Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 15:11, реферат
Увеличение открытости, т. е. степени вовлеченности страны в мировые торговые отношения, есть следствие увеличения уровня обобществления производства по мере развития производственных сил.
К первой категории нетарифных мер относятся лицензирование, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, т.н. добровольные ограничения, государственные монополии. Вторая категория – меры, относящиеся к таможенным формальностям: таможенные процедуры, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы и т.д.
Третья
категория – меры, непосредственно
не направленные на регулирование внешней
торговли, но оказывающие на нее влияние.
Важное место занимают национальная налоговая
система и национальные стандарты, несоблюдение
которых может служить поводом к запрету
ввоза импортной продукции и ее реализации
на внутреннем рынке.
Мировой рынок услуг и тенденция его развития.
В мировом хозяйстве складывается не только мировой рынок товаров, но и мировой рынок услуг. В настоящее время на мировом рынке от сделок купли-продажи товаров в значительной мере обособилась реализация услуг. Под услугой принято понимать деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель.
К сфере услуг относят: транспорт и связь, торговля; финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги; социально-культурные отрасли.
К основным внешнеторговым сделкам по купле-продаже услуг относятся: операции по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями машинотехнической продукции; инжиниринг, или операции по торговле инженерно-техническими услугами; арендные отношения; операции по экспорту и импорту туристических услуг; консультационные услуги в области информатики и совершенствования управления.
В зависимости
от уровня развития сферы услуг страны
мира можно подразделить на три группы.
В первую группу стран с высоким уровнем
развития сферы услуг входят развитые
страны с экономикой постиндустриального
типа. К странам со средним уровнем развития
сферы услуг относятся новые индустриальные
страны Юго-Восточной Азии и Латинской
Америки, а также страны с переходной экономикой,
для которых характерен относительно
высокий уровень развития одной или двух
отраслей сферы услуг при недостаточности
развития этого сектора в целом. Большинство
развивающихся стран входит в группу с
низким уровнем развития сферы услуг.
Свободные экономические зоны в мировой экономике, их функции и классификация.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) – это географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный, по сравнению с общепринятым для данного государства, режим хозяйственной деятельности.
Главной целью создания СЭЗ является более глубокое включение стран в процесс развития МРТ. СЭЗ нужны также для насыщения внутреннего рынка заинтересованной страны высококачественной продукцией, в первую очередь, импортозаменяющими товарами. Одной из целей создания СЭЗ для развивающихся стран является обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженеров, хозяйственных и управленческих кадров. Создание зон рассматривается как метод модернизации экономики в условиях ее перехода от административных принципов функционирования к рыночным.
Важнейшим аспектом функционирования СЭЗ является система преференций и льгот, предоставляемых иностранным и национальным инвесторам. В СЭЗ действуют и различные косвенные льготы.
Характерной чертой СЭЗ является выделение их из таможенной границы государства и установления особого режима регулирования ввоза и вывоза товаров и услуг.
Существуют три основных типа СЭЗ: зоны внешней торговли (представляют собой ограниченные участки национальной территории, в пределах которых устанавливается льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической деятельности); предпринимательские зоны (непосредственно не связаны с обслуживанием внешней торговли, таможенные льготы отходят на второй план, а основную роль играют различные налоговые, финансовые и административные стимулы); технологические парки (территориально сгруппированная совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставленных в аренду на льготных условиях фирмам, занятым коммерческим освоением перспективных научных и технологических нововведений и идей).
30. Иностранные инвестиции в России: направления и формы капиталовложений.
В РФ инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий); создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств; приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг; приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав; предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов.
Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь.
Комплекс мер экономического, административного, технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих свободную торговлю между государствами.
К нетарифным ограничениям экономического характера относятся:
- антидемпинговые меры;
- различного
рода налогообложения: налог
- меры валютного и финансового характера.
К нетарифным ограничениям
административного характера
- запрещение импорта;
- количественные ограничения: индивидуальные, тарифные, сезонные, глобальные квоты;
- лицензирование;
- добровольные ограничения экспорта.
К нетарифным ограничениям технического характера относятся:
- национальные
стандарты, системы
- требования, устанавливаемые
санитарно-ветеринарными и
- требования экологического характера;
- требования
к упаковке и маркировке
Лицензирование. Экспортные и импортные лицензии
Регулирование компетентными государственными органами ввоза и вывоза товаров из страны путем выдачи специальных разрешений (лицензий) по ходатайствам (заявлениям) заинтересованных лиц.
Лицензирование во внешней торговле - форма государственного контроля за внешнеторговой деятельностью, рациональном использованием экспортных ресурсов и сбалансированностью импорта. Экспортная/импортная лицензия - документ, который выдается специальными государственными органами при наличии в стране экспортера/импортера контроля над вывозом или ввозом определенных товаров. Лицензия предоставляется на определенный срок, по истечении которого она теряет силу. Лицензии выдаются на основании заявлений экспортера/импортера.
Меркантилизм высоко оценивалась роль внешней торговли в деле достижения богатства нации, импорт товаров, т.е. отдача денег был равносилен уменьшению богатства. Ограничения импорта осложняли международную торговлю, противоречили логике развития капиталистического производства.
Классическая теория международной торговли Впервые политика фритредерства была определена А. Смитом. А. Смит доказывал необходимость и важность внешней торговли, подчеркивая, что «обмен благоприятен для каждой страны; каждая страна находит в нем абсолютное преимущество». Д. Рикардо развил идеи А. Смита. В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость, и для которого относительная выгода является наибольшей.
Теория сравнительных преимуществ Рассуждения Рикардо нашли свое выражение в теории сравнительных преимуществ (сравнительных издержек производства). Д. Рикардо доказал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран.
Дж. С. Милль показал, что цена обмена устанавливается по закону спроса и предложения на таком уровне, что совокупный экспорт каждой страны позволяет покрывать ее совокупный импорт.
Теория Хекшера-Олина Согласно теории Хекшера-Олина страны будут стремиться экспортировать товары, требующие значительных затрат факторов производства, которыми они располагают в относительном избытке. И, соответственно, товары, требующие небольших затрат дефицитных для страны факторов, в обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратном отношении. В результате в скрытом виде будут экспортироваться избыточные факторы и импортироваться дефицитные факторы производства.
Парадокс Леонтьева Парадокс заключается в том, что, используя теорему Хекшера-Олина, Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Теория сравнительных преимуществ получила развитие путем учета следующих обстоятельств, влияющих на международную специализацию:
«Альтернативные» теории международной торговли Одной из современных теорий международной торговли является концепция «технологического разрыва» (Г. Хафбауэр, Р. Вернон – США). Страна, освоившая производство нового продукта, имеет сравнительные преимущества над другими, вследствие монополии на рынке данного товара, и обеспечивает удовлетворение как внутреннего потребления, так и внешнего спроса. Появление нового продукта в той или иной стране объясняется различиями в научно-техническом потенциале, уровне квалификации рабочей силы (в том числе и величине заработной платы), в степени восприятия производственным аппаратом достижений научно-технического прогресса. С середины 60-х гг. экономисты западных стран (Р. Верной, Дж. Кравис, Л. Уэлс и др.) активно развивают теорию «жизненного цикла продукта». Эта теория объясняет развитие мировой торговли готовой продукцией на основе этапов ее жизни на рынке. Движение на рынке нового продукта проходит несколько фаз: появление, рост спроса, его насыщение, спад. Переход продукта из одной стадии в другую создает новые возможности для размещения производства в разных странах с разной степенью обеспеченности необходимыми условиями производства, так как меняется характер производства, требуемый уровень квалификации рабочей силы и т.п.
Эффект масштабности производства Некоторые экономисты раскрывают механизм международной торговли, используя эффект масштабности производства. Суть теории в том, что страна с большим внутренним рынком будет экспортировать те товары, выгодность которых определяется экономией в крупномасштабном производстве. Международная торговля позволяет расширять рынок сбыта, формировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. Страна с небольшим внутренним рынком производства будет концентрироваться на выпуске продукции, не требующей особых преимуществ в масштабе, т.е. уникальной продукции, имеющей высокий спрос на мировом рынке, несмотря на сравнительно высокие продажные цены.
Информация о работе Открытость национальной экономики. Экономическая безопасность