Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 00:51, статья
Парижский клуб – неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейцария,Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в 1956 году с целью реструктуризации задолженности развивающихся стран. Членство в Парижском Клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников с Парижским Клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам Клуба. Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая Клубом практика ограничивает также сумму уступки страной-кредитором активов на вторичном рынке долгов пределом в 20 млн. долларов или 10% от общей суммы требований к данной стране-кредитору ( в зависимости от того, что больше ). Парижский Клуб функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Если какое-либо государство-должник, испытывающее экономические трудности (например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ. Парижский клуб совместно с правительством данной страны вырабатывает соглашение о реструктуризации её внешнего государственного долга. В результате появляется возможность уменьшить пассивное сальдо платёжного баланса, не сокращая при этом объём импорта товаров и капиталов.
Парижский клуб – неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в 1956 году с целью реструктуризации задолженности развивающихся стран. Членство в Парижском Клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников с Парижским Клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам Клуба. Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая Клубом практика ограничивает также сумму уступки страной-кредитором активов на вторичном рынке долгов пределом в 20 млн. долларов или 10% от общей суммы требований к данной стране-кредитору ( в зависимости от того, что больше ). Парижский Клуб функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Если какое-либо государство-должник, испытывающее экономические трудности (например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ. Парижский клуб совместно с правительством данной страны вырабатывает соглашение о реструктуризации её внешнего государственного долга. В результате появляется возможность уменьшить пассивное сальдо платёжного баланса, не сокращая при этом объём импорта товаров и капиталов.
В рамках Парижского Клуба страны, испытывающие трудности в выплате долгов другим государствам и частные учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Пожалуй, само название «Парижский Клуб» не совсем точное , хотя это неформальное объединение , а не официальная международная организация. У него нет штаб-квартиры, секретариата, а главное, нет устава. Другими словами, этот клуб не имеет юридического статуса.
Парижский
Клуб не очень известен широкой публике,
что отчасти связано с
III. РОССИЯ И Парижский Клуб .
Официальный документ.
О присоединении Российской Федерации к Парижскому клубу кредиторов
17
сентября 1997г. в Париже
Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции России в международную финансовую систему и основывается на следующих принципах, изложенных в положениях Меморандума о взаимопонимании:
Равноправное
участие России в рассмотрении вопросов
урегулирования задолженности государств-
Признание и применение при урегулировании задолженности перед Россией официального курса Госбанка СССР.
Предоставление
начальной скидки на задолженность
государств-должников перед
В
течение 1998-1999гг. планируется подписание
двусторонних соглашений с 27 государствами-должниками
о реструктуризации их задолженности
перед Россией на условиях Парижского
клуба кредиторов.
Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 году составил около 70 миллиардов долларов (внешний долг СССР в 1987 году составил 40 миллиардов долларов). Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в еще большей степени сократилась доля государства в этой выручке. Практически Россия может ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 миллиардов долларов в год, что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешней задолженности. В 1993 году Парижский клуб и Лондонский клуб (объединяют частных кредиторов, преимущественно транснациональные банки) отсрочили на несколько лет выплату основой части российского долга. Но отдавать его придется.
Сегодня внешний долг России условно можно разделить на семь составляющих:
Россия сейчас имеет дело с тремя группами кредиторов: официальными кредиторами, в основном входящими в Парижский клуб, коммерческими банками, или Лондонским клубом, и, наконец, коммерческими фирмами и банками, входившими ранее в Токийский клуб.
К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованным правительственными страховыми организациями. Двойственное положение России в составе Парижского клуба заключается в том, что мы выступаем в качестве должника одних стран(37 млрд. $) и, одновременно, кредитора других стран(50-100 млрд. $).
На 1999-2001 года приходится пик расчетов страны по внешнему долгу. Ежегодно Россия на выплату процентов и погашение собственно кредитов и займов должна тратить 18-20 млрд. долларов (сумма, сопоставимая с доходной частью бюджета). Надвигающийся пик образовался из-за того, что обязательства по старым, еще советским долгам, наложились на обязательства по кредитам и займам, полученным после 1.01.92 года. В принципе размер суверенного российского долга сравнительно невелик. На начало 1998 года общая задолженность перед внешними кредиторами составила примерно 130 млрд. $, из них 100 млрд. осталось от СССР. До прихода к власти С. Кириенко сумма внешнего долга не превышала 35% ВВП и не являлась критической. Однако за 5 месяцев правления "технократический кабинет" к этой сумме добавил примерно 16-17 млрд. долларов: крупные заимствования, сделанные за Апрель-Август; конверсия внутреннего долга во внешний и резкая девальвация рубля привели к тому, что внешний долг сейчас близок к 45% ВВП.
Что касается международного
кредитного рейтинга
В
процессе распада бывшего СССР кредитные
линии, предоставленные
Россия взяла на себя также обязательства по урегулированию задолженности бывшего СССР и перед странами, не входящими в Парижский клуб. Остатки задолженностей предполагается гасить в основном товарными поставками. Так, например, долг перед Словакией в настоящее время составляет 1,8 млрд.перед Венгрией — 480 млн., Республикой Корея — 170 млн., Болгарией — 100 млн., Польшей - 20 млн. долл. Неурегулированы вопросы пока с некоторыми странами, в частности, например, с Китаем, ОАЕ, Румынией, Ю. Кореей, Кувейтом.
Список литературы.
1. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения»
под ред. Л. Н. Красавиной, Москва, 2000.
2. Паниев Ю.
”Вступление в клуб стоит
3. Саркисянц А.
Г., «Проблемы внешней
кредит, 1999 г., №2, с 94-108.
4. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»
под ред. Л. А. Дробозиной. Москва, 1997.
5. www.rambler.ru
6. www.minfin.ru
7 www.recep.org
8. Национальная
электронная библиотека, 1998 год
4. Задолженность перед Россией в рамках
Парижского клуба.
Большая
часть межгосударственных
финансовой поддержки дружественных СССР политических режимов в странах
третьего мира, т.е. предоставлялась без сколько-нибудь серьезного анализа
платежеспособности заемщиков. Как следствие, обязательства большинства
государств относятся теперь к разряду сомнительной и даже безнадежной
задолженности. Из суммарного долга 51-ой страны России в 120 млрд. долл.
почти треть приходится на 25 стран, обратившихся в этот клуб с просьбой о
реструктуризации задолженности. В рамках клуба у России 5 крупнейших
должников: Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия. Например, на нашу
страну приходится 80% (или 6,5 млрд. долл.) всей задолженности Йемена,
Остальные страны выплачивают (в СКВ и товарами) в лучшем случае лишь пятую
часть оговоренной в соглашениях суммы. Членство России в клубе дает нам
хоты маленькую, но надежду на увеличение сумм выплат. Конечно, процент
списания долгов, на который нам придется пойти в рамках клуба, большой. Он
определяется двумя факторами — уровнем развития страны и долей военных
поставок в сумме долга. Поэтому дисконт может составлять от 35 до 80%.
Одним из
направлений работы с
продажа на тендерной основе активов, выраженных в клиринговых и других
замкнутых валютах. Сюда относятся, в первую очередь, долги Индии,
Пакистана, Бангладеш,
Монголии, Лаоса и некоторых других
государств.
5. Последствия
вступления России в Парижский
Клуб.
Сам факт вступления России в Парижский клуб — явление для нас и для
Запада положительное. Во-первых, мы добились фиксации курса рубля по
задолженности на уровне тогдашнего официального курса — 60 копеек за
доллар. Во-вторых, раньше Россия, являясь крупным кредитором, существовала