Переходная экономика РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 12:36, реферат

Описание

Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.

Административно-командная система имеет два существенных недостатка. Первый -- это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической точке. Второй недостаток -- это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.

Содержание

Введение………………………………………………………...…………3

1.Понятие и структура переходной экономики………………………..5
2.Основные черты и закономерности переходной экономики……….9
2.1 Сферы и варианты системных реформ……………………….9

2.2 Варианты перехода к рыночной экономике…………………13

2.2.1 Эволюционный путь……………………………………….14

2.2.2 Вариант радикального перехода к рынку………………..15

2.3 Финансовая стабилизация в переходный период……………16

3. Итоги реформ в странах с переходной экономикой…………………19

3.1 Либерализация экономики…………………………………….19

3.2 Противоречия либерализации…………………………………20

3.3 Преобразование отношений собственности……………….....20

4. Особенности переходной экономики в РБ…………………………...24

Заключение……………………………………………………………..34

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

1.rtf

— 303.92 Кб (Скачать документ)

      СОДЕРЖАНИЕ: 

      Введение………………………………………………………...…………3

      1. Понятие и структура переходной экономики………………………..5
      2. Основные черты и закономерности переходной экономики……….9

         2.1  Сферы и варианты системных реформ……………………….9

         2.2  Варианты перехода к рыночной экономике…………………13

            2.2.1 Эволюционный путь……………………………………….14

            2.2.2  Вариант радикального перехода к рынку………………..15

           2.3 Финансовая стабилизация в переходный период……………16

     3. Итоги реформ в странах с переходной экономикой…………………19

         3.1 Либерализация экономики…………………………………….19

         3.2 Противоречия либерализации…………………………………20

         3.3 Преобразование отношений собственности……………….....20

     4. Особенности переходной экономики в РБ…………………………...24

      Заключение……………………………………………………………..34

      Список использованной литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

       ВВЕДЕНИЕ 

       Беларусь, Россия и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходят от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.

       Экономическая теория разработала некоторые подходы к решению проблем переходного периода, однако это были проблемы стран, переходящих от традиционной к современной рыночной системе, т.е. развивающихся стран. Эти рецепты пригодны лишь частично, а остро необходимое для постсоциалистических стран новое направление экономической теории -- экономические проблемы переходного периода -- еще только в стадии становления.

       Тем не менее, уже сейчас можно отметить некоторые черты этого периода. Это, прежде всего своеобразное сочетание экономических законов коммунистической и капиталистической систем. В этом сочетании они частично нейтрализуют друг друга. Более того, можно говорить и о собственных законах переходной системы. При этом, если переходная система означает постепенное усиление в ней элементов современного рыночного хозяйства и ослабление элементов административно-командной системы (причем этот процесс идет неравномерно), подобной системе присуща изменчивость, нестабильность как одна из самых характерных ее черт.

     Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.

       Административно-командная система имеет два существенных недостатка. Первый -- это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической точке. Второй недостаток -- это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.

       1. Понятие и структура переходной экономики

       Каждая экономическая система проходит стадии становления и развития, зрелого состояния и упадка, когда происходит становление новой системы.

       Переходный период--это особый период в эволюции экономики, когда одна система сходит с исторической арены, а одновременно другая, новая, нарождается и утверждается. Поэтому развитие переходной экономики носит особый характер, существенно отличающийся от обычного, нормального экономического развития. Ведь в переходной экономике еще сохраняются и довольно значительное время функционируют старые экономические формы и отношения, при одновременном возникновении и утверждении новых экономических форм и отношений. К тому же ни те, ни другие формы и связи не действуют в полную силу, поскольку одни подрываются и постепенно приходят в упадок, а другие нарождаются и постепенно утверждаются. Причем ситуация все больше усугубляется, ибо соотношение между новым и старым постоянно меняется. Это касается любой переходной экономики.

       Переходный период от командной к рыночной экономической системе характеризуется большим своеобразием. Нынешние развитые страны переходили от традиционной, аграрной экономики к рыночной, и этот переход сопровождался промышленным переворотом, нарождением промышленности, и прежде всего--производства средств производства, которое стало материальной основой для преобразования производства и общества в целом.

       Нынешний переходный период -- это переход от особенной, плановой экономики, которая базировалась на своеобразных устоях, и потому для него свойственны свои черты и закономерности. Так, становление индустриальной основы капиталистического общества обусловило интенсивные процессы обобществления производства и труда, рост масштабов частной собственности, развитие таких форм собственности, как акционерная, монополистическая и государственная. Это объективный, естественный процесс. Административно-командная система базировалась на абсолютном господстве государственной собственности, и одними из главных задач переходного периода являются разгосударствление и приватизация государственного имущества, то есть вместо государственной должны утвердиться многообразные формы собственности (коллективная, частная, кооперативная, государственная и др.). Следовательно, если при становлении рыночной экономики обобществление обусловливало развитие новых форм собственности, которые открывали простор растущим масштабам производства, то теперь идет обратный процесс -- с тем, чтобы преодолеть чрезмерное формальное обобществление производства и создать формы собственности, которые бы отвечали реальному обобществлению производства и способствовали развитию производительных сил.

       В свое время развитые страны -- по мере роста индустриальной базы, концентрации и централизации производства и капитала -- шли по пути утверждения крупного машинного производства и свойственных для него форм организации (в том числе -- монополистических объединений и т.п.).

       Для административно-командной системы были характерны высокая централизация экономики, невиданный в мире монополизм, государство выступало главным хозяйствующим субъектом, а развитие народного хозяйства определялось единым государственным народнохозяйственным планом. Поэтому при переходе к рыночной экономике объективной закономерностью является перестройка организационно-экономической структуры экономики путем ее демонополизации, деконцентрации производства и децентрализации управления, широкого развития мелкого и среднего предпринимательства. Иначе говоря, многообразие форм собственности должно дополняться многообразием форм хозяйствования.

       Преобразование отношений собственности и организационно-экономической структуры экономики означают становление новых производственных отношений.

       Становление капиталистических рыночных отношений опиралось на промышленный переворот, который создал для них адекватную материально-техническую базу. Встав на “собственные ноги”, капитализм обеспечил быстрое развитие экономики. Административно-командная экономика имеет достаточно мощную индустриальную базу, но ее структура не совершенна, поскольку значительно преобладают отрасли тяжелой и оборонной промышленности, сырьевые отрасли и недостаточно развит потребительский сектор экономики. Для этой базы свойственна технологическая многоукладность, когда в отраслях оборонной промышленности применялись высокие технологии, в потребительском секторе господствовала технико-технологическая отсталость, а в сельском хозяйстве был очень высок удельный вес ручного труда И наконец: как уже указывалось, для структуры экономики командной системы были характерны господство материального производства и недостаточное развитие социальной сферы.

       Для перехода к рыночной экономике необходимо перестроить производственно-технологическую структуру экономики, но это -- не простое изменение соотношения ее различных отраслей и сфер, а техническое перевооружение, переход на качественно новый уровень производительных сил.

       Чтобы преодолеть наше глубокое отставание, необходимо перейти на новый технологический способ производства, который бы существенно поднял эффективность материального производства и обеспечил существенное изменение его соотношения с социальной сферой в пользу последней. При этом следует учитывать, что социальная сфера--это не только результат высокого развития материального производства, но и активный фактор развития человека, науки, образования, что в наше время является главным фактором роста производства, социально-экономического развития в целом.

       В силу глубокого, коренного отличия этих двух систем, современный переходный период очень сложен по глубине и масштабам социально-экономических преобразований. Несоответствие социально-экономической, организационно-экономической и производственно-технологической структур командной системы условиям рыночной экономики определило тот факт, что переходный период начинается глубоким системным, трансформационным кризисом: невиданными до сих пор в истории спадом производства, гиперинфляцией, обнищанием народа.

       Объективная обусловленность кризиса чрезвычайно усилена грубыми просчетами и ошибками в социально-экономической политике. Их главная причина заключалась в том, что, по сути, рыночная и переходная экономики отождествлялись, то есть считалось: поскольку мы переходим к рыночной экономике, го нам и в законодательной, и в управленческой деятельности нужно реализовать законы рынка, законы рыночной экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Основные черты и закономерности переходной экономики

       2.1 Сферы и варианты системных реформ

       Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.

       1. Л и б е р а л и з а ц и я    э к о н о м и к и -- это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.

       2. Д е м о н о п о л и з а ц и я    э к о н о м и к и   и   с о з д а н и е   к о н к у р е н т н о й        с р е д  ы ,   предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм.

       3. И н с т и т у ц и о н а л ь н ы е      п р е о б р а з о в а н и я,   включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.

       4. С т р у к т у р н ы е    п р е о б р а з о в а н и я,  направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики -- развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

       5. М а к р о э к о н о м и ч е с к а я   с т а б и л и з а ц и я   (в основном финансовая). Строго говоря, она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.

       6. Ф о р м и р о в а н и  е     а д е к в а т н о й    р ы н о ч н о м у     х о з я й с т в у     с и с т е м ы    с о ц и а л  ь н о й      з а щ и т ы      н а с е л е н и я.  Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

       Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода.

Информация о работе Переходная экономика РБ