Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:16, реферат

Описание

Согласно экономической теории, товарооборот представляет собой процесс купли-продажи. В его основе лежит уступка права собственности на товар в обмен на его денежный экви­валент. Таким образом, на макроуровне он определяется как сумма всех сделок купли-продажи товаров за данный период времени и одновременно как расходы покупателей на приоб­ретение товаров. Товарооборот состоит из 3 разделов, между которыми существует балансовая связь (схема 1).

Содержание

Товарооборот…………………………………………………………………...3
Характеристика товарооборота……………………………………………3
Анализ товарооборота………………………………………………………..6
Планирование товарооборота………………………………………………13
Библиографический список…………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

Товарооборот.doc

— 273.50 Кб (Скачать документ)

 

Метод цепных подстановок позволяет проанализировать влияние каждого из факторов (численность и производитель­ность труда) в отдельности на отклонение общего товарообо­рота отчетного года. При этом последовательно каждый из факторов принимается в качестве константы:

 

Подобный расчет можно выполнить с использованием ме­тода разниц:

Δ численности х производительность труда отчетного года = -11 х 266,2= -2928,2;

Δ производительности труда х численность базисного года = = 135 х 92 = +12 420.

По аналогичной схеме проводят расчеты во всех случаях, когда объем товарооборота представлен как производное от двух факторов (количество проданных товаров и их цена; раз­мер товарооборота на квадратный метр торговой площади и т.д.).

2.      Изучают динамику товарооборота, т.е. его изменение в отчетном периоде в сравнении с базисным. Для этого берутся сведения о величине товарооборота за несколько периодов и строится ряд из цифровых показателей, называемый рядом ди­намики, при этом для анализа могут быть использованы из­вестные нам показатели: индексы или темпы роста, темпы прироста.

3.      Анализируется структура товарооборота как товарная, так и сезонная (поквартальная, помесячная).

В процессе анализа товарной структуры товарооборота рассматривают:

•    процент выполнения плана продаж по отдельным товар­ным группам;

•    характеристику места отдельных товаров в общем объеме денежных расходов потребителей и в общем объеме реа­лизованной товарной массы;

•    динамику структурных сдвигов в товарообороте;

•    ассортиментную структуру (т.е. удельный вес товарообо­рота по каждой ассортиментной группе в товарообороте фармацевтической организации).

Глубина анализа товарной структуры зависит от степени компьютеризации учета движения товаров.

Оценка структурных сдвигов товарооборота ведется по двум направлениям:

                                                                                                                                                                                                                                                        характеристика изменения доли отдельного товара с ис­пользованием методов анализа динамики;

                                                                                                                                                                                                                                                        обобщающая оценка изменений структуры, при которой можно использовать методы измерения среднего откло­нения структуры текущего периода от структуры базис­ного периода.

Для характеристики изменения структуры товарооборота можно воспользоваться коэффициентом абсолютных струк­турных сдвигов.

 

где Ксс. — коэффициент абсолютных структурных сдвигов то­варооборота; fi1 — удельный вес i-й товарной группы в общем объеме товарооборота (%) в отчетном периоде; f® — удельный вес i-й товарной группы в общем объеме товарооборота (%) в предшествующем периоде; n — количество товарных групп.

На практике хорошо зарекомендовал себя упрощенный ви­зуальный способ оценки структурных изменений при помощи построения структурных диаграмм (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Диаграмма структурных сдвигов товарооборота по ассорти­ментным группам.

 

Анализ завершается составлением плана мероприятий по использованию резервов увеличения объемов продаж фарма­цевтической торговой организации.

                                                                                             

 

 

 

 

 

.

 

Планирование товарооборота

 

При планировании товарооборота ставятся следующие цели:

♦  экономически обосновать объем реализации в соответ­ствии с динамикой платежеспособного спроса населе­ния и товарного предложения;

♦  привести товарную структуру реализации в соответствие с организацией сбыта.

Для расчета товарооборота на предстоящий период чаще используют такие подходы, как:

- метод, основанный на учете прошлых тенденций (метод динамических показателей), рассмотренный нами в со­ставе методов планирования;

- расчет товарооборота на основе данных о численности обслуживаемого населения и объема реализации на од­ного жителя.

Пример. Рассчитать план товарооборота на 2011 год, исходя из сле­дующих данных и учитывая сложившиеся тенденции в изменении показателей:

 

Показатель

Годы

2007

2008

2009

2010

2011

Товарооборот на одного жителя в год (ден. ед.)

358

450

560

700

?

Численность об­служиваемого на­селения

22 000

22 000

22 000

22 000

22 000

Индекс цен

1,0

1,2

1,4

1,6

 

 

Товарооборот на одного жителя в сопоставимых це­ нах — физический объем реа­лизации (ден. ед.)

 

358

 

450/1,2 =375

 

560/1,4 =400

 

700/1,6 =437,5

 

Индекс роста фи-­ зического объема реализации

 

375/358 = 1,05

400/375 =1,07

437,5/400 =1,09

 

Динамика изменения индекса цен и прогноз на 2011 год

 

+ 0,2

+ 0,2

+ 0,2

1,8

Динамика изменения индекса товарооборота и прогноз на 2011 год

 

 

+ 0,2

+ 0,2

1,1

Товарооборот на 1 жителя на 2011 год в сопоставимых ценах

 

 

437,5*1,1=481,25

Товарооборот на 1 жителя на 2011 год с учетом инфляции

 

481,25*1,8=866,25

Общий товарооборот на 2011 год

 

866,25*22 000=19 057 500

- пробный маркетинг используется при планировании объема реализации новых товаров;

- расчет товарооборота на основе размера ассигнований, выделенных организациям (лечебно-профилактические учреждения, медицинские кабинеты дошкольных и школьных заведений) на закупку лекарственных препа­ратов, перевязочных средств, изделий медицинского на­значения или объемов финансирования лекарственного обеспечения декретированных групп населения (бес­платный и льготный отпуск).

После определения товарооборота на год производят его поквартальное и, если необходимо, помесячное распреде­ление.

Динамика квартальных и месячных продаж, как правило, отличается неравномерностью. Наиболее простым и достаточ­но надежным способом распределения объема реализации по кварталам является метод относительной средней. При данном методе допустима сопоставимость объема продаж только внутри года. Для расчета необходимо использовать данные о квартальном обороте не менее чем за 3 года, при этом неваж­но, в каких ценах (сопоставительных или фактических) ведут­ся расчеты, так как при данной методике влияние индекса цен нивелируется.

Процедура реализации методики на первоначальном этапе предполагает определение среднеквартального товарооборота за каждый год:

где TOKBCpi — среднеквартальный объем продаж i-ro года в де­нежных измерителях; ТО| — объем продаж i-ro года.

Далее рассчитывают средние колебания продаж по кварта­лам за каждый год:

 

где Сij — сезонные колебания объема продаж i-ro квартала j- го года (%); ТОij — объем продаж i-ro квартала j-ro года.

В целях устранения влияния случайных факторов на осно­ве рассчитанных сезонных колебаний определяют индексы сезонности объема продаж:

где Jсез.перв.i— первоначальный индекс сезонности объема про­даж i-ro квартала (%); n — число лет.

Сумма индексов сезонности объема продаж за четыре квартала должна быть равна 400 %. Если имеются отклонения от указанной величины, то в расчеты вводится коэффициент поправки:

где Кn — коэффициент поправки первоначальных индексов сезонности объема продаж.

Уточненные индексы сезонности объема продаж определя­ются по формуле:

где Jсез.ут.i — уточненный индекс сезонности объема продаж i-ro квартала (%).

Объем продаж по кварталам на планируемый год опреде­ляют умножением среднеквартального объема продаж плани­руемого года на уточненный индекс сезонности соответствую­щего квартала и делением на 100.

 

ТОкв.iплан = ТОкв.срi*Jсез.ут. : 100 %

где ТОкв.iплан — объем продаж i-гo квартала планируемого года (руб.); ТОкв.срi — среднеквартальный объем продаж планируе­мого года (руб.).

Кварталы

Год 2009

Год 2010

Год 2011

Ι

35,9

37,2

36,6

ΙΙ

36,5

36,7

37,9

ΙΙΙ

36,8

38,0

41,7

ΙV

37,3

39,1

43,2

ТО общий

146,5

151,0

159,1

Пример. Распределить плановый годовой товарооборот, равный 165,2 ден. ед., по кварталам с использованием метода относительной средней, исходя из следующих данных распределения товарооборота по кварталам за 3 предшествующие года:

 

1.) Рассчитываем средний размер товарооборота в квартал по каждому году

ТО кв(средний)

36,6

37,8

39,8

 

2.) Опрелеляем ежегодные средние колебания продаж по кварталам (в %)

Ι

(35,9 : 36,6)*100%=98,1%

98,4

91,2

ΙΙ

(36,5 : 36,6)*100%=99,7%

97,1

95,2

ΙΙΙ

100,5

100,5

104,8

ΙV

101,9

103,4

108,5

Информация о работе Планирование на предприятии