Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 17:41, шпаргалка
Ответы на 48 вопросов.
Законы принятые
МО стоят выше национальных. Функции
МО:- содействие (выявление общих
позиций), - наблюдение (мониторинг за мировыми
процессами, с целью официальной
точки зрения на проблему), - надзор
(жесткое наблюдение, принятие экспертов),
- регулирование
15.Мировой рынок товаров: сущность, структура, показатели.
Мировая торговля – перемещение товаров за пределы национальных границ (только торгуемые товары).
М.т состоит из экспорта и импорта.
Экспорт связан с продажей и вывозом товара за пределы границ, для передачи в собственность иностранцам.
Реэкспорт – форма экспорта, предмет экспорта – ранее импортированный товар, который не подвергался обработке, но подвергался сортировке, расфасовке, упаковке с дальнейшей продажей на мировом рынке.
Импорт – покупка и ввоз иностранных товаров в страну покупателя, с целью последующей продажи на внутреннем рынке.
Реимпорт – ввоз
в страну ранее экспортированного
товара, который не подвергся ранее
обработке и возвращается в страну
по причинам: невозможности продажи
товара, товар с дефектом, возврат
в связи с банкротства
Экспорт и импорт рассчитываются в натуральных и стоимостных показателях (в национальной валюте, а затем переводится в долларах или СПЗ для международного сопоставлений). СПЗ – специальные права заимствования, расчетная валюта МВФ. Мировой рынок отличается большим динамизмом, чем национальный, развивается быстрыми темпами.
Простейшая модель мирового рынка товаров:
-мир – 2 страны, где одна – экспортер, другая - импортер
-что для одной
из стран экспортировать товар,
-если страна замкнута,
то у страны экспортера были
бы излишки этого товара, значит
уменьшается внутренняя цена. Если
страна импортер замкнута, то
у нее дефицит товара, который
приводит к повышению
-в условиях мировой торговли излишек уходит на мировой рынок и покрываются дефициты.
Вывод: размеры экспорта определяются избытком предложения по сравнению со спросом, размеры импорта определяются размерами избыточного спроса по сравнению с внутренним предложением.
Мировая торговля = промежуток уровня цен стран-участниц мировой сделки.
Методы международной торговли:
1.прямой экспорт
или импорт без посредников(+
2.косвеный экспорт или импорт (+экономия затрат, - риск недобросовестных посредников)
3.аукционы
4.торги на бирже
5.электронная торговля
Показатели мировой торговли:
1.торговый оборот
= сумме стоимостных объемов
2.торговое сальдо = разность стоимостных объемов экспорта и импорта
3.условие торговли
(ТОТ) = соотношение цен на экспорт
и цен на импорт, торговля эффективна,
когда цена на экспорт высокий,
Структура мирового рынка товаров.
75% мирового товарооборота
занимают товары
Готовые изделия делятся на 3 группы:
-низко-технологические (производство черной металлургии, текстильные, швейные изделия, страны НИС)
-средне-технологические
(станки, транспорт, радиотехн,
-высокотехнологические
(информационная техника,
На базовых странах специализируются бывшие союзные республики и Россия. На рынке базовых товаров ведущей является ценовая конкуренция, на рынке готовых товаров – неценовая конкуренция.
Рынок товаров дополняется рынком услуг. Особенности услуг: -неосязаемые (не видимы), - не поддаются хранению, -производство и потребление услуг происходит одновременно, -в большей степени защищены государством от иностранной конкуренции.
Услуги делятся
на торгуемые и не торгуемые. МВФ
дает детальную классификацию
По классификации
ВБ торгуемые услуги делятся на:
- факторные(платежи связаны с движением
факторов производства), - не факторные.
16.Теории мировой торговли: меркантилисты и А.Смит.
Первыми попытались осмыслить мировую торговлю меркантилисты. Большую роль они отводили государству мировой торговли. Ранний меркантилизм (15 век) считал, что государство как можно меньше покупает, чтобы накапливалось золото в стране. Поздний меркантилизм (16 век) выступал за активный торговый баланс. Богатство – не только золото, но и избыток товара, поэтому если вывозить товар на мировой рынок, то надо вывозить готовый продукт, еще надо заниматься посредничеством.
Они признавали выгоды мировой торговли только от экспорта и не учитывали выгоды от импорта. В мировой сделке страна-экспортер всегда выигрывает. Чтобы ограничить импорт государство должно вводить пошлину, т.е они обосновали пошлину протекционизма, защита национальной экономики от иностранной конкуренции под патронажем государства.
А.Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатств народа» (1776) критикует меркантилистов и доказывает, что в МРТ выгоден не только экспорт, но и импорт.
Модель Смита абстрактная: 2 страны, 2 товара на мировом рынке, торговля свободная и сбалансированная, только труд влияет на производительность и цену товара, в странах совершенная конкуренция. Эта теория получила название: теория абсолютных преимуществ во внешней торговле.
Суть: страна экспортирует тот товар, которая она производит с меньшими издержками (абсолютное преимущество), а импортирует тот товар, который другая страна производит с меньшими издержками. Т.е он выделил явные преимущества. По его мнению есть 2 вида таких преимуществ: естественные (даны природой) и приобретенные (связанны с прогрессом и специализацией).
Вывод: специализация стран на основе абсолютных преимуществ ведет к росту общего количества товаров у стран, - специализация на мировом рынке ведет к росту благосостояния обоих стран, т.е можно приобрести товары на мировом рынке по более низким ценам.
Сит дал рекомендации
противоположные
17.Теория мировой торговли: Д.Рикардо
«Теория сравнительных преимуществ в международной торговле». Россия производит оборудование за 3 дня, а сырье за 4 дня. США производит оборудование за 1 день, а сырье – за 2 дня, т.е абсолютные преимущества двух товаров у США. Исходной категорией у Рикардо является альтернативные издержки (цена одного товара, выраженная через другой). При помощи альтернативных издержек каждая страна делает выбор какой товар производить и поставлять, а какой покупать на мировом рынке.
Альтернативные издержки США: 1 оборудование=0,5 сырья, 1 сырье=2 оборудованиям.
Альтернативные издержки России: 1 оборудование=1,25 сырья, 1 сырье = 0,75 оборудования. Сравнивая альтернативные издержки двух стран, делаем выбор: каждая страна пожертвует меньшим. Жертва сырья у США меньше, чем у России, значит она пожертвует сырьем. Жертва оборудования в США больше, чем у России, значит США сделает выбор в пользу оборудования, а Россия сделает выбор в пользу сырья.
Выигрыш США и России:
США за 1 оборудование получит 0,75 сырья(сама только 0,5): 0,75-0,5=0,25 сырья с каждой сделки.
Россия за 1 сырье получит 2 оборудования (сама только 1,25): 2-1,25=0,75 оборудования с каждой сделки.
Пределы мировых
цен: 1 сырье = от 1,25 до 2 оборудований, 1
оборудование = от 0,5 до 0,75 сырья.
Суть теории: если страна специализируется на производстве того товара, которое она производит с относительно низкими издержками по сравнению с другой страной, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран, не зависимо есть ли в стране абсолютные преимущества. Выигрыш в торговли – экономический эффект, который получает каждая страна, это экономия затрат труда. В миррой сделке выигрывают обе страны, но редко выигрыш равный. Чтобы он был равный надо равные по уровню экономического развития страны.
Вывод: в мировой
торговле все страны могут получать
выгоду. Но вопрос в чем кроются
причины различий издержек на один
и тот же товар у разных стран
остается открытым.
18.Теория мировой торговли: Хекшер-Олин.
«Теория соотношения факторов производства в мировой торговли». Исходное положение: разность в издержках производства двух стран объясняют разной степенью обеспечения факторами производства страны. Разная факторонасыщенность. В каждой стране есть редкий и изобильный фактор. Эта модель двухфакторная. Он взял труд и капитал. Если страна имеет изобильный фактор труд (дешевую рабочую силу), то она специализируется на трудоемких товарах и покупает капиталоемкие товары. Редкий фактор – дорогой, изобильный – дешевый. По этой теории международный обмен – обмен изобильных на редкие факторы.
Пример: если для товара А необходимо 3 капитала и 3 труда, а для товара В – 1 капитал и 4 труда, то товар А – капиталоемкий, а товар В – трудоемкий.
Суть: страна будет экспортировать, тот товар для производства которого она обладает избыточными факторам и наоборот.
Вывод:
-эта теория является вершиной классической теории, т.к собрала в себе теории Смита и Рикардо.
-все теории можно
назвать теориями
Смита – частный
случай сравнительных преимуществ,
Рикардо – сравнительные
-все теории – теории предложения.
Неоклассическая концепция
Х-О удобна для объяснения причин
развития торговли между метрополией
и колонией, когда в обмен на
сырье в развивающиеся страны
ввозили машины и оборудование. Т.е
они попытались объединить причины
мировой торговли продуктами обрабатывающей
промышленности. Классические теории
с поправками доминировали до 60-х
гг. 20 века.
19.Поправки к классическим теориям.
Поправка Леонтьева
(50-е гг. 20 века) связана с несовпадением
теории и практики мировой торговли в
20 веке – «парадокс Леонтьева». Он в 1956
анализировал экспорт и импорт США. США
после второй мировой войны была капиталоизбыточной.
По теории Хекшера-Олина она должны были
специализироваться на капиталоемких
товарах. Импорт США шел из Европы, а она
была трудоемкой, значит импорт должен
был быть трудоемким. Но статистика 1956
показала обратный результат. Трудоемкость
американского экспорта была больше трудоемкости
импорта на 6%. Он считал, что в теории Хекшера-Олина
не учитывается разница между высококвалифицированным
и низко-квалифицированным трудом, т.е
качество фактора труд. 1 человекогод США
= человекогодам Запада. Фактор: квалифицированный
труд был выделен как самостоятельный,
именно он объяснял трудоемкость американского
экспорта.
Поправка Рабчинского.
Теория Хекшера-Олина статична, не учитывает
экономический рост и структурные
изменения национального
Суть: рост и доминирование
одного вида производства, благодаря
успешному экспорту приводит к деградации
и к сокращению других отраслей,
значит ухудшение ТОТ. Эта теории
неоднократно подтверждалась практикой
70-х гг. 20(был обнаружен мировой
экономический феномен «