Переходная экономика России

Автор работы: p**********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:46, реферат

Описание

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран
назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год
неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые
темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания
экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов
роста.

Содержание

Содержание
Введение ........................... 2
1. Основные черты переходной экономики и особенности ее
функционирования ...................... 4
1.1. Основные черты переходной экономики .......... 4
1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития
переходной экономики ................. 5
2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения ..... 11
2.1. Структура переходной экономики ................ 13
2.2 Элементы переходной экономики ...................... 15
3. Модели и разновидности переходной экономики .......... 19
3.1. Градуализм ...................... 19
3.2. «Шоковая терапия» .................. 21
4. Заключение .................. 27
Список литературы ....................... 30

Работа состоит из  1 файл

Курсач по экономике 2.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

хозяйственной деятельности; усиление регулирующей функции в социальной

сфере.

4. Макроэкономическая  стабилизация:

новая фискальная политика, изменение денежно-кредитной системы,

законодательная реформа; институциональная реформа; социальные гарантии.

Содержание  пакетов предлагаемых реформ и преследуемые при этом цели, по

мнению  разработчиков, коротко сводятся к следующему:

Первый  пакет мер — меры по либерализации  экономики связаны с переходом  к

конкурентным  рыночным отношениям и соответствующей  реформой цен. На первых

порах введение свободных цен приводит к бесконтрольному расширению рынков

товаров и услуг, что, в свою очередь, требует  демонополизации торговли и

транспорта. Очень важный момент в комплексе  системных преобразований

относится к созданию рынков факторов производства: рабочей силы и финансовых

ресурсов.

Второй  пакет мер предполагает реформу и структурную перестройку производства

и предприятий. Первый шаг в этом направлении  заключается в четкой

формулировке  прав государственной собственности  и разделении функций

государства как органа в целом. Важное место  занимает осуществление программ

приватизации. Оформление гарантированных прав частной собственности и

облегчение  процессов создания новых частных  предприятий имеют критически

важное  значение. Реформу производства невозможно провести без ликвидации

крупных монополий, перемещения или увольнения излишков рабочей силы,

прекращения убыточного производства, перепрофилирования и ликвидации

предприятий.

Третий  пакет мер требует переосмысления роли государства в экономике: оно

должно  отказаться от прямой собственности  и контроля за производством и

заменить  их косвенным регулированием, которое  бы поощряло экономическую

адаптацию и частную экономическую деятельность. Другая важная задача

государства — реформировать систему социального обеспечения и создать гибкую

систему социальной поддержки, позволяющую смягчить последствия безработицы,

которая будет расти по мере углубления финансово-экономического кризиса.

Государство должно установить соответствующие  юридические рамки для

коллективных сделок и деятельности частного сектора и сформировать

законодательные институты, обеспечивающие их соблюдение. Необходимо

реформировать основные правительственные институты, включая центральный

банк  и налоговые ведомства, провести корректировку статей бюджета, наладить

систему контроля.

Четвертый пакет мер — макроэкономическая стабилизация пред- ' полагает

ужесточение налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям,

исправление различных диспропорций, порожденных  «избытком» денежной массы (т.

е. накопленной  суммы денег, которую просто не на что потратить в условиях

дефицита). В результате на рынке  (прежде всего, потребительском) должно

наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности.

Тем самым  будет ликвидирован инфляционный потенциал  в виде излишнего

количества  денег у населения и предприятий.

Разработанная до деталей программа вряд ли может  быть с  одинаковым успехом

применена в разных странах. Специфические  особенности каждого отдельного

хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые

эффекты. В то же время, по мнению разработчиков  этой программы, все меры

должны  быть взаимосвязаны, и очень важно  с самого начала сформулировать

долгосрочную  стратегию, одновременно приступая к действиям на многих

направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних

этапах, когда уже достаточно развиты  рыночные механизмы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Непоследовательность  проведения  экономических   реформ   в   России,

пожалуй, ярче всего проявляется на фоне достижений  ее  прежних  соседей  по

социалистическому  лагерю.  Начав  первой  из  бывших  советских   республик

радикальные экономические преобразования в  январе 1992  года,  Россия  через

пять  лет еще не может  похвастаться  серьезными  положительными  изменениями

своих основных  экономических  показателей:  инфляция  хотя   существенно  и

снижена, но сохраняется на уровне 65% в  год;  производство  не  вступило  в

фазу  роста ; дефицит бюджета сокращен  исключительно  ценой  уменьшения его

расходов; уровень жизни населения существенно  не поднялся;  рост  сбережений

в экономике  сопровождается  ростом  инвестиций.  В  результате  государство

продолжает  проедать накопленный производственный потенциал, не  воспроизводя

его. Более того, из всех социалистических  стран, вступивших на путь  реформ

( а  их  около  30)  ,  только  единицам  не  удалось  снизить   инфляцию  до

критического (40% годовых или 2,8% в месяц и  менее)  и добиться  устойчивого

роста экономики. Позитивным показателем  с точки зрения  структурных  перемен

в России считается устойчивое повышение  доли услуг  в ВВП с 33%  в  1992  г.

до 53% в 1995 г. В стране возникли целые  сектора  экономики,  существование

которых 5 лет назад казалось немыслимым: банки, страховые,  консультативные,

аудиторские и инвестиционные компании,  появились  частные предприниматели  и

малый бизнес.

      Можно с уверенностью сказать,  что малый бизнес в России  прочно  встал

на  ноги.  Люди  занятые  в  сферах  малого  бизнеса  имеют  неплохой  доход

зависящий  прежде  всего  от  них  самих.  Такие   люди  заинтересованы    в

постоянном  повышении качества производимых товаров  и услуг.  Можно  заметить

характерное  изменение   отношений  производитель  -  потребитель.  Наиболее

яркий и примитивный пример этого:  на место  неразговорчивых, равнодушных  к

покупателю  “продавщиц”,  пришли  улыбчивые,  симпатичные  девушки,  внимание

которых порой бывает даже навязчивым. Во многом  именно  малому  бизнесу   в

России   стало  возможным  приобретать  недорогие  отечественные,  а   самое

главное качественные товары.

      Малый бизнес в России прошел  путь от “черного  рынка”,  ”спекулянтов”,

“теневой”    экономики,      до     относительно     независимого     малого

предпринимательства, защищенного  нормативно-правовыми актами.  В  настоящее

время малое предпринимательство в  России становится  все  более  похожим  на

европейский  малый  бизнес,  как   эталон   “нормального”,   цивилизованного

предпринимательства. Но  российский  бизнес  имеет  еще  множество  проблем:

криминализация,   взяточничество,   невыполнение    деловых    обязательств,

бюрократизм, проблема финансирования, тяжелое бремя  налогов и т.д. Какие  же

существуют  пути выхода из сложившегося положения? Мне  кажется,  что  малому

предпринимательству  в  России  требуется более серьезная государственная

поддержка, чем существующая на данный момент, а  также  требуется  пересмотр

системы налогообложения, льготное  кредитование.  От  криминализации  малого

бизнеса, как и бизнеса вообще,  в  России,  на  мой  взгляд,  избавиться  не

удастся, это как бы неизбежное зло, еще  один  государственный  налог.  Да  и

вообще  в Европе и где бы то ни было бизнес всегда сопровождали  криминальные

структуры, осуществляя “протекцию” со свой стороны, за  определенную  плату.

В  российском  бизнесе  наблюдается  тенденция  повышения   образовательного

уровня  и самосознания частных предпринимателей, а  это  позволяет  надеяться

на   скорое   исчезновение   такого   явления   как   невыполнение   деловых

обязательств.

      Сегодня российское малое предпринимательство вступает в четвертый этап

своего  развития,  и  будем  надеяться,  что  в  скором  времени  оно  будет

соответствовать самым высоким стандартам рыночного  предпринимательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1.       Борисов Е. Ф. Экономическая  теория. Учебное пособие. 2-е издание

переработанное  и дополненное. М. 1999г.

     2.        Беларусь: между охлократией и олигархией. /Белорусский рынок,

12(443) 2001г.

     3.        Курс экономической теории. Учебник. /Под ред. Чепурина М. Н.,

Киселевой Е. А., Мн. 1998г.

     4.        Курс экономической теории: Учебное пособие. /Под ред. Тура А.

Н., Плотницких М. И. – Мн.: ”Мисанте”, 1998г.

Информация о работе Переходная экономика России