Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:47, контрольная работа
Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики. Корректное и научно обоснованное обнаружение закономерностей функционирования экономической системы всегда имело судьбоносное значение. Объективно существующие экономические системы находят своё отражения в теоретических экономических системах.
Введение
3
1.1.
Понятие и структура экономических систем
3
1.2.
Основные типы экономических систем
6
1.2.1.
Традиционная экономическая система
6
1.2.2.
Рыночная система
8
1.2.3.
Смешанная экономическая система
14
1.3.
Проблема координации в различных экономических системах
16
Заключение
19
II. Товар и его свойства. Двойственный характер труда, воплощенного в товаре.
Введение.
21
2.1.
Товар и его свойства.
23
2.2.
Двойственный характер труда, воплощенного в товаре.
33
Заключение.
34
Список литературы
36
1) даже самые простые из необходимых людям благ оказались «дефицитом»;
2) масса предприятий постоянно несли убытки, и даже существовала такая поразительная их категория, как «планово-убыточные предприятия». При этом работники таких предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;
3) самой большой удачей для граждан и предприятий было «достать» какой-то импортный товар или оборудование. В итоге конец XX в. стал эпохой глубокого разочарования в возможностях планово-командной системы, а бывшие социалистические страны занялись нелегким делом возрождения частной собственности и системы рынков. Хотя организационным механизмом чистого капитализма служит рыночная система, необходимо признать важную роль конкуренции в качестве механизма контроля в такой экономике. Рыночный механизм предложения и спроса сообщает желания потребителей (общества) предприятиям, а через них - и поставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти желания. Между тем конкуренция не ограничивает свою роль гарантированием надлежащей реакции на потребности общества. Именно конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства в конечном счете означает их устранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффективные методы производства. Весьма примечательным аспектом функционирования и корректировочных операций конкурентной рыночной системы является то, что она создает необычайное и важное тождество - тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной рыночной системы, одновременно - как бы направляемые «невидимой рукой» - способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов. Известно, например, что при существующей конкурентной конъюнктуре фирмы применяют самую экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции, поскольку это отвечает их частной выгоде. Поступать по-другому означало бы для них отказаться от прибылей или даже рисковать со временем потерпеть банкротство. Но вместе с тем очевидно, что интересам общества отвечает использование редких ресурсов с наименьшими издержками, т.е. наиболее эффективными методами. Поступать иначе означало бы производство данного объема продукции с большими издержками или принесение в жертву альтернативных товаров, которые действительно необходимы обществу. Итак, сила конкуренции контролирует или направляет мотив личной выгоды таким образом, что он автоматически и непроизвольно способствует наилучшему обеспечению интересов общества.
1.2.3. Смешанная экономическая система
Говоря о планово-командной или рыночной экономической системе, в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем. Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер. Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:
1) некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т.д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;
2) оно может смягчить
негативные последствия
Поэтому для цивилизации
конца XX в. преобладающей стала смешанная
экономическая система.
а) не получают от государства планов;
б) работают по рыночным законам;
в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.
В этих странах главные
экономические вопросы в
К какой же экономической системе лежит дальнейший путь России?
Вернуться к командной системе было бы гибелью: уже первую попытку создания такой системы на протяжении 1917-1991 гг. страна пережила с трудом. Значит, России в ближайшем будущем неизбежно придется воссоздавать рыночные механизмы и строить на их основе смешанную экономическую систему. Другое дело, что нашей стране надо выбрать для себя конкретную национальную модель такой системы - при которой необходимо избегать возникновения командной системы и допускать вмешательство государства в экономическую жизнь страны лишь для решения тех экономических задач, которые рынки решить не могут или решают неудачно.
1.3. Проблема координации в различных экономических системах
Анализ проблемы размещения благ выводит нас на проблему взаимодействия экономических субъектов. После того, как каждый экономический субъект оценил свои выгоды и затраты и сделал выбор, общество сталкивается с необходимостью координации экономической деятельности отдельных субъектов, которая включает в себя необходимость:
1) согласовать между собой решения производителей;
2) согласовать решения
3) согласовать решения
о производстве и потреблении
в целом. Эта необходимость
порождается многими причинами,
В зависимости от того, как решается проблема размещения благ, а следовательно, и координации экономической деятельности, различают определенные экономические системы. Очевидно, что характеризующие особенности данной экономической системы различия в способах размещения благ и координации экономической деятельности определяются различиями в регулирующих экономическое поведение институтах и институциональных структурах. В административной системе косность патриархального общества отчасти преодолевается разрывом однозначной связи экономического субъекта и норм его поведения, хотя роль давления идеологии еще весьма велика. Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей подсистемы, которой является, прежде всего, государство, какие бы различные формы оно ни принимало. Соответствие поведения экономического субъекта управляющим воздействиям обеспечивается в первую очередь внеэкономическими средствами, помимо идеологии включающими аппарат принуждения. Такая координация экономической деятельности обеспечивает возможности значительного развития за счет соответствующего изменения норм экономического поведения, а также концентрации ресурсов под контролем управляющей подсистемы. Ее слабым местом является отсутствие внутренних стимулов экономической активности у подчиняющихся внешним командам и ограниченным ими в своих действиях экономических субъектов. Поэтому периоды бурного, но недолгого развития чередуются в таких системах с состояниями застоя и упадка. В рыночной системе нормы экономического поведения формируются на основе взаимодействия продавцов и покупателей. Это соединяет в себе, с одной стороны, возможности экономического развития путем изменения параметров и правил экономической деятельности в ходе сотрудничества и конкуренции, а с другой стороны, возможности обеспечить индивидуальную заинтересованность экономических субъектов в таком развитии при использовании института частной собственности. При этом все экономические субъекты подчиняются единым всеобщим правилам, ограничивающим свободу действий каждого обязательными для всех нормами права и границами его владения, но обеспечивающими значительное повышение самостоятельности и экономической активности. При этом с расширением индивидуальной свободы действий общая упорядоченность и регламентированность экономической деятельности существенно возрастает. Поэтому последствия неудачных экономических решений могут оказаться весьма суровыми. Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и прежде всего система цен. В каждый данный момент времени все системы координации экономической деятельности сосуществуют в конкретных экономических системах, соединяясь в различных соотношениях. Как было показано, каждая система имеет свои выгоды и слабые стороны. В условиях рыночной системы затраты экономической деятельности, связанные в данном случае с осуществлением рыночных сделок, приобретают форму транзакционных издержек. В их состав входят издержки сбора и обработки информации, связанные с определением предмета сделки, получением ценовой и иной информации, определением своей позиции, поиска партнера, распространением информации о желании вступить в сделку; издержки проведения переговоров и принятия решения, в том числе выработки условий рыночного соглашения и его оформления в соответствующем юридическим нормам виде; издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта, такие как контроля за качеством и иными характеристиками предмета сделки, определения и защиты прав собственности (в том числе в судебном порядке), проверки и обеспечения соблюдения условий соглашения. Затраты экономической деятельности, связанные с функционированием административной системы, принимают вид административных издержек. К ним относятся издержки ин-формационного обеспечения (получения информации о состоянии управляемых объектов и ее переработки); издержки подготовки административных решений (выработки проектов решений, их согласования в различных подразделениях административного аппарата, утверждения имеющими право принятия решения); издержки исполнения (доведения принятых решений до непосредственных исполнителей, обеспечения правовых условий выполнения, включая распределение полномочий, контроля вышестоящих организаций, функционирования системы стимулов и санкций). Сопоставление уровней трансакционных и административных издержек определяет соотношение и границы действия рыночного и административного механизмов в данной конкретной экономической системе. Рынок обеспечивает наиболее экономное функционирование процесса координации, сводя одну из частей трансакционных издержек (на сбор информации) до минимума. Проблема координации в рыночных условиях анализируется с помощью модели кругооборота и модели спроса и предложения. Модель кругооборота разделяет экономику на два сектора: домашние хозяйства и фирмы. Домашние хозяйства используют доходы, которые они получают от продажи своих ресурсов - труда, капитала и земли, для покупки товаров и услуг от фирм. Фирмы используют деньги, которые они получают от продажи товаров и услуг, для покупки ресурсов у домашних хозяйств. Именно домашние хозяйства решают, что потреблять, а следовательно - что производить. Эти решения должны послужить основой производственных планов фирм. Фирмы должны скоординировать свои решения по использованию ограниченных ресурсов. В рыночной системе задачу координации решают два типа рынков: рынок производственных ресурсов и рынок потребительских благ. Модель спроса и предложения дает объяснение взаимодействия предпринимательского сектора и сектора домашних хозяйств. Когда два сектора взаимодействуют по поводу купли-продажи на товарном рынке, модель определяет цену и количество продаваемых товаров. Когда они взаимодействуют по поводу купли-продажи на рынке ресурсов, они определяют цену и количество ресурсов.
Заключение.
Хозяйственная жизнь человечества может быть устроена различным образом. Эти различия сильнее всего проявляются в способах принятия хозяйственных решении и типе собственности на основные виды ресурсов. Человечеству известны четыре типа экономических систем: традиционная, рыночная, командная и смешанная. Рыночная система предполагает такое устройство экономической жизни общества, при котором все экономические ресурсы находятся в частной собственности, а все решения принимаются на соответствующих рынках. Деятельность этих рынков никем не ограничивается и не регулируется. Командная система. Такая экономическая система предполагает ликвидацию частной собственности на факторы производства и ее замену на государственную собственность. Основные экономические вопросы решаются государственными органами управления и реализуются с помощью обязательных для исполнения распоряжений и планов. Для этого государство вынуждено регулировать все аспекты экономической жизни общества, включая установление цен и заработной платы. Плохое функционирование такой системы связано с потерей интереса людей к труду и оценкой его результатов по формальным критериям, которые могут не совпадать с реальными нуждами общества. Смешанная экономическая система. Эта экономическая система предполагает сочетание частной собственности на подавляющую часть экономических ресурсов с ограниченной государственной собственностью. Государство участвует в решении основных экономических вопросов не с помощью планов, а путем централизации в своем распоряжении части экономических ресурсов. Эти ресурсы распределяются таким образом, чтобы компенсировать некоторые слабости рыночных механизмов.
Введение.
К. Маркс начинает исследование закономерностей развития капиталистического общества с анализа товара. Первая глава I тома «Капитала» открывается словами: «Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, является огромным скоплением товаров, а отдельный товар - его элементарной формой». Затем дается определение товара и рассматриваются его свойства, противоречия. Мы же предпримем попытку рассмотреть эти понятия через призму реальной экономики. Основу экономики образуют два фундаментальных положения: безграничность материальных потребностей общества (его индивидов и институтов) и ограниченность экономических ресурсов, т.е. средств для производства товаров и услуг. Потребители желают приобрести и использовать товары и услуги, удовлетворить свои потребности в них. Перечень таких товаров и услуг поразительно широк, и он непрерывно преумножается. Материальные потребности обладают высоким коэффициентом воспроизводства. И в каждый данный момент индивиды и институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворенных потребностей. Предприниматель (частный, коллективный или государственный) берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товаров или услуг. Созданный им продукт должен удовлетворить личную или производственную потребность других людей, быть полезным для них. Полезность придает вещам или услугам потребительную стоимость. Ресурсы предоставляются предпринимателям в обмен на денежный доход. На производство товаров и услуг затрачиваются, таким образом, материальные ресурсы (прошлый труд) и живой труд людей, занятых в данном производстве. Воплощенный в товаре общественный труд и образует его стоимость. Он проявляется при обмене товаров. А сам товар выступает как неразрывное, хотя и противоречивое единство двух своих сторон: потребительной стоимости и стоимости. Советская экономическая наука базировалась на трудовой теории стоимости К. Маркса. Ее смысл заключается в том, что всякий товар есть продукт человеческого труда, и величина его стоимости определяется общественно-необходимым трудом, затраченным на его производство. Величина этого труда определяется средним временем на производство товара при данном среднем уровне развития производительных сил, при среднем уровне умелости и интенсивности труда. В реальной экономике ни общественно-необходимого труда, ни усредненного рабочего времени не существует. Здесь господствуют конкретный труд и определенное время в часах и минутах. Любой товаропроизводитель, предлагая покупателю свой товар, рассчитывает на получение такой цены, которая бы возместила ему понесенные расходы (издержки производства) и принесла определенную, при том не меньшую, по сравнению с другими бизнесменами, прибыль. Прибыль выступает как доход на затраченный самим предпринимателем труд. В теории трудовой стоимости выражена позиция продавца. Но ведь покупателю нет никакого дела до «чужих» издержек производства и сбыта. Он оценивает товар по своим критериям, ценностью того, чем необходимо пожертвовать для приобретения данного товара. Выходит, покупатель определяет стоимость блага своими затратами. Это есть альтернативная стоимость - понятие которое связывает воедино закон спроса и принципы, управляющие предложением. Высокие цены за билеты на концерты эстрадных «звезд» объясняются не высокими затратами общественно необходимого труда, а готовностью людей пожертвовать многим ради «билетика». Противоречивость позиций продавца и покупателя блага в марксистской теории получила свое разрешение в определении стоимости как «определенном общественном отношении», в несовпадении цены блага с его стоимостью.
2.1. Товар и его свойства
В натуральном хозяйстве производились вещи, блага. Благо - это вещь или услуга, которая удовлетворяет тем или иным человеческим потребностям. Благо может выступать в форме товара, который производится только при товарном производстве. Товар отличается от блага тем, что он удовлетворяет потребность человека посредством обмена, т.е. через акт купли-продажи. В литературе блага часто делят на экономические и неэкономические. Экономическими признаются блага, существующие в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют. Например, воздух существует в неограниченном количестве и не является экономическим благом. Экономическое благо, предназначенное для обмена, признается товаром. При этом не обязательно, как считают некоторые современные западные экономисты, чтобы товар выступал как результат труда. Главное, утверждают они, что товар предназначен удовлетворять потребность посредством обмена. Действительно, блага, на которые не затрачен труд, могут приобретать форму товара (например, необработанная земля) и продаваться. Но в основном блага создаются благодаря производственной деятельности людей. Согласно трудовой теории стоимости, товар - это продукт труда, предназначенный для удовлетворения какой-либо человеческой потребности посредством обмена, т.е. путем купли-продажи. Не всякая вещь или благо (например, вода, воздух и т.п.), способны удовлетворять ту или иную потребность, является товаром. К товарам относится не все то, что удовлетворяет человеческие потребности, а только продукты человеческого труда. Но и продукты человеческого труда не всегда были и являются товаром. Если продукт производится для удовлетворения своих потребностей, то он не является товаром. Продукт человеческого труда становится товаром, когда он производится для удовлетворения потребностей других, т.е. когда он производится на продажу. В процессе осуществления акта купли-продажи отдельные члены общества вступают межу собой в отдельные отношения. Следовательно, товар - это общественная форма продукта труда. Товары могут различаться в зависимости от характера удовлетворения потребностей. Они делятся на следующие виды.
1. Взаимозаменяемые продукты.
Если растет потребление
2. Взаимодополняемые
товары. Они сопутствуют друг
другу, и потребность в них
одновременно увеличивается
Информация о работе Понятие и структура экономической ситемы общества