Автор работы: p**********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:46, реферат
Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран
назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год
неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые
темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания
экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов
роста.
Содержание
Введение ........................... 2
1. Основные черты переходной экономики и особенности ее
функционирования ...................... 4
1.1. Основные черты переходной экономики .......... 4
1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития
переходной экономики ................. 5
2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения ..... 11
2.1. Структура переходной экономики ................ 13
2.2 Элементы переходной экономики ...................... 15
3. Модели и разновидности переходной экономики .......... 19
3.1. Градуализм ...................... 19
3.2. «Шоковая терапия» .................. 21
4. Заключение .................. 27
Список литературы ....................... 30
хозяйственной деятельности; усиление регулирующей функции в социальной
сфере.
4. Макроэкономическая стабилизация:
новая фискальная политика, изменение денежно-кредитной системы,
законодательная реформа; институциональная реформа; социальные гарантии.
Содержание пакетов предлагаемых реформ и преследуемые при этом цели, по
мнению разработчиков, коротко сводятся к следующему:
Первый пакет мер — меры по либерализации экономики связаны с переходом к
конкурентным рыночным отношениям и соответствующей реформой цен. На первых
порах введение свободных цен приводит к бесконтрольному расширению рынков
товаров и услуг, что, в свою очередь, требует демонополизации торговли и
транспорта. Очень важный момент в комплексе системных преобразований
относится к созданию рынков факторов производства: рабочей силы и финансовых
ресурсов.
Второй пакет мер предполагает реформу и структурную перестройку производства
и предприятий. Первый шаг в этом направлении заключается в четкой
формулировке прав государственной собственности и разделении функций
государства как органа в целом. Важное место занимает осуществление программ
приватизации. Оформление гарантированных прав частной собственности и
облегчение процессов создания новых частных предприятий имеют критически
важное значение. Реформу производства невозможно провести без ликвидации
крупных монополий, перемещения или увольнения излишков рабочей силы,
прекращения убыточного производства, перепрофилирования и ликвидации
предприятий.
Третий
пакет мер требует
должно отказаться от прямой собственности и контроля за производством и
заменить их косвенным регулированием, которое бы поощряло экономическую
адаптацию
и частную экономическую
государства
— реформировать систему
систему социальной поддержки, позволяющую смягчить последствия безработицы,
которая будет расти по мере углубления финансово-экономического кризиса.
Государство должно установить соответствующие юридические рамки для
коллективных сделок и деятельности частного сектора и сформировать
законодательные институты, обеспечивающие их соблюдение. Необходимо
реформировать основные правительственные институты, включая центральный
банк и налоговые ведомства, провести корректировку статей бюджета, наладить
систему контроля.
Четвертый пакет мер — макроэкономическая стабилизация пред- ' полагает
ужесточение налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям,
исправление различных диспропорций, порожденных «избытком» денежной массы (т.
е. накопленной суммы денег, которую просто не на что потратить в условиях
дефицита). В результате на рынке (прежде всего, потребительском) должно
наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности.
Тем самым будет ликвидирован инфляционный потенциал в виде излишнего
количества
денег у населения и
Разработанная до деталей программа вряд ли может быть с одинаковым успехом
применена в разных странах. Специфические особенности каждого отдельного
хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые
эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой программы, все меры
должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать
долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям на многих
направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних
этапах,
когда уже достаточно развиты
рыночные механизмы.
Заключение
Непоследовательность проведения экономических реформ в России,
пожалуй, ярче всего проявляется на фоне достижений ее прежних соседей по
социалистическому лагерю. Начав первой из бывших советских республик
радикальные экономические преобразования в январе 1992 года, Россия через
пять лет еще не может похвастаться серьезными положительными изменениями
своих основных экономических показателей: инфляция хотя существенно и
снижена, но сохраняется на уровне 65% в год; производство не вступило в
фазу роста ; дефицит бюджета сокращен исключительно ценой уменьшения его
расходов;
уровень жизни населения
в экономике сопровождается ростом инвестиций. В результате государство
продолжает проедать накопленный производственный потенциал, не воспроизводя
его. Более того, из всех социалистических стран, вступивших на путь реформ
( а их около 30) , только единицам не удалось снизить инфляцию до
критического (40% годовых или 2,8% в месяц и менее) и добиться устойчивого
роста экономики. Позитивным показателем с точки зрения структурных перемен
в России считается устойчивое повышение доли услуг в ВВП с 33% в 1992 г.
до 53% в 1995 г. В стране возникли целые сектора экономики, существование
которых 5 лет назад казалось немыслимым: банки, страховые, консультативные,
аудиторские и инвестиционные компании, появились частные предприниматели и
малый бизнес.
Можно с уверенностью сказать, что малый бизнес в России прочно встал
на ноги. Люди занятые в сферах малого бизнеса имеют неплохой доход
зависящий прежде всего от них самих. Такие люди заинтересованы в
постоянном повышении качества производимых товаров и услуг. Можно заметить
характерное изменение отношений производитель - потребитель. Наиболее
яркий и примитивный пример этого: на место неразговорчивых, равнодушных к
покупателю “продавщиц”, пришли улыбчивые, симпатичные девушки, внимание
которых порой бывает даже навязчивым. Во многом именно малому бизнесу в
России стало возможным приобретать недорогие отечественные, а самое
главное качественные товары.
Малый бизнес в России прошел путь от “черного рынка”, ”спекулянтов”,
“теневой” экономики, до относительно независимого малого
предпринимательства, защищенного нормативно-правовыми актами. В настоящее
время малое предпринимательство в России становится все более похожим на
европейский малый бизнес, как эталон “нормального”, цивилизованного
предпринимательства. Но российский бизнес имеет еще множество проблем:
криминализация, взяточничество, невыполнение деловых обязательств,
бюрократизм, проблема финансирования, тяжелое бремя налогов и т.д. Какие же
существуют пути выхода из сложившегося положения? Мне кажется, что малому
предпринимательству в России требуется более серьезная государственная
поддержка, чем существующая на данный момент, а также требуется пересмотр
системы налогообложения, льготное кредитование. От криминализации малого
бизнеса, как и бизнеса вообще, в России, на мой взгляд, избавиться не
удастся, это как бы неизбежное зло, еще один государственный налог. Да и
вообще в Европе и где бы то ни было бизнес всегда сопровождали криминальные
структуры, осуществляя “протекцию” со свой стороны, за определенную плату.
В российском бизнесе наблюдается тенденция повышения образовательного
уровня и самосознания частных предпринимателей, а это позволяет надеяться
на скорое исчезновение такого явления как невыполнение деловых
обязательств.
Сегодня российское малое предпринимательство вступает в четвертый этап
своего развития, и будем надеяться, что в скором времени оно будет
соответствовать
самым высоким стандартам рыночного
предпринимательства.
Список литературы:
1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Учебное пособие. 2-е издание
переработанное и дополненное. М. 1999г.
2. Беларусь: между охлократией и олигархией. /Белорусский рынок,
12(443) 2001г.
3. Курс экономической теории. Учебник. /Под ред. Чепурина М. Н.,
Киселевой Е. А., Мн. 1998г.
4. Курс экономической теории: Учебное пособие. /Под ред. Тура А.
Н., Плотницких М. И. – Мн.: ”Мисанте”, 1998г.