Парижский клуб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 00:51, статья

Описание

Парижский клуб – неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейцария,Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в 1956 году с целью реструктуризации задолженности развивающихся стран. Членство в Парижском Клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников с Парижским Клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам Клуба. Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая Клубом практика ограничивает также сумму уступки страной-кредитором активов на вторичном рынке долгов пределом в 20 млн. долларов или 10% от общей суммы требований к данной стране-кредитору ( в зависимости от того, что больше ). Парижский Клуб функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Если какое-либо государство-должник, испытывающее экономические трудности (например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ. Парижский клуб совместно с правительством данной страны вырабатывает соглашение о реструктуризации её внешнего государственного долга. В результате появляется возможность уменьшить пассивное сальдо платёжного баланса, не сокращая при этом объём импорта товаров и капиталов.

Работа состоит из  1 файл

Парижский клуб.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

как бы отдельно и  сама пыталась решать связанные с  задолженностью  вопросы,

это не давало  Западу  возможности  проводить  в  отношении  стран-должников

разработанной им программы. Теперь миссии  МВФ,  находясь  в тех или иных

странах и  рассматривая  вопросы  о  предоставлении  им  очередных  траншей,

ставят  перед  ними  требования  о  необходимости  заключения  соглашений  с

Россией о погашении  задолженности.

   Есть, однако, и проблемные моменты. Поскольку Парижский клуб формально не

отвечает за ранее  заключенные двусторонние соглашения, то и  страны-должники

начинают уже  думать - платить по ним или  не  платить.  Тем  более,  что  со

многими странами не определен механизм оценки старых долгов,  особенно  если

раньше они  выражались  в  переводных  рублях  (например,  если  коэффициент

пересчета долгов Вьетнама, Монголии и Кубы  установить  как  1:1,  то  сумма

может превысить 50 млрд.).

   У стран,  не поддерживающих отношения   с  Парижским  клубом,  долги  более

крупные. Единственным исправным  плательщиком  в  последнее  время  остается

лишь Индия, погашающая до 1 млрд. долл. ежегодно .

После распада  СССР предполагалось, что каждое из государств будет нести

свою долю ответственности  по внешнему долгу (к тому времени — около 90

млрд. долл.), а также  иметь соответствующую долю в  активах бывшего Союза.

Но, как быстро выяснилось, только Россия могла обслуживать  свои

обязательства. Поэтому  по взаимному согласию было объявлено, что Россия в

обмен на отказ  бывших республик от причитающейся им доли активов принимает

на себя все  их долги. Такое непростое решение  позволило нашей стране в то

время сохранить  свои позиции на международных финансовых рынках и

обеспечило доверие  к нам потенциальных  западных инвесторов.

     Переговорный процесс между Российской Федерацией и сообществом

кредиторов (сначала  советских, а затем и российских) начался сразу же после

распада СССР в  конце 1991 г. Можно условно выделить четыре основных этапа

реструктуризации  долговых обязательств бывшего СССР-

   Первый  этап, берущий отсчет с 1992 г., включал  в себя ведение

предварительных переговоров, в ходе которых российскому  правительству

предоставлялись краткосрочные трехмесячные отсрочки по выплатам внешнего

долга. К данному  периоду можно отнести и получение первого кредита МВФ (1

млрд. долл.).

   В течение  второго этапа - с 1993 по 1995 г. - Россия  подписала первые

соглашения по реструктуризации долгов. Так, и в  апреле 1993 правительство

России заключило  первый договор о реструктуризации задолженности перед

официальными кредиторами, входящими и Парижский клуб. За этим последовали

еще два подобных соглашения в 1994 и 1995 гг., в соответствии, с которыми

Россия брала  на себя обязательства по обслуживанию долгов СССР, сроки

уплаты которых  приходились на период с декабря 1991 г. - по январь 1995 г.

   Началом  третьего этапа можно считать  апрель 1996 г., когда договоренности

с Парижским клубом были дополнены всесторонним соглашением, по которому

Россия должна в общей сложности (включая предварительные договоренности)

выплатить кредиторам Парижского клуба сумму порядка 38 млрд. долл. Из них

-15% должны быть  выплачены в течение последующих  25 лет вплоть до 2020 г.,

а оставшиеся 55%, включавшие в себя наиболее краткосрочные обязательства

перед членами  Парижского клуба, - в течение 21 года. При этом

реструктурированный номинал долга должен погашаться нарастающими платежами

начиная с 2002 г.

   Наконец,  началом заключительного этапа  реструктуризации советских долгов

можно считать  конец 1996 г., когда ведущие рейтинговые агентства мира стали

присваивать России кредитные рейтинги (агентство IBCA первоначально

присвоило рейтинг  ВВ+, Moody's -Ва2, Standard & Poor's - ВВ-). Достаточно

высокий рейтинг, который иностранные эксперты дали России, способствовал

росту оптимистических настроений по поводу развития российской экономики.

Однако чрезмерный энтузиазм, отчасти спровоцированный рейтингами, привел к

тому, что в последующий  период происходило стремительное  наращивание

задолженности, со стороны, как государственных органов власти, так и

корпоративного  и банковского секторов. При отсутствии системы управления

государственным долгом это привело к образованию  необоснованно высоких

пиковых нагрузок на федеральный бюджет, в частности, в 1998-1999 гг.

   Достигнуты  договоренности об урегулировании задолженности СССР странам

бывшего СЭВ, Южной  Кореи, ОАЭ и некоторым другим государствам. Здесь

основным инструментом урегулирования выступает метод  погашения долга

товарными поставками. Реструктуризация внешнего долга (прежде всего,

отсрочка на 25 лет  в выплате основного долга  участникам Парижского и

Лондонского клубов) на время смягчила кризис с выплатой внешней

задолженности, но принципиально не решила его.

   В техническом  плане  различается  реструктуризация,  включающая  списание

долгов, и не включающая. Соглашения о  реструктуризации,  как  с  Парижским,

так и с Лондонским клубами не включают  списание  долгов.  Это  вытекает  из

того, что Россия не относится к беднейшим странам  с  высокой  задолженностью

и обладает огромными сырьевыми ресурсами. Частичное списание долга странами-

кредиторами ведет  не только к снижению размера российской задолженности,  но

и  к  уменьшению  сумм  платежей  по  обслуживанию   долга.   Однако   этому

преимуществу  противостоит  потеря  кредитоспособности,  так   что   страны,

которым частично списан  долг,  сталкиваются  с  проблемой  получения  новых

кредитов. Но такая  проблема  перед  Россией  не  стоит.  Значит,  облегчение

российского  платежного  баланса  может  быть  достигнута  с  помощью  таких

инструментов, как  отсрочка погашения задолженности  и  выплат  процентов  по

кредитам на основе  соглашений  о  реструктуризации.  Кроме  того,  за  счет

отсрочки  по  долгам  СССР  к  процессу  реструктуризации  дола  могут  быть

привлечены новые договоры.

   Однако  обе эти возможности предполагают  готовность кредиторов согласиться

на значительные уступки. На это, видимо, им придется пойти, так как крах

такого крупного должника, как Россия, может повлечь  за собой крах всей

финансовой системы  Запада. В качестве условий для значительных уступок со

стороны западных кредиторов Россия должна согласовать  с МВФ новые

стабилизационные  программы (см. таблицу №4 приложения).

   С помощью  реструктуризации необходимо добиться  сокращения валютных

трансфертных платежей, согласовав с западными кредиторами следующие

основные моменты:

   1. со стороны  кредиторов желателен отказ от  части долгов по кредитам,

полученным СССР. Желательно также согласовать определенный пакет долгов,

который может  на длительный период обслуживаться Россией. Необходимо

избежать реструктуризации уже реструктурированных долгов, поскольку это

означает неприемлемые затраты для кредиторов. Такой  отказ от погашения

долга может быть оправдан только тем исторически  уникальным переходом от

планового хозяйства к рыночному, который осуществляет сейчас Россия. По

остальным видам  задолженности, видимо, необходимо заключение соглашения

типа MYRA.

   2. по мере  необходимости следует включить  в переговоры о реструктуризации

долгов вопрос о задолженности, полученной после 1.01.91. Таким образом,

речь будет впервые  идти о соглашении по долгам РФ (без  долгов СССР). При

этом следует  опираться на условия отсрочки погашения  долгов, обычно

применяемые Парижским  и Лондонским клубами.

   Однако  реструктуризировать весь долг практически невозможно. 

Задолженность перед официальными кредиторами - членами  Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации
999,8 696,9    
  2010       
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 1 820,4 1 268,9    
 
Задолженность странам - участницам Парижского клуба 
3.1  
  2007  
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский  клуб 3.3  
     
 
Задолженность странам - участницам Парижского клуба  25.2  
  2006  
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб 3.5  
     
 
Задолженность странам - участницам Парижского клуба  29.8  
  2005  
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский  клуб 6.1  

Информация о работе Парижский клуб