Планирование в системе управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:50, реферат

Описание

Функция планирования является одной из важнейших функций менеджмента и служит основой для принятия управленческих решений. Планирование - очень широкая категория, включающая в себя множество форм планирования и видов планов.
Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование. Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим процессом обработки информации и способом воздействия на управляемый объект. Рассмотрим подробнее функцию планирования.
Функция планирования является одной из важнейших функций менеджмента и служит основой для принятия управленческих решений. Планирование представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Создание системы планирования на предприятии требует затрат, но эффект от рациональной организации производства всегда превышает эти затраты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………….3
1. Роль и место планирования в управлении предприятием…………………...4
2. Формы планирования и виды планов………………………………………....6
3. Организация внутрифирменного планирования……………………...….…10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………18

Работа состоит из  1 файл

Планирование в системе управления предприятием.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования «Гродненский государственный  университет имени  Янки Купалы»

Факультет экономики и управления

Кафедра экономики и управления на предприятии 
 

                          РЕФЕРАТ 

ПЛАНИРОВАНИЕ  В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 

 
Специальность  «Экономика и управление на предприятии»

        Специализация «Экономика и управление на предприятии в сфере                             производства товаров и услуг»

              

 
 
 
 

Автор работы

студент

4 курса, 4 группы д/о                                                                    Дашук М.О.   

Руководитель                                                                

к. э. н., доцент                                                         Марголин Ф.Б. 

Гродно 2006 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………….3

1. Роль  и место планирования в управлении  предприятием…………………...4

2. Формы  планирования и виды планов………………………………………....6

3. Организация  внутрифирменного планирования……………………...….…10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………18

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Функция планирования является одной из важнейших  функций менеджмента и служит основой для принятия управленческих решений. Планирование - очень широкая категория, включающая в себя множество форм планирования и видов планов.

     Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование. Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим процессом обработки информации и способом воздействия на управляемый объект. Рассмотрим подробнее функцию планирования.

     Функция планирования является одной из важнейших функций менеджмента и служит основой для принятия управленческих решений. Планирование представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Создание системы планирования на предприятии требует затрат, но эффект от рациональной организации производства всегда превышает эти затраты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Роль и место планирования в управлении предприятием 

     Прежде  чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно, продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения. Именно к стадии постановки цели можно отнести предвидение, прогнозирование, планирование. Конечным результатом этой стадии является построение идеальной модели хода производственного процесса, направленного на достижение главной цели предприятия.

      Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование. Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим процессом обработки информации и способом воздействия на управляемый объект.

     Функции управления всегда направлены на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется в рамках функции «планирование-прогнозирование», можно сказать, что данная функция в системе функций управления предприятием является центральной. Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. [1, 25]

     Все вышеперечисленные функции управления носят название общих. Кроме них в системе управления выделяются конкретные функции, которые учитывают влияние на них объекта управления, что находит свое отражение в объекте и предмете планирования.

     Сам процесс планирования проходит четыре этапа:

  • разработку общих целей;
  • определение конкретных детализированных целей на заданный период;
  • определение путей и средств их достижения;
  • контроль за достижением поставленных целей и их корректировка.

      Планирование всегда опирается на данные прошлых периодов деятельности предприятия. Оно осуществляется для того, чтобы определять и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность плана зависит от точности фактических показателей прошлых периодов.

     Тем не менее, планирование на любом предприятии базируется на неполных данных, даже если имеется хорошо налаженная система бухгалтерского и статистического учета. Проблема состоит в том, что некоторые аспекты функционирования экономической системы не поддаются оценке, например действия конкурентов, экономические циклы, забастовки, политическая обстановка и т.п. Показатели конъюнктуры рынка являются исходными для составления плана предприятия. Поэтому планирование, как правило, тем легче, чем крупнее предприятие. Данные обстоятельства придают планированию вероятностный характер.

     Поскольку предприятие не только не может располагать всей необходимой информацией для составления надежного плана, а часто и не знает о существовании каких-либо базовых данных, качество плановых решений существенно зависит от компетентности и профессионального уровня плановых работников. Отсюда следует, что систему планирования на предприятии необходимо структурировать таким образом, чтобы использовались все имеющиеся факторы: экономико-управленческий инструментарий, опыт и знания сотрудников.

      Процесс планирования характеризуется рядом специфических черт.

      Во-первых, планирование имеет две стороны: социально-экономическую и организационно-техническую.

     Организационно-техническая  сторона обусловливается кооперацией труда и зависит от уровня развития средств и методов планирования. Социально-экономическая сторона определяется социально-экономическими условиями общества.

     Во-вторых, планирование как элемент управления носит информационный характер. Информационная сущность процесса планирования хорошо видна на примере стадий цикла планирования. В процессе производства перед органами планирования непрерывно возникают проблемы. Поэтому первой стадией в плановом цикле является выявление и формулировка проблем. На этой основе принимается плановое решение. Затем оно реализуется. Информация о полученных результатах по системе обратной связи передается в плановый орган. Последний на ее основе оценивает происходящее, формулирует новые проблемы, и весь цикл планирования повторяется. Формулирование проблем, принятие плановых решений, оценка результатов всегда подчинены достижению определенной цели. Поэтому планирование всегда строго целенаправлено.

     В-третьих, планирование на предприятии выступает  как один из важнейших организационных факторов интенсификации производства. [3, 10]

     Таким образом, можно сделать следующие  выводы. Функция планирования является одной из важнейших функций менеджмента и служит основой для принятия управленческих решений. Планирование представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Создание системы планирования на предприятии требует затрат, но эффект от рациональной организации производства всегда превышает эти затраты. 

     2. Формы планирования и виды планов 

     Как уже было сказано ранее планирование является важнейшей функцией управления, которая, так же как и управление, видоизменяется в процессе развития экономики.

      Планирование  как форма государственного воздействия  на экономику существует практически  во всех странах. Оно органически вписывается в рыночный механизм хозяйствования. Важно определить, что и как должно планировать государство, а что сами субъекты хозяйствования. Чтобы решить эту проблему, необходимо рассмотреть виды планирования.

      По  содержанию и форме проявления различают  следующие формы планирования и виды планов.

      1. С точки зрения обязательности  плановых заданий - директивное и индикативное планирование.

     Директивное планирование представляет собой процесс  принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.

     Индикативное  планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер. Необходимо также сказать, что индикативное и директивное планирование должны дополнять друг друга, быть органически увязаны.

     2. В зависимости от срока, на  который составляется план, и  степени детализации плановых  расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

      Перспективное планирование охватывает период более 5 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.

      Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.

     Текущее планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.

     3. По содержанию плановых решений  выделяют стратегическое, тактическое,  оперативно-календарное и бизнес-планирование.

     Стратегическое  планирование, как правило, ориентировано  на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы. В результате стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения.

     Тактическое планирование позволяет реализовать  вскрытые резервы, что может найти  выражение в увеличении объемов  производства, снижении затрат, повышении качества продукции, росте производительности труда, уменьшении потребности в капитальных затратах и т.п.

     Оперативно-календарное планирование является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача оперативно-календарного планирования состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

     Бизнес-планирование. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.

     4. По степени охвата:

  • общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы;
  • частичное планирование, охватывающие только определенные области и параметры.

Информация о работе Планирование в системе управления предприятием