Перспектива развития факторинговой деятельности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:54, курсовая работа

Описание

Задачами данной курсовой работы являются:
выявление сущности факторинга и его особенностей, как инструмента рынка
исследование механизма применения факторинговых операций
широкий анализ факторинга в России: изучение развития факторинга в России, анализ влияния мирового кризиса на развитие факторинга, а также изучения последних данных о факторинге в России
изучение мирового опыта в этой сфере, выявление причин опережения России другими странами в этой области
Целью данной курсовой работы является изучение факторинга, как эффективного инструмента финансирования деятельности предприятия, выявление перспектив развития факторинговой деятельности России.

Содержание

План:
1. Введение……………………………………………………………….3
2. Основная часть………………………………………………………...5
2.1. Факторинг – понятие, сущность, значение................................5
2.2. История факторинга…………………………………………….6
2.3. Механизм функционирования факторинга…………………....8
2.4. Факторинговые операции, их классификация………………..11
2.5. Факторинг в России…………………………………………….13
2.5.1 История факторинга в России………………………………13
2.5.2 Российский рынок факторинга в период кризиса…………15
2.5.3 Современный рынок факторинга в России ………………..16
2.6 Факторинг зарубежных стран…………………………………….17
3. Заключение……………………………………………………………...22
4. Список используемой литературы…………………………………….24

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 129.84 Кб (Скачать документ)

     Факторинговый отдел, кроме финансового положения плательщика, характера его хозяйственных связей и сложившейся практики взаимоотношений с поставщиками, конкурентоспособности поставляемой продукции, учитывает также сроки и объемы оплаченных счетов, наличие свободных собственных средств, а также предстоящие обязательства отдела, ведет картотеку невозмещенных платежей по каждому плательщику.

     Факторинговый отдел банка обычно предоставляет своим клиентам

разнообразные услуги:

- вкладные операции;

- услуги покупателям  по погашению их задолженности  поставщикам;

- услуги поставщикам  по немедленной оплате отгруженной  ими продукции;

- услуги поставщикам  по устранению дебиторской задолженности покупателей;

- содействие  предприятиям - клиентам факторинга в работе с банками, обслуживающими покупателей, а также различные консультационные услуги.

Факторинговые операции, их классификация

    В основе  факторинговой операции  лежит  покупка  банком   платежных требований поставщика на отгруженную продукцию и передача поставщиком  банку права  требования  платежа  с  покупателя.  Поэтому  факторинговые  операции называют также кредитованием поставщика или  предоставлением  факторингового кредита поставщику.

В операциях факторинга обычно участвуют три стороны:

  • фактор (банк) - покупатель требования;
  • клиент (кредитор, поставщик товара)  -  промышленная  или  торговая  фирма, заключившая соглашение с банком;
  • плательщик (заемщик)  - фирма-покупатель товара с отсрочкой платежа.

     Факторинговые операции классифицируются по многим параметрам, основные:

  • по месту проведения – внутренний (все участники отношений резиденты одной страны) и международный (участники отношений резиденты двух разных стран);

международный факторинг в свою очередь классифицируется в зависимости от места нахождения Фактора как импортный и экспортный, а в зависимости от числа Факторов участвующих в операциях как  прямой (один Фактор) и взаимный (два  Фактора);

  • по порядку финансирования – финансирование в момент уступки, финансирование к определенной дате, финансирование в первый день просрочки, финансирование по определенному графику;
  • по наличию финансирования – с финансированием, без финансирования;
  • по наличию уведомления дебитора – открытый (с уведомлением дебитора) и закрытый (без уведомления дебитора);
  • по наличию регресса – с правом регресса (возврат Поставщику дебиторской задолженности при наличии просрочки платежа Дебитором и погашение Поставщиком полученного ранее финансирования) и без права регресса (риск неплатежа Дебитора несет Фактор);
  • по наличию денежного требования на момент подписания договора о факторинге - реальный (требование уже возникло) и консенсуальный (требование возникнет в будущем).

     Факторинг в России

     История факторинга в России

     Факторинг в российской хозяйственной действительности появился не без оснований. Предпосылкой его послужили объективные причины – острейшие трудности с расчетами, недостаток «живых денег». В нашей экономике возникли самые различные средства решения этих проблем.

       За последнее десятилетие именно  факторинг получил в нашей  стране

определенное  развитие. В силу проблем экономического характера основным

проводником факторинга в российскую реальность стали не специализированные в этой области организации, а коммерческие банки. Специальные компании – факторы, ориентирующиеся на использование потенциала этого важного инструмента бизнеса, пока у нас отсутствуют по объективным причинам – для этого еще не имеется достаточно солидных основ.

          Однако дело в российской экономике  улучшается. Производство, торговля расширяются. Необходимость их совершенствования и развития во многом обуславливает и потребность коренного улучшения обстановки с денежными расчетами.

          В России, а также в других  странах СНГ развитие факторинговых

хозяйственных операций происходило не столь быстрыми темпами, которые в основном предопределялись темпами либерализации экономики.

     В СССР факторинг был внедрен в 1988 г. в качестве эксперимента Промстройбанком  и Жилсоцбанком. Из-за полного отсутствия на тот момент какой-либо методической литературы и невозможности получить доступ к мировому опыту, сущность этой услуги была несколько извращена. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем первому гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок без обеспечения комплекса страховых, информационных, учетных и консалтинговых услуг, подразумеваемых факторингом. Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и неудовлетворительной платежной дисциплиной дебиторов. Но уже к 1994 г., банки приобрели определенный опыт и намеревались выйти на рынок международного факторинга. Первым российским банком, принятым в FCI, стал «Тверьуниверсалбанк», позже «Мост-банк».

     Однако, эволюция отечественного факторинга неразрывно связана с развитием бизнеса Национальной Факторинговой Компании, которая на протяжении десятилетия являлась негласным лидером этой молодой отрасли российской экономики. И на сегодняшний день прочие участники рынка реализуют некоторые практики НФК, когда последняя внедряет новые продукты и предлагает новые решения. Начало становления компании и рынка факторинга в России можно отнести к 1999 году, когда в рамках АБ ИБГ «НИКойл» (с лета 2005 года ФК «УРАЛСИБ») было организовано управление факторингового обслуживания, впоследствии преобразованное в бизнес-направление факторингового обслуживания (БНФО). Управление дебиторской задолженностью (УДЗ) клиентов было практически основной привлекательной чертой факторинга, ввиду очень больших тарифов на финансирование. Клиентов привлекало то, что воспользовавшись услугой УДЗ, которая включала в себя так же и проверку новых покупателей, клиенты могли практически упразднить свои подразделения контроля входящих платежей и экономической безопасности.

     Развитие  услуги управления дебиторской задолженностью клиентов выросло в новый для  Российского рынка факторинговых  услуг уникальный проект "Кредитный  контроль факторинговых операций", автором и создателем которого стал Андрей Юрьевич Савин, один из трех (Р. В. Огоньков, М. И. Трейвиш и А. Ю. Савин) основных создателей факторинга в АБ ИБГ НИКойл. Методика "Кредитного контроля", созданного А. Ю. Савиным, до сих пор используется всеми Факторами России.

     В 2001 году НФК стала первой компанией  на российском рынке, которая представила  продукт «Импортный факторинг» (услуга по оценке платежеспособности российских импортеров, управлению дебиторской  задолженностью и покрытию кредитного риска, оказываемая зарубежным факторинговым компаниям).

     В 2003 году факторинг был выделен  из общей продуктовой линейки  АБ ИБГ «НИКойл», а бизнес-направление факторингового обслуживания было преобразовано в самостоятельный специализированный банк - в России появилась первая независимая факторинговая компания.

     В 2005 году была начата эксплуатация системы  «Электронный факторинг», позволяющая  перевести документооборот между  факторинговой компанией и клиентом в электронную форму.

     В 2006 году компания презентовала на рынке  новые продукты - безрегрессный факторинг и факторинг-гарант (страхование риска неплатежа).

     В 2007 году НФК первая и пока единственная из операторов рынка факторинга провела  аудит системы риск-менеджмента (являющейся продолжением проекта Андрея Савина "Кредитный контроль факторинговых операций").

     Факторинг в России в период кризиса

     Немаловажным  событием в 2008 году для российского  рынка факторинга стало избрание Председателя Совета Директоров Национальной Факторинговой Компании Михаила  Трейвиша на должность Председателя International Factors Group. Впервые в истории представитель Восточной Европы возглавил старейшую в мире ассоциацию факторинговых компаний.

     2009 год оказался непростым как  для пионера рынка (сказался  и уход из НФК в 2007 году  А. Ю. Савина с частью команды), так и для всего рынка факторинга  в целом. Подобные сбои связаны  с мировым финансовым кризисом, начавшимся осенью 2008 года и оказавшим влияние на деятельность экономических субъектов на протяжении всего 2009 года.

     Влияние кризиса на рынок факторинга можно  почувствовать, вдумавшись в следующие факты. Объём рынка факторинга в России удваивался несколько лет. Так объем увеличился с 147,1 млрд руб., в 2005 году до 297,1 млрд руб. по итогам 2006 года. Однако, в результате потрясений в стране прогнозы Экспер РА о аналогичном удвоении рынка и в 2007 - 2008 годах и достижения общей суммы предоставляемых факторинговых услуг к 2010 году в 70 млрд. долл. - не сбылись. В 2008 году темпы роста резко снизились. Серьезным ударом для российского рынка факторинга стало банкротство в конце 2008 года крупнейшей факторинговой компании России — Еврокоммерц. В 2008 году годовой объем денежных требований, фактически уступленных Факторам, достиг всего 602 млрд руб.

     Факторинг в России в наши дни

     В настоящее время коммерческие банки  в нашей стране постепенно осваивают  все новые банковские операции, к  которым относится и факторинг.

     Объем рынка факторинга по итогам 1 полугодия 2010 года составил 200 млрд рублей, показав прирост относительно аналогичного периода прошлого года на 16%. Быстрое падение рынка в 2009 году сменилось медленным восстановлением в 2010 году. Закрепление Законом о торговле максимальных отсрочек платежа по продовольственным товарам привело к тому, что для некоторых поставщиков факторинг в принципе потерял свою привлекательность. Этот факт притормозил восстановление объемов рынка факторинга в 1 полугодии 2010 года.

     Основными действующими факторами  (факторинговая компания или факторинговое подразделение банка, предоставляющее клиенту финансирование или иные услуги под уступку денежного требования) в России  являются: ООО «БСЖВ Факторинг», «Банк НФК» (ЗАО), ОАО «Банк «Петрокоммерц», ООО ФК «Лайф», ОАО «Промсвязьбанк», ФК «Санкт-Петербург», ООО «ТрансКредитФакторинг», ЗАО «ЮниКредит Банк», ОАО АКБ «Металлинвест- банк», ТКБ (ЗАО), КБ «СДМ-Банк» (ОАО), ОАО «Газпромбанк», ЗАО РФК, ООО «Эконом-факторинг»,

ОАО «Альфа-Банк», ООО «ВТБ Факторинг», КБ «РОСПРОМБАНК» (ООО), ООО «Эйч-эс-би-си Банк (РР)», ЗАО «Кредит Европа Банк», ЗАО АКБ «ЦентроКредит», ОАО «Нордеа Банк» и другие.

     Также, я хотела бы упомянуть о развитии электронного факторинга в России. Электронный факторинг – технология, при которой сведения о денежных требованиях, подтвержденные электронной цифровой подписью клиента, в электронном виде поступают Фактору по защищенным

каналам связи. Закрепление максимальных отсрочек платежа по продовольственным товарам дает стимул развитию электронного факторинга, поскольку он ускоряет получение финансирования от Фактора. Большинством Факторов отмечается потенциал региональных рынков, при этом наличие электронного факторинга облегчает региональную экспансию, поскольку не требуется физического присутствия Фактора в том регионе, в котором находится клиент. О предоставлении электронного факторинга пока заявляют только три Фактора: Альфа-банк, НФК, Металлинвестбанк. Наибольшая доля клиентов, обслуживающихся посредством электронного факторинга, – у «Банка НФК» (72%), у остальных Факторов она пока составляет менее 10%.

Факторинг зарубежных стран

     Факторинг – отнюдь не новый финансовый инструмент. В более-менее современном виде факторинг стал развиваться в средние XVII века в Великобритании и активно использовался при торговле с многочисленными колониями. Очередной толчок в развитии факторинга в XIX веке сыграли английские фабриканты в Северной Америке, которые активно занимались импортом товаров, взысканием платежей и переводом их в Англию, а в дальнейшем – инкассацией и страхованием финансовых рисков.

     Как показывает зарубежный опыт, рынок  факторинга очень перспективный  и динамично развивающийся сегмент  экономики. Во многих экономически развитых странах деятельность по финансированию под уступку денежного требования не подлежит жесткому нормативному регулированию, и на ее осуществление не требуется  специальных разрешений (лицензий).

     Мировой опыт ясно показывает, что темпы  роста рынка факторинговых услуг  и, следовательно, доступность этого  инструмента для средних и  малых предприятий неразрывно связана  с качеством законодательной базы и  степенью урегулированности рынка. Так, например, в Великобритании, где рынок факторинга вообще не регулируется государством,  количество факторинговых компаний превышает 100 и по объемам рынка факторинга  страна занимает первое место в мире. Наоборот, в Германии, где до недавнего времени факторинг существовал в достаточно жесткой законодательной среде, объем рынка в разы меньше чем, например, в Великобритании, Италии, Франции, Испании, т.е. странах со сравнимыми  или даже меньшими по размеру экономиками. 

Информация о работе Перспектива развития факторинговой деятельности России