Перспективы развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь с наименее развитыми странами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение места НРС в мировой экономике, рассмотрение основных социально-экономических проблем в этих странах и перспектив их развития в будущем.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
определить критерии отнесения государств к группе НРС и дать их общую характеристику;
выявить причины медленного развития экономики этих государств;
рассмотреть основные макроэкономические показатели экономики НРС;
изучить и обобщить социально-экономические проблемы и тормозящие факторы в экономике НРС;
разработать и обосновать перспективы внешнеторгового сотрудничества Республики Беларусь с НРС.

Содержание

Введение 4
1 Макроэкономические показатели экономики наименее развитых стран 5
2 Социально-экономические проблемы и тормозящие факторы в экономике наименее развитых стран 15
3 Перспективы развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь с наименее развитыми странами 22
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение А Список наименее развитых стран 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 701.50 Кб (Скачать документ)

     Экономически  отсталые страны по характеру причин дефицита платежного баланса, низкой интернациональной  стоимостью своей валюты в целом  являются похожими. Поэтому возможные  пути выхода из состояния внешней  задолженности и укрепления национальной валюты в значительной степени одинаковы.

     Это, в первую очередь, структурная перестройка  народного хозяйства, направленная на активизацию экономического роста. Решение этого задания требует  прекращение оттока капитала из страны и привлечения иностранных инвестиций. Развитие собственного производства необходимых товаров и привлечение иностранного капитала для создания предприятий, которые изготовляют продукцию, которая заменяет необходимый импорт, позволяет сбалансировать платежный баланс без падения уровня жизни населения страны. Но для этого нужно снять такие препятствия на пути инвестиций, как отсутствие единого социально-экономического пространства; высокие темпы инфляции; произвольная, громоздкая налоговая система, которая сдерживает стимулы к работе и инвестированию; широкое распространение коррупции и взяточничества; отсталый менеджмент; отсутствие адекватной инфраструктуры; отсталая материальная база образования и здравоохранения. Существенным препятствием на пути инвестиций является низкий уровень дохода на душу населения, при котором практически нет ни возможности, ни стимулов откладывать сбережения. Низкие доходы означают низкий спрос, который не стимулирует инвестиции [17].

     Несмотря  на значительное увеличение объема официальной  помощи в целях развития (ОПР), оказываемой наименее развитым странам, ее доля в валовом национальном доходе доноров остается гораздо ниже целевого показателя (он составляет 0,15–0,20 процента), а прямые иностранные инвестиции во многом сконцентрированы на небольшом числе наименее развитых стран, богатых природными ресурсами. Свободный от пошлин и квот доступ на рынки не привел к увеличению доли экспорта и импорта наименее развитых стран в мировой торговле, и доля эта остается незначительной, составляя менее 1 процента. Почти 75 процентов экспорта наименее развитых стран по-прежнему приходится на сырьевые товары, что делает их уязвимыми для многочисленных внешних потрясений и неустойчивых цен глобального рынка. В силу того, что в рамках Инициативы по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе произошло 100-процентное аннулирование долга, а в рамках Инициативы в отношении бедных стран с крупной задолженностью обеспечено облегчение долгового бремени, и благодаря повышению объемов экспорта платежи наименее развитых стран в счет обслуживания задолженности существенно сократились, но вопрос о том, насколько посильным является долговое бремя в долгосрочной перспективе, остается очень непростым [16].

     Еще одной угрозой для наименее развитых стран в последнее время становится изменение климата. Хотя НРС как группа вносит сравнительно небольшой вклад в глобальное потепление - на них приходится менее 1% всех мировых выбросов парниковых газов (ПГ), - они испытывают непропорционально большое воздействие климатических условий. Большинство НРС находятся в регионах, уже испытывающих экологический стресс. Кроме того, их экономические слабости, включая низкий уровень экономического и человеческого развития, большую зависимость от природных ресурсов и чувствительных к климату секторов, служащих источником средств к существованию для местного населения и пополнения национального дохода, делают их особенно уязвимым для изменения климата и его катастрофических последствий. Например, по оценкам, каждое увеличение средней глобальной температуры на 1°С может вызвать сокращение среднегодового роста в бедных странах на 2-3 процентных пункта, при том что на динамике роста в развитых странах это не отразится.

     Периодичность и масштабы экстремальных метеорологических явлений в НРС (например, засухи, экстремальные температуры и наводнения) возрастали, при этом в период 2000-2010 годов таких явлений было в пять раз больше, чем в период 1970-1979 годов [8].

     В докладе ООН «World Economic Situation and Prospects» обращается внимание на серьезные последствия для некоторых из них такого экстраординарного фактора, как стихийные бедствия. Катастрофическое землетрясение в Гаити в 2010 г привело к экономическим потерям, оцениваемым на уровне 120% ВВП (зарегистрированного в 2009 г.). Засуха в Сахеле обернулась серьезными проблемами для Чада, Мавритании и особенно для Нигера, где примерно половина населения из-за этого бедствия столкнулась с острой нехваткой продуктов питания. В Бенине сильные и продолжительные дожди стали причиной сильнейшего с 1963 г. Наводнения [15, с.1].

     Число людей в НРС, затрагиваемых такими экстремальными явлениями, почти удвоилось, со 100 млн. человек в период 1970-1970 годов до 193 млн. человек за период 2000-2010 годов. В последний период экономические  потери НРС в результате стихийных бедствий составили, по оценкам, 14,1 млрд. долларов.

     В результате изменения климата многие африканские НРС могут столкнуться  с ростом дождевых осадков, изменением характера производства продовольственных  культур в сезон дождей, сокращением вегетативного периода и ростом числа наводнений. Для других африканских НРС сокращение дождевых осадков может означать увеличение засушливого сезона, числа засух и невозможности сельскохозяйственного производства в районах, где ранее практиковалось натуральное хозяйство. Оба сценария отрицательно скажутся на их экономике и продовольственной безопасности в отсутствие значительных усилий по адаптации.

     Реагирование  на вызовы изменения климата в  НРС, включая переориентацию их экономики  на более устойчивые в климатическом и экологическом плане траектории развития, потребует значительных инъекций финансовых ресурсов. Эти ресурсы должны иметь дополнительный характер по отношению к ресурсам, необходимым для удовлетворения нынешних потребностей социально-экономического развития, для обеспечения того, чтобы прошлые, нынешние и будущие успехи в этих областях не оказались поставлены под угрозу. Маловероятно, чтобы НРС могли покрыть финансовые расходы на адаптацию к изменению климата и уменьшение антропогенного воздействия на климат без значительных внешних вкладов со стороны международного сообщества [14].

     Одним из вариантов выхода из бедности для  ряда стран региона может стать развитие экотуризма. Перспективность этого направления обусловлена экологизацией общественного сознания жителей развитых государств, их влечением к природе, особенно экзотической. В настоящее время на долю Африки приходится 2% иностранных туристов и 1% доходов от мирового туризма. По экспертным оценкам доходы от туризма в ВВП  Ботсваны, Лесото и Ганы в ближайшие годы может составить 4-5%, в Гамбии -10%. Высокими темпами туризм развивается в Танзании, Замбии, Сенегале. Прибыли от экотуризма могут бить направлены на решение проблем продовольственного обеспечения, защиты окружающей среды, преодоление последствий псевдоурбанизации [21,с. 425].

     Между тем стали появляться и новые  вызовы устойчивому развитию малых  островных развивающихся государств:

  • высокие цены на продовольствие, объясняющиеся увеличением спроса из-за роста численности населения, высокими мировыми ценами на нефть, возросшим спросом на биотопливо, переходом на мясо в рационе питания стран с крепнущей экономикой и неурожаями в странах — крупных производителях;
  • численное увеличение населения экономически активных возрастов, не имеющего возможности трудоустроиться;
  • «утечка умов» в результате миграции квалифицированных работников в развитые и развивающиеся страны;
  • угроза птичьего гриппа — и многое другое [16].

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что основными социально-экономическими проблемами наименее развитых стран являются:

  • низкий уровень образования;
  • низкий уровень продолжительности жизни;
  • низкий уровень медицинского обслуживания;
  • экологические проблемы;
  • крайне низкий уровень развития производительных сил;
  • узость отраслевого состава хозяйства;
  • ведущее значение минерально-сырьевых отраслей;
  • слабость электроэнергетики;
  • кризисное состояние сельского хозяйства и острота продовольственной проблемы;
  • сохраняющаяся зависимость от развитых капиталистических государств;
  • огромная и все возрастающая внешняя финансовая задолженность.

     Достижение  согласованных на международной  основе целей в области развития, в том числе сформулированных в Декларации тысячелетия, и преодоление вызовов, которые возникают по ходу борьбы с нищетой и устойчивого развития, находится в критической зависимости от поддержания достигнутого прогресса и недопущения того, чтобы позитивные тенденции в наименее развитых странах обратились вспять.

 

     3 Перспективы развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь с наименее развитыми странами

 
 

     Республика  Беларусь является страной с малой  открытой экономикой и поддерживает торгово-экономические отношения с более чем 150 государствами. В этой связи развитие внешнеэкономической деятельности для республики является одним из ключевых факторов экономического роста, содействующих повышению эффективности производства и на этой основе обеспечивающих благосостояние народа. Национальная экспортная политика страны базируется не только на физическом наращивании экспорта в рамках структуры производства товаров и услуг, но, прежде всего, на повышении доходов от экспортных операций. Основа экспортной стратегии и специализации - учет формирования спроса на новых перспективных рынках, в первую очередь динамично развивающихся стран, при одновременном освоении новой конкурентоспособной продукции. Важной задачей внешнеэкономической деятельности Беларуси является географическая диверсификация торгово-экономических отношений. В результате договоренностей на самом высоком уровне с перспективными внешнеторговыми партнерами открылись новые возможности для диверсификации белорусского экспорта, а также для закупок стратегически важных для страны товаров.

     Основными и приоритетными торговыми партнерами для республики являются Российская Федерация (36,5% белорусского экспорта и 59,9% импорта) и страны ЕС (43,8% экспорта и 21,8% импорта). В качестве важного  направления расширения экспортного потенциала также следует рассматривать выход на растущие рынки Латинской Америки, Азии и Африки. Развитие отношений со странами Азии и Африки является важным направлением многовекторной политики Республики Беларусь на международной арене (Рисунок 3.1).

     По  итогам 2009 года объем торговли Беларуси со странами Азии и Африки составил 3,9 млрд. долларов США. Отличительной особенностью торговли Республики Беларусь с африканскими странами остается значительное превышение белорусского экспорта над импортом (ПРИЛОЖЕНИЕ Е). 

       

     Рисунок 3.1 – Географическая структура экспорта

     Примечание  – Источник: [7 

     Республика  Беларусь установила дипломатические  отношения с более чем 80 странами региона, а в 12 из них имеет свои дипломатические представительства.

     Реализуются совместные проекты в торгово-экономической, научно-технической, инвестиционной и  других областях. В ряде стран созданы  совместные предприятия по производству современной автомобильной и  тракторной техники по белорусским  технологиям. Беларусь предпринимает меры, направленные на реализацию проектов реконструкции и модернизации экономики афро-азиатских государств, развитие транспортных и информационных коммуникаций.

     Белорусские предприятия и организации активно  участвуют в международных выставках и ярмарках, проводимых в странах Азии, Африки и Ближнего Востока [3].

     Следует также отметить, что география  поставок белорусской продукции  в 2009 году дополнилась 11 новыми странами. Так, в настоящее время в Тунис, Гамбию и Сенегал экспортируются прутки и полуфабрикаты из нелегированной стали, в Камерун - калийные удобрения. В Кению и Бенин поставляются книги и брошюры, Экваториальную Гвинею - тракторы и седельные тягачи, Уганду, Намибию, Катар, Мьянму - товары различного назначения (контрольно-измерительные приборы, спектрометры и другие).

     Рынки государств Азии и Африки привлекательны для Беларуси ввиду сохраняющейся  на них конкурентоспособности белорусской  продукции, а также имеющихся  перспектив наращивания белорусского экспорта. Заинтересованность Беларуси и азиатских стран в активизации двустороннего торгово-экономического сотрудничества во многом связана с взаимодополняемостью наших экономик. В частности, быстрый рост населения вынуждает правительства азиатских и африканских стран предпринимать все меры по решению продовольственной проблемы и повышению урожайности в сельском хозяйстве. При этом большое значение придается использованию калийных удобрений, в то время как Беларусь является одним из ведущих экспортеров в мире данного сырья. Многие азиатские страны также заинтересованы в импорте нашей продукции машиностроения, сельскохозяйственной техники, электроники, товаров народного потребления, научно-технических разработок и т.д., которые при международных стандартах качества выгодно отличаются от западных аналогов более низкими ценовыми показателями. Не следует также забывать, что многие африканские и азиатские страны являются для нас источником ряда товаров критического импорта, без которых невозможно нормальное функционирование промышленных предприятий. И речь здесь идет не только о простом сырье (каучук, продукты органической химии, красители, табак, какао-бобы), но и об электронной аппаратуре и ее частях, промышленном оборудовании и станках, двигателях и насосах, научных и медицинских приборах. Часть импорта из стран региона имеет непосредственное отношение к потребительским товарам. Это - витамины и антибиотики, другие лекарственные средства, свежие овощи и фрукты, соки, орехи, рис, чай [5].

Информация о работе Перспективы развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь с наименее развитыми странами