Перспективы развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь с наименее развитыми странами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение места НРС в мировой экономике, рассмотрение основных социально-экономических проблем в этих странах и перспектив их развития в будущем.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
определить критерии отнесения государств к группе НРС и дать их общую характеристику;
выявить причины медленного развития экономики этих государств;
рассмотреть основные макроэкономические показатели экономики НРС;
изучить и обобщить социально-экономические проблемы и тормозящие факторы в экономике НРС;
разработать и обосновать перспективы внешнеторгового сотрудничества Республики Беларусь с НРС.

Содержание

Введение 4
1 Макроэкономические показатели экономики наименее развитых стран 5
2 Социально-экономические проблемы и тормозящие факторы в экономике наименее развитых стран 15
3 Перспективы развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь с наименее развитыми странами 22
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение А Список наименее развитых стран 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 701.50 Кб (Скачать документ)

     Способность мелких предприятий приспосабливаться  к нестабильной экономической ситуации нашла отражение в особых их формах - объединении промышленной и сельскохозяйственной деятельности. Это так называемые «сельская индустриализация» и «малая индустриализация», которые преимущественно создаются за пределами крупных городов для максимального приближения к сырьевой базе. Такие формы предпринимательства дают возможность расширить масштабы использования местных естественных ресурсов, а за счет развития трудоемких производств снизить отток рабочей силы из сельской местности.

     Широко  функционирует неформальный сектор. В Азии и Африке более 50% женщин, не занятых сельским хозяйством, работают в неформальном секторе (Замбия – 72%, Гамбия – 62%), охватывающем преимущественно розничную торговлю и традиционные для этих стран услуги.

     Высокие темпы урбанизации способствуют переполнению городов избыточной рабочей  силой. В них удельный вес неформальной занятости составляет 20-60%. В теневом  секторе производят ковры, текстиль, игрушки, обувь, искусственные цветы и другие товары.

     В мировом хозяйстве наименее развитые страны занимают место периферии, выполняя функции поставщиков сырья и  дешевой рабочей силы.

     Международная организация труда 29 марта в Нью-Йорке опубликовала доклад, в котором говорится, что экономический рост наименее развитых стран не может полагаться исключительно на экспорт сырьевых товаров, а должно уделяться большое внимание разнообразию производства.

     В ходе периода 2002-2007 годов реальный ВВП НРС как группы рос более чем на 7% в год. Это стало самым большим и продолжительным ускорением роста, достигнутым этой группой стран с 1970 года, и гораздо более высоким общим макроэкономическим результатом, чем в 1990-е годы. Однако не все НРС пережили бум: у чуть больше четверти НРС (14 стран) душевой ВВП рос медленно или сократился. Однако из-за высоких темпов роста населения НРС душевые темпы роста ВВП, которые имеют большее значение с точки зрения благосостояния людей, остаются чуть ниже, чем в других развивающихся странах. Тем не менее за этот период бума целевые темпы роста Брюссельской программы действий для наименее развитых стран на десятилетие 2001-2010 годов (БПД) были достигнуты в НРС как группе, а также в 16 НРС.

     Движущимися силами бума послужили рекордные объемы экспорта, притока ПИИ и переводов мигрантов, хотя они распределялись между НРС неравномерно. Особенно важным в качестве движущей силы роста ВВП был рост товарных цен, в частности на нефть и минеральное сырье. Однако экономический бум в НРС был системно неустойчивым, будучи основан на такой модели глобального роста, которая вела к усилению глобальных диспропорций, увеличению неравенства в доходах и росту объема частного долга, не сопровождавшемуся соразмерным наращиванием реальных активов. Модель экономического роста НРС вызывала их все большую незащищенность от внешних шоков и не влекла за собой существенного сокращения бедности. В этот период, характеризовавшийся высокими темпами роста ВВП, число людей, живущих в крайней бедности, росло в НРС более чем на 3 млн. человек в год.

     Проводя в прошлые десятилетия такого рода политику, НРС  не смогли реализовать  модель догоняющего роста, основанную на развитии производственного потенциала, что повысило бы устойчивость их экономики  и вывело бы их на путь роста, имеющего более широкую социальную базу.

     При том, что их душевой ВВП существенно вырос в реальном выражении, разрыв между ними и другими развивающимися странами продолжал возрастать (Рисунок 1.1). 

 

     Рисунок 1.1 -

     Примечание  – Источник: [8]. 

     Беспрецедентный период экономического роста принес лишь ограниченное улучшение хронического дефицита инвестиций в НРС. Инвестиции в НРС как группе стран выросли  с 20% ВВП в 2000 году до 23% в 2008 году. В  период годов бума 2002–2007 годов в 19 НРС норма валового производственного накопления даже сократилась.Внутренняя норма накопления в НРС, исключая экспортеров нефти, застыла на крайне низком уровне 10% ВВП. Если скорректировать накопление на истощение запасов ископаемого топлива, минерального сырья и других форм экологического капитала, то окажется, что в период экономического бума оно сократилось, когда скорректированное чистое накопление было в 2008 году близко к нулю.

     На  сектор обрабатывающей промышленности в период 2006– 2008 годов приходилось  около 10% ВВП, примерно столько же, что и в начале бума. В период 2000–2008 годов 27 НРС пережили деиндустриализацию (фиксируемую снижающейся долей добавленной стоимости, созданной обрабатывающей промышленностью, в их ВВП).

     Импорт  машин и оборудования, крупный источник технологического развития и производственного накопления, в годы бума увеличился лишь незначительно во всех НРС, за исключением экспортеров нефти.

     Добавленная стоимость в сельском хозяйстве  на одного работника росла в последние 20 лет темпами, составляющими треть от показателя роста ВВП на одного работника, и в период бума этот разрыв продолжал нарастать.

     Урожайность зерновых за последние 20 лет, включая  периоды бума, выросла в НРС  лишь незначительно, и темпы ее роста  были гораздо меньшими, чем в среднем в мире [8].

     Доля  топлива и минерального сырья  выросла в 2000-2007 годах с 43% до 67% совокупного  товарного экспорта НРС. Во многих НРС  в период бума выросла зависимость  от нескольких экспортных товаров, в  частности основных видов сырья; возросла и концентрация экспорта. В годы бума заметно выросла зависимость НРС от продовольственного импорта с 7,6 млрд. долл. США в 2000 году до 24,8 млрд. долл. США в 2008 году.

     Во  время кризиса в 2008-2009 гг. НРС как  группа также пережила резкое замедление экономической динамики. Непосредственное воздействие кризиса было передано через финансовые рынки.  Последствия глобального кризиса передавались в НРС главным образом по каналам, связанным с торговлей: резкое и синхронное падение сырьевых цен в сочетании со снижением глобального спроса привело к резкому снижению экспортных доходов, в частности экспортеров нефти и минерального сырья. Кризис тяжело ударил также по сектору услуг (главным образом туризму и морскому транспорту), что имело серьезные последствия для островных НРС: в целом, при том что экспорт НРС в середине 2009 года продемонстрировал оживление, поддерживавшееся повышением конъюнктуры сырьевых цен, он все еще был намного ниже докризисного уровня. Кроме того, в результате глобального кризиса резко сократился приток ПИИ в НРС. Это больнее всего ударило по Анголе, Гвинее, Демократической Республике Конго, Мадагаскару и Центральноафриканской Республике, которые ранее в значительных объемах привлекали ПИИ в добывающую промышленность.

     Несмотря  на это замедление, НРС как группа все же достигла в 2009 году более высокого среднего роста ВВП, чем любая из групп других развивающихся стран (ДРС) или развитых стран.

     Такая видимая экономическая устойчивость НРС в период кризиса может  быть во многом отнесена на счет ряда внешних факторов. Прежде всего, в 2009 году произошел значительный рост помощи со стороны Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка и региональных банков развития, что отчасти компенсировало снижение притоков частного капитала. Кроме  того, международные сырьевые цены в ходе года продемонстрировали рост, в основном связанный с увеличением спроса со стороны крупных  стран   развивающихся  рынков. Для  экспортеров несложных готовых изделий из числа НРС было благоприятным увеличение спроса на эти товары в ходе спада. Наконец, не ослабевал рост денежных переводов работников в НРС, которые в наибольшей степени зависят от них [8].

     В 2010 г. наблюдался рост экономической активности в большинстве НРС, чему способствовали оживление мировой торговли и повышение цен на целый ряд сырьевых товаров. В некоторых государствах увеличению темпов развития содействовало дополнительное предоставление государственных средств. В результате прирост ВВП в целом по НРС вырос (ПРИЛОЖЕНИЕ Б). Если в 2009 г он составил 4% (самый низкий за десятилетие показатель), то в 2010 - 2012 гг., по всей видимости, можно ожидать его повышения примерно до 5,5% в среднем за год. Указанный уровень существенно уступает достигнутому в 2003 - 2008 гг. (7,2%). В пяти НРС - экспортерах углеводородного сырья прирост ВВП сократится с 9,2% в 2003 - 2008 гг. до 4.6% в 2010 -2012 гг. В Экваториальной Гвинее произойдет снижение добычи нефти, в Анголе экономический рост замедлится примерно до 5% . Совершенно иначе складывается ситуация в НРС - импортерах топлива, там следует ожидать увеличения прироста ВВП с 5,5% в 2009 г. до 6,1% в 2010 - 2012 гг., что ненамного уступает реальному показателю в 6,3%, зарегистрированному в 2003 - 2008 гг. За агрегированными статистическими данными скрываются значительные пострановые различия. Эксперты ООН считают, что некоторые страны Восточной и Южной Африки продемонстрируют в ближайшие годы более высокую динамику развития: в 2011 - 2012 гг. прирост ВВП вырастет до 6% в среднем за год благодаря имеющимся возможностям в деле проведения адекватной макроэкономической политики, улучшению управления и запланированному увеличению государственных расходов, особенно на модернизацию инфраструктуры [15, с.1].

     Так, в странах подобных Мозамбику, несмотря на высокую и устойчивую динамику в течение многих лет, крупной проблемой остается ненадежность обеспечения населения продовольствием. Продолжающийся рост цен на продукты питания приведет, по всей видимости, к усилению проблем в продовольственной сфере и в других НРС.

     Экономический рост в западноафриканских НРС (за исключением Либерии) останется невысоким, в частности, из-за сохранения "узких мест" в инфраструктурной сфере. Недостаточны установленные электроэнергетические мощности, высокого уровня достигают транспортные расходы, положение усугубляется тем, что в ближайшей перспективе решить эти проблемы не представляется возможным.

     В период финансового кризиса экономика Бангладеш, выделяющейся среди НРС по численности населения, оказалась относительно устойчивой благодаря высокому внутреннему спросу, частично поддерживаемому возросшими правительственными ассигнованиями. В 2010 г. активной динамике роста ВВП помешали: падение темпов развития национальной промышленности (испытывающей трудности из-за перебоев со снабжением); замедление роста денежных переводов, поступающих из-за рубежа; ощущавшиеся в начале года проблемы со сбытом продукции швейной промышленности на западноевропейском и американском рынках вследствие ослабления там потребительского спроса. В условиях ожидаемого подъема в инвестиционной сфере прирост ВВП в Бангладеш, скорее всего, немного увеличится - до 6% в 2011 г. и 6,2% в 2012 г.

     Внутриполитическая  нестабильность и неспособность  властных структур гарантировать населению уверенность в завтрашнем дне негативно сказываются на экономическом развитии целого ряда НРС, в том числе Гаити, Йемена, Коморских островов, Мадагаскара, Непала, Сомали, Того, Эритреи. В этих государствах обеспечение прогресса в среднесрочной активе во многом будет зависеть от возможности надежного функционирования политической надстройки. Наличие серьезных дестабилизирующих факторов характерно для многих прибрежных государств Западной Африки, в том числе Гамбии, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Либерии, Сенегала, Сьерра-Леоне, где нередко не обеспечивается верховенство закона, а работа государственных органов не отличается особой эффективностью. В результате эксперты ООН не могут дать для этих государств достаточно благоприятный краткосрочный прогноз в экономической области.

     В условиях крупных различий в темпах преодоления последствий кризиса прогноз динамики развития для НРС может оказаться завышенным вследствие двух факторов. Во-первых, в связи с вялым развитием экономики развитых стран и ужесточением их бюджетно-финансовой политики создаются дополнительные проблемы для поддержания в краткосрочной перспективе на прежнем уровне оказываемой ими помощи НРС, Во-вторых, любое ухудшение положения на мировых продовольственных рынках обостряет проблему адекватного обеспечением продуктами питания, прежде всего в 21 НРС, сильно зависящей от иностранной продовольственной помощи.

     В докладе ООН приводятся данные о числе НРС и - для сравнения - других стран, в которых отмечается (или будет отмечаться, согласно прогнозу) сокращение ВВП на душу населения (А) или его увеличение (В; в данном случае не менее чем на 3%); в скобках указано число стран, охваченных исследованием (Таблица 1.1).  

     Таблица 1.1 –  

            А      В
       I II III I II III
Наименее  развитые страны (39) 8 5 4 9 15 15
Развитые  страны (35)       6 5 2 4 6 8
Страны  СНГ (12)       1 0 0 10 11 11
 

     Примечание - I- 2010 (оценка), II- 2011 (прогноз), III- 2012 (прогноз)

     Источник: [15, с.4]. 

     Так, ожидается, что их экономическое  оживление в 2011 году будет самым слабым среди всех групп стран. Оно будет отчасти зависеть от того, продолжится ли глобальное оживление и будет ли предоставление официальной помощи развитию (ОПР) способствовать росту инвестиций и поддержанию душевого потребления [15, с.4].

     Если  обратиться к шести другим показателям развития человека, по которым можно отслеживать прогресс в достижении конкретных привязанных к установленным срокам ЦРТ, то можно выделить следующие тенденции:

     Что касается цели всеобщего начального образования, то как НРС, так и  развивающиеся страны лишь ненамного отстают в ее достижении благодаря значительному ускорению роста числа школьников с 2000 года. Однако в НРС только 59% всех поступивших в первый класс кончают последний класс начальной школы по сравнению с 87% в развивающихся странах.

Информация о работе Перспективы развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь с наименее развитыми странами