Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:16, реферат
Согласно экономической теории, товарооборот представляет собой процесс купли-продажи. В его основе лежит уступка права собственности на товар в обмен на его денежный эквивалент. Таким образом, на макроуровне он определяется как сумма всех сделок купли-продажи товаров за данный период времени и одновременно как расходы покупателей на приобретение товаров. Товарооборот состоит из 3 разделов, между которыми существует балансовая связь (схема 1).
Товарооборот…………………………………………………………………...3
Характеристика товарооборота……………………………………………3
Анализ товарооборота………………………………………………………..6
Планирование товарооборота………………………………………………13
Библиографический список…………………………………………………20
Метод цепных подстановок позволяет проанализировать влияние каждого из факторов (численность и производительность труда) в отдельности на отклонение общего товарооборота отчетного года. При этом последовательно каждый из факторов принимается в качестве константы:
Подобный расчет можно выполнить с использованием метода разниц:
Δ численности х производительность труда отчетного года = -11 х 266,2= -2928,2;
Δ производительности труда х численность базисного года = = 135 х 92 = +12 420.
По аналогичной схеме проводят расчеты во всех случаях, когда объем товарооборота представлен как производное от двух факторов (количество проданных товаров и их цена; размер товарооборота на квадратный метр торговой площади и т.д.).
2. Изучают динамику товарооборота, т.е. его изменение в отчетном периоде в сравнении с базисным. Для этого берутся сведения о величине товарооборота за несколько периодов и строится ряд из цифровых показателей, называемый рядом динамики, при этом для анализа могут быть использованы известные нам показатели: индексы или темпы роста, темпы прироста.
3. Анализируется структура товарооборота как товарная, так и сезонная (поквартальная, помесячная).
В процессе анализа товарной структуры товарооборота рассматривают:
• процент выполнения плана продаж по отдельным товарным группам;
• характеристику места отдельных товаров в общем объеме денежных расходов потребителей и в общем объеме реализованной товарной массы;
• динамику структурных сдвигов в товарообороте;
• ассортиментную структуру (т.е. удельный вес товарооборота по каждой ассортиментной группе в товарообороте фармацевтической организации).
Глубина анализа товарной структуры зависит от степени компьютеризации учета движения товаров.
Оценка структурных сдвигов товарооборота ведется по двум направлениям:
Для характеристики изменения структуры товарооборота можно воспользоваться коэффициентом абсолютных структурных сдвигов.
где Ксс. — коэффициент абсолютных структурных сдвигов товарооборота; fi1 — удельный вес i-й товарной группы в общем объеме товарооборота (%) в отчетном периоде; f® — удельный вес i-й товарной группы в общем объеме товарооборота (%) в предшествующем периоде; n — количество товарных групп.
На практике хорошо зарекомендовал себя упрощенный визуальный способ оценки структурных изменений при помощи построения структурных диаграмм (рис. 1).
Рис. 1. Диаграмма структурных сдвигов товарооборота по ассортиментным группам.
Анализ завершается составлением плана мероприятий по использованию резервов увеличения объемов продаж фармацевтической торговой организации.
.
Планирование товарооборота
При планировании товарооборота ставятся следующие цели:
♦ экономически обосновать объем реализации в соответствии с динамикой платежеспособного спроса населения и товарного предложения;
♦ привести товарную структуру реализации в соответствие с организацией сбыта.
Для расчета товарооборота на предстоящий период чаще используют такие подходы, как:
- метод, основанный на учете прошлых тенденций (метод динамических показателей), рассмотренный нами в составе методов планирования;
- расчет товарооборота на основе данных о численности обслуживаемого населения и объема реализации на одного жителя.
Пример. Рассчитать план товарооборота на 2011 год, исходя из следующих данных и учитывая сложившиеся тенденции в изменении показателей:
Показатель | Годы | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Товарооборот на одного жителя в год (ден. ед.) | 358 | 450 | 560 | 700 | ? |
Численность обслуживаемого населения | 22 000 | 22 000 | 22 000 | 22 000 | 22 000 |
Индекс цен | 1,0 | 1,2 | 1,4 | 1,6 |
|
Товарооборот на одного жителя в сопоставимых це нах — физический объем реализации (ден. ед.) |
358 |
450/1,2 =375 |
560/1,4 =400 |
700/1,6 =437,5 |
|
Индекс роста фи- зического объема реализации |
375/358 = 1,05 | 400/375 =1,07 | 437,5/400 =1,09 |
| |
Динамика изменения индекса цен и прогноз на 2011 год |
| + 0,2 | + 0,2 | + 0,2 | 1,8 |
Динамика изменения индекса товарооборота и прогноз на 2011 год |
|
| + 0,2 | + 0,2 | 1,1 |
Товарооборот на 1 жителя на 2011 год в сопоставимых ценах |
437,5*1,1=481,25 | ||||
Товарооборот на 1 жителя на 2011 год с учетом инфляции |
481,25*1,8=866,25 | ||||
Общий товарооборот на 2011 год |
866,25*22 000=19 057 500 |
- пробный маркетинг используется при планировании объема реализации новых товаров;
- расчет товарооборота на основе размера ассигнований, выделенных организациям (лечебно-профилактические учреждения, медицинские кабинеты дошкольных и школьных заведений) на закупку лекарственных препаратов, перевязочных средств, изделий медицинского назначения или объемов финансирования лекарственного обеспечения декретированных групп населения (бесплатный и льготный отпуск).
После определения товарооборота на год производят его поквартальное и, если необходимо, помесячное распределение.
Динамика квартальных и месячных продаж, как правило, отличается неравномерностью. Наиболее простым и достаточно надежным способом распределения объема реализации по кварталам является метод относительной средней. При данном методе допустима сопоставимость объема продаж только внутри года. Для расчета необходимо использовать данные о квартальном обороте не менее чем за 3 года, при этом неважно, в каких ценах (сопоставительных или фактических) ведутся расчеты, так как при данной методике влияние индекса цен нивелируется.
Процедура реализации методики на первоначальном этапе предполагает определение среднеквартального товарооборота за каждый год:
где TOKBCpi — среднеквартальный объем продаж i-ro года в денежных измерителях; ТО| — объем продаж i-ro года.
Далее рассчитывают средние колебания продаж по кварталам за каждый год:
где Сij — сезонные колебания объема продаж i-ro квартала j- го года (%); ТОij — объем продаж i-ro квартала j-ro года.
В целях устранения влияния случайных факторов на основе рассчитанных сезонных колебаний определяют индексы сезонности объема продаж:
где Jсез.перв.i— первоначальный индекс сезонности объема продаж i-ro квартала (%); n — число лет.
Сумма индексов сезонности объема продаж за четыре квартала должна быть равна 400 %. Если имеются отклонения от указанной величины, то в расчеты вводится коэффициент поправки:
где Кn — коэффициент поправки первоначальных индексов сезонности объема продаж.
Уточненные индексы сезонности объема продаж определяются по формуле:
где Jсез.ут.i — уточненный индекс сезонности объема продаж i-ro квартала (%).
Объем продаж по кварталам на планируемый год определяют умножением среднеквартального объема продаж планируемого года на уточненный индекс сезонности соответствующего квартала и делением на 100.
ТОкв.iплан = ТОкв.срi*Jсез.ут. : 100 %
где ТОкв.iплан — объем продаж i-гo квартала планируемого года (руб.); ТОкв.срi — среднеквартальный объем продаж планируемого года (руб.).
Кварталы | Год 2009 | Год 2010 | Год 2011 |
Ι | 35,9 | 37,2 | 36,6 |
ΙΙ | 36,5 | 36,7 | 37,9 |
ΙΙΙ | 36,8 | 38,0 | 41,7 |
ΙV | 37,3 | 39,1 | 43,2 |
ТО общий | 146,5 | 151,0 | 159,1 |
Пример. Распределить плановый годовой товарооборот, равный 165,2 ден. ед., по кварталам с использованием метода относительной средней, исходя из следующих данных распределения товарооборота по кварталам за 3 предшествующие года:
1.) Рассчитываем средний размер товарооборота в квартал по каждому году
ТО кв(средний) | 36,6 | 37,8 | 39,8 |
2.) Опрелеляем ежегодные средние колебания продаж по кварталам (в %)
Ι | (35,9 : 36,6)*100%=98,1% | 98,4 | 91,2 |
ΙΙ | (36,5 : 36,6)*100%=99,7% | 97,1 | 95,2 |
ΙΙΙ | 100,5 | 100,5 | 104,8 |
ΙV | 101,9 | 103,4 | 108,5 |