Показатели надежности, безотказности, сохроняемости, долговечности, ремонтопригодности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 07:22, контрольная работа

Описание

Исходный момент объективной комплексной оценки качества продукции. От полноты перечня показателей, четкости их количественного определения в конечном счете зависит достоверность ее результатов и выбор лучших вариантов. Показатели качества продукции должна обеспечивать сопоставимость проектируемой или выпускаемой продукции с потребностью, для удовлетворения которой она предназначена, с аналогами, расчет экономического эффекта от ее производства и применения, определение цены. Есть продукция, оценить качество которой можно по одному показателю, и этого будет достаточно, например ходимость шины, количество отверстий, которые можно просверлить сверлом. Однако круг такой продукции довольно ограничен. По большинству изделий необходимо учитывать все или почти все группы показателей.

Содержание

1 Показатели назначения
2 Показатели надежности, безотказности, сохроняемости, долговечности, ремонтопригодности
3 Показатели стандартизации и унификации
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

квалиметрия в оценке.docx

— 34.02 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

1 Показатели назначения

2 Показатели надежности, безотказности, сохроняемости, долговечности, ремонтопригодности

3 Показатели стандартизации  и унификации

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Показатели назначения

 

Исходный момент объективной комплексной оценки качества продукции. От полноты перечня показателей, четкости их количественного определения в конечном счете зависит достоверность ее результатов и выбор лучших вариантов. Показатели качества продукции должна обеспечивать сопоставимость проектируемой или выпускаемой продукции с потребностью, для удовлетворения которой она предназначена, с аналогами, расчет экономического эффекта от ее производства и применения, определение цены.  Есть продукция, оценить качество которой можно по одному показателю, и этого будет достаточно, например ходимость шины, количество отверстий, которые можно просверлить сверлом. Однако круг такой продукции довольно ограничен. По большинству изделий необходимо учитывать все или почти все группы показателей.           Существуют стандарты, которые регламентируют номенклатуру важнейших показателей качества продукции, принадлежащей к определенной классификационной группировке. Благодаря этому достигается однообразие показателей качества, включаемых в стандарты, технические условия и технические требования, а также в другие НТД на продукцию данной классификационной группировки.         1) Показатели назначения. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения. ќти показатели обычно играют основную роль в оценке уровня качества, их часто используют как критерии оптимизации при нахождении наилучших решений в управлении качеством. Каждому виду продукции свойственны свои показатели назначения.           Показатели назначения делятся на подгруппы. Классификационные показатели характеризуют основные классификационные свойства продукции (например, размер экрана телевизора, напряжение и мощность электролампочки), область или способ использования (например, наземная или бортовая аппаратура, стационарный или переносной магнитофон).    К показателям назначения относятся функциональные показатели. Для технических устройств они характеризуют полезную работу, которую изделие совершает или которую можно совершить с его помощью (производительность, точность, пределы измерений, дальность действия и т. д.). К этой подгруппе относятся конструктивные (масса, габаритные размеры) и эксплуатационные показатели (потребляемая электрическая мощность, расход топлива).   Для продукции, свойства которой зависят от ее состава и структуры, показатели назначения характеризуют состав входящих в нее компонентов или структурных групп (концентрация вещества, содержание примесей и т.д.).   Для потребительских товаров массового спроса показатели назначения также характеризуют социальную адресность товара (для молодежи, пожилых людей, для отдыха и туризма), а также степень его морального старения, обусловленного появлением нового товара повышенного качества, изменением общественных норм и ценностных ориентаций потребителей и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Показатели надежности, безотказности, сохроняемости, долговечности, ремонтопригодности

 

 Надежность - свойство изделия выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки. Показатель надежности - главный при оценке качества машин, механизмов, технических устройств. Он характеризует свойства изделия сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, выражающих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования.       Надежность, как сложное комплексное свойство, характеризуется четырьмя составляющими свойствами (безотказность, долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность) и комплексными показателями.    а) Безотказность. Безотказность - свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки. Для изделий неремонтируемых или заменяемых после первого нарушения работоспособности показателями безотказности являются:

  • средняя наработка до первого отказа;
  • вероятность безотказной работы в течение определенного срока;
  • интенсивность отказов.

Средняя наработка до первого отказа (tср) может быть рассчитана по формуле:

 

 

где N - число наблюдаемых изделий; ti - наработка до первого отказа i-го изделия.

 

Вероятность безотказной работы аналитически определяется по формуле:

 

 

где F(t) - функция распределения времени работы объекта до отказа.

Статистически вероятность безотказной работы определяется отношением числа объектов, безотказно проработавших до момента времени t, к числу объектов, работоспособных в начальный момент времени t = 0

 

 

 

 где N - число наблюдаемых изделий, m - число отказавших изделий).

 Определение интенсивности  отказов базируется на понятии  плотности вероятности отказа  в момент t, под которой понимается вероятность отказа в достаточно малый интервал времени. Аналитически интенсивность отказов определяется по формуле:

 

 

 

где f(t)=F'(t) - плотность распределения времени безотказной работы, а статистически - по формуле:

 

 

где N(t) - число объектов, работоспособных к моменту t, t - интервал времени.

Для ремонтируемых изделий показателями безотказности являются:

- средняя наработка на  отказ;

- среднее значение параметра  потока отказов.  

Средняя наработка на отказ статистически определяется отношением суммарной наработки восстанавливаемых объектов к суммарному числу отказов этих объектов.           Среднее значение параметра потока отказов есть величина, обратная средней наработке на отказ.

б) Сохраняемость. Сохраняемость - свойство изделия сохранять обусловленные эксплуатационные показатели в течение и после срока хранения и транспортирования, установленного в технической документации. Единичными показателями сохраняемости являются:

- средний срок сохранности;

- назначенный срок хранения.

в) Долговечность. Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонтов. Предельное состояние изделия определяется невозможностью его дальнейшей эксплуатации или снижением эффективности, либо требованиями безопасности и оговаривается в технической документации.         Показатели долговечности связаны с понятиями ресурса и срока службы. Ресурсом называют наработку изделия в часах от начала эксплуатации до наступления предельного состояния, когда дальнейшая эксплуатация опасна или экономически нецелесообразна. Здесь речь идет о суммарном времени собственно работы, обычно учитываемом в эксплуатационном журнале. Сроком службы называется продолжительность эксплуатации изделия от ее начала до наступления предельного состояния, т.е. непрерывное время (календарное), отсчитываемое независимо от продолжительности фактического времени работы изделия в этот период.

Для оценки долговечности изделия используются три показателя:

- средний ресурс (математическое  ожидание ресурса) Tр;

- средний срок службы  до капитального ремонта;

- средний срок службы  до списания, обусловленного предельным  состоянием.  

Срок службы измеряется в годах. Увеличение срока службы не всегда необходимо из-за морального старения изделия.

г) Ремонтопригодность. Ремонтопригодность - это приспособленность к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонта. Под устранением отказов подразумевается восстановление работоспособности. Единичными показателями ремонтопригодности служат:

- среднее время восстановления  работоспособного состояния;

- вероятность восстановления  работоспособности в течение  определенного интервала времени.

При наличии статистических данных о длительности восстановления  1, ,... m, оценка среднего времени восстановления работоспособности вычисляется по формуле:

 

 

К комплексным показателям надежности относятся несколько коэффициентов, из которых наиболее распространенны следующие три:

- коэффициент готовности  изделия;

- коэффициент технического  использования;

- коэффициент оперативной готовности.  

 

 

 

 

 

 

3 Показатели стандартизации и унификации

 

Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации ее по сравнению с другими изделиями аналогичного назначения. Под составными частями понимают детали или сборочные единицы. Составные части подразделяются на стандартные, унифицированные и оригинальные.

К стандартным относят составные части, выпускаемые в соответствии с ГОСТ и ОСТ, к оригинальным - разработанные только для данной конструкции. Унифицированными являются составные части: 1) выпускаемые по стандартам предприятия, если они используются хотя бы в двух различных изделиях данного предприятия; 2) получаемые с других предприятий в порядке кооперирования; 3) заимствованные из других разработок.

К показателям стандартизации и унификации относятся:

  • коэффициент применяемости;
  • коэффициент повторяемости;
  • коэффициент взаимной унификации для группы изделий.

Коэффициент применяемости:

 

 

где n - общее количество типоразмеров составных частей изделия; nо - количество типоразмеров оригинальных составных частей.

Коэффициент повторяемости составных частей:

 

 

где N - общее количество составных частей изделия.

Коэффициент взаимной унификации:

 

,

 

где ni - количество типоразмеров составных частей в i-ом изделии; nmax - максимальное количество типоразмеров составных частей одного из изделий группы; Z - общее количество неповторяющихся типоразмеров составных частей изделий, из которых состоит группа; H- общее количество изделий в группе.

Показатели стойкости к внешним воздействиям. Эти показатели характеризуют стойкость изделия к воздействиям факторов окружающей среды, выражаемую следующими свойствами: пылезащищенность; влагозащищенность; водонепроницаемость; ударопрочность; вибропрочность; устойчивость к воздействию внешнего магнитного поля и др.    Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, а также экономическую эффективность ее производства и применения.

За последние годы в связи с развитием науки и техники и расширением общественных потребностей область применения понятия "качество продукции" расширяется, вводятся показатели и разрабатываются методики оценки качества не только материальной продукции, но и различных интеллектуальных разработок, проектов и т.д. Например, качество программного обеспечения ЭВМ с точки зрения возможности его модернизации может оцениваться следующими показателями:

- объемом работ, требуемым  для модернизации программы (гибкость);

- объемом работ по проверке  выполнения заданных функций (возможность  проверки);

- объемом работ по обнаружению  ошибок в работающих программах (возможность восстановления). 

Все большее значение приобретает проблема качества обслуживания (пассажиров на транспорте, покупателей в магазинах, клиентов в банках и т.д.). Выделяют следующие группы показателей качества обслуживания: быстрота обслуживания; психологические показатели (вежливость, доброжелательность и т.д.); показатели качества продукции, приобретаемой потребителем (как очевидные для потребителя, так и "внутренние" для обслуживающей организации); показатели качества, связанные с реализацией продукции (правдивость рекламы, отсутствие ошибок при доставке товаров покупателю и др.).

По мере совершенствования той или иной сферы деятельности меняются и требования к ней, а следовательно, и показатели качества. Например, на железнодорожном транспорте основные требования пассажиров сводятся не только к обеспечению безопасности, быстроты, точному выполнению графика движения, но и к уровню сервиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1 Глудкин О.П. Методы и устройства испытания РЭС и ЭВС. – М.: Высш. школа., 2001 – 335 с

2 Испытания радиоэлектронной, электронно-вычислительной аппаратуры и испытательное оборудование/ под ред. А.И.Коробова М.: Радио и связь, 2002 – 272 с.

Информация о работе Показатели надежности, безотказности, сохроняемости, долговечности, ремонтопригодности