Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:59, курсовая работа

Описание

целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ деятельности Пенсионного фонда РФ, а также перспективы его развития.
Исходя из цели, ставились и решались следующие задачи:
изучить теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, рассмотреть задачи и функции Фонда;
проанализировать источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда РФ;
рассмотреть перспективы совершенствования Пенсионной системы РФ.

Содержание

Введение…………………………………..……………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы формирования деятельности
Пенсионного фонда РФ
1.1. Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции……………...4
1.2. Формирование и направления использования средств
Пенсионного фонда РФ…………………………………………………7
Глава 2. Оценка деятельности Пенсионного фонда за 2004-2006 г.
2.1. Источники формирования средств Пенсионного фонда РФ
по составу и структуре …………………………………………………...10
2.2. Направление использования средств Пенсионного фонда
по составу и структуре…………………………………………………..14
Глава 3. Совершенствование деятельности Пенсионного фонда РФ
на перспективу
3.1. Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2007г…………….18
3.2. Перспективы развития пенсионной системы РФ…………………24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

Определим долю доходов Фонда за период с 2004г. по 2006г. в объеме ВВП за соответствующие годы. В 2004г. она составляла 5,96%, в 2005г. – 6,24%, а в 2006г. – 6,01%.

Рассмотрим долю доходов Фонда в объеме ВВП в 2006г. по отношению к 2004 и 2005 годами.  Данный показатель в 2006г. по сравнению с 2004г. увеличился на 0,05%, а 2006г. по отношению к 2005г. снизился на 0,23%.

Наибольшая доля доходов Фонда  в объеме ВВП была в 2005г., а наименьшая в 2004г. Доходов Пенсионного Фонда в 2004г. составили 1015,8 млрд. руб., а в 2005г они были равны 1349,6 млрд. руб. То есть доходы Фонда в 2005г. увеличились на 333,8 млрд. руб. В то время как ВВП увеличилось на 4572 млрд. руб.

Бюджет Пенсионного фонда РФ является 2 по величине после федерального. Рассмотрим долю доходов Фонда в доходах Федерального бюджета. В 2004г. она составила 29,96%, в 2005г. – 26,33%, в 2006г. – 25,63%. Рассмотрим отношение доходов Фонда к доходам Федерального бюджета. Максимальное значение было отмечено в 2004, оно составило 29,62%, а минимальное в 2006г. (25,63%). В период с 2005г. по 2006г. наблюдается снижение данного показателя за счет увеличения доходов Федерального бюджета.

Наибольшую долю в доходах Фонда  за 2004г. составляет сумма страховые взносов и налоговых платежей, их величина составляет 932,5 млрд. руб. или 91,80%. Средства из Федерального бюджета образуют наибольшую долю в доходах Фонда на 2005г. Они равны 693,1 млрд. руб. или 51,36% от величины всех доходов. Средства из Федерального бюджета на 2006г. равны 788,0 млрд. руб. или 48,98% от величины доходов Фонда. Данный источник формирования дохода также является наибольшим.

Наибольшая величина суммы страховых  взносов и налоговых платежей была отмечена в бюджете Фонда 2004г. В 2005г. она составила 635,6 млрд. руб. или 47,10% от общей величины доходов, что на 296,9 млрд. руб. меньше значения 2004г., а в 2006г. эта величина составила 720,6 млрд. руб. то есть сумма страховых взносов и налоговых платежей выросла на 85 млрд. руб. по сравнению с 2005г.

Рассмотрим более подробно изменение  в структуре страховых взносов и налоговых платежей за 2006г. Данный показатель за 2006г. снизился на 47,01% по сравнению с 2004г., однако, следует отметить, что этот же показатель снизился на 2,37% в 2006г. по сравнению с 2005г. Таким образом, можно сказать, что сумма страховых взносов и неналоговых платежей сократилась в 2005г., а в 2006г. ее величина увеличилась.

Величина поступлений из Федерального бюджета в период с 2004г. по 2006г. имела тенденцию к росту. Наибольшая величина поступлений была в 2006г. Она составила 788,0 млрд. руб., что больше значений того же показателя за 2005г. и 2006г на 94,9 млрд. руб. и на 727,5 млрд. руб. соответственно. В 2005г. доля поступлений средств из Федерального бюджета в общей величине доходов Фонда была наибольшей - 51,36%, что на 45,4% больше удельного веса 2004г и на 2,38% больше значения 2006г.

Рассмотрим изменения в структуру  средств, поступающих из Федерального бюджета за 2006г. Данный показатель увеличился в 2006г. по сравнению с 2004г. на 43,03% и уменьшился на 2,37% в 2006г. по сравнению с 2005г.

Самым наименьшим источником в формировании доходов бюджета Фонда являются прочие поступления. В 2006г. они увеличились  на 3,98% по сравнению с 2004г. Также произошло увеличение прочих поступлений на 4,67% в 2006г. по сравнению с 2005г.

Самое большое значение прочих поступлений  было запланировано в 2006г. составило 100,1 млрд. руб., а самое наименьшее было в 2005г.

Следует отметить, что доходы Фонда на 2004г. были запланированы в размере 1000,3 млрд. руб., а исполнены в размере 1015,8 млрд. руб. т. е запланированное значение меньше исполненного на 15,5 млрд. руб.

Доходы Фонда в 2005г. были исполнены  в размере 1349,6, однако было запланировано 1177,4 млрд. руб. т. е запланированное значение меньше исполненного на 172,2 млрд. руб. Таким образом, в период с 2004г. по 2005г. исполненные доходы превышали плановые.

Рассмотрим доходы, связанные с  обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий.

Данные доходы формируются за счет:

- страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;

- страховых взносов в виде фиксированного платежа на накопительную  часть трудовой пенсии;

- прочих поступлений.

Доходы на финансирования трудовых пенсий в 2006г. составили 103,20 млрд. руб., в 2005г. они составили 88,90 млрд. руб., а в 2004г. были равны 80,8 млрд. руб. Таким образом, за период с 2004г. по 2006г. доходы имели тенденцию к росту. Наиболее наглядно это представлено в Приложении 6.

Наибольший показатель доходов на финансирования трудовых пенсий был в 2006г. Он превосходит этот же показатель 2005г. на 14,3 млрд. руб. и 2004г на 22,4 млрд. руб.         Страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии составляю наибольшую долю в доходах на финансирования трудовых пенсий за период с 2004г. по 2006г. В 2004г. она была равна 76,40 млрд. руб. (или 94,55%), в 2005г. составляла 80,20 млрд. руб. (или 90,21%), а в 2006г.96,50 (или 93,50%).

Данный показатель был наибольшим в 2006г., а наименьший в 2004г. и за период с 2004г. по 2006г. увеличивался.

Рассмотрим изменение страховых  взносов на накопительную часть  трудовой пенсии по удельному весу. Данный показатель в 2006г. по сравнению с 2004г. снизился на 1,04%, и 2006г. по сравнению с 2005г. он увеличился на 3,3%.

Проанализируем изменение страховых  взносов в виде фиксированного платежа  на накопительную часть трудовой пенсии. Данный показатель был наибольшим в 2006г. и составил 2,02 млрд. руб. или 1,96%, а наименьшее значение было отмечено в 2004 г. и составляло 0,50 млрд. руб. или 0,62%.

Рассмотрим изменение данного  показателя по структуре. Страховые  взносы в виде фиксированного платежа  на накопительную часть трудовой пенсии в 2006г. по сравнению с 2005г  увеличились на 0,27%. Они также  увеличились в 2006г по сравнению с 2004 годом на 1,34%.

Размер прочих поступлений в 2004г. составил 3,90 млрд. руб. или 4,83%, в 2005г. – 7,20 млрд. руб. или 8,10%, в 2006г. – 4,68 млрд. руб. или 4,53%.

Проанализируем изменение данного  показателя по структуре. В 2006г. по сравнению с 2004г. он снизился на 0,3% и в 2006 по отношению к 2005г. он снизился на 3,57%.

2.2. Направление использования средств  Пенсионного фонда 

по составу и структуре

Средства Пенсионного фонда  РФ используются по следующим направлениям:

- на финансирование выплаты населению пенсии и пособий

- прочие расходы.

Сравним плановые расходы бюджета  Фонда с их кассовым исполнением за период с 2004 по 2005годы.

Расход Фонда на 2004г. были запланированы  в размере 920,4 млрд. руб., что меньше кассового исполнения бюджета за этот год на 47,1 млрд. руб. В 2005г. плановые расходы бюджета Фонда составили 1176,1 млрд. руб., что меньше кассового исполнения бюджета за этот год на 123 млрд. руб.

Следует отметить, что кассовое исполнение бюджета Фонда за 2004г. - 2005г. превосходит плановые показатели, причем разрыв между исполненными и плановыми показателями расходов имеют тенденцию к росту. В 2005г. по сравнению с 2004г. разрыв вырос на 79,5 млрд. руб.

Проанализируем расход Фонда за период с 2004г. по 2006г. Расходы бюджета Фонда за 2006г. были наибольшими и составили 1531,6 млрд. руб., что на 564,1 млрд. руб. больше, чем в 2004г., и на 232,5 млрд. руб. больше 2005г.

Проанализируем отношение расходов Фонда с 2004 по 2006годы к расходам Федерального бюджета за те же годы.

Расходы бюджета Фонда составляли: 2004г. – 967,5 млрд. руб., в 2005г. – 1299,1 млрд. руб., в 2006г. – 1531,6 млрд. руб. Определим  долю расходов бюджета Фонда в  расходах Федерального бюджета. В 2004г  она составляла 35,85%, в 2005г. была равна 36,99%, а в 2006г. – 35,77%.

Следует отметить, что величина данного  показателя была наибольшей в 2005г., а  наименьшей в 2006г.

Основным направлением расходования Фонда являются расходы на выплату  пенсий и пособий. Рассмотрим изменение данного показателя за три года.

Наибольшая величина была в 2006г. и  составила 1486,8 млрд. руб., что на 221,6 млрд. руб. больше 2005г. и на 554,1млрд. руб. больше 2004г. Величина этого показателя имеет тенденцию к росту.     Также в 2006г был отмечен наибольший удельный вес финансирования выплат пенсий и пособий, он равен 97,07%, что превосходит показатели 2005г. и 2004г на 0,32% и 0,67% соответственно.

Проанализируем изменение структуры  выплаты пенсий и пособий за 2006г. по отношению к 2004г. и 2005г. Этот показатель в 2006г. по сравнению с 2004г. вырос на 0,67%, однако по сравнению с 2005г. он снизился на 0,32%

Наименьшая величина прочих расходов была отмечена в 2005г, она составила 33,9 млрд. руб. или 2,61%от общей величины расходов Фонда, а наибольшее значение 44,8 млрд. руб. прочие расходы принимали в 2006г.  

Данный показатель в 2006г. по сравнению  с 2005г вырос на 0,31%, а по сравнению  с 2004г. снизился на 0,67%.

Проанализируем расходы, связанные  с формированием средств для  финансирования накопительной части  трудовой пенсии с 2004 по 2006 годы.

Данный показатель в 2004г. составлял 10,24 млрд. руб., в 2005г. он был равен 6,38 млрд. руб., а в 2006г.4,81 млрд. руб.

Наибольший показатель был отмечен  в 2004г., что превосходит показатель 2005г на 3,86 млрд. руб., а также превосходит показатель 2006 года на 5,43 млрд. руб.

Следует отметить, что данный показатель имеет тенденцию к росту.

Рассмотрим расходы Пенсионного  фонда Российской Федерации по обязательному  пенсионному страхованию с 2004г. - 2006 г. Данные расходы используются на:

- выплату базовой части трудовой пенсии;

- выплату страховой части трудовой пенсии, пособий и компенсаций;

- выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.

В 2006г. расходы Пенсионного фонда  Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию были наибольшими и составляли 1166,75 млрд. руб., что больше на 324,98 млрд. руб. этого показателя в 2004г. и на 207,63 млрд. руб. больше 2005г.

Наибольшую долю в расходах составляет выплата страховой части трудовой пенсии, пособий и компенсаций. В 2004г. она была равна 540,03 млрд. руб. или 64,15%, в 2005г. составила 617,59 млрд. руб. или 64,39%, а в 2006г. - 680,27 млрд. руб. или 58,30%.

Рассмотрим структуру выплаты  страховой части трудовой пенсии, пособий и компенсаций. В 2006г. по сравнению с 2004г. она снизилась на 5,85%, а в 2006г. по сравнению с 2005г. снизился на 6,09%.

Выплата базовой части трудовой пенсии была наибольшей в 2006г. и составляла 485,54 млрд. руб., что больше показателя 2005г. на 144,54 млрд. руб. и больше на 184,2 млрд. руб. показателя 2005г.

Наибольшие изменения в структуре  выплаты базовой части трудовой пенсии отмечались в 2006 по сравнению  с 2005годом и составляли 6,06%.  

Проанализируем выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации. Данный показатель составляет наименьшую долю в расходах по обязательному пенсионному страхованию.

В 2006г. он был равен 0,94 млрд. руб. или 0,08%, в 2005г.0,53 млрд. руб. или 0,06%, а в 2004г. составлял 0,40 млрд. руб. или 0,05%.

Этот показатель был наибольшим в 2006г. и превосходит показатели 2005г. и 2006г. на 0,03% и на 0,02% соответственно.

Следует отметить, что данный показатель имеет тенденцию к росту.

Рассмотрим выплату пенсий, финансируемых за счет средств Федерального бюджета. В 2006г. она составляла 87,80 млрд. руб., в 2005г. была равна 62,21 млрд. руб., а в 2004г. – 57,24 млрд. руб. Данный показатель имеет тенденцию к росту.

Следует отметить, что наибольшее значение было в 2006г., оно превосходит значения 2005г. на 25,59 млрд. руб. и больше значения 2004г. на 30,56 млрд. руб.

В 2006г. также был отмечен наибольший объемы выплаты пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными. Он составил 1,02 млрд. руб., в 2005г. он был равен 0,84 млрд. руб., а в 2004г. составил 0,75 млрд. руб.

Проанализируем расходы Фонда  на дополнительное пенсионное обеспечение. Данные расходы были наименьшими в 2004г. и составили 1,47 млрд. руб., они меньше доходов 2005г. на 0,32 млрд. руб. и 2006г. на 0,89 млрд. руб.

 

 

Глава 3 Совершенствование  деятельности Пенсионного фонда  РФ на перспективу

3.1. Проект бюджета Пенсионного  фонда РФ на 2007 год

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 4 октября 2006 года рассмотрен и принят в первом чтении проект Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год".

Проект федерального закона "О  бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год" подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Исходной базой для разработки бюджета являлись основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и параметры прогноза на период до 2009 года, а также Методические указания Министерства финансов Российской Федерации по распределению предельных объемов бюджетного финансирования на 2007-2009 годы.

Показатели доходной и расходной  частей бюджета Фонда на 2007 год  формировались исходя из следующих  макроэкономических показателей: ВВП  в сумме 31 220 млрд. руб., фонд заработной платы - 7289 млрд. руб., индекс потребительских  цен - 106,5-108% (декабрь 2007 г. к декабрю 2006 г), прожиточный минимум пенсионера-2964 руб.

В целом бюджет Фонда на 2007 год  сформирован по доходам в сумме 1891,2 млрд. руб. (6,0% к объему ВВП), по расходам в сумме 1770,8 млрд. руб. Превышение доходов  над расходами составляет 120,4 млрд. руб., из которых 110,8 млрд. руб. - прирост пенсионных накоплений, 9,6 млрд. руб. - прирост средств по распределительной составляющей бюджета Фонда для пополнения денежной оборотной наличности на начало 2008 года.

Объем ассигнований, передаваемых Фонду из федерального бюджета в 2007 году, составляет более 1,0 трлн. руб.

Бюджетные средства предназначены  для выплаты базовой части  трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и на другие социальные выплаты, а также на покрытие дефицита по страховой части трудовых пенсий (88,2 млрд. руб), и соответствуют субвенциям, предусмотренным в проекте Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год".

Доходная часть бюджета Фонда  состоит из группы доходов и группы безвозмездных поступлений.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции