Перспективы реформирования пенсионной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:14, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является изучение текущего состояния российской пенсионной системы и мер по дальнейшему её совершенствованию.

Содержание

Введение
1. Предыстория.
2. Оценка текущего состояния российской пенсионной системы.
3. Современное видение перспектив развития пенсионного обеспечения.
4. Меры по дальнейшему совершенствованию пенсионной системы.
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа Перспективы реформирования пенсионной системы.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

      Анализ  показывает, что в среднесрочной  перспективе доминирующую роль будет  играть распределительная пенсионная система, а в более длительном периоде на первый план могут выйти накопительный принцип либо добровольное пенсионное страхование.

 

      3. Современное видение перспектив развития пенсионного обеспечения.

       В последнее десятилетие был  опубликован ряд фундаментальных исследований, критически переосмысливающих опыт функционирования пенсионных систем государств, перешедших полностью или частично на накопительные принципы. Среди таких исследований наиболее заметными являются доклад лауреата Нобелевской премии по экономике (2001 г.) Джозефа Стиглица, в 1997-2000 г.г. занимавшего пост вице-президента Всемирного банка, и доклад профессора Лондонской школы экономики Николаса Барра.

     Проведенные исследования с очевидностью показали, что для решения проблем, связанных с демографическими изменениями, ключевым фактором является рост производства. С макроэкономической точки зрения вопрос выбора между пенсионными системами, финансируемыми путем распределения текущих поступлений или их предварительной капитализации, является второстепенным.

     Распределительный и накопительный механизмы функционирования пенсионной системы – это не что  иное, как различные способы приобретения работником права на будущую продукцию (товары и услуги), необходимую ему  для жизнедеятельности после прекращения работы, производимую другими возрастными когортами работников, сменившими его на национальном рынке труда. Только в первом случае происходит обмен продукции на ранее данные обещания общества по материальному обеспечению нетрудоспособного работника, а во втором случае – обмен на накопленную часть заработной платы такого работника. И в том, и в другом случаях определяющее значение имеет не объем накопленных активов или накопленных прав, а объем продукции, которая будет производиться после выхода работника на пенсию.

     Таким образом, накопление и распределение  являются, по сути дела, различными способами  организации требований на будущее  производство. Поэтому сокращение производства вследствие неблагоприятной демографии имеет негативное воздействие на любую пенсионную систему. Возрастная структура населения является важным фактором для спроса на инвестиции. Следовательно, накопление пенсионных активов в странах со стареющим населением не является эффективным.

     Демографические изменения влекут за собой сокращение производства, что оказывает негативное воздействие на распределительную пенсионную систему через сужение базы для взимания страховых взносов и через соответствующее сокращение расходов на выплату пенсий, которые могут производиться при допустимом тарифе взносов. В накопительной пенсионной системе указанная зависимость также является неизбежной, хотя и более сложной. Она проявляется через механизм спроса и предложения либо на товарном рынке, либо на рынке ценных бумаг.

     Если  поколение трудоспособного возраста в одном временном периоде замещается в следующем временном периоде поколением трудоспособного возраста меньшей численности, то произойдет существенное накопление пенсионных активов, принадлежащих более старшему поколению, в то время как численность рабочей силы сократится. Большое по численности старшее поколение будет стремиться использовать свои накопления для финансирования желаемого уровня потребления после выхода на пенсию. При этом уровень расходов этого поколения будет превышать уровень тарифа пенсионных взносов более молодого и меньшего по численности поколения работников.

     В том случае, если производство не будет  расти, произойдет разбалансировка двух видов.

     (А)  Если пенсионеры в целях получения  права на будущую продукцию  накапливают денежные активы, например, в форме государственных облигаций, желаемое потребление пенсионеров будет превышать возможные накопления работников. Превышение спроса на товарном рынке приведет к росту цен и снижению покупательной способности пенсионера.

     (Б)  Если пенсионеры в целях получения права на будущую продукцию накапливают денежные активы, например, в форме акций, желаемые продажи активов пенсионеров будут превышать желаемые покупки этих активов работниками. Превышение предложения на рынке ценных бумаг приведет к снижению цены пенсионных активов и снижению пенсионных накоплений.

     И в одном, и в другом случаях  пенсионеры реально не получат той  пенсии, которую они ожидают. В  этой связи Николас Барр отмечает: «Накопительные системы сталкиваются с проблемами, близкими тем, что испытывают распределительные системы, и по той же самой причине, которой является дефицит производства. Единственное различие состоит в том, что при накоплении процесс является менее видимым, и в связи с этим, возможно, более предпочтительным для политиков, которым больше нравится, когда ожидаемые плохие новости связаны с рыночными механизмами, а не с политическими решениями».

     Кроме того, по заключению специалистов накопительные  пенсионные системы сталкиваются с  дополнительными рисками, не присущими распределительным системам. К их числу относятся риски, связанные с неумелыми управлением пенсионными накоплениями, с цикличностью инвестиционных процессов, с изменением актуарной стоимости пенсионных аннуитетов. Никакая, даже самая совершенная, система страхования не сможет защитить работника от риска изменяющейся реальной нормы доходности пенсионных активов. Помимо прочего, администрирование накопительной пенсионной системы значительно выше, чем затраты по управлению распределительной системой.

     В Российской Федерации компании, управляющие активами НПФ, имеют право взимать комиссионные в размере до 10 процентов валового дохода. Кроме того, сами НПФ могут взимать комиссионные до 15 процентов чистого дохода без учета комиссионных, выплачиваемых управляющим компаниям. Таким образом, если инвестиционный доход составляет, например, 10 тыс. руб., то УК может получить 1 тыс. руб., а НПФ – 1 350 руб. Вместе взятые они могут иметь комиссионные в размере 23,5 процента.

     Большое значение при выборе модели пенсионной системы имеет цена перехода на накопительные принципы финансирования пенсий. Накопительная часть страхового взноса изымается из средств, обеспечивающих текущее финансирование пенсий, что приводит к образованию выпадающих доходов пенсионной системы, которые во всех случаях компенсируются государством либо за счет налогов, либо за счет займов. Вместе с тем, мировой опыт свидетельствует, что увеличение налогообложения приводит к снижению накоплений, а дополнительное заимствование является противовесом, по крайней мере, частично, дополнительному накоплению капитала в частном секторе. В результате этого потребность в финансировании перехода к новой пенсионной системе обычно увеличивает государственные пенсионные расходы в краткосрочном и среднесрочном плане.

     Эксперты Международного валютного фонда обращали внимание также на то, что налоговая стоимость мер перехода к накопительной системе оказывается очень высокой и обеспечение таких расходов во многих случаях требует корректировки суммы налоговых поступлений, которая значительно превышает расходы, необходимые для стабилизации распределительных систем.

     Более того, стоимость приватизации распределительной  системы, обремененной льготами нестрахового характера, что свойственно российской пенсионной системе, является более высокой, чем приватизация устойчивой страховой системы. Из этого следует важное заключение: приватизация не является решением финансовых проблем пенсионного обеспечения. Если проблема состоит в том, что государственная пенсионная система является финансово неустойчивой, то единственным разумным решением является обеспечение ее сбалансированности путем увеличения страховых взносов, снижения размеров пенсий или совокупность тех и других мер. Таким образом, движение к накопительной (капитализированной) пенсионной системе, каковы бы не были ее достоинства, не должно осуществляться из-за краткосрочных трудностей, связанных с расходами.

 

     4. Меры по дальнейшему совершенствованию пенсионной системы.

     С 1 января 2010 года реализуются мероприятия, направленные на дальнейшее совершенствование пенсионной системы в рамках федеральных законов от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ) и № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ).

 

     Развитие  пенсионной системы на основе заложенных в нее страховых принципов  осуществляется в целях повышения уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и обеспечения ее финансовой сбалансированности для устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе, и предусматривает достижение следующих целевых ориентиров:

     - обеспечение минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера и постепенное повышение среднего размера трудовых пенсий по старости до величины, обеспечивающей не менее 2,5 прожиточных минимумов пенсионера;

     - создание условий для повышения индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, в реальном выражении, трудовой пенсией по старости не менее 40%.

     В числе конкретных мер, направленных на реализацию федеральных законов от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и № 213-ФЗ в среднесрочном периоде предусмотрено следующее:

     - введение с 1 января 2011 года страхового  тарифа в размере 34%, в том  числе 26% – на обязательное  пенсионное страхование, исходя  из необходимого объема финансирования трудовых пенсий, в том числе финансирования фиксированного базового размера за счет этого источника; 2,9% – на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 5,1% - на обязательное медицинское страхование;

     - введение льготного переходного  периода (2011 – 2014 гг.), в течение  которого для страхователей, имеющих  налоговые льготы по уплате  единого социального налога, устанавливаются  пониженные тарифы страхового  взноса и компенсация части страхового взноса и выпадающих в этой связи доходов системы обязательного социального страхования за счет средств федерального бюджета;

     - введение ежегодной индексации  предельного размера выплат работнику для начисления страховых взносов (415 тыс. руб.) в соответствии с ростом средней заработной платы.

     В качестве мер по дальнейшему укреплению накопительного компонента пенсионной системы предусматриваются:

     - развитие и совершенствование  программы государственного софинансирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

     - законодательное урегулирование  порядка финансирования выплат  накопительной части трудовой пенсии;

     - законодательное урегулирование  досрочного пенсионного обеспечения по условиям труда.

     Также предполагается принять меры по совершенствованию  законодательства о негосударственных пенсионных фондах в части упорядочения их организационно-правового статуса и повышения гарантий надежности их функционирования, а также меры по упорядочению налогообложения взносов работодателей в негосударственные пенсионные фонды на цели негосударственного пенсионного обеспечения своих работников с тем, чтобы размеры резервов негосударственных пенсионных фондов стали основой для повышения уровня обеспечения участников негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе Российской Федерации.

     Во  исполнение Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года будет осуществляться реализация проекта «Развитие пенсионной системы».

     В 2012 году будет разработана Государственная программа «Развитие пенсионной системы», основными направлениями реализации которой являются:

     реформирование  системы обязательного пенсионного  страхования;

     обеспечение выплаты пенсий с учетом их повышения  в соответствии с новым законодательством;

Информация о работе Перспективы реформирования пенсионной системы