Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:37, реферат
Сущность планирования цены заключается в том, что предприятие должно стремиться спрогнозировать такой уровень цен, который обеспечивал бы максимальный объем дохода при оптимальном объеме выпуска продукции и достигнутом уровне издержек производства.
Во-вторых,
метод уменьшает ценовую
Основным недостатком данного метода является то, что он ориентирует предприятия на максимально возможный выпуск продукции, обеспечивающий минимизацию издержек и ограниченный ассортимент, а не на удовлетворение спроса потребителей. Это ограничивает маневренность предприятия на рынке, поскольку его прибыль определяется исходя из объема продаж по стабильным ценам, а не из возможных альтернативных объемов оборота при меняющихся ценах. Кроме того, применение этого метода не позволяет дифференцировать цены по различным сегментам рынка и учитыватъ особенности покупательского спроса и конкуренции.
Метод установления цены на основе издержек на практике может быть реализован в следующих формах:
Этот
метод основан на включении и
цену прибыли, исходя из заранее установленной
нормы. Расчет цены с использованием
этого метода осуществляется в следующей
последовательности. Вначале рассчитываются
совокупные издержки производства и
реализации для наиболее вероятного
выпуска продукции в
– цена единицы изделия,
- планируемая выручка от
– планируемый объем выпуска, в натуральном выражении.
Следует иметь в виду, что для возмещения издержек и получения прибыли необходимо реализовать объем продукции, не меньший того количества, которое было принято при расчете цены. То же самое касается и цены: фактические отпускные цены не могут опускаться ниже запланированного уровня.
Данный
метод заключается в
Рассчитанные на основе издержек цены не учитывают очень важный, рыночный фактор – ценовую эластичность спроса. Поэтому они требуют корректировки, суть которой состоит в необходимости рассчитать, при каком уровне цены будут достигнуты объемы продаж, позволяющие возместить валовые издержки и получить прибыль.
При
использовании метода установления
цены с ориентацией на уровень
конкуренции предприятия
Наиболее распространенными являются следующие методы установления цен с ориентацией на условия конкуренции: метод текущей цены и метод тендерного ценообразования, или метод «запечатанного конверта».
В тех случаях, когда затраты являются трудноизмеримыми, некоторые предприятия считают, что метод текущей цены или цены, обычно получаемой за товар на рынке, представляет собой результат оптимального совместного решения предприятий данной отрасли промышленности, так как такая цена позволяет достичь приемлемого уровня окупаемости капиталовложений. Такой подход к определению цены привлекает те предприятия, которые в своей работе хотят следовать за уже имеющим твердые позиции на рынке лидером, предполагая, что хорошо организованные и имеющие, опыт работы предприятия знают цены, которые приемлемы для рынка.
Другой разновидностью метода установления цены с ориентацией на уровень конкуренции является тендерное ценообразование. Оно применяется в тех случаях, когда несколько фирм конкурируют друг с другом в борьбе за контракт. Тендер представляет собой цену, установленную фирмой-продавцом. При ее определении фирма исходит прежде всего из цен, которые могут предложить конкуренты, а не из уровня собственных издержек или величины спроса на товар. Естественно, что цена продавца в этом случае должна быть несколько ниже, чем предложенная конкурентами или равная ей. Такой метод ценообразования приемлем для уникальных товаров и контрактов на выполнение заказов.
В
случае метода ценообразования с
ориентацией на спрос уровень
цен ставится в зависимость от
уровня спроса на данный товар. В основе
этого метода ценообразования лежит
необходимость учета действия закона
спроса и ценовой эластичности. Эластичность
спроса влияет на возможности предприятия
в изменении сложившейся
Разновидностью данного метода является метод установления цены исходя из ощущаемой ценности товара, в основе которого лежит субъективная оценка покупателем ценности товара или услуг, предлагаемых предприятием. Считается, что потребитель устанавливает соотношение между полезностью товара и ценой.
Данный
метод позволяет определять верхний
и нижний пределы цены. Верхним
ее пределом является цена, которую
согласен заплатить за предлагаемый
товар самый богатый
В
основе параметрических методов
ценообразования лежит
Первоначально зависимость цены базовой модели от параметров определяется на основе обработки статистической информации. Затем по результатам многочисленных наблюдений рассчитываются корректирующие базовую цену коэффициенты. При этом могут применяться различные подходы к установлению зависимости между ценой и параметрами изделия. Например, цена изделия может делиться на мощность, производительность, массу, скорость или величину другого параметра, считающегося основным. Полученная при этом удельная цена единицы главного параметра используется для расчета цен аналогичных изделий с другими величинами главного параметра.
Французская
фирма «Berime» предложила следующую формулу
для расчета цены:
- искомая цена изделия,
- значение параметра изделия,
цена которого рассчитывается, и
базового изделия
- цена базового изделия,
- показатель, учитывающий характер
зависимости удельной цены от
изменения главного параметра
(устанавливается эмпирическим
Эта
формула применима в тех
Выбор метода ценообразования основан на анализе условий применения тех или иных методов, с учетом ситуации, в которой находится данное предприятие. Так, методы ценообразования на основе издержек эффективны в следующих случаях:
Применение методов, ориентированных на конкуренцию, зависит от структуры рынка, от количества и особенностей фирм, выпускающих однотипную продукцию, остроты и характера конкуренции. Отличительная особенность фирм, применяющих данный метод формирования цены, заключается в том, что они стремятся сохранить постоянную зависимость между своими ценами и уровнем спроса или ценами и издержками. Как правило, эти фирмы в политике ценообразования следуют за фирмой-лидером, имеющей твердые позиции на рынке. Уровень своих цен они широко рекламируют.
Данный метод используется не только на рынке с совершенной конкуренцией, но и на олигополистическом рынке, для которого характерна широкая осведомленность о ценах конкурентов. На таких рынках или отдельных его сегментах нередки соглашения между ограниченным числом крупных фирм относительно уровня цен на товары или услуги. Поэтому при выборе такого метода решающим фактором могут быть цели, установленные в стратегическом плане. Для метода с ориентацией на спрос специфическими условиями применения являются колебания спроса и предложения на данный товар. При этом цена увеличивается по мере роста спроса и уменьшается по мере его снижения. Многие специалисты считают, что в рыночной экономике данный метод считается единственно приемлемым. Данный метод оправдан в массовом и крупносерийном производстве, а также для товаров, потребление которых носит сезонный характер, например одежда, обувь. Важнейшим обстоятельством, которое приходится учитывать при планировании цены с ориентацией на спрос, является эластичность спроса. Перед принятием решения в пользу этого метода необходимо выявить факторы, от которых зависит эластичность спроса:
Параметрические методы рассчитаны на предприятия с широкой и глубокой номенклатурой изделий, значительными объемами продаж, массовым и крупносерийным типом производства. При этом основная номенклатура должна быть представлена широкой гаммой различных типоразмеров изделий, выполненных на основе ограниченного числа базовых моделей. Данный метод неприменим для расчета цен на уникальные изделия, в единичном и малосерийном производстве.
Ценовая стратегия – это выбор предприятием возможной динамики изменения базовой цены товара в условиях рынка, наилучшим образом соответствующей цели предприятия.
С одной стороны, ценовая стратегия выступает как условие, определяющее позиционирование товара на рынке; с другой – она является функцией, формируемой под действием ряда факторов, в качестве которых выступают: