Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 12:23, курсовая работа
Ситуация, складывающаяся на молодежном рынке труда в последние
годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к
ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди
молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых
людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по
сравнению с другими категориями населения. До начала 1991 г. действовало законодательство
закрепляющее принцип всеобщей занятости. На большинстве предприятий имелись
излишки рабочей силы, которые по различным оценкам, к началу 90-х годов
составляли от 10 млн. до 20 млн. человек, и несмотря на это администрации все
равно предписывалось нанимать рабочую силу.[1]
Введение........................3
1. Рынок труда......................4
1.1 Характеристика рынка труда................4
1.2 Безработица.......................5
1.3 Дискриминация на рынке труда..............8
2. Рынок труда и молодежь..................12
2.1 Молодежь на рынке труда.................12
2.2 Подготовка молодежи к выходу на рынок труда.......16
3.Решение проблемы занятости молодежи...........19
3.1 Программы поддержки молодежи.............19
3.2Правовое регулирование молодежной политики........19
3.3 Содействие профессиональной подготовке молодежи
и трудовой занятости...................21
Заключение........................23
Список литературы....................24
квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно
ожидать роста
безработицы среди
всего, среди молодежи–выпускников общеобразовательных школ, не продолжающих
дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации.
Поэтому необходима
рациональная организация
профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием
национальной экономики, так и с мировыми тенденциями на рынке труда.
В последнее
время все большее число
полноценного
образования необходимым
социального статуса и более высокого материального положения, определенной
гарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим
элементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает качественно
сбалансированный спрос и предложение труда, во многом определяет
эффективность мер по реализации молодежной политики занятости. Вот почему при
сокращении подготовки квалифицированных кадров в ПТУ и средних специальных
учебных заведениях прием студентов в вузы из года в год увеличивается.
Большое значение имеет развивающаяся в службе занятости система
профессионального обучения незанятого населения. Она способствует
профессиональной адаптации высвобождаемых работников и незанятого населения,
повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Профессиональное обучение
безработных осуществляется по трем каналам: переподготовка кадров,
первоначальное обучение, повышение квалификации.
По мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки
отраслевой структуры занятости ценность общеобразовательной и социальной
подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению
занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт подтверждают
устойчивую тенденцию
роста продолжительности
позднего вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно изменяются
и требования нанимателей к рабочей силе. От тактики быстрой максимизации
сиюминутной прибыли предприниматели переходят к долговременной стратегии
получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в перспективе у
них появится потребность в расширении найма молодой рабочей силы. В
противоположном направлении будет действовать фактор роста цены рабочей силы
и, в особенности,
профессионально
среди молодежи будет зависеть от общей ситуации на рынке труда. Тем не менее,
он будет увеличиваться, хотя, очевидно, и меньшими темпами, чем у зрелых
работников.
2.2 Подготовка молодежи к выходу на рынок труда
Рыночная трансформация
казахстанской экономики
личности в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений,
осуществляет
самостоятельный
ответственность за его последствия в виде: размеров заработной платы, условий
труда, возможностей для развития своих способностей и профессиональной
карьеры.
На основе комплексного исследования Алматинским центром занятости выявлены
проблемы занятости молодежи:
-диспропорциональность на молодежном сегменте рынка труда,
-причины незанятости безработной молодежи,
-конкурентоспособность
основных потоков учащейся
школ-интернатов, учебно-производственных центров и детских домов, учащиеся
ПТУ, техникумов, вузов ) при первичном выходе на рынок труда с точки зрения
профессионально-
труда и социально-психологической ориентации на рынке труда города,
-факторы успешной профессиональной карьеры,
-проблема координации
деятельности социальных
профессионального самоопределения и занятости молодежи,
- несоответствие действующей в городе системы психолого-профориетационной
работы новым
экономическим реалиям и другие
особенности молодежного
рынка труда.
Как показало исследование, молодежь не получает знаний о современном рынке
труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной
профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых
отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.
При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические
представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере,
которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению
сложных социально- психических состояний (тревога; состояние депрессии,
влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности,
комплексом вины ) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с
трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых
ценностей. Таким образом, безработица негативно влияет на социально-
психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению
взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной
социализации оказывается нарушенным.
Вместе с тем, положение молодежи на рынке труда определяется и деятельностью
образовательных учреждений города, которые через процесс подготовки и
воспитания задают
профессионально-
выпускников, формируют ценностные ориентации на труд, модель поведения на
рынке труда и в сфере трудовых отношений.
В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует
целенаправленная,
систематическая психолого-
которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с
учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке
труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов,
призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости;
отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных психолого-
профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного
учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные
заведения разного уровня подготовки).
В современных
социально-экономических
проблемы подготовки специалистов в области профессиональной ориентации - это
подготовка данных специалистов из числа безработных граждан, имеющих высшее
образование, но чьи профессии устарели или существует избыток данных
профессий на рынке труда города, района.
Глава 3. Решение
проблемы занятости молодежи
3.1 Программы
поддержки молодежи.
Отраслевые
органы социальной сферы
Это обстоятельство
вызвало потребность в округе
в специальном органе
Деятельность
Комитета характеризуется
3.2 Правовое регулирование
молодежной политики
Необходимость
формирования современной
Правовое регулирование,
связанное с проблемами молодежи, до активизации
нормативно-правовой деятельности Комитета
по делам молодежи характеризовалось
принятием документов, направленных на
решение проблем тех или иных наиболее
незащищенных категорий молодежи или
категорий населения, в которые без особого
выделения входили и молодые жители округа
(инвалиды, дети, оставшиеся без попечения
родителей, семьи с низкими доходами и
т.д.). В количественном отношении документы,
отстаивающие и реализующие принципы
прямых мер социальной защиты, как правило,
в виде единовременных пособий и компенсаций
преобладали. Несмотря на существование
на тот период ряда общественных объединений
молодежи в стране, активное участие самой
молодежи в программах ее временной и
постоянной занятости, достаточно развитую
клубную работу, молодежь до определенного
момента не имела достаточного правового
обеспечения своего статуса в качестве
субъекта государственной молодежной
политики, как не имели ее в достаточной
степени органы по делам молодежи .
Однако формирование
сильной политики, достижение устойчивого
управления требуют четкого