Показатели уровня жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:05, реферат

Описание

Национальная стратегия устойчивого социально- экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г. (НСУП-2020) Разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально- экономического развития Республики Беларусь» с учетом реализации «Декларации тысячелетия» Организации Объединённых Нации, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000г

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

     1 Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения 

     1.1 Категория «уровень  жизни»

     На  современном этапе одни учёные рассматривают  уровень жизни как оценку степени  удовлетворения измеримых потребностей, другие – как компоненту образа жизни, третьи – как «уровень потребления материальных и духовных благ в сравнении с исторически обусловленными социальными нормативами потребления». В документах ООН отмечается, что уровень жизни – это уровень удовлетворения потребностей населения, обеспеченный массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.

     Наиболее  часто в научной литературе встречается более широкое понимание этой категории, в соответствии с которым уровень жизни отражает развитие физических, духовных и социальных потребностей населения, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.

     Таким образом, категория «уровень жизни» может рассматриваться в узком  смысле слова, как уровень потребления  благ и услуг, а также в широком  смысле, включающем весь спектр социально-экономических условий жизни конкретного общества.

     Системообразующей основой категории  уровень жизни является разнообразные человеческие потребности, которые представляют собой нужду человека в чём- либо.

  1. Физиологические потребности
  2. Духовные и социальные потребности

     Из  всего многообразия потребностей целесообразно  выделить семейные. Они близки к  личным, но круг их шире.

     Следует также различать реальные и нормативные  потребности. Реальные потребности  – это потребности конкретных людей или групп в получении определённого количества благ и услуг. Нормативные потребности – это нормативный уровень удовлетворения данных реальных потребителей.

     При помощи их рассчитывается рациональный потребительский бюджет, который представляет собой теоретически построенный идеальный бюджет, в котором расходная часть формируется исходя из рациональных норм потребления материальных и духовных благ и услуг в их определённом целесообразном с научной точки зрения наборе. [1, стр. 96-98] Минимальный бюджет призван обеспечить элементарные на данном этапе развития общества условия жизни, поддерживающие работоспособность и здоровье людей, тогда как рациональный потребительский бюджет формируют бюджет высокого достатка, который соотносится с прожиточным минимумом как 8:1. [6]

     Прожиточный минимум – минимальный набор  материальных благ и услуг, необходимых  для обеспечения жизнедеятельности  человека и сохранения его здоровья. [2, стр. 664]

     Минимальный потребительский  бюджет(МПБ) – представляющий собой стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста. [2, стр. 664] Применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения и усиления социальной поддержки нуждающихся граждан.

     В настоящее время среднедушевой  минимальный потребительский бюджет семьи их четырех человек служит основой для определения права  граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

     Постановлением  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 июля 2011 г. № 71 утверждены следующие размеры  среднедушевых минимальных потребительских  бюджетов в ценах июня 2011 г. на период с 1 августа по 31 октября 2011 г.:

    1. семьи из 4-х человек – 675 980 рублей;
    2. молодой семьи с одним ребенком – 699 190 рублей;
    3. трудоспособного населения – 858 950 рублей;
    4. пенсионеров – 671 770 рублей;
    5. студентов – 623 990 рублей;
    6. детей в возрасте до 3-х лет – 513 690 рублей;
    7. детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 626 260 рублей;
    8. детей в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 755 880 рублей.

     Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета  семьи из 4-х человек в ценах июня 2011 года по статьям расходов:

    1. продукты питания – 58,9 %;
    2. одежда, белье, обувь – 15,7 %;
    3. пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 7,1 %;
    4. бытовые услуги, транспорт, связь – 5 %;
    5. предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения – 8,3 %;
    6. культурно-просветительные мероприятия и отдых – 1,5 %;
    7. взносы и платежи – 1,5 %;
    8. предметы санитарии, гигиены, лекарства – 2 %. [6]

     Бюджет  прожиточного минимума (БПМ) – стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. [2, стр. 664]

     Как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.

     Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь № 1015 от 28 июля 2011 г. утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демогра  фическим группам в ценах июня 2011 г. в расчете на один месяц на период с 1 августа 2011 г. по 31 октября 2011 г.:

    1. в среднем на душу населения – 442 360 рублей;
    2. для трудоспособного населения – 481 920 рублей;
    3. для пенсионеров – 366 790 рублей;
    4. для детей-студентов – 425 980 рублей;
    5. для детей в возрасте от 6 до 18 лет – 475 250 рублей;
    6. для детей в возрасте 3 до 6 лет – 448 560 рублей;
    7. для детей в возрасте до 3 лет – 348 970 рублей.

     Структура бюджета прожиточного минимума в среднем  на душу населения в ценах июня 2011 года по статьям расходов:

    1. продукты питания – 61,5 %;
    2. плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 10,8 %;
    3. предметы гардероба – 14,2 %;
    4. бытовые и транспортные услуги – 5,1 %;
    5. товары бытового и хозяйственного назначения – 4,0 %;
    6. взносы и платежи – 2,3 %;
    7. предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 1,8 %.

     [6]

     В зарубежной научной литературе при  оценке уровня жизни используется понятие  средний класс, которое редко применяется в постсоциалистическом пространстве. Средний класс занимает центровое место в структуре современного западного мира, это каркас общества, выполняющий функцию его стабилизатора, сохраняющий в нём равновесие и устойчивость. Это люди, позволяющие себе и большие накопления, и большие расходы.

     Т. Сулимова выделяет 4 признака среднего класса:

  1. наличие собственности в виде накопленного имущества (средние и мелкие предприятия, магазины, мастерские);
  2. высокий уровень образования (высшее или среднее специальное), что можно охарактеризовать как интеллектуальную собственность;
  3. доход близкий к среднему по стране;

    4)  профессиональная деятельность, имеющая достаточно высокий престиж в обществе. [1, стр. 98] 
     
     
     
     

     1.2 Категория «качество  жизни»

     В середине 1950-х гг. в мировом обиходе  появился термин «качество жизни». Стало очевидным, что понятие  уровня жизни не в полной мере отражает изменившееся условия жизнедеятельности человека: загрязнение окружающей среды, кризисы, урбанизацию и т.д.

     В странах с развитой рыночной экономикой происходит переоценка представлении  об уровне жизни и ее качестве, а  также о месте этих категории  в системе социально- экономических отношений.

     Категория качества жизни является предметом  дискуссии среди учёных.

     Американский  исследователь О.Тоффлер рассматривает  данную категорию как логическое и историческое следствие стандарта  жизни, переход от удовлетворения «основных  материальных нужд потребителя» к этапу удовлетворения «утончённых, видоизмененных личных потребностей потребителя к красоте, престиже, индивидуализации и чувственных отношениях». В целом его точка зрения на категорию качества жизни сводится к сравнению между человеком и окружающей средой.

     В интерпретации И.О. Потаповой качество жизни является, наряду с уровнем, одной из составляющих образа жизни.

     Вместе  с тем наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что  качество жизни – это уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей людей.

     Качество  и уровень жизни тесно взаимосвязаны, причем качество жизни как более  широкое понятие отражает намного  больший спектр потребностей людей. Качество жизни объективно. Это предполагает, что критерии оценки данной категории выступают научно обоснованные нормативы потребления населения. Соотношение фактического удовлетворения потребностей с разработанными нормативами говорит о степени удовлетворения потребностей отдельных людей, их групп, общества в целом. Если степень удовлетворения той или иной потребности невелика, это свидетельствует о неблагоприятной ситуации, сложившейся в том или ином секторе экономики.

     И, наконец, качество жизни, объединяя  многие аспекты уровня жизни, делает в них акцент на качественную определённость. Так, говоря о питании как одной из важнейших составляющих в удовлетворении потребностей, нельзя ограничивать анализ количеством килограммов потребляемых продуктов или калорийностью рациона, следует также обратить внимание на такие качества питания, как регулярность, разнообразие и т.п.

     В исследовании качества жизни упор делается на качественные  различия, на удовлетворенность  качеством жизни самих людей. Некоторые ученые считают, что его  вообще невозможно измерить. [1, стр. 101-103]

     В самом широком смысле понятие  качества жизни населения включает четыре блока характеристик (рис.1): качество населения, уровень жизни населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды.

     

Рисунок 1 - Характеристики качества жизни 

Блок  I включает демографические, воспроизводственные показатели, способность образовывать семьи, уровни образования и профессиональной квалификации.

     Блок  II охватывает как качественные, так и количественные характеристики. В первую группу входят показатели состояния здоровья, качества питания, состояния образования и культуры, качества жилья, условий и характера труда, качества проведения свободного времени и условий отдыха, благополучия семейной жизни. Во вторую группу входят характеристики реальных доходов и расходов населения; экономической активности, обеспеченности населения услугами здравоохранения, образования, культуры искусства, отдыха, инфраструктуры; обеспеченности населения жильем и другой собственностью; социального обеспечения.

     Блок  III включает характеристики уровня физической и имущественной безопасности , качества морально-политического здоровья общества и государства.

       Блок IV охватывает показатели антропогенного воздействия на воздушный и водный бассейны, состояние почв и лесов. [2, стр. 652-653]

     Включаемые  в блоки индикаторы должны отвечать следующим  требованиям:

    1. отражать наиболее важные социальные параметры, имеющие интегральное значение для общества и отражающие его собственное ощущение себя благополучным или неблагополучным;
    2. однозначно восприниматься любым гражданином, объединяя всех единым пониманием;
    3. обладать достаточной чувствительностью и способностью быстрого реагирования на факторы, изменяющие условия жизнедеятельности;
    4. иметь доступные для стандартного измерения количественные характеристики, обеспечивающие возможность сравнительной оценки и слежения за динамикой.

     [7] 
 
 

Информация о работе Показатели уровня жизни