Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:47, курсовая работа
Объектом исследования является прибыль - М-СТИЛЬ Первоуральская швейная фабрика (ОАО).
Предмет исследования – комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с планированием прибыли и ее распределении на М-СТИЛЬ Первоуральская швейная фабрика (ОАО).
Актуальность темы характеризуется огромной значимостью рассматриваемой категории на современном этапе развития экономики. Как результативный показатель прибыль характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.
Целью данной работы является анализ прибыли предприятия и ее планирования, а также выявление резервов их повышения. В работе использованы теоретические и практические аспекты.
Введение ……………………………………………………...................... 3
ГЛАВА 1.ПРИБЫЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………… 6
1.1. Прибыль предприятия: сущность, понятие, виды и
функции ………………………………………………………. 6
1.2. Методы планирования прибыли…………………………… 11
1.3. Источники информационного обеспечения прибыли ……… 17
ГЛАВА 2.ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ СУБЪЕКТА
ХОЗЯЙСВОВАНИЯ ……………………………………….… 25
2.1. Характеристика М-СТИЛЬ Первоуральская швейная
фабрика (ОАО)…………………………………………………. 25
2.2. Факторы, влияющие на прибыль предприятия ……………… 28
2.3. Планирование прибыли М-СТИЛЬ Первоуральская
швейная фабрика (ОАО)…..................................................... 30
ГЛАВА 3. РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ М-СТИЛЬ
ПЕРВОУРАЛЬСКАЯ ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА (ОАО)…….… 36
Заключение…………………………………………………………………. 39
Список литературы………………………………………………………... 41
Приложения………………………………………………………………… 43
Размер чистой прибыли в 2008г. составил 429 млн. руб., в 2006г. 360 млн. руб., то есть чистая прибыль выросла на 69 млн. руб. или на 18,9%.
Изменения в структуре балансовой прибыли представлены в табл.3.5.
Табл. 3. 5
Динамика структуры балансовой прибыли, %
Показатель |
2007г. |
2008г. |
Изменение |
Балансовая прибыль всего |
100,0 |
100,0 |
- |
В том числе: |
|||
Прибыль от реализации |
124,7 |
129,3 |
-4,6 |
Прибыль от финансовых результатов |
- |
- |
- |
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности |
100,7 |
99,6 |
+1,1 |
От внереализационных операций |
-0,8 |
0,3 |
-1,1 |
Чистая прибыль |
62,1 |
62,5 |
-0,4 |
Табл. 3.6
Расчет прибыли методом прямого счета
Изделия |
План реализации, шт. |
Действующая цена изделия без налогов, тыс. руб. |
Выручка от реализации (гр.2хгр.3), тыс. руб. |
Полная с/стоим. единицы изделия, тыс. руб. |
Себестоимость реализованной продукции (гр.2хгр.5), тыс. руб. |
Прибыль от реализации продукции (гр.4 – гр. 6), тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Брюки Шорты Платье Накидка |
2000 5000 10000 1000 |
50 12 56 60 |
100000 60000 560000 60000 |
45 10 54,5 55 |
90000 50000 545000 55000 |
10000 10000 15000 5000 |
|
Таким образом, в 2008г. произошли как положительные, так и отрицательные изменения в структуре прибыли. Так, снизился удельный вес прибыли от реализации и вне реализационных операций, в результате чего, полученная предприятием чистая прибыль (ее удельный вес) также снизилась. Положительным является увеличение удельного веса прибыли от финансово-хозяйственной деятельности.
При планировании прибыли, как правило, используются два метода – прямого счета и аналитический метод.
Аналитический метод планирования прибыли базируется на основе показателя затрат на 1 руб. товарной продукции, а также процента базовой рентабельности.
В первом случае расчет производится по формуле:
где П – прибыль от выпуска товарной продукции;
Т – товарная продукция;
З – затраты на 1 руб. товарной продукции.
Для определения прибыли от реализации полученный результат корректируется на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции.
Посредством показателя базовой рентабельности определяется прибыль только по сравнимой товарной продукции. при этом рассчитывается влияние на прибыль следующих факторов: объема производства, себестоимости продукции, ее ассортимента, качества и цен.
На примере М-СТИЛЬ Первоуральская швейная фабрика (ОАО) рассчитаем прибыль аналитическим методом.
Пусть базовая рентабельность составит 10%. Полная себестоимость сравнимой товарной продукции на плановый год составит 38000 тыс. руб. Снижение себестоимости должно составить 5%. Тогда сравнимая товарная продукция планового года по полной себестоимости отчетного года составит:
При базовой рентабельности 10% сумма прибыли за счет роста товарной продукции составит:
Затем определяется влияние
снижения себестоимости продукции
на прирост прибыли. Она представляет
собой разницу между
, или
Также на изменение прибыли влияет изменение ассортимента выпускаемой продукции. Необходимо рассчитать средний уровень рентабельности при структуре выпуска продукции отчетного года. Разница показывает отклонение рентабельности из-за сдвигов в ассортименте.
Таблица 3.7
Расчет прибыли аналитическим методом
Продукция |
Средняя рентабельность при структуре ассортимента отчетного года, % |
Средняя рентабельность при структуре ассортимента планового года, % | ||||
удельный вес в выпуске отчетного года |
рентабельность планового года |
коэффициент рентабельности (гр.2хгр.3):100 |
удельный вес в выпуске планового года |
рентабельность планового года |
коэффициент рентабельности (гр.5хгр.6):100 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Шорты Брюки |
60 40 |
12 8 |
7,2 3,2 |
70 30 |
12 8 |
8,4 2,4 |
Итого |
10,4 |
10,8 |
Увеличение рентабельности в результате сдвигов в ассортименте продукции составит 0,4% (10,8 – 10,4), а сумма прироста прибыли под воздействием данного фактора составит:
Прибыль за счет изменения цен определяется путем умножения процента их изменения на объем товарной продукции. Например, в планируемом году швейная фабрика планирует увеличить цены на свою продукцию, с учетом доведенного роста индекса потребительских цен ежемесячно на 0,6%, - 5%, а планируемый выпуск товарной продукции составит – 4000 млн. руб., значит, увеличение прибыли за счет роста цен составит:
ГЛАВА 3. РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ М-СТИЛЬ Первоуральская швейная фабрика(ОАО)
Резервы увеличения прибыли предприятия следует определять по каждому вид продукции. В целом, основными источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости повышение качества продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.
Рассмотрим возможные резервы увеличения прибыли М-СТИЛЬ Первоуральская швейная фабрика (ОАО).
На анализируемом предприятии проводится техническое перевооружение, в результате которого планируется повысить выпуск продукции на 2,5 тыс. единиц. Затем благодаря перевооружению будет произведен пересмотр норм времени, в результате чего планируется повысить объем продукции на 3,1 тыс. единиц.
Табл. 3.8
Резервы увеличения прибыли за счет увеличения объема продукции
Мероприятие |
Резерв увеличения объема продукции, тыс. ед. |
Фактическая сумма прибыли на ед. продукции, тыс. руб. |
Резерв увеличения прибыли, млн. руб. |
Перевооружение и модернизация оборудования |
2,5 |
9,0 |
22,5 |
Пересмотр норм времени |
3,1 |
9,0 |
27,9 |
Итого |
5,6 |
9,0 |
50,4 |
Увеличение объема продукции на 5,6 тыс. единиц позволит предприятию получить прибыль в размере 50,4 млн. руб. (табл. 3.8.).
Снижению себестоимости продукции могут способствовать различные факторы:
Данные факторы позволят
снизить себестоимость
Существенным резервом увеличения прибыли предприятия является повышение качества продукции. Так, на предприятии, в результате проводимых мероприятий, изменения технологий изготовления изделий, возможно, повысить качество женских жакетов в полоску. Это дает возможность повысить цену жакетов на 2,0 тыс. руб. В результате планируемое повышение качества даст резерв прибыли в размере:
Резерв прибыли = 2,0*12,0 тыс. ед. = 24 млн. руб.
Табл. 3.9
Обобщение резервов увеличения прибыли на М-СТИЛЬ Первоуральская швейная фабрика (ОАО)
Резерв |
Всего, млн. руб. |
Увеличение объема продукции за счет технического перевооружения и модернизации |
22,5 |
Увеличение объема продукции за счет пересмотра норма времени |
27,9 |
Снижение себестоимости изделий за счет снижения расходов сырья и материалов |
6,9 |
Снижение себестоимости
за счет экономиии топливно- |
4,9 |
Повышение качества продукции |
24,0 |
Итого |
86,2 |
Таким образом, на предприятии имеется возможность получить дополнительную прибыль в размере 86,2 млн. руб.
Основными источниками резервов повышения рентабельности продукции являются, увеличение суммы прибыли и снижение себестоимости продукции. На основе рассчитанных данных резервов повышения прибыли можно определить возможный резерв повышения рентабельности.
Резерв рентабельности = (887 + 86,2) / (4270-11,8) – 20,7% = 22,8 – 20,7 = 2,1%.
Таким образом, резерв повышения рентабельности составит 2,1%.
Подводя итог главе, отметим, что на размер прибыли оказывают влияние различные факторы: объем продукции и его структура, цены реализации и себестоимость. На анализируемом предприятии на прибыль в большей степени оказало влияние увеличение цен на продукцию, которое не позволило значительно увеличившейся себестоимости снизить размер прибыли. Данные факторы также оказывают влияние на рентабельность. Причем себестоимость продукции в большей мере повлияла на рентабельность, в результате чего рентабельность снизилась. Соответственно, резервами повышения прибыли являются данные факторы
Заключение
В условиях перехода к рынку для любого предприятия крайне важно получать прибыль в результате осуществления деятельности. Прибыль является источником его дальнейшего развития и процветания. Однако, несмотря на то, что прибыль является основным показателем, характеризующим итог деятельности предприятия, она не может служить окончательным показателем эффективности. Для расчета необходимо соотнести полученную прибыль с затратами на производство и реализацию продукции. Для этого служит показатель рентабельности.
В условиях формирования рыночной экономической системы в нашей стране происходит значительное изменение в отношении к показателю прибыли в пользу возрастания его роли в хозяйственном механизме, поскольку в рыночных условиях прибыль выступает не только основным источником развития хозяйственной деятельности любого предприятия, но и является стимулом практически любой хозяйственной деятельности.
В обобщенном виде прибыль отражает конечные результаты работы предприятий и фирм, характеризует экономическую эффективность их хозяйственной деятельности.
Подводя итог главе, отметим, что на размер прибыли оказывают влияние различные факторы: объем продукции и его структура, цены реализации и себестоимость. На анализируемом предприятии на прибыль в большей степени оказало влияние увеличение цен на продукцию, которое не позволило значительно увеличившейся себестоимости снизить размер прибыли. Данные факторы также оказывают влияние на рентабельность. Причем себестоимость продукции в большей мере повлияла на рентабельность, в результате чего рентабельность снизилась. Соответственно, резервами повышения прибыли являются данные факторы
В заключение курсовой работы можно сделать вывод о том, что существует достаточно большое количество определений понятия "прибыль". Прибыль - это сумма, на которую доход превышает затраты. Чаще всего прибыль определяют как разность между полной выручкой и полными издержками, т.е. как чистую выручку.
В переносном смысле под прибылью понимается всякая польза или выгода. Однако использование данного определения прибыли часто затрудняет понимание ее сущности как экономической категории.
Предприятие может не получать прибыль и продолжать какое-то время функционировать. При этом оно может даже расширять свою деятельность за счет заемных средств. Если производитель материальных благ будет потреблять в полном объеме произведенный ими продукт или его стоимостной эквивалент, то тогда сможет существовать только он сам, а не общество. В обществе есть множество людей, которые не создают материальных благ, но их потребляют. В обществе имеются структуры, работающие убыточно, но социально необходимые (здравоохранение и т.д.). Поэтому общество заинтересовано в прибыльной работе предприятий, т.к. представляющее его государство через налоговую систему изымает часть создаваемой прибыли.
Информация о работе Планирование на предприятии прибыли и рентабельности