Переходная экономика и проблемы становления рыночного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание

Объект исследования – переходная экономика.
Предмет исследования – теоретические и практические аспекты переходной экономики.
Цель работы: изучить особенности переходной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ ……. 5
1.1 Критерии периодизации экономической истории и место в ней
переходной экономики …………………………………………………... 5
1.2 Понятие и структура переходной экономики ………………………..8
1.3 Варианты перехода к рыночной экономике ………………………...11
2. ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ …………....15
3. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………........33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….. 35

Работа состоит из  1 файл

курсач итоговый вар..docx

— 79.43 Кб (Скачать документ)

     В силу глубокого, коренного отличия  этих двух систем, современный переходный период очень сложен по глубине и масштабам социально-экономических преобразований. Несоответствие социально-экономической, организационно-экономической и производственно-технологической структур командной системы условиям рыночной экономики определило тот факт, что переходный период начинается глубоким системным, трансформационным кризисом: невиданными до сих пор в истории спадом производства, гиперинфляцией, обнищанием народа. Объективная обусловленность кризиса чрезвычайно усилена грубыми просчетами и ошибками в социально-экономической политике. Их главная причина заключалась в том, что, по сути, рыночная и переходная экономики отождествлялись, то есть считалось: поскольку мы переходим к рыночной экономике, то нам и в законодательной, и в управленческой деятельности нужно реализовать законы рынка, законы рыночной экономики.

 

1.3 Варианты перехода к рыночной экономике

      Трансформация административно-командной системы в рыночную экономику может быть осуществлена двумя путями: эволюционным или путем «шоковой терапии». Различие между ними заключается в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др. Выбор эволюционного или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политиков, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.

      Эволюционный  путь («градуализм»)

      Градуализм - это экономическая концепция, которая  предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.

      Можно выделить следующие общие черты  эволюционного пути перехода к рыночной экономике.

      1. Государство на основе долгосрочной стратегии реформ последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Так, в Венгрии этот процесс происходил с 1968 по 1990 гг., а в Китае продолжается с 1979 г.

      2. Начало реформы связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке, причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка. В Китае ограничения на создание частных производственных предприятий были отменены в середине 80-х гг., что позволило спустя пять-шесть лет полностью насытить потребительский рынок.

      3. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.

      4. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.

      5. Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения высокой инфляции. В Венгрии максимальный годовой прирост розничных цен составил 35% (1991 г.), а в Китае - 24,1% (1994 г.).

      6. Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг.

      Импульс, данный развитию сельского хозяйства  и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов, и одновременно приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.

      Вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»)

       Стратегия «шоковой терапии» основана на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму рыночная экономика является саморегулирующейся системой. Поэтому главная задача преобразований заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняется важнейшая функция - поддержание устойчивости финансовой системы, а для этого необходимо решительное подавление инфляции, которая препятствует регулирующей роли рынка.

       В числе важнейших институциональных  преобразований стратегия радикального перехода предполагает:

       • одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров и услуг и переход от государственного материально-технического снабжения к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;

       • скорейшее разрушение прежней системы централизованного планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими, среди которых главными являются ужесточение условий предоставления кредита, ограничение денежной эмиссии;

       • ускоренную приватизацию государственной собственности, переход к частной собственности на землю;

       • либерализацию внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала[1, C.336].

       Недостатки  стратегии радикального перехода к  рыночной экономике сводятся к следующему: во-первых, в условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора; во-вторых, стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию; в-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.

      Разработанная до деталей программа вряд ли может  быть с  одинаковым успехом применена в разных странах. Специфические особенности каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой программы, все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям на многих направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.

 

      2 Задачи, решаемые в переходной экономике

      Создание  экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней командно-плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, - довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений, обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.

      Эти кризисные явления (резкое сокращение промышленного производства, рост безработицы, усиление инфляции и др.) в определенной мере обусловлены деформацией функционирующего в условиях плановой системы хозяйственного механизма. В их основе лежат глубочайшие противоречия, накапливаемые в плановой экономике в течение десятилетий. Отказ от централизованного планирования, от твердых цен на продукцию и "выплеснул" наружу противоречия и несоответствия. Поскольку кризисные явления образуют элемент содержания переходной экономики, это существенно усложняет ее задачи, ибо требует принятия чрезвычайных мер по преодолению кризисной ситуации и стабилизации экономики.

      Одновременно  предстоит решать проблему преобразования экономической системы в направлении развития экономической свободы и инициативы во всех их проявлениях. Весь предшествующий опыт показал, что одной из основных преград к росту эффективности было отсутствие инициативы и предприимчивости, вследствие чего система не могла быстро адаптироваться к меняющимся экономическим условиям и достижениям НТП. Экономическая свобода не может быть обеспечена лишь законодательными мерами. Одним из решающих условий введения экономической свободы и формирования конкурентной среды являются глубокие институциональные изменения и прежде всего изменения в отношениях собственности.

      Важнейшей основой преобразования существующей экономической системы является создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий. Современной экономике нужна эффективная система социальной защиты, которая позволяла бы использовать трудовой и инновационный потенциал каждого человека, независимо от его социально-экономического статуса.

      Сложность состояния экономики к началу переходных процессов и грандиозность проблем по реформированию экономической системы предопределили необходимость одновременного решения многообразных и разноплановых задач:

        во-первых, задач чрезвычайного характера, связанных с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни;

        во-вторых, задач перехода от плановой  системы хозяйствования к рыночной;

      в-третьих, задач перспективного стратегического  развития в направлении создания социально ориентированной экономики.

      Сочетание этих задач определяет своеобразие  содержания переходной экономики и следующие пути их решения:

      1. Осуществление финансово-кредитной  стабилизации экономики посредством  проведения жесткой денежно-кредитной политики. Она включает как минимум такие компоненты как регулирование эмиссии, в частности, объема этой эмиссии, определение объектов эмиссии и ее субъектов, скорости денежного обращения, того пространства, на котором будут функционировать деньги. Последний пункт, в частности, предполагает определение механизмов свертывания бартерных отношений, механизмов противодействия натурализации экономики, преодоление региональных и ведомственных барьеров, создание единой денежной системы в рамках бывших интегрированных экономических систем. Цель кредитно-денежной политики - это поддержание внешней и внутренней покупательной способности денег, регулирование цен и валютного курса, достижения  денежной стабилизации, которая осуществляется при помощи следующих средств:

  • эмиссия денег. Очевидно, что стабилизация денежной системы предполагает контроль над эмиссией и, как следствие этого, концентрацию денежной эмиссии в руках некоторого ограниченного круга институтов.
  • скорость обращения денег. Важнейшим компонентом повышения скорости обращения денег в современной экономике является развитие пострыночных механизмов, обеспечивающих необходимую социальную и институциональную базу для более эффективного движения денежных ресурсов.
  • повышение ликвидности денег. Необходим:

        во-первых, преодолеть границы между наличными и безналичными деньгами,

      во-вторых, решить такую проблему, как уход от огромного объема неплатежей,

      в-третьих, необходимо преодолеть качественное различие между деньгами внутри экономического пространства переходного общества и свободно-конвертируемой валютой.

  • обеспечение единства  в развитии денежной, кредитной и финансовой систем[1,C.280-284]. 

     2. Разгосударствление и приватизация  экономики и развитие на этой  основе предпринимательства и  конкуренции. При градуалистской модели разгосударствление экономики достигается весьма продуманными, многообразными и последовательно реализуемыми способами, среди которых наиболее значимы следующие:

  • деколлективизация аграрного сектора путем роспуска народных коммун и превращения крестьянского двора в первичную производственную ячейку;
  • привлечение прямых иностранных инвестиций в процессе проведения политики экономического зонирования, что, по существу, тождественно импорту рыночных отношений в страну, и при этом в самом развитом их виде, обладающих огромным демонстрационным эффектом, убеждающим лучше всяких слов в их мощном экономическом потенциале;
  • коммерциализация деятельности самих государственных предприятий на основе разграничения права собственности, которое остается за государством, и прав хозяйствования (пользование, владение, распоряжение), которыми наделяются государственные предприятия, постепенно превращающиеся в подлинных товаропроизводителей. Исключена была лишь приватизация государственной собственности, неприемлемая как «мера буржуазной либерализации», что, однако, не воспрепятствовало разрушению монопольного положения государственной собственности, положительному по своему экономическому эффекту уже в силу того, что подорвана монополия;
  • с первых лет реформирования снят запрет с частнопредпринимательской деятельности, что способствовало ее бурному развитию.

Информация о работе Переходная экономика и проблемы становления рыночного механизма