появились новые индустриальные страны; 4) произошла интернационализация производства (фирмы стали использовать преимущества не только той страны, в которой они базируются, но и тех стран, где находятся их финансы). В основе теории лежат четыре наиболее существенных фактора.

Основные  детерминанты конкурентных преимуществ:

I. Факторные условия — наделенность страны (фирмы) следующими факторами производства: • людские ресурсы — количество, квалификация и стоимость рабочей силы, норма рабочего времени, трудовая этика; • физические ресурсы — количество и качество полезных ископаемых, воды, земельных участков; • инфраструктура - транспортная система, система связи, почтовая связь,  и т. д.; • ресурс знаний - ресурсы, которые концентрируются в институтах и университетах, а также в научно-исследовательских институтах,; • денежные ресурсы — капитал, который может быть направлен в производство.

Факторы можно в свою очередь разделить  по степени развитости и специализации. По степени развитости факторы делятся на: основные — это некая данность, которая не имеет существенного значения для завоевания конкурентного преимущества, они создают конкурентные преимущества низкого ранга (например, природные ресурсы, и т. д.); - развитые — это факторы, которые создают устойчивые конкурентные преимущества высокого ранга (например, современная инфраструктура, и т. д.). По степени специализации факторы делятся на: • общие — универсальные факторы (например, система транспортных коммуникаций, и т. д.); • специализированные — узкоквалифицированный персонал, инфраструктура специализированных отраслей, базы данных узкой специализации. Причем развитые факторы могут эволюционировать в специализированные.

II. Условия спроса представлены тремя составляющими: 1) структура внутреннего спроса; 2) величина и характер роста внутреннего спроса; 3) интернационализация спроса. Влияние величины и характера роста внутреннего спроса определяется по следующим показателям: • емкий рынок — позволяет использовать эффект масштаба; • расширение рынка — дает возможность для развития технологий; • насыщение рынка — подвигает фирмы на экспорт, стимулирует обновление товара.

Ш. Родственные и  поддерживающие отрасли — высокое развитие смежных отраслей стимулирует и является базой для развития данной отрасли. Конкурентные преимущества, в конечном итоге, складываются у кластеров смежных отраслей. Поддерживающие отрасли — это отрасли-поставщики,  т. е. отрасли, имеющие связи с производителями при поставке комплектующих изделий, полуфабрикатов и т. д. Родственные отрасли — это отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими технологиями (например, производство фотоаппаратов и пленок, производство компьютеров и программного обеспечения).

IV. Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты — наличие мотивации и эффективной структуры делает возможным создание и удержание конкурентного преимущества, а борьба с конкурентами стимулирует это.

Стратегия фирмы оживляет, реализует все  предшествующие детерминанты. Насколько  рационально управление фирмой, настолько  структура фирмы соответствует  национальному менталитету.

Особые  детерминанты конкурентных преимуществ:

I. Случай или случайные события, благодаря которык может произойти изменение в конкурентном преимущества (усиление или утрата). При этом, как правило, ни фирма ни национальное правительство не могут избежать определенных ситуаций, таких как: • результаты изобретательства; • крупные технологические сдвиги; • революционное производство; • резкое изменение цен на ресурсы; • войны и т. д.

II. Государство или правительство способны:   - усиливать факторные условия; • увеличивать спрос; • формировать конкурентную среду.  Детерминанты образуют комплексную систему (взаимосвязанные отношения, находящиеся в процессе постоянного развития). Действуя друг на друга, детерминанте усиливают эффект друг друга, следовательно, усиливаются конкурентные преимущества. Кластер взаимосвязанная группа родственных отраслей. Он образуется благодаря вертикальной интеграции (покупатели-поставщики), а также горизонтальной интеграции (общая технология, используемая в отрасли, посредники, клиенты). Факторы, содействующие образованию кластеров — это факторы, которые содействуют развитию информационного обмена, такие как личные взаимоотношения сотрудников фирмы, циркуляция информации в научных обществах. 

Информация о работе Открытость национальной экономики. Экономическая безопасность