Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:16, реферат
Согласно экономической теории, товарооборот представляет собой процесс купли-продажи. В его основе лежит уступка права собственности на товар в обмен на его денежный эквивалент. Таким образом, на макроуровне он определяется как сумма всех сделок купли-продажи товаров за данный период времени и одновременно как расходы покупателей на приобретение товаров. Товарооборот состоит из 3 разделов, между которыми существует балансовая связь (схема 1).
Товарооборот…………………………………………………………………...3
Характеристика товарооборота……………………………………………3
Анализ товарооборота………………………………………………………..6
Планирование товарооборота………………………………………………13
Библиографический список…………………………………………………20
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ»
Содержание
Товарооборот………………………………………………
Характеристика товарооборота……………………………………………
Анализ товарооборота……………………………………………
Планирование товарооборота……………………………………………
Библиографический список…………………………………………………20
Товарооборот
Характеристика товарооборота
Согласно экономической теории, товарооборот представляет собой процесс купли-продажи. В его основе лежит уступка права собственности на товар в обмен на его денежный эквивалент. Таким образом, на макроуровне он определяется как сумма всех сделок купли-продажи товаров за данный период времени и одновременно как расходы покупателей на приобретение товаров. Товарооборот состоит из 3 разделов, между которыми существует балансовая связь (схема 1).
Схема 1. Балансовая связь разделов товарооборота
Товарооборот также тесно связан с такими экономическими показателями, как спрос, валовая и чистая прибыль, издержки обращения, производительность труда и др. Одна из моделей стратегического регулирования товарооборота предполагает достижение сбалансированности между спросом и предложением товаров и услуг, которая становится возможной при следующем условии: I (индекс) роста поступления товаров и услуг > I роста объема продаж > I роста суммы товарных запасов > I роста спроса.
В деятельности фармацевтического торгового предприятия (на микроуровне) товарооборот также рассматривается фактически как синоним продажи.
Товарооборот — это объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период. (ГОСТ Р 51303—99 «Торговля. Термины и определения»)
Товарооборот как показатель статистики рынка используется в оценках его конъюнктуры (совокупности признаков, характеризующих текущее состояние экономики) и рассматривается в качестве показателя:
• масштаба деятельности организации;
• денежной выручки фармацевтического предприятия за реализованные товары;
• размера денежных расходов покупателей на приобретение товаров и услуг;
• потребления товарной массы.
Измерение товарооборота может производиться как в стоимостных (денежных) единицах, так и в натуральном выражении. В стоимостных единицах его величина определяется как произведение цены единицы товара или услуги (Р) на количество проданных товаров (Q):
Товарооборот = Р х Q.
Товарооборот может быть структурирован, т.е. разделен на отдельные составные части с использованием различных признаков. Так, в соответствии с характером потребителей различают розничный и оптовый товарооборота.
Оптовым товарооборотом является продажа товаров одной организацией другой организации для последующей перепродажи или потребления, обязательным признаком которой является наличие счета-фактуры на отгрузку товара.
Розничный товарооборот включает продажу потребительских товаров населению для личного, семейного, домашнего использования, а также организациям (больницам, санаториям, детским садам, школам и др.), через которые осуществляется совместное потребление товаров.
Товарооборот оптового фармацевтического предприятия может состоять из суммы продажи товаров аптечного ассортимента: другим предприятиям оптовой торговли лекарственными средствами;
• предприятиям — производителям лекарственных средств;
• аптечным организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность;
• лечебно-профилактическим и другим организациям в пределах выделенных ассигнований.
Товарооборот розничной фармацевтической организации может включать продажу товаров аптечного ассортимента:
• гражданам за счет личных средств;
• декретированным группам населения за счет источников финансирования бесплатного и льготного отпуска;
• лечебно-профилактическим и другим организациям в пределах выделенных ассигнований.
Распределение отдельных товаров и услуг в общем объеме их продажи, выраженное относительными величинами: удельным весом (долей) или коэффициентом соотношения товаров (услуг) позволяет получить представление о товарной структуре товарооборота.
Товарная структура фармацевтических торговых предприятий может быть представлена группами в соответствии с товарной номенклатурой (лекарственные препараты, перевязочные средства, предметы ухода за больными, лечебная косметика, гомеопатические средства, диетическое питание и др.), способом продажи (рецептурный отпуск, отпуск без рецептов), динамикой спроса (товары с растущим, нейтральным и падающим спросом).
С точки зрения маркетинга структура продажи товаров и услуг отражает сегментацию рынка, позволяя оценить эффективность диверсификационных процессов, а также является составным элементом характеристики конкурентоспособности организации.
Анализ товарооборота
Сбор и анализ данных о товарообороте необходим фармацевтическому торговому предприятию прежде всего для оценки результатов своей деятельности, а также для разработки и прогнозирования маркетинговых стратегий. Необходимость анализа товарооборота продиктована и тем, что от него напрямую зависит финансовое состояние организации, удовлетворение покупательского спроса, уровень издержек обращения, валовой и чистой прибыли.
Анализ проводят по внутрифирменным данным оперативного учета, бухгалтерской и статистической отчетности, а также информации о внешней среде, полученной из литературных источников или экспериментальным путем. К внешней информации относятся прежде всего данные об экономике района, численности населения и динамике его заболеваемости, доходах населения, темпах инфляции, потреблении лекарственных препаратов на душу населения и др.
Анализ товарооборота фармацевтического торгового предприятия является трудоемкой процедурой, так как имеет многоаспектный характер, осложнен изучением различных видов спроса (особенно неудовлетворенного скрытого и реального), широким ассортиментом и др.
Перед проведением анализа товарооборота необходимо проверить соответствие используемых показателей друг другу по трем направлениям:
• цена: товарооборот отчетного периода должен быть рассчитан в таких же ценах, что и товарооборот базисного периода. Для этого применяется индекс цен. Известны две классические формулы расчета индекса цен — формула Ласпейреса и формула Пааше. Различие этих формул заключается в способе взвешивания индексов цен на отдельные виды товаров: по количествам товаров базисного года (формула Ласпейреса) или по количествам товаров текущего года (формула Пааше). В статистической практике предпочтение отдается индексу Ласпейреса, поскольку данные базисного периода могут быть взяты в любых необходимых группировках и аспектах, в то время как данные отчетного (текущего) периода всегда носят ожидаемый характер и на момент расчета еще не выверены. Формулы для расчета индекса цен имеют следующий вид:
где Jp — индекс цен; р1 — р0 — цены на отдельные виды товаров соответственно в текущем и базисном периодах; q1 — q0 — количество товаров, реализованных в текущем и базисном периодах.
Для определения индекса потребительских цен (ИПЦ) используется модификация индекса Ласпейреса:
где р1/ро — индексы цен на отдельные виды товаров; р1qо - расходы на покупку отдельных видов товаров в базисном периоде.
Индекс потребительских цен, определенный по модифицированной формуле, может быть использован как для расчета индекса физического объема потребления, так и для получения абсолютных величин потребления в сопоставимых ценах. Индекс физического объема потребления не зависит от того, какими ценами пользуются в качестве сопоставимых: базисного или текущего периода, поскольку между индексами потребительских расходов, цен и физического объема существует следующая зависимость:
где JR — индекс потребительских расходов; JQ — индекс физического объема потребления; JP — индекс потребительских цен.
Таким образом, переоценка товарооборота в сопоставимые цены базисного периода производится путем его деления на индекс потребительских цен;
• время: товарооборот отчетного и базисного периодов должен быть взят за одинаковые промежутки времени, а если эти временные периоды различаются, необходимо использовать такой показатель, как среднедневной или однодневный товарооборота;
• сопоставимость в пространстве: товарооборот отчетного и базисного периода должен быть рассчитан на одну и ту же площадь.
Анализ товарооборота проводят в несколько этапов.
1. Изучают факторы, влияющие на товарооборот, как правило, по следующим признакам:
▲ источник влияния. При этом выделяют факторы внешнего воздействия (количественные — численность населения, заболеваемость, число конкурентов, индекс потребительских цен и др. и качественные — доходы на одного жителя, уровень конкуренции и т.п.). Фармацевтическая организация не может оказать влияние на эту группу факторов, но должна учитывать их воздействие при планировании товарооборота. Кроме того, на объем продаж оказывают влияние и внутренние факторы, связанные прежде всего с товарными запасами, производительностью труда, эффективностью использования торговых площадей и др. Эти факторы могут быть изменены в результате деятельности организации;
▲ направление влияния. По направленности воздействия факторы можно рассматривать с точки зрения их воздействия на количество реализуемых товаров (число обращений, рост или снижение заболеваемости, изменение производительности труда, количество рабочих мест, сезон и др.), а также с точки зрения изменения стоимости проданных товаров (рост или снижение цен, использование дисконтных программ и др.).
При проведении анализа весьма существенным является умение определять степень влияния на изменение объема продаж отдельных факторов.
Например, для анализа воздействия на товарооборот таких факторов, как среднесписочная численность работников и их производительность труда, может быть использован метод цепных подстановок.
Исходя из количественного содержания производительности труда торгового фармацевтического предприятия как среднего товарооборота в расчете на одного работника, общий товарооборот может быть рассчитан по формуле:
товарооборот = производительность труда х численность сотрудников.
Рассмотрим влияние изучаемых факторов на основе исходной информации.
Показатели | Фактические данные за 2 года (в сопоставимых ценах) | ||
базисный год | отчетный год | отклонение (Δ) | |
Общий товарооборот (в ден.ед.) Среднесписочная численность Производительность труда (в ден.ед.) | 27418,6
103
266,2 | 36910,4
92
401,2 | +9491,8
-11
+ 135
|