Переходная экономика России

Автор работы: p**********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:46, реферат

Описание

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран
назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год
неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые
темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания
экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов
роста.

Содержание

Содержание
Введение ........................... 2
1. Основные черты переходной экономики и особенности ее
функционирования ...................... 4
1.1. Основные черты переходной экономики .......... 4
1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития
переходной экономики ................. 5
2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения ..... 11
2.1. Структура переходной экономики ................ 13
2.2 Элементы переходной экономики ...................... 15
3. Модели и разновидности переходной экономики .......... 19
3.1. Градуализм ...................... 19
3.2. «Шоковая терапия» .................. 21
4. Заключение .................. 27
Список литературы ....................... 30

Работа состоит из  1 файл

Курсач по экономике 2.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

на рынке  труда - это один из основополагающих принципов рыночной экономики.

Она является мощным ускорителем снижения затрат на производство продукции,

порождает стремление производителей вырваться  вперед в вечной гонке снижения

затрат.

2.2. Элементы переходной экономики

Из содержания переходной экономики вытекает, что  в процессе трансформации

необходимо  выделять ключевые и производные элементы, определяющие

формирование новой экономики.

Так как  регулирование в смешанной экономике  опирается на систему институтов

рынка и осуществляется через них создание новых форм регулирования, как

следующий элемент переходной экономики, может  быть в полной мере реализован

только  по мере создания основ рыночной системы. Это, разумеется, не означает

отказа от использования прямых методов воздействия на экономику. На первый

взгляд  представляется, что формирование открытой экономики является столь же

ключевым  элементом перехода, как и формирование рыночной системы. Однако

следует учесть, что либерализация внешнеэкономической деятельности, усиление

влияния белорусской экономики на мировых  рынках не могут происходить без

регулирующей  роли государства. В этой связи данный элемент не может не быть

производным от первых двух.

К числу  производных следует отнести  и формирование предпринимательства.

Последнее, несмотря на ключевую роль в развитии экономики, может

базироваться в смешанной экономике только на рыночной системе отношений.

Лишь  на этой основе получает развитие и  капиталистическая тенденция. Вместе с

тем переход к активному предпринимательству предполагает, что имеется еще

одно  его основание — структурные  преобразования собственности. Поскольку

последний элемент тесно связан с основами формирования рынка, он может быть

включен в становление последнего.

Социальные  преобразования, формирование социальной ориентации экономики в

известном смысле являются также производным  элементом переходной экономики,

так как  осуществляются на основе формирования новой социальной структуры и

новых условий, которые задаются рынком. Однако вместе с тем, данный элемент

обладает  большей самостоятельностью, так  как социальное развитие

детерминировано группой фактов, которые действуют независимо от рынка

(необходимость  обеспечить минимальные гарантии, пенсионное обеспечение и т.

д.).

Совершенно  особое место занимает преобразование структуры народного

хозяйства. Данный элемент преобразований не может  не быть осуществлен только

рыночными методами. Требуется целенаправленная деятельность государства по

созданию  новой структуры экономики, ликвидации отживших отраслей и

производств, а также преобразованию основных звеньев экономики.

При переходе от огосударствленного социализма в связи с этим, как правило,

выделяются  три основных направления становления  рынка:

• Либерализация  экономики;

• Структурные  преобразования;

• Институциональные  преобразования.

Либерализация экономики — это система мер  по освобождению от ограничений

огосударствленной экономики, направленная на создание условий  для свободного

движения  цен, рыночного обращения товаров  и услуг, предпринимательства, а

также открытости экономики.

Структурные преобразования — это изменения  структуры экономики с целью

преодоления прежней огосударствленной структуры путем, прежде всего,

преобразования  отношений собственности.

Институциональные преобразования — это создание условий  для действия рыночной

системы путем преобразования правовых институтов, формирования системы новых

организаций и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления

народным  хозяйством и т.д.

Среди данных направлений формирования рынка  на первоначальном этапе особое

значение  имеет либерализация. В переходной экономике задачи экономической

либерализации глубоки и обширны. Они связаны  не только с формированием рынка,

но и  с изменением самих принципов  хозяйственного поведения всех субъектов

экономики. Охватывая все сферы хозяйственной  жизни, либерализация

предполагает  либерализацию цен, ликвидацию государственной монополии на

осуществление хозяйственной деятельности; предоставление возможностей для

осуществления предпринимательской деятельности; снижение государственного

контроля  над обменными операциями; отмену централизованного распределения

ресурсов. Размах и сложность реализации данных мероприятий обусловливают

поэтапное проведение преобразований, темпы и  масштабы которых зависят от

исходных  условий и особенностей хозяйственной  системы страны.

Таким образом, формирование социально-ориентированной смешанной экономики

требует реализации следующих основных направлений  и элементов:

1. Формирование  системы рыночных отношений:

1.1 Либерализация:

цен;

хозяйственных операций;

внешнеэкономических отношений

1.2 Структурные  преобразования:

разгосударствление;

приватизация;

демонополизация и создание конкурентной среды

1.3 Институциональные  преобразования:

• создание рыночной инфраструктуры (банков, бирж, фондов и т.д.);

• формирование нового законодательства, а также  правил и норм, регулирующих

поведение субъектов экономики в различных сферах (бюджета, налогов,

предпринимательства и т.д.);

• подготовка кадров для рынка.

2. Формирование  социальной ориентации:

• первоочередные меры помощи бедным слоям населения;

• создание новой системы социальной защиты

3. Преобразование  структуры народного хозяйства:

конверсия;

стимулирование  прогрессивных отраслей;

программы структурного преобразования отраслей и регионов.

Данные  направления и элементы характеризуют  лишь основные пути

преобразований. Приведенный выше их перечень не может охватить всю сложность

и многообразие конкретных направлений при формировании смешанной экономики.

Последующий анализ реальных экономических отношений  переходной экономики

позволяет рассмотреть все многообразие форм и методов формирования новой

экономической системы РБ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Модели переходной экономики.

3.1. Градуализм.

В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие

друг  другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (от английского

слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая терапия». Выражение

«шоковая  терапия» заимствовано из медицины и  не является строгим научным

термином  для обозначения экономических  процессов. Однако оно удачно

описывает характерные особенности радикальных  рыночных преобразований и

поэтому широко употребляется в экономической литературе.

Градуализм - это экономическая концепция, которая  предполагает проведение

медленных, последовательных реформ и отводит  государству главную роль в

формировании  рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка

государство должно постепенно заменять элементы командно-административной

экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит

смягчить  процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и

жизненного  уровня населения.

Яркий образец градуализма - реформы в  Китае. Хотя эта страна относится  к

посттоталитарному типу, китайский опыт настолько удачен, что может служить

образцом  для подражания и в постсоциалистических государствах.

С начала 80-х гг. Китаю удается поддерживать высокие темпы развития, примерно

10% прироста  ВВП в год. Китай уже вошел  в десятку ведущих государств  мира и в

ближайшие годы может догнать передовые  страны Запада.

Китайское руководство придерживается крайне прагматичного подхода. Оно

поощряет  рыночные отношения там, где это  возможно, и сохраняет

государственный контроль там, где считает это  необходимым. Политическая

стабильность, способность создать благоприятные  условия для

предпринимательства в сочетании с дешевой рабочей силой привлекают в Китай

иностранный капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов.

Это в  пятнадцать — десять раз превышает  накопленный объем иностранных

инвестиций  в РБ. Очень удачным решением оказалось создание свободных

экономических зон в приморских провинциях Китая, где иностранцы на льготных

условиях  открывают новые производства с использованием китайского сырья,

материалов  и рабочей силы.

В то же время тяжелая промышленность, которую  гораздо труднее перевести на

рыночные  рельсы, остается государственной. Проводя  постепенную реформу

госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции, правительство в то же

время не допускает их развала и сохраняет  бюджетное финансирование.

Информация о работе Переходная экономика России