Планирование на предприятии прибыли и рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:47, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является прибыль - М-СТИЛЬ Первоуральская швейная фабрика (ОАО).
Предмет исследования – комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с планированием прибыли и ее распределении на М-СТИЛЬ Первоуральская швейная фабрика (ОАО).
Актуальность темы характеризуется огромной значимостью рассматриваемой категории на современном этапе развития экономики. Как результативный показатель прибыль характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.
Целью данной работы является анализ прибыли предприятия и ее планирования, а также выявление резервов их повышения. В работе использованы теоретические и практические аспекты.

Содержание

Введение ……………………………………………………...................... 3

ГЛАВА 1.ПРИБЫЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………… 6

1.1. Прибыль предприятия: сущность, понятие, виды и
функции ………………………………………………………. 6
1.2. Методы планирования прибыли…………………………… 11
1.3. Источники информационного обеспечения прибыли ……… 17

ГЛАВА 2.ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ СУБЪЕКТА
ХОЗЯЙСВОВАНИЯ ……………………………………….… 25

2.1. Характеристика М-СТИЛЬ Первоуральская швейная
фабрика (ОАО)…………………………………………………. 25
2.2. Факторы, влияющие на прибыль предприятия ……………… 28
2.3. Планирование прибыли М-СТИЛЬ Первоуральская
швейная фабрика (ОАО)…..................................................... 30

ГЛАВА 3. РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ М-СТИЛЬ
ПЕРВОУРАЛЬСКАЯ ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА (ОАО)…….… 36

Заключение…………………………………………………………………. 39

Список литературы………………………………………………………... 41

Приложения………………………………………………………………… 43

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА планирование прибыли.docx

— 200.33 Кб (Скачать документ)

Размер чистой прибыли  в 2008г. составил 429 млн. руб., в 2006г. 360 млн. руб., то есть чистая прибыль выросла на 69 млн. руб. или на 18,9%.

Изменения в структуре  балансовой прибыли представлены в  табл.3.5.

 

Табл. 3. 5

 Динамика структуры  балансовой прибыли, %

Показатель 

2007г.

2008г.

Изменение

Балансовая прибыль всего

100,0

100,0

-

В том числе:

     

Прибыль от реализации

124,7

129,3

-4,6

Прибыль от финансовых результатов

-

-

-

Прибыль от финансово-хозяйственной  деятельности

100,7

99,6

+1,1

От внереализационных  операций

-0,8

0,3

-1,1

Чистая прибыль

62,1

62,5

-0,4


 

Табл. 3.6

 Расчет прибыли методом прямого счета

Изделия

План реализации, шт.

Действующая цена изделия без налогов, тыс. руб.

Выручка от реализации (гр.2хгр.3),

тыс. руб.

Полная с/стоим. единицы изделия, тыс. руб.

Себестоимость реализованной продукции (гр.2хгр.5), тыс. руб.

Прибыль от реализации продукции (гр.4 – гр. 6), тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

7

Брюки

Шорты

Платье

Накидка

2000

5000

10000

1000

50

12

56

60

100000

60000

560000

60000

45

10

54,5

55

90000

50000

545000

55000

10000

10000

15000

5000

                                                                    780000                                      740000                40000


 

Таким образом, в 2008г. произошли как положительные, так и отрицательные изменения в структуре прибыли. Так, снизился удельный вес прибыли от реализации и вне реализационных операций, в результате чего, полученная предприятием чистая прибыль (ее удельный вес) также снизилась. Положительным является увеличение удельного веса прибыли от финансово-хозяйственной деятельности.

При планировании прибыли, как  правило, используются два метода –  прямого счета и аналитический  метод.

Аналитический метод планирования прибыли базируется на основе показателя затрат на 1 руб. товарной продукции, а также процента базовой рентабельности.

В первом случае расчет производится по формуле:

                                                                                                           (5)

где П – прибыль от выпуска товарной продукции;

Т – товарная продукция;

З – затраты на 1 руб. товарной продукции.

Для определения прибыли  от реализации полученный результат  корректируется на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции.

Посредством показателя базовой  рентабельности определяется прибыль только по сравнимой товарной продукции. при этом рассчитывается влияние на прибыль следующих факторов: объема производства, себестоимости продукции, ее ассортимента, качества и цен.

На примере М-СТИЛЬ Первоуральская швейная фабрика (ОАО) рассчитаем прибыль аналитическим методом.

Пусть базовая рентабельность составит 10%. Полная себестоимость сравнимой  товарной продукции на плановый год  составит 38000 тыс. руб. Снижение себестоимости  должно составить 5%. Тогда сравнимая  товарная продукция планового года по полной себестоимости отчетного  года составит:

 

При базовой рентабельности 10% сумма прибыли за счет роста  товарной продукции составит:

 

Затем определяется влияние  снижения себестоимости продукции  на прирост прибыли. Она представляет собой разницу между себестоимостью сравнимой товарной продукции в  ценах отчетного и планового  года. Прирост прибыли равен:

, или

 

 

Также на изменение прибыли  влияет изменение ассортимента выпускаемой продукции. Необходимо рассчитать средний уровень рентабельности при структуре выпуска продукции отчетного года. Разница показывает отклонение рентабельности из-за сдвигов в ассортименте.

 

Таблица 3.7

Расчет прибыли  аналитическим методом

Продукция

Средняя рентабельность при структуре ассортимента отчетного года, %

Средняя рентабельность при структуре ассортимента планового  года, %

удельный вес  в выпуске отчетного года

рентабельность планового года

коэффициент рентабельности (гр.2хгр.3):100

удельный вес  в выпуске планового года

рентабельность планового года

коэффициент рентабельности (гр.5хгр.6):100

1

2

3

4

5

6

7

Шорты

Брюки

60

40

12

8

7,2

3,2

70

30

12

8

8,4

2,4

Итого

   

10,4

   

10,8


 

Увеличение рентабельности в результате сдвигов в ассортименте продукции составит 0,4% (10,8 – 10,4), а сумма прироста прибыли под воздействием данного фактора составит:

 

Прибыль за счет изменения  цен определяется путем умножения  процента их изменения на объем товарной продукции. Например, в планируемом году швейная фабрика планирует увеличить цены на свою продукцию, с учетом доведенного роста индекса потребительских цен ежемесячно на 0,6%, - 5%, а планируемый выпуск товарной продукции составит – 4000 млн. руб., значит, увеличение прибыли за счет роста цен составит:

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ М-СТИЛЬ Первоуральская швейная фабрика(ОАО)

 

Резервы увеличения прибыли  предприятия следует определять по каждому вид продукции. В целом, основными источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости повышение качества продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

Рассмотрим возможные  резервы увеличения прибыли М-СТИЛЬ Первоуральская швейная фабрика (ОАО).

На анализируемом предприятии  проводится техническое перевооружение, в результате которого планируется повысить выпуск продукции на 2,5 тыс. единиц. Затем благодаря перевооружению будет произведен пересмотр норм времени, в результате чего планируется повысить объем продукции на 3,1 тыс. единиц.

 

Табл. 3.8

Резервы увеличения прибыли за счет увеличения объема продукции

Мероприятие

Резерв увеличения объема продукции, тыс. ед.

Фактическая сумма  прибыли на ед. продукции, тыс. руб.

Резерв увеличения прибыли, млн. руб.

Перевооружение и модернизация оборудования

2,5

9,0

22,5

Пересмотр норм времени

3,1

9,0

27,9

Итого

5,6

9,0

50,4


 

 Увеличение объема продукции на 5,6 тыс. единиц позволит предприятию получить прибыль в размере 50,4 млн. руб. (табл. 3.8.).

 Снижению себестоимости продукции могут способствовать различные факторы:

  1. снижение норм расхода сырья на изготовление продукции,
  2. изменение технологии раскроя изделий, что позволяет снизить количество затрачиваемого материала,
  3. рациональное использование топливно-энергетических ресурсов.

Данные факторы позволят снизить себестоимость продукции  на 6,9 и 4,9 млн. руб. В результате резерв увеличения прибыли составит 11,8 млн. руб.

Существенным резервом увеличения прибыли предприятия является повышение  качества продукции. Так, на предприятии, в результате проводимых мероприятий, изменения технологий изготовления изделий, возможно, повысить качество женских жакетов в полоску. Это дает возможность повысить цену жакетов на 2,0 тыс. руб. В результате планируемое повышение качества даст резерв прибыли в размере:

Резерв прибыли = 2,0*12,0 тыс. ед. = 24 млн. руб.

 

Табл. 3.9

Обобщение резервов увеличения прибыли на М-СТИЛЬ Первоуральская швейная фабрика (ОАО)

Резерв 

Всего, млн. руб.

Увеличение объема продукции  за счет технического перевооружения и модернизации

22,5

Увеличение объема продукции  за счет пересмотра норма времени

27,9

Снижение себестоимости  изделий за счет снижения расходов сырья и материалов

6,9

Снижение себестоимости  за счет экономиии топливно-энергетического  сырья

4,9

Повышение качества продукции

24,0

Итого

86,2


 

Таким образом, на предприятии  имеется возможность получить дополнительную прибыль в размере 86,2 млн. руб.

Основными источниками резервов повышения рентабельности продукции являются, увеличение суммы прибыли и снижение себестоимости продукции. На основе рассчитанных данных резервов повышения прибыли можно определить возможный резерв повышения рентабельности.

Резерв рентабельности = (887 + 86,2) / (4270-11,8) – 20,7% = 22,8 – 20,7 = 2,1%.

Таким образом, резерв повышения  рентабельности составит 2,1%.

Подводя итог главе, отметим, что на размер прибыли оказывают влияние различные факторы: объем продукции и его структура, цены реализации и себестоимость. На анализируемом предприятии на прибыль в большей степени оказало влияние увеличение цен на продукцию, которое не позволило значительно увеличившейся себестоимости снизить размер прибыли. Данные факторы также оказывают влияние на рентабельность. Причем себестоимость продукции в большей мере повлияла на рентабельность, в результате чего рентабельность снизилась. Соответственно, резервами повышения прибыли являются данные факторы

 

 

Заключение

 

В условиях перехода к рынку  для любого предприятия крайне важно  получать прибыль в результате осуществления  деятельности. Прибыль является источником его дальнейшего развития и процветания. Однако, несмотря на то, что прибыль является основным показателем, характеризующим итог деятельности предприятия, она не может служить окончательным показателем эффективности. Для расчета необходимо соотнести полученную прибыль с затратами на производство и реализацию продукции. Для этого служит показатель рентабельности.

В условиях формирования рыночной экономической системы в нашей стране происходит значительное изменение в отношении к показателю прибыли в пользу возрастания его роли в хозяйственном механизме, поскольку в рыночных условиях прибыль выступает не только основным источником развития хозяйственной деятельности любого предприятия, но и является стимулом практически любой хозяйственной деятельности.

В обобщенном виде прибыль  отражает конечные результаты работы предприятий и фирм, характеризует экономическую эффективность их хозяйственной деятельности.

Подводя итог главе, отметим, что на размер прибыли оказывают влияние различные факторы: объем продукции и его структура, цены реализации и себестоимость. На анализируемом предприятии на прибыль в большей степени оказало влияние увеличение цен на продукцию, которое не позволило значительно увеличившейся себестоимости снизить размер прибыли. Данные факторы также оказывают влияние на рентабельность. Причем себестоимость продукции в большей мере повлияла на рентабельность, в результате чего рентабельность снизилась. Соответственно, резервами повышения прибыли являются данные факторы

В заключение курсовой работы можно сделать вывод о том, что существует достаточно большое количество определений понятия "прибыль". Прибыль - это сумма, на которую доход превышает затраты. Чаще всего прибыль определяют как разность между полной выручкой и полными издержками, т.е. как чистую выручку.

В переносном смысле под прибылью понимается всякая польза или выгода. Однако использование данного определения прибыли часто затрудняет понимание ее сущности как экономической категории.

Предприятие может не получать прибыль и продолжать какое-то время функционировать. При этом оно может даже расширять свою деятельность за счет заемных средств. Если производитель материальных благ будет потреблять в полном объеме произведенный ими продукт или его стоимостной эквивалент, то тогда сможет существовать только он сам, а не общество. В обществе есть множество людей, которые не создают материальных благ, но их потребляют. В обществе имеются структуры, работающие убыточно, но социально необходимые (здравоохранение и т.д.). Поэтому общество заинтересовано в прибыльной работе предприятий, т.к. представляющее его государство через налоговую систему изымает часть создаваемой прибыли.

Информация о работе Планирование на предприятии прибыли и рентабельности