Показатели рентабельности организации. Факторы, влияющие на прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:45, доклад

Описание

Предприятие, реализуя, продукцию потребителям производит определённые затраты (расходы). Эти расходы представляют собой издержки производства данного предприятия (себестоимость) или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые составляют цену продукта. Индивидуальные издержки позволяют предприятию получать с продажи отдельного продукта прибыль, а следовательно, и относительного ее измерения - рентабельности.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

1 Теоретическая часть. «Показатели рентабельности организации. Факторы, влияющие на прибыль»

1.1 Понятие рентабельности

Рентабельность (от немецкого - rentabel- доходный, прибыльный), показатель экономической  эффективности производства на предприятиях, в отраслях и народном хозяйстве в целом. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность - показатель, представляющий собой  отношение прибыли к сумме  затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

Третьим определением рентабельности является:

Рентабельность - это степень  доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг.

Рентабельность разделяют  на две группы: общую и расчетную.

Общая рентабельность представляет собой процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой  суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств. Расчетная представляет собой - отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды.

Предприятие, реализуя, продукцию потребителям производит определённые затраты (расходы). Эти расходы представляют собой издержки производства данного предприятия (себестоимость) или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые составляют цену продукта. Индивидуальные издержки позволяют предприятию получать с продажи отдельного продукта прибыль, а следовательно, и относительного ее измерения - рентабельности.

Однако абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении эффективности производства или торговли. Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства - увеличения численности работников, роста парка оборудования. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается.

Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:

1) отношение прибыли  к издержкам производства, характеризующие  уровень прибыльности текущих  затрат (на приобретение сырья,  материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);

2) отношение прибыли  к среднегодовой стоимости производственных  фондов, характеризующие относительный  размер возрастания авансированных  затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов. Реальный смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.

Распределительной функцией рентабельности является распределения части прибавочного продукта - прибыли. Прибыль является важным критерием для развития и расширения производства предприятия. Таким образом, рентабельность важный и весьма необходимый показатель, который влияет на предприятие и экономику в целом.

1.2 Факторы, влияющие на рентабельность

В течении производственного  цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов. Которые можно разделить, на внешние – связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные и внепроизводственные. Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность “очистить” показатели эффективности от внешнего воздействия.

Рассмотрим  сначала факторы, непосредственно связанные с деятельностью предприятия,  которые оно может изменять и регулировать в зависимости от поставленных перед предприятием целей и задач, то есть  внутренние факторы. Которые можно разделить на производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия, и внепроизводственные факторы, которые непосредственно не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.

Внепроизводственные факторы включают в себя:

Снабженческо-сбытовую деятельность, то есть своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения.

Природоохранные мероприятия, необходимые для предприятий ряда отраслей, например, химической, машиностроительной и отраслей, и влекут за собой значительные издержки.

Штрафы и  санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, а, следовательно, и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников.

Финансовая  деятельность предприятия, то есть управление собственным и заемным капиталом на предприятие, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях.

Производственные  факторы, из курса экономической теории известно, что процесс производства состоит из трех элементов: средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы. В связи с этим, выделяют такие производственные факторы, как наличие и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Названные факторы являются основными факторами роста прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.

Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное.

Экстенсивные  факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства, к ним относятся:

  • изменение объема и времени работы средств труда, то есть, например, покупка дополнительных станков, машин, строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работы оборудования для увеличения объема производимой продукции;
  • изменение количества предметов труда, непроизводительное использование средств труда, то есть увеличение запасов, большой удельный вес брака и отходов в объеме выпускаемой продукции;
  • изменение численности рабочих, фонда рабочего времени, непроизводительные затраты живого труда (простои).

Количественное  изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, то есть предприятие должно следить за тем, чтобы не снижались тепы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.

Интенсивные производственные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся:

  • повышение качественных характеристик и производительности оборудования, то есть своевременная замена оборудования на более современное с большей производительностью;
  • использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости материалов;
  • повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости продукции, совершенствование организации труда.

Кроме внутренних факторов на рентабельность предприятия  оказывают косвенное воздействие  и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности. К данной группе факторов  относятся:

  • Географическое положение предприятия, то есть регион, в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных, республиканских центров, природные условия.
  • Конкуренция и спрос на продукцию предприятия, т.е. наличие на рынке платежеспособного спроса на продукцию фирмы, присутствие на рынке фирм – конкурентов.
  • Ситуация на смежных рынках, например, на финансовом, кредитном, рынке ценных бумаг, сырьевых ранках, так как изменение доходности на одном ранке, влечет за собой снижение доходности на другом, например, повышение доходности государственных ценных бумаг ведет к сокращению инвестиций в реальный сектор экономики.
  • Государственное вмешательства в экономику, которое проявляется в изменение законодательных основ деятельности рынка, изменение налогового бремени на предприятия, изменение ставок рефинансирования.

Источниками для  расчета коэффициентов рентабельности служат данные бухгалтерской и финансовой отчетности, внутренних регистров бухгалтерского учета на предприятии. К сожалению публикуемая бухгалтерская и финансовая отчетность не позволяет точно оценить рентабельность предприятия, так как на основе ее нельзя определить структуру выпускаемой (реализуемой) продукции, ее себестоимость и цену реализации, структуру заемных средств и расходы, связанные с возвратом заемных средств по каждому кредиту и займу, состав и структуру основных фондов, величину их износа. Источник для расчета коэффициентов рентабельности служит бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о финансовых результатах (форма № 2), приложение к балансу (форма №5).

1.3 Виды показателей рентабельности

 В  практике  российских  предприятий  используют  следующие   показатели рентабельности:

Рентабельность производства (R)  - это отношение балансовой  прибыли  к сумме  среднегодовой  стоимости  основных  производственных  фондов  (ОФ)  и оборотных средств (ОбФ).

 Общую  рентабельность  (рентабельность  предприятия)   определяют   как отношение  балансовой прибыли к средней  стоимости  основных  производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение  фонда  к  материальным  и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия.  Общая рентабельность определяется по формуле:

Ро = Пб /Ф × 100%                                                                                   (1.1)

Ро – это общая рентабельность,

Пб – общая сумма  балансовой прибыли,

Ф –  среднегодовая  стоимость   основных   производственных   средств, нематериальных активов и  материальных оборотных средств.

Уровень общей рентабельности  -  это  ключевой  индикатор  при  анализе рентабельности предприятия. Но если  требуется  точнее  определить  развитие организации,   исходя  из  уровня  ее   общей   рентабельности,   необходимо вычислить  дополнительно  еще  два  ключевых   индикатора:    рентабельность оборота и число оборотов капитала.

 Рентабельность оборота   отражает  зависимость  между   валовой  выручкой (оборотом) предприятия  и его издержками и исчисляется  по формуле:

Роб. = Пн.п. × 100 / В                                                                              (1.2)

Роб. – рентабельность оборота,

Пн.п. – прибыль до начисления процентов,

В – валовая выручка.

Чем больше прибыль по сравнению  с валовой  выручкой   предприятия,  тем больше рентабельность оборота. Широкое применение этот показатель получил  в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным  видам продукции.

 Число оборотов капитала  отражает отношение  валовой   выручки  (оборота) предприятия  к величине его капитала и исчисляется по формуле:

Чоб.к = В / А                                                                                             (1.3)

Чоб.к. – число оборотов капитала,

В – валовая выручка,

А – активы.

Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше число оборотов ее  капитала. В итоге уровень общей рентабельности определяется по следующей формуле:

Уо.р. = Роб × Чоб.к.                                                                                (1.4)

Уо.р. – уровень общей  рентабельности,

Роб. – рентабельность оборота,

Чоб.к. – число оборотов капитала.

Иначе  говоря,  уровень  общей  рентабельности,  то   есть   индикатор, отражающий прирост  всего вложенного капитала  (активов),  равен  прибыли до начисления процентов, умноженной на 100% и деленной на активы.

Показатели  рентабельности  продукции  отражают  эффективность  текущих затрат (в  отличие  от  показателя  общей  рентабельности,  характеризующего эффективность авансированного  капитала) и исчисляются как отношение  прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции:

Ррп = Прп /С × 100%                                                                               (1.5)

Ррп – рентабельность продукции;

Прп – прибыль от реализации продукции;

С – полная себестоимость реализованной продукции.

Рентабельность конкретного  вида продукции зависит  от  цен  на  сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и  других  затрат на производство.

Информация о работе Показатели рентабельности организации. Факторы, влияющие на прибыль