Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 12:36, реферат
Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.
Административно-командная система имеет два существенных недостатка. Первый -- это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической точке. Второй недостаток -- это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.
Введение………………………………………………………...…………3
1.Понятие и структура переходной экономики………………………..5
2.Основные черты и закономерности переходной экономики……….9
2.1 Сферы и варианты системных реформ……………………….9
2.2 Варианты перехода к рыночной экономике…………………13
2.2.1 Эволюционный путь……………………………………….14
2.2.2 Вариант радикального перехода к рынку………………..15
2.3 Финансовая стабилизация в переходный период……………16
3. Итоги реформ в странах с переходной экономикой…………………19
3.1 Либерализация экономики…………………………………….19
3.2 Противоречия либерализации…………………………………20
3.3 Преобразование отношений собственности……………….....20
4. Особенности переходной экономики в РБ…………………………...24
Заключение……………………………………………………………..34
Список использованной литературы
* создание необходимых нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов;
* опережающее развитие наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, а также сферы услуг;
* стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и региональных корпоративных структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп;
* развитие и государственная поддержка малого предпринимательства;
* повышение эффективности деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;
* разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств.
Реализация
рассмотренных выше направлений и мер
по реформированию экономики нашла отражение
в макроэкономических показателях (табл.
4.3).
Таблица 3 Индексы изменения основных макроэкономических показателей в Республике Беларусь за 1991-2003 гг. [9, C.39]
|
*
За 1991--1995 гг. данные в сопоставимом виде
отсутствуют, 1996--2000 гг. и 2001--2003 гг. даны
с учетом услуг.
Характерная
особенность первого пятилетия (1991-- 1995
гг.) -- ярко выраженные спад производства
и макроэкономическая нестабильность.
На это повлияло резкое сокращение традиционных
рынков сбыта белорусской продукции, рост
цен на ввозимое сырье и энергоресурсы,
уменьшение внутреннего спроса и изменение
его структуры. Высокая инфляция вызвала
обесценение денежных средств всех секторов
экономики. Второй (1996--2000 гг.) и начавшийся
с 2001 г. третий этапы отражают результаты
структурных преобразований в экономике,
которые будут продолжаться несколько
пятилетий. Они характеризуются целенаправленной
деятельностью органов государственного
управления по созданию необходимых условий
для обеспечения роста экономики и повышения
уровня жизни населения. Были разработаны
и утверждены Основные направления социально-экономического
развития страны на 1996-- 2000 годы, Программа
социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2001--2005 годы, где в качестве
приоритетов определены «экспорт--жилье--
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Переход от административно-командной экономики к рыночной означает коренное преобразование всей системы экономических отношений (форм собственности, распределения ресурсов, связей между экономическими агентами и т.д.).
2. Переход к рынку осуществляется по следующим главным направлениям: а) либерализация экономики (отмена или резкое сокращение запретов и ограничений во всех сферах хозяйственной деятельности); б) институциональные преобразования (изменение отношений собственности, становление новых субъектов хозяйственной деятельности, создание новых формальных и неформальных правил хозяйствования); в) структурные преобразования (перестройка структуры народного хозяйства с целью удовлетворения платежеспособного спроса); г) формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения.
3. Практика продемонстрировала два пути преобразования административно-командной экономики в рыночную: эволюционный (постепенное создание рыночных институтов) и радикальный («шоковая терапия»). В действительности почти все страны с переходной экономикой используют те или иные элементы как эволюционного, так и радикального пути.
4.
Опыт стран с переходной экономикой показал,
что не что не столько изменение формы
собственности (приватизация), сколько
изменение условий (создание конкурентной
среды) определяет экономический рост
и эффективность управления предприятиями.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ