Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:46, курсовая работа
Объект исследования – переходная экономика.
Предмет исследования – теоретические и практические аспекты переходной экономики.
Цель работы: изучить особенности переходной экономики.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ ……. 5
1.1 Критерии периодизации экономической истории и место в ней
переходной экономики …………………………………………………... 5
1.2 Понятие и структура переходной экономики ………………………..8
1.3 Варианты перехода к рыночной экономике ………………………...11
2. ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ …………....15
3. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………........33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….. 35
Главные цели приватизации определены следующим образом:
-
формирование широкого слоя
-
повышение эффективности
- социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации,
-
содействие стабилизации
- создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства,
-
привлечение иностранных
-
создание условий и
3.
Демонополизация экономики,
во-первых, разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ослаблению конкуренции;
во-вторых, проведение разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий;
в-третьих,
создание конкуренции в
4. Либерализация экономики - это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает:
Либерализация цен - свободные рыночные цены уравновешивают спрос и предложение, ликвидируют состояние дефицита, создавая условия для усиления конкурентной борьбы. Существуют два основных способа перехода к рыночному ценообразованию:
а) радикальный, т.е. быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, выступающая основным элементом реализации так называемых шоковых экономических реформ;
б) постепенный, т.е. поэтапная и рассчитанная на длительный период времени либерализация цен.
5. Формирование рыночной инфраструктуры - системы экономических институтов (предприятий и организаций), призванных постоянно обслуживать развивающийся механизм рыночных связей производства и потребления.
6.
Создание сильной системы
7. Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.
8.Структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики - развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.
9.Макроэкономическая стабилизация (в основном финансовая). Строго говоря, она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.
10. Преодоление в экономическом мышлении у значительной части населения проявлений патернализма (государство должно все обеспечить) и эгалитаризма (уравнительности в распределении).
После завершения макроэкономической стабилизации и либерализации первоочередными проблемами становятся вопросы, связанные с созданием рыночных институтов, бюджетно-налоговой политики.
Важнейшим направлением формирования рыночных отношений является структурная перестройка народного хозяйства, означающая переоснащение отраслей и производств новой современной техникой, ликвидацию устаревших производств и их переориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом, как на отечественном, так и на международных рынках.
Необходимость структурной перестройки обычно обусловлена: значительным несоответствием структуры производства структуре потребления, проявляющегося в производстве не находящей спроса продукции; недостаточной ориентацией на производство товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения внутренних потребностей народного хозяйства и населения; низкой конкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке.
Одно из основных направлений переходного периода - интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Ключевая проблема на этом направлении - перестройка внешней торговли в соответствии с требованиями рыночной экономики.
Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода.
3
Особенности переходной
экономики республики
Беларусь
В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант реформы в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Незначительно изменились функции банковской системы РБ: как и раньше банк ограничивается функциями казенного фондодержателя и осуществляет возмещение для госбюджета. Наличие небольшого количества рыночных элементов и отсутствие по этой причине в экономике РБ элементов саморегуляции системы имеет своим следствием сохранение широкой сферы административного контроля. В этих условиях проводимая правительством стабилизационная политика не может полагаться на ту реакцию, которая могла бы быть в развитой рыночной системе.
Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным - распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.
Весь период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:
1991-1995гг.- период глубокого затяжного экономического кризиса;
1996-2000гг. - этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений;
2001-2005 гг. и следующие пятилетия - переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.[10, С.452]
Экономический
кризис проявился в постоянном снижении
объемов производства, падении уровня
жизни населения и усилении дифференциации
его доходов, росте инфляции и безработицы.
Динамика основных экономических показателей
страны за годы экономического кризиса
приведена в табл. 4.1.
Таблица 4.1 ”Изменение основных экономических показателей Республики Беларусь за 1991-1995 гг.”[9, C.34]
Показатель | 1991г. | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1995 г. к 1990 г. |
Валовой внутренний продукт, % | 98,8 | 90,4 | 92,4 | 88,3 | 89,6 | 65,3 |
Продукция промышленности, % | 99,0 | 90,8 | 90,6 | 85,4 | 88,3 | 61,4 |
Продукция сельского хозяйства, % | 95,1 | 91,5 | 103,7 | 85,6 | 95,3 | 73,6 |
Инвестиции в основной капитал, % | 104,0 | 71,0 | 85,0 | 89,0 | 59,0 | 38,5 |
Индекс роста |
1,8 | 16,6 | 21,0 | 20,6 | 3,4 | 43948,0 |
Реальные денежные доходы населения, % | 100,2 | 80,2 | 115,9 | 90,8 | 73,5 | 62,2 |
Кульминационной точкой падения производства и уровня жизни населения стал 1995 г. По сравнению с 1990 г. (самым лучшим в дореформенный период) объем производства ВВП в 1995 г. составил 65,3 % , продукции промышленности - 61,4, сельского хозяйства - 73,6, инвестиций в основной капитал - 38,5 % . Галопирующая инфляция за пятилетие возросла в 43,9 тыс. раз, а уровень жизни упал почти в 2 раза.
Спад
производства и гиперинфляция, характерные
для стран СНГ, не наблюдались
как два взаимоувязанных
Однако
первые попытки осуществить
Ведущая
роль в осуществлении этих направлений
принадлежит не денежно-кредитной, а инвестиционной
составляющей и реализации комплексных
мер по реформированию экономики, что
обусловило необходимость разработки
специальных программ. Так, с целью вывода
страны из кризисного состояния были разработаны
«Программа перехода Республики Беларусь
к рыночной экономике», «Программа неотложных
мер по выходу экономики из кризисного
состояния», реализация которых позволила
в 1996 г. заметно снизить уровень инфляции
и дефицит государственного бюджета, затормозить
падение уровня жизни народа, приостановить
обвальный спад производства. В 1996 г. были
разработаны и одобрены Всебелорусским
народным собранием «Основные направления
социально-экономического развития Республики
Беларусь на 1996-2000 гг.». Их осуществление,
наряду с другими мерами, позволило, начиная
с 1996 г., преодолеть спад производства,
достичь положительной динамики макроэкономических
процессов, обеспечить ежегодные приросты
ВВП, производства промышленной продукции,
потребительских товаров (табл.2).
Информация о работе Переходная экономика и проблемы становления рыночного механизма