Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:54, курсовая работа
Задачами данной курсовой работы являются:
выявление сущности факторинга и его особенностей, как инструмента рынка
исследование механизма применения факторинговых операций
широкий анализ факторинга в России: изучение развития факторинга в России, анализ влияния мирового кризиса на развитие факторинга, а также изучения последних данных о факторинге в России
изучение мирового опыта в этой сфере, выявление причин опережения России другими странами в этой области
Целью данной курсовой работы является изучение факторинга, как эффективного инструмента финансирования деятельности предприятия, выявление перспектив развития факторинговой деятельности России.
План:
1. Введение……………………………………………………………….3
2. Основная часть………………………………………………………...5
2.1. Факторинг – понятие, сущность, значение................................5
2.2. История факторинга…………………………………………….6
2.3. Механизм функционирования факторинга…………………....8
2.4. Факторинговые операции, их классификация………………..11
2.5. Факторинг в России…………………………………………….13
2.5.1 История факторинга в России………………………………13
2.5.2 Российский рынок факторинга в период кризиса…………15
2.5.3 Современный рынок факторинга в России ………………..16
2.6 Факторинг зарубежных стран…………………………………….17
3. Заключение……………………………………………………………...22
4. Список используемой литературы…………………………………….24
Введение
В настоящее время в предпринимательской деятельности достаточно часто возникает ситуация, когда по условиям заключенного договора одна сторона получает платеж за поставленные товары или оказанные услуги не одновременно с исполнением своего обязательства, а через какое-то время после этого, например, при поставке товаров в рассрочку. Таким образом, у большого количества предприятий появляется потребность в пополнении недостатка финансовых ресурсов из иных источников финансирования. И это финансирование предприятия мoгут получить путем продажи денежных требований своим дебиторам. Такая сделка получила название финансирования под уступку денежного требования (или факторинг).
Выбранная мною тема является очень актуальной, так как большинство российских предприятий в последнее время сталкиваются с проблемой
дефицита оборотных средств, дороговизны и труднодоступности банковского кредита. Таким образом, поставщики вполне могут ликвидировать дебиторскую задолженность, продав её или передав в залог. Факторинговое обслуживание, которое представляет собой финансовое и
организационное обслуживание регулярного товарного кредитования поставщиком постоянного круга покупателей, в возрастающих масштабах помогает решению вышеуказанных проблем. Факторинг зарекомендовал себя как эффективный инструмент совершенствования финансов предприятий, улучшения состояния денежных расчётов.
Задачами данной курсовой работы являются:
Целью
данной курсовой работы является изучение
факторинга, как эффективного инструмента
финансирования деятельности предприятия,
выявление перспектив развития факторинговой
деятельности России.
Основная часть
Факторинг – понятие, сущность, значение
Термин «факторинг» обозначает финансовые операции, обусловленные
необходимостью финансирования текущей хозяйственной деятельности
предприятий за счёт выкупа у него долговых обязательств покупателя.
Последние обычно представляют акцептованные счета-фактуры, тратты, а также векселя и другие финансовые расчётные инструменты. Базой факторинговых операций служат взаимоотношения между партнёрами, при которых продавец при отгрузке продукции не требует от покупателя предоставления долговых обязательств. Это предполагает доверие между партнёрами.
Факторинговые операции опираются на коммерческий кредит, или кредит поставщика, поскольку факторинговое обслуживание расчётов между
контрагентами имеет предпосылкой согласованную отсрочку платежа по
контракту. Предметом факторинговых операций служит приобретение срочных обязательств клиентов, отсрочка по которым, не превышает полугода. В случае, когда обязательств покупателя погасить задолженность по окончании срока отсрочки платежа, установленного в контракте, не хватает, финансовые компании намерены выкупить у продавцов задолженность их партнёров лишь после получения платёжных гарантий от коммерческих банков в виде гарантийных писем, а также в форме аваля на векселях и траттах. Иногда в качестве банковской гарантии применяется также аккредитив.
Факторинг намного упрощает
возможность согласовать с продавцом приемлемый срок отсрочки платежа
Продавец не несет административных издержек, связанных с контролем за погашением задолженности. Он получает возможность активно заниматься текущей производственной деятельностью, развитием новых технологий производства и обслуживания клиентов.
Финансовые компании принимают на себя полное обслуживание расчетов по контракту. Вместе с тем, факторинг помогает обеспечить потребность предприятий в текущих оборотных средствах, но не решать другие проблемы (реконструкция и переоснащение производства, инвестиции, технологические разработки, обслуживание кредитов и др.).
Зачем вообще нужен факторинг? Основная цель факторинга – обеспечение эффективного роста продаж без риска увеличения просроченной задолженности покупателей.
Факторинг – это не выдача денег под залог активов, а именно комплекс услуг для производителей и поставщиков по:
История факторинга
Факторинг – достаточно древний финансовый инструмент.
Начало
операциям факторинга положил созданный
в Англии еще в XVII в. Дом факторов
(House of Factors). Перед фактором, знавшим товарный
рынок, платежеспособность покупателей,
законы и торговые обычаи данной страны,
ставились задачи поиска надежных покупателей,
хранения и сбыта товара, а также последующего
инкассирования торговой выручки.
Однако бурное развитие факторинговой деятельности наблюдается в Северной Америке лишь во второй половине XIX в. При этом первоначально американские факторы всего лишь принимали у производителей товар для реализации. Особенно ярко это проявлялось в сфере торговли текстилем. Но с течением времени, в связи с введением в Европе высоких таможенных пошлин на текстиль, производители начали создавать собственные системы сбыта своей продукции на европейском рынке, которые включали в себя и элементы производства. В результате этого американские факторы вынуждены были изменить форму своей деятельности, преобразившись из посредников при продаже товаров (agent factoring) в институты, финансирующие производителей товаров (credit factoring). Они разработали также своё ноу-хау о способе финансирования клиентов, которое включало дисконт и исполнение получаемых от клиентов денежных требований, а также принятие на себя финансовых рисков. В сферу своей деятельности факторы включали также ведение бухгалтерии производителей, внесение денежных авансов в счет будущих поступлений от контрагентов и предоставление кредитов для закупки сырья и финансирования производства. Таким образом, американские факторы начали осуществлять деятельность, типичную для банковских организаций. Данная схема настолько прижилась в США, что в настоящее время 90 % производителей текстиля используют схему факторинга.
В начале 60-х гг. прошлого века началась экспансия американских товаропроизводителей в Западную Европу, что привело к активизации деятельности европейских факторинговых компаний. Уже к середине 60-х гг. были созданы две крупнейшие факторинговые ассоциации: IFG (International Factors Group) и FCI (Factors Chain International). Объем факторинговых операций неуклонно возрастал, увеличивалось количество факторинговых компаний, работающих как на внутреннем, так и на международном рынках. Этот процесс продолжается и по сей день. По данным FCI, мировой оборот факторинговых операций вырос в с 1996 г. по 2001 г. более чем в 2,3 раза, составив 720,19 млрд евро, причем более 96 % объема факторинга пришлось на внутренний факторинг.
Необходимость
унификации регулирования факторинговой
деятельности в связи с частично
международным характером её использования
привела к созыву в Оттаве в 1988
г. дипломатической конференции
по принятию проектов конвенций о
международном факторинге и международном
финансовом лизинге, которые были подготовлены
Международным институтом унификации
частного права (УНИДРУА). Одним из итоговых
документов данной конференции явилась
Конвенция УНИДРУА о
Данная Конвенция сыграла значительную роль в развитии факторинговой деятельности, поскольку национальное законодательство многих государств не содержало практически никаких норм, регулирующих факторинг. Она послужила основой для разработки национального законодательства в данной области, после её принятия ряд государств ввели факторинг в систему своего гражданского права.
В
частности, новая редакция Гражданского
кодекса Российской Федерации содержит
главу (Глава 43), посвященную отношениям
факторинга, которые именуются как «финансирование
под уступку денежного требования».
Механизм функционирования факторинга
Сегодня
факторинг преимущественно
1) ведение соответствующих бухгалтерских операций;
2) контроль за предоставленным коммерческим кредитом, включая получение платежей;
3) защита от кредитных рисков (в случае факторинга «без оборота»);
4)
финансирование текущей деятельности
клиента.
Проведение
факторинговых операций в России
пока остается уделом банков, занимающихся
факторингом. Для проведения подобных
операций в банках формируются отделы
или группы факторинга, выступающие
обособленными структурными подразделениями,
поскольку располагают
За счет полученной прибыли факторинговый
отдел (группа) банка формирует резервный
фонд.
Все операции факторингового
отдела учитываются на отдельном активно
–пассивном счете. В аналитическом учете
ведутся отдельные счета по поставщикам.
Результаты деятельности факторингового
отдела входят составной частью в общий
баланс банка. В случае трудностей с выполнением
принятых факторинговым отделом обязательств
ответственность за нее несет банк, при
котором он организован.
В плане работы факторингового отдела обычно учитываются плановые
Поскольку для факторинга характерен большой риск, отдел идет на
заключение договора, на обслуживание только после тщательно изучения
финансового состояния
потенциального клиента. Особое внимание
уделяется таким вопросам, как
уровень обеспеченности собственными
оборотными средствами; имеется ли
спрос на продукцию поставщика; каково
ее качество; развивается ли у клиента
производство и каковы его перспективы;
сколь успешно действует на рынке
управленческий персонал фирмы; хорошо
ли поставлен учет и внутренний контроль;
насколько платежеспособны
Факторинговый отдел должен сотрудничать с банком, который
Призван предоставлять отделу всю необходимую информацию о финансово- хозяйственнойтдеятельности и платежеспособности клиентов, а также оперативно сообщатьтотделу обо всех произошедших изменениях. За оказание подобных услуг факторинговый отдел в установленные сроки перечисляет банку плату за счет прибыли, полученной от реализации факторинговых операций. Аналогичные договора могут заключаться с аудиторской или посредническо - консультационной фирмой.
Поставщик обязан предоставлять факторинговому отделу информацию о платежных требованиях, включающую:
Информация о работе Перспектива развития факторинговой деятельности России