Цели
- Рассмотреть
историю жизни и появления нового учения
- Изучить и
понять главную идею создания теории капитализма
- Дать оценку
влияния работ Карла Маркса на общественный
строй
Задачи
- Доступно
доложить информацию о жизни Карла Маркса,
создания теории капитализма, разработок
новых учений
- Обсудить
взгляды Карла Маркса на политическую
и экономическую мысль
Актуальность
Актуальность
работ великого мыслителя безусловно
бесценна. В нашем веке общество стало
«зажиревшим», его ничем нельзя удивить,
ничем нельзя приструнить и самое главное
заставить человека жить не для себя, а
для общества. Работы Карла Маркса «перевернули»
Мир в начале XX века, благодаря его учениям
некоторые государства стали лидирующими
на тот момент. Поэтому сейчас нужно снова
нам с вами обратиться к помощи бессмертных
трудов Маркса и не просто создать общество
на их основе, а соединить несколько теорий
в одну и в итоге получить почти идеальную
систему управления. Мою мысль подтверждает
на практике очень известная страна Китай.
1 Введение
Бесспорно,
Карл Маркс - одна из самых величественных
и трагических фигур в новейшей истории.
По признанию и сторонников, и противников,
он был гениальным мыслителем, оказавшим
наиболее мощное влияние на судьбы человечества
в XX веке. Вряд ли кто из великих деятелей
новейшей эпохи удостаивался таких почестей,
граничащих с обожествлением, и вряд ли
кто подвергался такому глумлению и проклятиям,
особенно в последние годы, и особенно
в той стране, где он так долго был бесспорным
авторитетом и объектом всеобщего поклонения.
Мы так долго верили в правильность учения
Маркса, что потом решительно стали обвинять
его в наших ошибках и промахах, пытаясь
возложить на него вину за неудачи в строительстве
нового общества.
2
Биография Карла Маркса
Карл
Маркс (5.5.1818 - 14.3.1883), основоположник научного
коммунизма, учитель и вождь международного
пролетариата. Учение Маркс раскрыло
законы общественного развития и
указало человечеству путь к коммунистическому
обновлению мира. В личности Маркс
слились черты гениального мыслителя,
осуществившего революционный переворот
в общественных науках, и несгибаемого
революционного борца, способствовавшего
превращению рабочего движения в
могучую силу общественного прогресса.
Благодаря
влиянию отца, трирского адвоката
Генриха Маркса, а также друга
семьи Л. фон Вестфалена, Маркс
ещё в школьные годы усвоил идеи
французского и немецкого Просвещения.
С осени 1835 Маркс - студент Боннского,
а с октября 1836 - Берлинского университетов,
где изучал право, историю, философию,
теорию искусства. С 1837 он стал приверженцем
философии Гегеля, прежде всего гегелевской
диалектики, и сблизился с младогегельянцами,
которые делали из гегелевского учения
радикальные атеистические и политические
выводы. В апреле 1841 Маркс была присвоена
степень доктора философии за сочинение
"Различие между натурфилософией Демокрита
и натурфилософией Эпикура". Но уже
в этой работе Маркс, оставаясь ещё идеалистом,
гегельянцем, проявил некоторую независимость
от взглядов Гегеля: признание античных
философов-материалистов, боевой атеизм,
провозглашение принципа активного отношения
философии к жизни. Большое влияние на
Маркс оказали произведения Фейербаха,
способствовавшие переходу его в дальнейшем
на материалистические позиции. Однако
Маркс вскоре осознал и некоторые слабые
стороны фейербахианства: созерцательность,
недооценку значения политической борьбы.
В
активной политической и публицистической
деятельности Маркс увидел средство
практического осуществления идеалов
передовой философии. В статье "Заметки
о новейшей прусской цензурной инструкции"
(написана в феврале 1842) Маркс подверг
резкой критике не только полицейские
меры против оппозиционной печати,
но и всю прусскую правительственную
систему. Ещё более радикальный
характер приобрели выступления
Маркс на страницах "Рейнской газеты"
("Rheinische Zeitung"), издававшейся в Кельне
оппозиционными кругами прусской буржуазии.
В мае 1842 Маркс опубликовал здесь
первую статью, а с 15 октября стал
одним из редакторов газеты. Благодаря
организаторскому таланту, огромной энергии
и литературному дарованию Маркс
газета превратилась в рупор революционно-демократических
идей, в провозвестника борьбы против
сословно-абсолютистского строя, против
политической и идеологической реакции.
В статьях "Дебаты шестого рейнского
ландтага", "Оправдание мозельского
корреспондента" Маркс выступил
как защитник интересов политически
и социально обездоленной массы.
В статье "Коммунизм и аугсбургская
„Allgemeine Zeitung”" он обратил внимание
на связь между борьбой пролетариата
в Великобритании и Франции и
распространением коммунистических идей.
Желание лучше понять положение
трудящихся масс побудило Маркс заняться
исследованием сферы материальных
отношений. Решительной критике
подверг Маркс либеральную половинчатость,
осудив также псевдореволюционное
фразёрство анархиствующей ультрарадикальной
группы младогегельянцев, так называемых
"Свободных". Революционная линия
"Рейнской газеты" вызвала усиление
цензурного надзора, а затем и
указ о её закрытии с 1 апреля 1843. 17 марта
Маркс покинул пост редактора.
Май
- октябрь 1843 Маркс провёл в Крейцнахе.
19 июня он женился на Женни фон
Вестфален, ставшей ему верным помощником
в трудах и борьбе. В рукописи
"К критике гегелевской философии
права" (впервые опубликована в
СССР в 1927) Маркс не только противопоставил
гегелевской апологии прусской монархии
и бюрократии, его умеренному конституционализму
принцип демократии, но и подверг
пересмотру идеалистические основы
философии Гегеля. Маркс пришёл к
выводу, что не государство определяет
гражданское общество, то есть сферу
материальных интересов, а наоборот, это
последнее обусловливает характер политического
строя. Важную роль в формировании материалистических
взглядов на общественную жизнь сыграли
занятия Маркс всемирной историей (Крейцнахские
тетради с выписками).
В
октябре 1843 Маркс переехал в Париж
с целью издания общественно-политического
журнала. Его жизненный опыт обогатился
непосредственным знакомством с
революционными традициями французского
пролетариата, с рабочими организациями,
демократическими и социалистическими
кругами, в том числе и с
русскими эмигрантами. Анализ утопических
социалистических и коммунистических
учений (произведения А. Сен-Симона, Ш.
Фурье, Г. Бабёфа, Т. Дезами, Э. Кабе, позднее
- Р. Оуэна) позволил Маркс выделить
содержащиеся в них рациональные
элементы, отбросив всё незрелое и
фантастическое. В феврале 1844 вышел
единственный (двойной) номер журнала
"Немецко-французскuй ежегодник"
("Deutsch-Franzosische Jahrbucher"). В статьях
"К еврейскому вопросу", "К
критике гегелевской философии
права. Введение" Маркс в несовершенной
ещё терминологической форме, отразившей
влияние фейербахианства, доказывал,
что коммунистическое преобразование
общества является единственным реальным
путём преодоления ограниченности
буржуазной революции и освобождения
человека от социальных, национальных
и других оков. Важнейшей вехой
в превращении социализма из утопии
в науку было выдвижение Маркс
положений о пролетариате как
общественной силе, способной осуществить
это преобразование, и о передовой
теории как духовном оружии пролетариата.
Статьи в "Немецко-французском ежегоднике"
ознаменовали собой окончательный
переход Маркс от идеализма к
материализму и от революционного демократизма
к коммунизму. Отныне Маркс действует
как пролетарский революционер, идеолог
рабочего класса, "...апеллирующий к
массам и к пролетариату" (Ленин
В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд.,
т. 26, с. 48).
В
Париже Маркс была сделана первая
попытка критически рассмотреть
в свете сложившихся у него
материалистических и коммунистических
взглядов экономические основы буржуазного
общества. Убедившись ещё в 1843, что "анатомию
гражданского общества следует искать
в политической экономии", Маркс
занялся ее изучением. Продолжал
Маркс и свои исторические исследования,
в частности изучение Великой
французской революции. В понимании
роли классовой борьбы Маркс пошёл
значительно дальше французских
историков О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье,
не сумевших увидеть экономические
корни происхождения классов
и подлинный характер классовых
антагонизмов капитализма. Определилось
в общих чертах и отношение
Маркс к классикам английской
политической экономии А. Смиту и
Д. Рикардо. Высоко оценив их учение, Маркс
уяснил и присущую им ограниченность
- толкование исторически преходящих
буржуазных отношений как якобы
вечных. Результаты своих исследований
Маркс изложил в "Экономическо-философских
рукописях 1844 года" [впервые опубликованы
институтом марксизма-ленинизма (ИМЛ)
на русском языке частично в 1927 и
полностью в 1956, на языке оригинала
в 1932]. Маркс вскрыл здесь антагонистический
характер экономической структуры капиталистического
общества. В первоначальной, зародышевой
форме Маркс наметил пути выяснения характера
присвоения буржуазией продукта труда
наёмных рабочих. Положение трудящихся
в эксплуататорском обществе Маркс выразил
посредством категории "отчуждённый
труд", показав, что при господстве частной
собственности условия, орудия и результаты
труда выступают по отношению к работнику
как некая чуждая и закабаляющая его сила.
Для уничтожения частной собственности
и создания общества, в котором будет ликвидировано
отчуждение труда и возобладают подлинно
гуманистические начала, требуется, подчёркивал
Маркс, "...действительное коммунистическое
действие..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Из
ранних произведений, 1956, с. 606), то есть
пролетарская революция.
Публицистическую
деятельность Маркс продолжал на
страницах немецкой эмигрантской газеты
"Форвертс!" ("Vorwarts!"). Происходившее
в июне 1844 Силезское восстание
ткачей Маркс оценил как признак
пробуждения у рабочих сознания
своей классовой противоположности
капиталистам. К сотрудничеству в "Форвертс!"
Маркс привлек и остановившегося
в Париже в конце августа 1844 проездом
из Великобритании в Германию Ф. Энгельса,
с которым ещё раньше вступил
в переписку. Парижская встреча,
обнаружившая полное единство взглядов
Маркса и Энгельса, положила начало
отношениям, которые, по словам В. И. Ленина,
превзошли "...все самые трогательные
сказания древних о человеческой
дружбе" (Полное собрание сочинений,
5 изд., т. 2, с. 12). Первым плодом содружества
Маркс и Энгельса была совместная
работа "Святое семейство, или Критика
критической критики" (большая
часть книги написана Маркс), опубликована
в феврале 1845. Направленное против младогегельянцев,
Б. и Э. Бауэров и других, это
произведение явилось боевым выступлением
в защиту формирующегося научного пролетарского
мировоззрения. Маркс и Энгельс
раскрыли в нём несостоятельность
идеалистической философии, прежде
всего субъективного идеализма
младогегельянцев, показали значение
борьбы материализма с идеализмом в
процессе развития философской мысли,
обосновали необходимость соединения
материализма с диалектикой. Дальнейший
шаг был сделан и в разработке
материалистической концепции общественного
развития - из определяющей его совокупности
материальных отношений было выделено
главное звено: общественное производство.
В противовес младогегельянцам, противопоставлявшим
"критически мыслящие личности" "инертной
массе", Маркс показал решающую
роль народных масс в истории, подчеркнув
возрастание этой роли в революционные
эпохи. Развивая мысль об исторической
роли рабочего класса, Маркс и Энгельс
доказали, что пролетариат осуществляет
революционное преобразование общества
в интересах всех трудящихся.
В
январе 1845 французские власти, действуя
в сговоре с прусским правительством,
распорядились о высылке редакторов
и сотрудников "Форвертс!". 3 февраля
Маркс выехал в Брюссель, где провёл
три года. В апреле 1845 туда же приехал
Энгельс. В задуманном новом труде
они предполагали противопоставить
свои диалектико-материалистические взгляды
не только идеалистическим течениям (бр.
Бауэр, Маркс Штирнер и другие), но и созерцательному,
остававшемуся в толковании общественных
явлений на идеалистических позициях
фейербахианскому материализму. Ряд идей
этого труда Маркс сформулировал в "Тезисах
о Фейербахе", подчеркнув в них решающее
значение практики как в жизни общества,
так и в процессе познания (практика - критерий
истины). Общий революционный характер
нового мировоззрения Маркс выразил в
заключительном тезисе: "Философы лишь
различным образом объясняли мир, но дело
заключается в том, чтобы изменить его"
(Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд.,
т. 3, с. 4). К написанию труда с критикой
немецких идеологов Маркс и Энгельс приступили
в ноябре 1845, не оставляя других научных
занятий. Однако многие начатые работы,
в частности статью с критикой взглядов
немецкого экономиста Ф. Листа (набросок
её опубликовал ИМЛ в 1971), Маркс не удалось
довести до печати. Неудачу потерпели
и попытки издать законченную в основном
в апреле 1846 рукопись двухтомной "Немецкой
идеологии" (целиком была опубликована
в СССР в 1932). Однако главная цель Маркс
и Энгельса - уяснение вопроса для самих
себя - была достигнута.
В
"Немецкой идеологии" впервые
было дано развёрнутое изложение
материалистического понимания
истории как сложившейся и
цельной концепции. Вскрыв диалектику
взаимодействия производительных сил
и производственных отношений (они
фигурируют ещё под термином "формы
общения"), показав неизбежность
конфликта между устаревшими
производственными отношениями
и развившимися производительными
силами, Маркс и Энгельс выяснили
законы, обусловливающие революционную
смену одного способа производства
другим, более прогрессивным, и соответствующие
изменения во всей политической структуре
общества и формах общественного
сознания. Исторический материализм
Маркс и Энгельса, покончивший
с хаосом и произволом во взглядах
на историю и на политику, В. И. Ленин
называл "величайшим завоеванием
научной мысли..." (Полное собрание
сочинений, 5 изд., т. 23, с. 44). Вскрыв закономерность
перехода от устаревшей общественной
формы (позднее Маркс ввёл термин
"общественная формация") к более
прогрессивной, Маркс и Энгельс
обосновали историческую неизбежность
установления коммунистического строя.
В неразвёрнутом ещё виде была
высказана мысль о завоевании
рабочим классом политической власти
как условии достижения коммунизма
(первоначальная формулировка идеи диктатуры
пролетариата).
Вокруг
нового идейного знамени Маркс стремился
сплотить передовые элементы пролетариата,
добиваясь преодоления незрелых
сторон существующих рабочих организаций
- чартистской партии, "Союза справедливых",
объединявшего немецких рабочих
и ремесленников, и других. В начале
1846 Маркс создал с этой целью Брюссельский
Коммунистический корреспондентский
комитет, поддерживавший связи с
корреспондентскими комитетами и группами
в Великобритании, Франции, Германии.
Решительную борьбу пришлось вести
Маркс с представителями различных
течений мелкобуржуазного социализма.
В "Циркуляре против Криге" и
других работах (в том числе и
во 2-м томе "Немецкой идеологии")
Маркс и Энгельс разоблачили мещанский
характер немецкого "истинного социализма".
В мае 1846 произошёл разрыв Маркс с идеологом
утопического уравнительного коммунизма
В. Вейтлингом. Против социал-реформистских
тенденций прудонизма была направлена
вышедшая летом 1847 книга Маркс "Нищета
философии. Ответ на "Философию нищеты"
г-на Прудона". Эту книгу В. И. Ленин считал
одним из первых произведений зрелого
марксизма. Показав несостоятельность
философских и экономических взглядов
Прудона, Маркс изложил основные принципы
материалистического понимания истории
и выдвинул ряд положений, составивших
методологические и теоретические предпосылки
для разработки политической экономии
пролетариата: об исторически преходящем
характере капиталистического способа
производства, об эксплуататорской сущности
отношений между трудом и капиталом, об
углублении противоречий капитализма,
о социальных последствиях развития крупной
промышленности - формировании пролетариата.
Закладывая тактические основы пролетарского
движения, Маркс показал значение профессиональных
союзов, стачечной борьбы, необходимость
политических действий рабочего класса,
приобретения им классового сознания.