Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 15:11, реферат
Увеличение открытости, т. е. степени вовлеченности страны в мировые торговые отношения, есть следствие увеличения уровня обобществления производства по мере развития производственных сил.
Открытость национальной экономики. Экономическая безопасность.
Увеличение открытости, т. е. степени вовлеченности страны в мировые торговые отношения, есть следствие увеличения уровня обобществления производства по мере развития производственных сил.
Существует два крайних типа хозяйства:
1. АВТАРКИЯ (полностью замкнутое хозяйство) — экономическое образование, действующее по принципу самообеспеченности.
1. ОТКРЫТАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА (полностью открытое хозяйство) — экономика, находящаяся в состоянии взаимодействия с внешним миром. Открытая национальная экономика — это экономика торгующая, осуществляющая платежи, ввоз и вывоз капитала.
Критерий открытости экономики: наличие влияния внешней среды на динамику основных показателей экономического развития, а именно объем и темпы роста производства, состояние внутренних товарных рынков, занятости населения.
Факторы, влияющие на степень открытости экономики: • величина годового валового продукта; • емкость внутреннего рынка; • транснационализация экономики; • развитие производственной кооперации; • обеспеченность национальной экономики природными и земельными ресурсами;
• государственная политика.
Когда национальная экономика открывается внешнему миру, наступает зависимость от внешнего рынка, что обусловливает ее уязвимость. Национальная экономика вступает в финансовые связи с внешним рынком и подвергает опасности занятость, состояние национальной валюты и т. д. — возникает состояние экономической безопасности.
Открытость ==> Зависимость =» Уязвимость ==> Экономическая безопасность.
Экономическая безопасность связана с влиянием внешнеэкономических факторов на: • динамику национальной экономики; • темпы роста валового продукта; • состояние отдельных отраслей; • уровень занятости; • состояние национальной валюты; • размер валютно-финансовых резервов и т. д. Социально-экономические издержки открытой экономики: • увеличение зависимости от экспортно-импортных операций; • увеличение зависимости от внешних финансовых источников; • ухудшение положения предприятий национальной экономики; • сокращение занятости и рост безработицы.
Страны
экспортируют те товары, производство
которых требует меньших
Тогда
международная торговля станет выгодна
в том случае, если две страны
будут торговать теми товарами, которые
они производят с меньшими издержками,
чем их партнер, т. е. в производстве
которых они будут иметь абсолю
Рассмотрим следующий пример: Допустим, что страны А и В производят только два товара: С и D. В стране А для производства одной единицы товара С требуется 2 единицы затрат, а для производства одной единицы товара D — 6 единиц. В стране В для производства одной единицы товара С требуется 12 единиц затрат, а для производства одной единицы товара D — 4 единицы.
Товар/страна | А | В |
С | 2 | 12 |
D | 6 | 4 |
Страна А имеет абсолютное преимущество в производстве товара С, поскольку для производства одной его единица требуется лишь 2 единицы затрат по сравнению с 12 в 1не В. Производители страны В также имеют абсолютное преимущество в производстве товара D, поскольку все единицы затрат идет на производство одной единицы товара D по сравнению с 6 в стране А.. Предположим, что производителям товара С в стране Л > купить товар Д а производителям товара D в стране В — товар С. Существует два варианта: купить этот товар у себя в стране, либо купить его за границей.
Производитель товара С страны А при покупке товара D у себя в стране сможет обменять одну единицу товара С на 2/6 = 1/3 единицы товара D. Если же он покупает этот товар в стране В, то он сможет получить уже 2/4 = 1/2единицы товара D.
Производитель товара D страны В, покупая товар С в стране В, получит за одну единицу своего товара
4/12 = 1/3 единицы товара С. В случае импорта товара С из страны Л он получает значительно больше —
4/2 = 2 единицы товара С.
Поэтому производителям товара С страны А выгоднее купить товар D в стране В, а производителям товара D страны В выгоднее купить товар С в стране А, чем покупать эти товары у отечественных производителей.
Преимущество теории: теория абсолютных преимуществ основана на трудовой теории стоимости и показывает явные преимущества разделения труда уже на международном уровне.
Недостаток
теории: теория абсолютных преимуществ
не дает ответа на вопрос — почему страны
торгуют между собой даже при отсутствии
абсолютного преимущества в производстве
тех или иных товаров.
Теория сравнительной обеспеченности факторами производ ства Э.Хекшера-Б. Олина. Теорема Рыбчинского. «Парадокс В. Леонтьева».
Каждая
страна обладает факторами производства
в различной степени
Суть теории Хекшера - Олина заключается в том, что каждая из стран должна специализироваться в производстве тех товаров, создание которых требует относительно больше факторов производства, которыми она располагает. Избыток ресурса всегда означает дешевизну. Если в стране большое количество земель, то эта страна специализируется на земледелии; если в стране относительный избыток рабочей силы — страна специализируется в трудоемких отраслях и т. д.
Свое развитие теория Хекшера-Олина получила в теореме Рябчинского: если при неизменных ценах и наличии только двух факторов производства происходит рост одного из факторов производства, то это неизбежно ведет к увеличению производства того товара, который является более емким по отношению к избыточному фактору и, соответственно, сокращается производство в отрасли, менее емкой к Данному фактору.
«Парадокс В. Леонтьева»
В. Леонтьев путем нескольких эмпирических исследований Доказал, что условия теории Хекшера-Олина на практике не соблюдаются.
В 50-е гг. он изучил внешнюю торговлю США. В то время США обладали избыточным капиталом по отношению к трудовым ресурсам. Согласно теории Хекшера-Олина, в США должна была быть следующая структура: США — импортер трудоемких изделий и экспортер капиталоемких. Однако в США все было наоборот: США — экспортер трудоемких изделий и импортер капиталоемких.
Появился новый фактор — наукоемкость, который и сыграл решающую роль. Это объяснялось тем, что труд американских работников являлся более сложным, чем труд работников других стран, и они экспортировали товары более высокой степени сложности — высокотехнологические товары.
Парадокс
Леонтьева — трудонасыщенные страны
экспортируют капиталоемкую продукцию,
тогда как капиталонасыщенные — трудоемкую.
Теория конкурентных преимуществ Портера.
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО - системный подход, основанный на многостороннем анализе, включающий и маркетинговые исследования. Факторы, обусловившие появление теории конкурентных преимуществ: 1) произошли реальные изменения в мировой экономике и международной конкуренции; 2) произошли изменения в технологиях; 3) появились новые индустриальные страны; 4) произошла интернационализация производства (фирмы стали использовать преимущества не только той страны, в которой они базируются, но и тех стран, где находятся их финансы). В основе теории лежат четыре наиболее существенных фактора.
Основные детерминанты конкурентных преимуществ:
I. Факторные условия — наделенность страны (фирмы) следующими факторами производства: • людские ресурсы — количество, квалификация и стоимость рабочей силы, норма рабочего времени, трудовая этика; • физические ресурсы — количество и качество полезных ископаемых, воды, земельных участков; • инфраструктура - транспортная система, система связи, почтовая связь, и т. д.; • ресурс знаний - ресурсы, которые концентрируются в институтах и университетах, а также в научно-исследовательских институтах,; • денежные ресурсы — капитал, который может быть направлен в производство.
Факторы можно в свою очередь разделить по степени развитости и специализации. По степени развитости факторы делятся на: • основные — это некая данность, которая не имеет существенного значения для завоевания конкурентного преимущества, они создают конкурентные преимущества низкого ранга (например, природные ресурсы, и т. д.); - развитые — это факторы, которые создают устойчивые конкурентные преимущества высокого ранга (например, современная инфраструктура, и т. д.). По степени специализации факторы делятся на: • общие — универсальные факторы (например, система транспортных коммуникаций, и т. д.); • специализированные — узкоквалифицированный персонал, инфраструктура специализированных отраслей, базы данных узкой специализации. Причем развитые факторы могут эволюционировать в специализированные.
II. Условия спроса представлены тремя составляющими: 1) структура внутреннего спроса; 2) величина и характер роста внутреннего спроса; 3) интернационализация спроса. Влияние величины и характера роста внутреннего спроса определяется по следующим показателям: • емкий рынок — позволяет использовать эффект масштаба; • расширение рынка — дает возможность для развития технологий; • насыщение рынка — подвигает фирмы на экспорт, стимулирует обновление товара.
Ш. Родственные и поддерживающие отрасли — высокое развитие смежных отраслей стимулирует и является базой для развития данной отрасли. Конкурентные преимущества, в конечном итоге, складываются у кластеров смежных отраслей. Поддерживающие отрасли — это отрасли-поставщики, т. е. отрасли, имеющие связи с производителями при поставке комплектующих изделий, полуфабрикатов и т. д. Родственные отрасли — это отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими технологиями (например, производство фотоаппаратов и пленок, производство компьютеров и программного обеспечения).
IV. Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты — наличие мотивации и эффективной структуры делает возможным создание и удержание конкурентного преимущества, а борьба с конкурентами стимулирует это.
Стратегия фирмы оживляет, реализует все предшествующие детерминанты. Насколько рационально управление фирмой, настолько структура фирмы соответствует национальному менталитету.
Особые детерминанты конкурентных преимуществ:
I. Случай или случайные события, благодаря которык может произойти изменение в конкурентном преимущества (усиление или утрата). При этом, как правило, ни фирма ни национальное правительство не могут избежать определенных ситуаций, таких как: • результаты изобретательства; • крупные технологические сдвиги; • революционное производство; • резкое изменение цен на ресурсы; • войны и т. д.
II.
Государство или правительство способны:
- усиливать факторные условия; • увеличивать
спрос; • формировать конкурентную среду.
Детерминанты образуют комплексную систему
(взаимосвязанные отношения, находящиеся
в процессе постоянного развития). Действуя
друг на друга, детерминанте усиливают
эффект друг друга, следовательно, усиливаются
конкурентные преимущества. Кластер
— взаимосвязанная группа родственных
отраслей. Он образуется благодаря вертикальной
интеграции (покупатели-поставщики), а
также горизонтальной интеграции (общая
технология, используемая в отрасли, посредники,
клиенты). Факторы, содействующие образованию
кластеров — это факторы, которые содействуют
развитию информационного обмена, такие
как личные взаимоотношения сотрудников
фирмы, циркуляция информации в научных
обществах.
Информация о работе Открытость национальной экономики. Экономическая безопасность