Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:16, реферат

Описание

Согласно экономической теории, товарооборот представляет собой процесс купли-продажи. В его основе лежит уступка права собственности на товар в обмен на его денежный экви­валент. Таким образом, на макроуровне он определяется как сумма всех сделок купли-продажи товаров за данный период времени и одновременно как расходы покупателей на приоб­ретение товаров. Товарооборот состоит из 3 разделов, между которыми существует балансовая связь (схема 1).

Содержание

Товарооборот…………………………………………………………………...3
Характеристика товарооборота……………………………………………3
Анализ товарооборота………………………………………………………..6
Планирование товарооборота………………………………………………13
Библиографический список…………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

Товарооборот.doc

— 273.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

 

 

 

Содержание

 

Товарооборот…………………………………………………………………...3

Характеристика товарооборота……………………………………………3

Анализ товарооборота………………………………………………………..6

Планирование товарооборота………………………………………………13

Библиографический список…………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Товарооборот

Характеристика товарооборота

 

Согласно экономической теории, товарооборот представляет собой процесс купли-продажи. В его основе лежит уступка права собственности на товар в обмен на его денежный экви­валент. Таким образом, на макроуровне он определяется как сумма всех сделок купли-продажи товаров за данный период времени и одновременно как расходы покупателей на приоб­ретение товаров. Товарооборот состоит из 3 разделов, между которыми существует балансовая связь (схема 1).

Схема 1. Балансовая связь разделов товарооборота

 

Товарооборот также тесно связан с такими экономически­ми показателями, как спрос, валовая и чистая прибыль, из­держки обращения, производительность труда и др. Одна из моделей стратегического регулирования товарооборота пред­полагает достижение сбалансированности между спросом и предложением товаров и услуг, которая становится возмож­ной при следующем условии: I (индекс) роста поступления товаров и услуг > I роста объема продаж > I роста суммы то­варных запасов > I роста спроса.

В деятельности фармацевтического торгового предприятия (на микроуровне) товарооборот также рассматривается факти­чески как синоним продажи.

Товарооборот — это объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период. (ГОСТ Р 51303—99 «Торговля. Термины и определения»)

Товарооборот как показатель статистики рынка использу­ется в оценках его конъюнктуры (совокупности признаков, характеризующих текущее состояние экономики) и рассмат­ривается в качестве показателя:

•    масштаба деятельности организации;

•    денежной выручки фармацевтического предприятия за реализованные товары;

•    размера денежных расходов покупателей на приобрете­ние товаров и услуг;

•    потребления товарной массы.

Измерение товарооборота может производиться как в стоимостных (денежных) единицах, так и в натуральном вы­ражении. В стоимостных единицах его величина определяется как произведение цены единицы товара или услуги (Р) на ко­личество проданных товаров (Q):

Товарооборот = Р х Q.

Товарооборот может быть структурирован, т.е. разделен на отдельные составные части с использованием различных при­знаков. Так, в соответствии с характером потребителей разли­чают розничный и оптовый товарооборота.

Оптовым товарооборотом является продажа товаров од­ной организацией другой организации для последующей перепродажи или потребления, обязательным признаком которой является наличие счета-фактуры на отгрузку то­вара.

Розничный товарооборот включает продажу потребитель­ских товаров населению для личного, семейного, домаш­него использования, а также организациям (больницам, санаториям, детским садам, школам и др.), через которые осуществляется совместное потребление товаров.

Товарооборот оптового фармацевтического предприятия может состоять из суммы продажи товаров аптечного ассор­тимента: другим предприятиям оптовой торговли лекарственными средствами;

•                 предприятиям — производителям лекарственных средств;

•                 аптечным организациям и индивидуальным предприни­мателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность;

•                 лечебно-профилактическим и другим организациям в пределах выделенных ассигнований.

Товарооборот розничной фармацевтической организации может включать продажу товаров аптечного ассортимента:

•                 гражданам за счет личных средств;

•                 декретированным группам населения за счет источников финансирования бесплатного и льготного отпуска;

•                 лечебно-профилактическим и другим организациям в пределах выделенных ассигнований.

Распределение отдельных товаров и услуг в общем объеме их продажи, выраженное относительными величинами: удель­ным весом (долей) или коэффициентом соотношения товаров (услуг) позволяет получить представление о товарной струк­туре товарооборота.

Товарная структура фармацевтических торговых предпри­ятий может быть представлена группами в соответствии с то­варной номенклатурой (лекарственные препараты, перевязоч­ные средства, предметы ухода за больными, лечебная косме­тика, гомеопатические средства, диетическое питание и др.), способом продажи (рецептурный отпуск, отпуск без рецептов), динамикой спроса (товары с растущим, нейтральным и падаю­щим спросом).

С точки зрения маркетинга структура продажи товаров и услуг отражает сегментацию рынка, позволяя оценить эффек­тивность диверсификационных процессов, а также является составным элементом характеристики конкурентоспособности организации.

              Анализ товарооборота

 

Сбор и анализ данных о товарообороте необходим фармацев­тическому торговому предприятию прежде всего для оценки результатов своей деятельности, а также для разработки и прогнозирования маркетинговых стратегий. Необходимость анализа товарооборота продиктована и тем, что от него на­прямую зависит финансовое состояние организации, удовле­творение покупательского спроса, уровень издержек обраще­ния, валовой и чистой прибыли.

Анализ проводят по внутрифирменным данным оператив­ного учета, бухгалтерской и статистической отчетности, а так­же информации о внешней среде, полученной из литератур­ных источников или экспериментальным путем. К внешней информации относятся прежде всего данные об экономике района, численности населения и динамике его заболеваемо­сти, доходах населения, темпах инфляции, потреблении ле­карственных препаратов на душу населения и др.

Анализ товарооборота фармацевтического торгового пред­приятия является трудоемкой процедурой, так как имеет мно­гоаспектный характер, осложнен изучением различных видов спроса (особенно неудовлетворенного скрытого и реального), широким ассортиментом и др.

Перед проведением анализа товарооборота необходимо проверить соответствие используемых показателей друг другу по трем направлениям:

•              цена: товарооборот отчетного периода должен быть рас­считан в таких же ценах, что и товарооборот базисного периода. Для этого применяется индекс цен. Известны две классические формулы расчета индекса цен — фор­мула Ласпейреса и формула Пааше. Различие этих формул заключается в способе взвешивания индексов цен на от­дельные виды товаров: по количествам товаров базисно­го года (формула Ласпейреса) или по количествам това­ров текущего года (формула Пааше). В статистической практике предпочтение отдается индексу Ласпейреса, поскольку данные базисного периода могут быть взяты в любых необходимых группировках и аспектах, в то вре­мя как данные отчетного (текущего) периода всегда но­сят ожидаемый характер и на момент расчета еще не вы­верены. Формулы для расчета индекса цен имеют сле­дующий вид:

 

 

где Jp — индекс цен; р1 — р0 — цены на отдельные виды това­ров соответственно в текущем и базисном периодах; q1 — q0 — количество товаров, реализованных в текущем и ба­зисном периодах.

Для определения индекса потребительских цен (ИПЦ) ис­пользуется модификация индекса Ласпейреса:

 

где р1/ро — индексы цен на отдельные виды товаров; р1qо - расходы на покупку отдельных видов товаров в базис­ном периоде.

Индекс потребительских цен, определенный по модифи­цированной формуле, может быть использован как для расче­та индекса физического объема потребления, так и для полу­чения абсолютных величин потребления в сопоставимых це­нах. Индекс физического объема потребления не зависит от того, какими ценами пользуются в качестве сопоставимых: базисного или текущего периода, поскольку между индексами потребительских расходов, цен и физического объема сущест­вует следующая зависимость:

 

где JR — индекс потребительских расходов; JQ — индекс физи­ческого объема потребления; JP — индекс потребительских цен.

Таким образом, переоценка товарооборота в сопоставимые цены базисного периода производится путем его деления на индекс потребительских цен;

•           время: товарооборот отчетного и базисного периодов должен быть взят за одинаковые промежутки времени, а если эти временные периоды различаются, необходимо использовать такой показатель, как среднедневной или однодневный товарооборота;

•           сопоставимость в пространстве: товарооборот отчетного и базисного периода должен быть рассчитан на одну и ту же площадь.

Анализ товарооборота проводят в несколько этапов.

1. Изучают факторы, влияющие на товарооборот, как пра­вило, по следующим признакам:

▲ источник влияния. При этом выделяют факторы внешнего воздействия (количественные — численность населения, заболеваемость, число конкурентов, индекс потребитель­ских цен и др. и качественные — доходы на одного жи­теля, уровень конкуренции и т.п.). Фармацевтическая организация не может оказать влияние на эту группу факторов, но должна учитывать их воздействие при пла­нировании товарооборота. Кроме того, на объем продаж оказывают влияние и внутренние факторы, связанные прежде всего с товарными запасами, производительно­стью труда, эффективностью использования торговых площадей и др. Эти факторы могут быть изменены в ре­зультате деятельности организации;

▲  направление влияния. По направленности воздействия факторы можно рассматривать с точки зрения их воз­действия на количество реализуемых товаров (число об­ращений, рост или снижение заболеваемости, изменение производительности труда, количество рабочих мест, се­зон и др.), а также с точки зрения изменения стоимости проданных товаров (рост или снижение цен, использова­ние дисконтных программ и др.).

При проведении анализа весьма существенным является умение определять степень влияния на изменение объема продаж отдельных факторов.

Например, для анализа воздействия на товарооборот таких факторов, как среднесписочная численность работников и их производительность труда, может быть использован метод цепных подстановок.

Исходя из количественного содержания производительно­сти труда торгового фармацевтического предприятия как среднего товарооборота в расчете на одного работника, об­щий товарооборот может быть рассчитан по формуле:

товарооборот = производительность труда х численность сотрудников.

Рассмотрим влияние изучаемых факторов на основе исход­ной информации.

 

 

Показатели

Фактические данные за 2 года

(в сопоставимых ценах)

базисный год

отчетный год

отклонение (Δ)

Общий товарооборот (в ден.ед.)

Среднесписочная численность

Производительность труда (в ден.ед.)

27418,6

 

103

 

266,2

36910,4

 

92

 

401,2

+9491,8

 

-11

 

+ 135

 

Информация о работе Планирование на предприятии