Планирование деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 02:54, контрольная работа

Описание

Планирование является свойством большинства целеустремленных систем, под которыми в экономической литературе понимают системы, способные распознать свои потребности и выбрать способы их удовлетворения. Планы подразделяют: на комплексные или специализированные на одном из аспектов экономической жизни; перспективные и оперативные; стратегические и тактические. Планирование может быть локальным и глобальным.

Работа состоит из  1 файл

АЗОВСКИЙ РЕГИОЛНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПОРОЖСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.doc

— 347.50 Кб (Скачать документ)

АЗОВСКИЙ  РЕГИОЛНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПОРОЖСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 
 

Кафедра финансов 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Планирование деятельности предприятия»

ВАРИАНТ № 6 
 
 
 

Выполнила: студентка 5 курса 503 з группы  

_________________Смоляная Ирина Константиновна________________ 

Проверила:

______________________доц. Чепуренко Н. Г.______________________ 
 
 
 

Бердянск 2011

       1. ПРИЦИПЫ ВНУТРЕФИРМЕННОГО РАЗВИТИЯ. 
 

       С точки зрения экономической теории планирование является механизмом, который заменяет «невидимую руку рынка».

       Планирование  – одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и  практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние  экономической системы, путей, способов и средств его достижения.

       Планирование  является свойством большинства  целеустремленных систем, под которыми в экономической литературе понимают системы, способные распознать свои потребности и выбрать способы  их удовлетворения. Планы подразделяют: на комплексные или специализированные на одном из аспектов экономической жизни; перспективные и оперативные; стратегические и тактические. Планирование может быть локальным и глобальным.

       Под принципами понимают руководящие положения, установки в какой-нибудь деятельности. Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации. Еще А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Гораздо позже Р. Акофф обосновал еще один ключевой принцип планирования – принцип участия.

       Принцип единства (холизма) предполагает, что  планирование в экономической организации  должно иметь системный характер. Любая система характеризуется  наличием элементов, взаимосвязью этих элементов и сонаправленностью действий по достижению общих целей.

       Процесс планирования является системой, так  как выполняются следующие условия: существуют специальные подразделения  в рамках организационной структуры  предприятия, которые выполняют функции планирования деятельности. Кроме того, для осуществления процесса планирования эти подразделения связываются с остальными функциональными подразделениями, находящимися на всех уровнях иерархии власти в рамках предприятия (существуют вертикальные и горизонтальные связи).

       Этапы процесса планирования также являются элементами системы планирования. Все  подразделения, участвующие в процессе планирования на всех его этапах, устремлены к достижению единой цели – созда­нию  плана организации, контролю его выполнения и коррекции последующих планов по результатам контроля и анализа выполнения плана.

       На  предприятии существует разнообразие относительно обособленных процессов  планирования и частных планов подразделений, т. е. разнообразие подсистем планирования, но каждая из подсистем действует, исходя из общей стратегии фирмы, а каждый отдельный план является частью плана подразделения более высокого звена и организации в целом. Все планы, созданные в организации, представляют собой не просто совокупность, набор документов, но их взаимосвязанную систему.

       Принцип непрерывности заключается в  следующем:

       - процесс планирования на предприятиях  должен осуществляться постоянно,  в рамках установленного цикла;

       - разработанные планы должны непрерывно  приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.). Это условие компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания компаниями процесса планирования. Фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до начала следующего периода.

       Процесс планирования должен быть непрерывным  исходя из следующих важных предпосылок:

       - неопределенность внешней среды  и наличие непредусмотренных  изменений делают необходимой  постоянную корректировку ожиданий фирмы относительно внешних условий и соответствующее исправление и уточнение планов;

       - изменяются не только фактические  предпосылки, но и представления  фирмы о своих внутренних ценностях  и возможностях. Если фирма не  будет учитывать такие изменения, запланированный и полученный результат может оказаться никому не нужным. Непрерывный процесс планирования позволяет обеспечивать постоянную вовлеченность работников фирмы в плановую деятельность со всеми вытекающими из этого выгодами.

       Принцип гибкости взаимосвязан с принципом  непрерывности и заключается  в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Для осуществления  принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы обычно содержат резервы, иначе называемые надбавками безопасности», или подушками.

       Существуют, однако, определенные пределы резервов планирования:

       - резервы, заложенные в показателях,  не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;

       - слишком низкие пределы влекут  за собой частые изменения  в планах, что размывает ориентиры  деятельности фирмы.

       С финансовой точки зрения обеспечение принципа гибкости нуждается в дополнительных затратах, причем уровень затрат должен соотноситься с вероятным будущим риском. Например, фирма должна быть готова выделить дополнительные затраты на приобретение оборудования, если по ее прогнозам выпуск новых видов изделий потребует переналадки такого оборудования. Придание гибкости планам при помощи дополнительных затрат также имеет свои ограничения. Затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с ней преимущества не окупят их.

       В соответствии с принципом точности всякий план должен составляться с  такой степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой  фирмы неизвестностью. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

       Принцип участия тесно связан с принципом  единства. Принцип участия означает, что каждый член экономической организации  становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. Процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

       Реализация  принципа участия имеет следующие  выгоды.

       1. Каждый из участников организации  получает более глубокое понимание  сути своей организации, знание  различных сторон ее жизни,  более обширную и объективную  информацию о ее деятельности, чем раньше. В результате процесс  обмена внутрифирменной информацией облегчается.

       2. Личное участие членов организации  (в том числе рядовых работников) в процессе планирования приводит  к тому, что планы организации  становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей  организации удовлетворяет собственные  потребности работников. У каждого работника появляются новые, ярко выраженные мотивы к эффективному труду, укрепляется командный дух в организации.

       3. Применение принципа участия  способствует тому, что работники  организации, занимаясь планированием,  развивают себя как личность. У них появляются новые навыки, знания, расширяется горизонт их личных возможностей, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения своих будущих задач.

       4. Партисипативное планирование объединяет  две функции менеджмента, которые часто вступают в противоречие друг с другом, – оперативное руководство и планирование. Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей. Руководители сами привлекаются к их составлению.

       В качестве принципов планирования можно  указать также:

       - принцип рациональности – прежде  чем разрабатывать план, следует  помнить о том, что процесс  планирования требует ресурсных  затрат (времени, сил, финансов), сопоставить  затраты с тем, что предположительно  может дать наличие данного  плана в организации. Планирование необходимо осуществлять в том случае, когда эффект от создания плана превышает затраты на его разработку;

       - принцип выполнимости – нельзя  планировать те цели и задачи, достижение которых не подкреплено  ресурсно в рамках организации. 
 

       2. РАЗРАБОТКА ПЛАНА ПРОДАЖ ТОВАРОВ И УСЛУГ 
 

       Система рыночных отношений предусматривает  тесную взаимосвязь между процессами производства, распределения и потребления  материальных благ в мире ограниченных экономических ресурсов. Положенный в основу планирования современного производства принцип заключается в необходимости полного удовлетворения всех потребностей покупателей. Каждое предприятие планирует производство товаров и услуг только в таких количествах и в такое время, которые соответствуют запросам потребителей. Спрос определяет объемы и сроки продажи продукции и таким образом задает все свои плановые показатели предприятиям-производителям.

       Разработка  плана продажи (реализации продукции) является завершающим этапом составления  производственной программы предприятия. В то же время план продажи (сбыта продукции) служит основой для составления общехозяйственных и внутрифирменных смет затрат на производство и реализацию товаров (рис. 1.1).

        

       Рис. 1.1. Схема взаимодействия плана продажи  продукции 

       В любом плане продаж, как правило, указывается количество продукции каждого вида, а также работ и услуг, которые будут реализованы в предстоящий период хозяйственной деятельности фирмы. При равномерных поставках объем продаж на плановый срок можно определить как произведение среднесуточного выпуска продукции (Вс) на период времени (Тпер ) по следующей формуле:

       Ппр = Вс - Тпер

       где Ппр - планируемый объем продаж продукции, грн.; Вс - среднесуточный выпуск (продажа) товаров, грн.; Тпер - планируемый период продаж, месяц, квартал, год, дней.

       При неравномерном или нестабильном производстве, подверженном сезонным колебаниям, план продаж обычно составляется на каждый месяц. В годовой план сбыта  продукции предприятия включаются следующие виды товаров и работ: объем реализации продукции на внутреннем рынке, размер полуфабрикатов и комплектующих изделий собственного производства, величина экспортных поставок товаров, нормативы запасов готовой продукции, количество работ и услуг производственного назначения и т.п. Объем продаж планируется в стоимостном выражении в рыночных ценах.

       Показатель  объема реализации продукции связывает  каждое предприятие со всеми своими потребителями на соответствующих  рынках сбыта. Реализованной считается  проданная готовая (товарная) продукция. Ее показатель объединяет не только объем производимой в плановом году новой продукции, но и остатки нереализованной в прошлом (отчетном) году готовой продукции. В общем виде годовой объем реализации рассчитывается по формуле

       РП = НП + ΔГП

       где РП - планируемый годовой объем  реализации; НП - объем новой продукции; ΔГП - остатки готовой продукции.

       Совокупный  объем продажи продукции в  планируемом году определяется по всем видам и срокам поставок продукции, а также условиям ее оплаты и отгрузки, согласованным с потребителями. При планировании годового объема продаж производители должны предусматривать при заключении хозяйственных договоров пригодные для себя условия оплаты товаров и услуг: по факту отгрузки (на дату поставок), в кредит (на установленный срок), авансом (предварительная оплата), а также учитывать скидки с цен, уровень инфляции, потери на стадии обращения продукции, безнадежные долги клиентов и т.д. В табл. 1.2 приведен фрагмент годового плана продажи продукции малого предприятия.

Информация о работе Планирование деятельности предприятия