Переходная экономика и проблемы становления рыночного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание

Объект исследования – переходная экономика.
Предмет исследования – теоретические и практические аспекты переходной экономики.
Цель работы: изучить особенности переходной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ ……. 5
1.1 Критерии периодизации экономической истории и место в ней
переходной экономики …………………………………………………... 5
1.2 Понятие и структура переходной экономики ………………………..8
1.3 Варианты перехода к рыночной экономике ………………………...11
2. ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ …………....15
3. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………........33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….. 35

Работа состоит из  1 файл

курсач итоговый вар..docx

— 79.43 Кб (Скачать документ)

     Главные цели приватизации определены следующим  образом:

     - формирование широкого слоя частных  собственников,

     - повышение эффективности деятельности  предприятий путем их приватизации,

     - социальная защита населения  и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации,

     - содействие стабилизации экономики,

     - создание конкурентной среды  и содействие демонополизации народного хозяйства,

     - привлечение иностранных инвестиций,

     - создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации[4,C.159-170].

      3. Демонополизация экономики, являющаяся  важнейшей предпосылкой для развития рыночной конкуренции. Она предполагает создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм. Ее эффективное проведение в рамках переходной экономики предполагает:

        во-первых, разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ослаблению конкуренции;

      во-вторых, проведение разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий;

      в-третьих, создание конкуренции в монополизированных отраслях, поощрение действующих предприятий в других отраслях к производству монополизированных видов продукции, поощрение импорта такой продукции и др.

      4. Либерализация экономики - это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает:

  • отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли),
  • прекращение централизованного распределения ресурсов,
  • переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением,
  • снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.

  Либерализация цен - свободные рыночные цены уравновешивают спрос и предложение, ликвидируют состояние дефицита, создавая условия для усиления конкурентной борьбы. Существуют два основных способа перехода к рыночному ценообразованию:

      а) радикальный, т.е. быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, выступающая основным элементом реализации так называемых шоковых экономических реформ;

      б) постепенный, т.е. поэтапная и рассчитанная на длительный период времени либерализация цен.

      5. Формирование рыночной инфраструктуры - системы экономических институтов (предприятий и организаций), призванных постоянно обслуживать развивающийся механизм рыночных связей производства и потребления.

      6.  Создание сильной системы социальной  защиты населения. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

      7. Институциональные преобразования,   включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.

      8.Структурные  преобразования,  направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики - развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

      9.Макроэкономическая  стабилизация   (в основном финансовая). Строго говоря, она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.

     10. Преодоление в экономическом мышлении у значительной части населения проявлений патернализма (государство должно все обеспечить) и эгалитаризма (уравнительности в распределении).

     После завершения макроэкономической стабилизации и либерализации первоочередными проблемами становятся вопросы, связанные с созданием рыночных институтов, бюджетно-налоговой политики.

       Важнейшим направлением формирования рыночных отношений является структурная перестройка народного хозяйства, означающая переоснащение отраслей и производств новой современной техникой, ликвидацию устаревших производств и их переориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом, как на отечественном, так и на международных рынках.

     Необходимость структурной перестройки обычно обусловлена: значительным несоответствием структуры производства структуре потребления, проявляющегося в производстве не находящей спроса продукции; недостаточной ориентацией на производство товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения внутренних потребностей народного хозяйства и населения; низкой конкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке.

     Одно  из основных направлений переходного  периода - интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Ключевая проблема на этом направлении - перестройка внешней торговли в соответствии с требованиями рыночной экономики.

      Завершение  формирования этих основных элементов  рыночной системы и означает окончание переходного периода.

 

3 Особенности переходной экономики республики Беларусь 

      В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант реформы в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Незначительно изменились функции банковской системы РБ: как и раньше банк ограничивается функциями казенного фондодержателя и осуществляет возмещение для госбюджета. Наличие небольшого количества рыночных элементов и отсутствие по этой причине в экономике РБ элементов саморегуляции системы имеет своим следствием сохранение широкой сферы административного контроля. В этих условиях проводимая правительством стабилизационная политика не может полагаться на ту реакцию, которая могла бы быть в развитой рыночной системе.

      Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным - распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.

      Весь  период трансформации экономики  Беларуси можно разделить на следующие  этапы:

      1991-1995гг.- период глубокого затяжного экономического кризиса;

      1996-2000гг. - этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений;

      2001-2005 гг. и следующие пятилетия - переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.[10, С.452]

      Экономический кризис проявился в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы. Динамика основных экономических показателей страны за годы экономического кризиса приведена в табл. 4.1. 
 
 
 
 

      Таблица 4.1 ”Изменение основных экономических показателей  Республики Беларусь за 1991-1995 гг.”[9, C.34]

      Показатель 1991г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1995 г. к 1990 г.
      Валовой внутренний продукт, % 98,8 90,4 92,4 88,3 89,6       65,3
      Продукция промышленности, % 99,0 90,8 90,6 85,4 88,3       61,4
      Продукция сельского хозяйства, % 95,1 91,5 103,7 85,6 95,3       73,6
      Инвестиции в основной капитал, % 104,0 71,0 85,0 89,0 59,0       38,5
      Индекс роста потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), раз 1,8 16,6 21,0 20,6 3,4       43948,0
      Реальные денежные доходы населения, % 100,2 80,2 115,9 90,8 73,5       62,2
 

      Кульминационной точкой падения производства и уровня жизни населения стал 1995 г. По сравнению с 1990 г. (самым лучшим в дореформенный период) объем производства ВВП в 1995 г. составил 65,3 % , продукции промышленности - 61,4, сельского хозяйства - 73,6, инвестиций в основной капитал - 38,5 % . Галопирующая инфляция за пятилетие возросла в 43,9 тыс. раз, а уровень жизни упал почти в 2 раза.

      Спад  производства и гиперинфляция, характерные  для стран СНГ, не наблюдались  как два взаимоувязанных процесса в странах с рыночной экономикой, где также осуществлялось ее реформирование. Это подтверждает вывод о том, что причины экономического кризиса не являются результатом «нормального трансформационного спада», а имеют более глубокие корни. Они заключаются в распаде единого государства, системы государственного планирования и регулирования экономики, в разрыве складывавшихся в течение десятилетий производственно-экономических связей в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР. Это привело к образованию новых независимых государств, не обладающих самостоятельной жизнестойкой экономикой. Необходимо было принять крупномасштабные меры по ее реструктуризации и адаптации к новым рыночным условиям хозяйствования.

      Однако  первые попытки осуществить макроэкономическую стабилизацию лишь на основе монетарных методов - либерализации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной политики - не привели к ожидаемому результату. Структурная природа экономического кризиса требовала и соответствующих методов выхода из него. Это:

  • смена приоритетов экономической политики в направлении достижения самодостаточности хозяйственной системы, при которой обеспечиваются хотя бы на минимальном уровне основные потребности населения и государства;
  • приоритетное развитие современных технологий, присущих постиндустриальному обществу;
  • расширение эффективных международных экономических связей;
  • создание макроэкономических условий для структурной перестройки перелива капиталов, материальных и трудовых ресурсов из неэффективных, не востребованных рынком отраслей и производств, в эффективные[10, C.454].

      Ведущая роль в осуществлении этих направлений  принадлежит не денежно-кредитной, а инвестиционной составляющей и реализации комплексных мер по реформированию экономики, что обусловило необходимость разработки специальных программ. Так, с целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны «Программа перехода Республики Беларусь к рыночной экономике», «Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния», реализация которых позволила в 1996 г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. В 1996 г. были разработаны и одобрены Всебелорусским народным собранием «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг.». Их осуществление, наряду с другими мерами, позволило, начиная с 1996 г., преодолеть спад производства, достичь положительной динамики макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции, потребительских товаров (табл.2). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Переходная экономика и проблемы становления рыночного механизма