Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 01:35, курс лекций
Право собственности закрепляет материальную основу любого общества - экономические отношения собственности. Поэтому отношения собственности и право собственности - взаимосвязанные категории. Право собственности является юридическим выражением, формой закрепления экономических отношений собственности. Поэтому необходимо выяснить, что такое собственность в экономическом смысле и какие правовые формы ее реализации.
б) формы, методы, темпы
раздержание и приватизации.
Однако, несмотря на положительные особенности,
присущие нынешнему процессу приватизации,
существует ряд факторов, которые приводят
к замедлению процесса реформирования
отношений собственности, среди которых
самым негативным являются:
- Существование определенного лобби среди
групп общества, которые стали владельцами
в процессе бесконтрольного присвоения
государственного имущества и хотят сохранить
собственность;
- Передел собственности с каждым приходом
новых людей к власти и, как следствие,
отношение к власти как к способу обогащения
за счет перераспределения и присвоения
государственного имущества;
- Снижение интереса инвесторов, особенно
иностранных, к украинской приватизации
в результате неоднократных случаев затягивания
государством сроков выполнения взятых
на себя обязательств в предварительной
продаже приватизируемых;
- Не определен до сих пор статус государственных,
что не позволяет активно влиять на процессы
разгосударствления. Например, довольно
тяжелая ситуация сложилась в сахарной
промышленности из-за неопределенности
государственного статуса сахарных заводов,
достаточно долго обсуждался вопрос об
их приватизации или целесообразности
сохранения в государственной собственности. В
результате заводы не инвестиций в течение
длительного времени (до 2 лет), что привело
к возбуждению против них 23 дел о банкротстве
в арбитражных судах;
- Отсутствие необходимых изменений в
приватизационное законодательство вследствие
непринятия предыдущим составом Верховной
Рады Украины ряда необходимых законопроектов;
- Существование значительных препятствий
для международного признания украинской
экономики рыночной и обретения достойного
места в глобальном процессе специализации
национальной экономики и международного
разделения труда;
- Явления, присущие отечественной экономике.
Одним из условий успешного и бесконфликтного
осуществления реформации собственности
в стране должна быть свобода выбора организационно-правовых
форм предпринимательства. В Украине главными
формами приватизации являются: выкуп
объектов обществом покупателей; выкуп
за альтернативным планом; выкуп госимущества,
переданного в аренду; продажа на аукционе;
продажу на некоммерческом конкурсе; продажу
на коммерческом конкурсе, передача объектов
бесплатно трудовым коллективам; продажа
акций открытых акционерных обществ [17,
c. 54-58].
Каждая из названных организационно-экономических
форм имеет как свои преимущества, так
и недостатки, свою сферу использования,
которые зависят от уровня развития предприятия,
эффективности его функционирования,
от состояния основных средств, материально-технической
базы и социальной инфраструктуры, психологического
климата в коллективе, егосвободы и направления
деятельности, от наличия потенциальных
владельцев (по уровню личных доходов
и сбережений) - членов трудового коллектива,
от соотношения сил формальной и неформальной
власти и т.д..
Одной из причин вялой приватизации является
проблема участия иностранных инвесторов,
которая сдерживается из-за того, что практически
все стратегические объекты подконтрольные
финансово-политическим группам. Эти группы,
кроме того, мешающие конкурентной борьбе
за право владения объектами, которые
подлежат приватизации, сами не хотят
платить за предприятия, которые и так
им подконтрольны. Поэтому, несмотря на
совершенствование механизмов приватизации,
развитие необходимой инфраструктуры
и разработку законодательной базы, существует
явление "теневой приватизации".
В последние годы наблюдается рост числа
убыточных предприятий, пакеты акций которых
были предложены для продажи. Характерно,
что из года в год показатели деятельности
на этих предприятиях только ухудшаются,
растут дебиторская и кредиторская задолженности,
состояние обновления средств производства
на этих предприятиях хуже, чем в целом
по Украине.
Экономической основой выполнения государством
своих функций является государственный
сектор, который обычно отождествляют
с совокупностью форм непосредственного
участия государства в производстве, распределении,
обмене. Например, бюджет, как часть государственного
сектора в сфере распределения, необходимый
для перераспределения доходов, финансирования
выпуска общественных товаров, стимулирование
научно-технического прогресса, обеспечения
сохранности окружающей среды. Принимая
на себя чрезмерные функции, государство
вызывает искусственный рост государственного
сектора [22, c. 9].
Рассмотрим состояние государственного
предприятия в рыночной экономике. Даже
наделено значительными правами и ответственностью,
оно никогда не сможет быть полностью
независимым от государства. В хозяйственной
деятельности государственного предприятия
всегда присутствуют как рыночные, так
и идущие от государства, нерыночные факторы,
которые вызывают политизации, довольно
изменчивы, зависят от амбиций политиков,
которые стремятся к переизбранию, курса
правительства, распоряжений министерств,
стремящихся увеличить поступления в бюджет
и т.д.. Поэтому государственные предприятия
изначально оказываются в сложной, неопределенной
ситуации, предсказать которую труднее,
чем рыночную конъюнктуру. Тем самым государственное
предприятие сознательно становится в
невыгодное положение по сравнению с конкурентами
частного сектора экономики.
Отметим, что предприятия государственного
сектора вступают в рыночную конкуренцию
серьезно ослабленными, потому что они
рассчитывают не столько на себя, сколько
на особое отношение государства - в виде
дотаций, которые спасают от разрушения,
налоговых льгот, списание или продление
кредитной задолженности, гарантированного
сбыта в пределах государственного заказа
и так далее. Вгосударственных предприятий
нет обязательств перед акционерами, им
не грозит банкротство. Все это негативно
отражается на затратах и ценах, освоении
новых технологий, уровне организации
производства, качества управления и другим
параметрам хозяйственной деятельности.
Когда в экономике слишком много государственных
предприятий, то их сотрудники становятся
первыми жертвами правительственной политики,
направленной на преодоление чрезвычайных
экономических ситуаций. им грозит замораживание
заработной платы, ограничение прав в
конфликтах с администрацией, включая
запрет на забастовки, административное
изъятие части прибыли и многое другое. Поэтому
приватизация, которая проводилась в 80-е
pp. XX в. в развитых странах, не вызывала протестов
основной массы служащих, которые считали,
что, став совладельцами собственных предприятий,
они смогут полностью воспользоваться
преимуществами современного рыночного
хозяйства.
В Украине на первом этапе приватизации
аренда имущества была единственным способом
для предприятий, чтобы избежать прямого
директивного управления министерств
и ведомств. Но среди серьезных недостатков
этой формы следует выделить тенденцию
к осуществлению обновления производственного
аппарата только за счет собственных средств,
без использования амортизационных отчислений,
которые принадлежат государству.
Наиболее универсальной формой разгосударствления
является акционирование. Акционирование
формирует предприятия, которые по своим
масштабам альтернативные государственным,
оно направлено на демонополизацию и в
то же время на сохранение крупных предприятий,
а не на их разрушение. Акционерная форма
удовлетворяет интересы любых собственников
- как производителей, так и поставщиков. Покупая
акции, рабочие становятся собственниками
акционерных предприятий. их экономический
интерес заключается в том, что помимо
заработной платы они получают еще и дивиденды
по акциям [20, c. 6-9].
В работе показано, что серьезным недостатком
в проведении приватизации является то,
что конкурентные способы приватизации,
то есть продажа на аукционах, реализация
по коммерческим ценам и выкуп на основе
конкурса не заняли должного места среди
других способов приватизации, хотя именно
они способствуют поиску конкурентного
собственника и стратегического инвестора. На
первых этапах приватизации в Украине
процесс реформирования собственности
имущества предприятий, организаций, учреждений
осуществлялось путем выкупа государственного
имущества согласно альтернативным планом
и выкупа имущества государственных предприятий,
сданного в аренду. Более половины разгосударствленных
объектов изменили форму собственности
именно с применением этого способа.
В результате анализа особенностей процессов
реформирования собственности в Украине,
их общей эффективности и социальных последствий
можно утверждать, что сформированный
негосударственный сектор экономики до
сих пор не имеет существенного влияния
на социально-экономическое развитие,
эффективность труда и жизненный уровень
населения. Основная причина такого положения
- низкая эффективность хозяйственной
деятельности приватизированных предприятий,
что обусловлено законодательной организационной
и политической нерешенностью проблем
собственности в Украине; финансово-экономическим
кризисом в экономике страны; слабыми
позициями частной собственности и национального
капитала; влиянием теневого сектора,
криминализацией процессов приватизации
и тому подобное.
Конечные результаты приватизации в значительной
степени зависят от рационального действующего
механизма подготовки предприятий к данному
процессу, а также от эффективного управления
в постприватизационный период. В связи
с переходом к рыночной экономике радикально
меняются задачи и характер управленческой
деятельности предприятий. На первый план
выходят следующие цели: максимизация
прибыли и увеличение в интересах собственников
рыночной стоимости предприятия. Оценка
реальных требований рынка и собственных
(существующих и потенциальных) возможностей,
ориентация на рыночный спрос - главное
в разработке стратегии предприятия и
создании организационных механизмов,
которые ее создают. В этих условиях, по
мнению автора, вприватизированного предприятия
появляется возможность использования
нескольких стратегий для достижения
своих целей: стратегия устойчивости,
стратегия обновления, стратегия маневрирования
и, наконец, стратегия гибкости [1, c. 28-31].
Факторами процесса приватизации есть
экономические интересы социальных слоев,
групп и субъектов хозяйствования, участвующих
в этом процессе. В работе как главные выделены
факторы, влияющие на весь процесс приватизации
в целом, а также создана схема, которая
определяет взаимосвязь между субъектами
приватизации, ее факторами и целями (рис.1).
Обосновывая данную классификацию, автор
считает необходимым рассмотреть факторы,
которые определяют процесс приватизации
в связи с социальными группами. Эта необходимость
обусловлена тем, что степень влияния
каждого фактора на процесс приватизации
зависит от приоритетности интересов
общественных групп, которые являются
их носителями.
Эффективность реализации целей, поставленных
общественными группами, участвующими
в процессе приватизации, зависит от соблюдения
определенных условий. Действительно,
если государство в целях пополнения бюджета
захочет продать предприятие, которое
является его собственностью, по максимально
высокой цене, то обязательным условием
этого, очевидно, должно быть наличие достаточной
массы свободных инвестиционных ресурсов.
С другой стороны, продажа объектов государственной
собственности по высоким ценам практически
полностью оттолкнет от участия в процессе
приватизации населения страны, в свою
очередь, вызовет рост социальной напряженности.
Таким образом, условие - это более пассивный
элемент в сравнении с фактором, который
не влияет непосредственно на процесс,
который рассматривается, а определяет
его. То есть под условиями приватизации
следует понимать наличие всех ресурсов
и механизмов, необходимых для достижения
целей приватизации. На основе вышесказанного
в работе предлагается классификация
условий проведения приватизации с выделением
в их составе организационных, правовых,
экономических и социальных условий (рис.
2).
Избежать негативных явлений, которые
сопровождают процесс приватизации в
Украине, позволит создание развитой инфраструктуры,
то есть взаимосвязанного комплекса государственных
и частных учреждений, которые необходимы
для решения проблем, возникающих в ходе
преобразований отношений собственности. При
этом, по моему мнению, инфраструктура
приватизации должна позволить согласовать
интересы всех участников процесса разгосударствления
собственности.
От решения вышеупомянутых проблем приватизации
стратегически важных объектов будет
зависеть дальнейшее развитие процесса
трансформации государственной собственности. Очевидно,
что приватизация в Украине как социально-экономическое
явление происходить еще не один год и
не потеряет своей актуальности даже после
полного завершения передачи государственного
имущества в частную собственность. Ведь
отношения собственности в обществе также
явление социально-политическое, и в зависимости
от того, какие политические силы придут
к власти, по-разному оцениваться и последствия
и объемы приватизационных реформ.
Однако, если в процессе разгосударствления
приватизированные предприятия повысят
основные показатели деятельности, возрастет
производительность труда и общее благосостояние
населения уменьшится социальное напряжение,
то вряд ли противники приватизационных
реформ будут аргументы относительно
критики этого исторического процесса
изменения отношений собственности [14,
c. 18].
Информация о работе Отношения собственности в экономической системе