Понятие и структура экономической ситемы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:47, контрольная работа

Описание

Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики. Корректное и научно обоснованное обнаружение закономерностей функционирования экономической системы всегда имело судьбоносное значение. Объективно существующие экономические системы находят своё отражения в теоретических экономических системах.

Содержание

Введение
3
1.1.
Понятие и структура экономических систем
3
1.2.
Основные типы экономических систем
6
1.2.1.
Традиционная экономическая система
6
1.2.2.
Рыночная система
8
1.2.3.
Смешанная экономическая система
14
1.3.
Проблема координации в различных экономических системах
16

Заключение
19
II. Товар и его свойства. Двойственный характер труда, воплощенного в товаре.


Введение.
21
2.1.
Товар и его свойства.
23
2.2.
Двойственный характер труда, воплощенного в товаре.
33

Заключение.
34

Список литературы
36

Работа состоит из  1 файл

контр. понятие и структура экон ситемы общества.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

3. Независимые блага,  или, иначе говоря, не сопряженные,  «самостоятельные» товары. Потребности  в этих вещах никак не связаны  между собой (например, бананы  и рыба, трикотажные изделия и  наручные часы). Товар обладает  двумя свойствами: потребительской  стоимостью и стоимостью  
 
Потребительская стоимость         Рассматривая сущность товара, необходимо различать его основные свойства. Анализ товара следует начинать с его потребительской стоимости. В данном отношении товар представляет собой вещь, которая благодаря своим свойствам удовлетворяет определенные человеческие потребности. Потребительская стоимость прямо зависит от потребительских свойств вещей. Полезность вещи или услуги, обусловленная их потребительскими свойствами, определяет их потребительскую стоимость. При покупке товара (как вещи или услуги) человек производит «оценку» потребительских стоимостей, «исследует» их качество, сопоставляет объективную и субъективную стороны потребительной стоимости различных товаров и услуг. Таким образом, потребительная стоимость товара является более емкой категорией по сравнению с его полезностью. Роль потребительной стоимости в условиях товарного производства состоит в том, что она является вещественной основой, материальным носителем общественных отношений и цели производства и ее следует изучать как общественную потребительную стоимость, поскольку в условиях общественного разделения труда продукт изготавливается не для потребления самим производителем, а для других людей. Так как общественная потребительная стоимость представляет промежуточное звено между производством и потреблением, ее характер имеет важное значение для процесса реализации продуктов в масштабе всего общества. Это, в свою очередь, свидетельствует об ограниченной связи потребительной стоимости с качеством продукции, а значит, и с эффективностью производства. Историческая тенденция эволюции потребительной стоимости заключается в значительном расширении количества потребительных стоимостей; в усложнении процесса их создания, росте полезных свойств традиционных товаров, повышении качества и долговечности большинства товаров; создание растущего количества потребительных стоимостей в форме товарных услуг и др. Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять ту или иную человеческую потребность. Это свойство иногда определяется как полезность товара. При этом под полезностью понимается только способность товара удовлетворять человеческие потребности, независимо от его влияния на здоровье человека. Вышеуказанное определение потребительной стоимости относится как к средствам производства, так и к предметам потребления. Например, потребительная стоимость стали - это удовлетворение потребности производства в металле, в создании из него машин, конструкций. Потребительная стоимость хлеба - это удовлетворение потребности людей в пище, в получении определенных, необходимых организму калорий и веществ. Потребительная стоимость - это то, что различает все товары. При определении потребительной стоимости товара разногласий среди экономистов нет. Но при определении стоимости товара они существуют.            Стоимость и меновая стоимость.       При определении стоимости товара разногласия среди экономистов имеют место быть. Это свойство товара некоторые экономисты называют еще ценностью, понимая под этим термином ценовой фактор, т.е. цену. Для них нет различий между стоимостью и ценой. Трактовку стоимости как самостоятельной категории, имеющей свое содержание и отличающейся от цены, дает трудовая теория стоимости. Основоположниками этой теории были Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо. У. Пети - родоначальник теории трудовой стоимости показал, что источником стоимости является труд, затраты которого и определяют величину стоимости товара. Но У. Петти не видел различия между потребительной стоимостью и стоимостью товара. Он считал, что стоимость товара создается только трудом, расходуемым на производство драгоценных металлов. А. Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) разграничил потребительную и меновую стоимость товара. Он пришел к выводу, что единственным источником стоимости товара является труд, затраченный в любой отрасли материального производства. Причем величину стоимости товара определяет не всякий труд, а средний, необходимый обществу. Д. Рикардо доказал, что единым критерием стоимости товара является труд, затраченный на производство товара и определяемый затратами рабочего времени. Он более четко провел различие между потребительной стоимостью товара и его стоимостью и показал, что при любом производстве стоимость товара определяется затраченным трудом. К. Маркс рассматривал стоимость как общественный труд, овеществленный в товаре. Стоимость носит общественный характер, потому что в ее основе лежит труд, затраченный на производство не вообще вещей, а на производство товаров, предназначенных для обмена. Только при обмене товаров, когда люди вступают между собой в отношения купли-продажи, между товарами устанавливаются отношения как между стоимостями. В этом акте происходит проявление стоимостей, следовательно, стоимость выражает общественные отношения, складывающиеся между людьми при товарном производстве.         Основное содержание трудовой теории стоимости можно кратко выразить в следующих положениях.

Первое положение. Разнородные  продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутренне содержание - стоимость. Поэтому они могут приравниваться друг к другу в определенной меновой пропорции.

Второе положение. Стоимость  всех товаров создается общественным трудом товаропроизводителей. Этот труд является общественным потому, что  изготовитель рыночного продукта работает не на себя, а создает полезную вещь для других членов общества. А. Смит сделал самое широкое обобщение: «Труд является единственным всеобщим, равно как и единственным точным мерилом стоимости, или единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собою стоимость различных товаров во все времена и во всех местах».

Третье положение. Труд имеет внутреннее мерило - рабочее время. Если труд является одинаковым по качеству (допустим, простой труд), то он количественно измеряется протяженностью во времени (в рабочих часах). Стоимость товара иногда измеряют в часах рабочего времени, чтобы сравнить экономичность производства в разных странах. Недавно это сделано для сопоставления величины стоимости ряда основных продуктов в России и других странах. Оказалось, что стоимость некоторых товаров (в часах рабочего времени, на единицу продукта) составила :

1) говядина (кг) в России 3,4, а в Германии 0,3;

2) ботинки мужские  (пара) соответственно 48 и 3;

3) холодильник (шт.) 596 и 21.

Однако трудовой теории стоимости присущи определенные недостатки. Эта концепция имеет  исторически ограниченные пределы применения. Наиболее полно она соответствует простому товарному производству (хозяйству крестьян и ремесленников), ибо измерять производственные затраты ручным трудом, рабочим временем было единственно возможно и необходимо на доиндустриальной стадии экономики. В эпоху индустриального развития, когда труд рабочих вытеснялся машинной техникой, измерять затраты производства только в рабочих часах было неправильно: следовало учитывать все дорожающие расходы на технические средства труда. На постиндустриальной стадии хозяйства стало практически невозможно измерять стоимость затратами ручного труда. Как, спрашивается, каким способом измерить труд ученых или определить созданную трудом стоимость на полностью автоматизированных заводах?.. Противоположную трудовой теории стоимости разработала, как известно, австрийская школа предельной полезности в последней трети ХIХ в. эта школа дала объяснение стоимости (точнее - ценности) благ с позиции экономической психологии потребителя (покупателя) полезных вещей. Основные положения данной теории таковы.

- первое положение.  Австрийские ученые полагали, что  полезность нельзя отождествлять  с объективными свойствами товаров.  Полезность, по их мнению, - это  субъективная оценка, которую дает  каждый покупатель роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей. Ценность (синоним стоимости) блага - это понимание человеком значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния. Основатель австрийской школы Карл Менгер утверждал, что «ценность не есть нечто присущее благам… Ценность это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и потому вне их сознания не существует».

- второе положение.  Полезные блага подразделяются на два вида:

1) имеющиеся в безграничном  количестве (вода, воздух и т.п.). Эти  вещи люди не считают ценными  для себя, ибо они имеются в  таком избытке, который не нужен  для удовлетворения человеческих  потребностей;

2) являющиеся относительно  редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них.

- третье положение.  В процессе личного потребления  действует закон убывающей полезности. Согласно этому закону, степень  удовлетворения потребности одним  и тем же продуктом, если  мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так, что наконец наступает насыщение.

- четвертое положение.  Ценность благ определяет предельная  полезность, т.е. субъективная полезность  «предельного экземпляра», удовлетворяющего  наименее настоятельную потребность в продукте данного рода. Если предельная полезность достигает «точки насыщения», то человек перестает ощущать пользу от потребляемой вещи. Когда же этот рубеж в потреблении преодолевается, то обычный продукт воспринимается как антиблаго, а полезность превращается во вредность.       Однако теория предельной полезности не вполне соответствует хозяйственной практике и содержит внутренние противоречия. Вот несколько подтверждений этого.

1) Массовые рыночные  сделки нуждаются в каком-то  объективном соизмерении всех товаров. Между тем субъективная полезность не имеет и не может иметь какого-либо количественного выражения, так как отсутствуют объективные единицы для ее измерения. Поэтому субъективно-психологическая теория предельной полезности не смогла решить проблему отыскания единого соизмерителя ценности для всего многообразия благ и для всех людей.

2) Закон убывающей  полезности не является универсальным.  Он проявляет свое действие  в отношении ограниченного круга  предметов первой необходимости (например, хлеб, вода, жилище). Такие вещи имеют для отдельного человека и для каждого момента границу насыщения. Однако данный закон неприменим к подавляющей массе товаров многочисленным непродовольственным продуктам, средствам производства, а тем более нематериальным благам и услугам.        В процессе обмена товарами на первый взгляд кажется, что их обменные пропорции устанавливаются случайно. Элемент случайности при этом действительно имеет место и обусловлен, прежде всего, соотношением спроса и предложения на определенный товар в данный момент. Но в процессе систематического обмена устанавливается определенная закономерность: меновые пропорции на протяжении длительного времени тяготеют к некоторому среднему уровню. Уже само по себе сопоставление одного товара с другим, их количественное сравнение означает, что у них есть нечто общее. Таким общим не могут быть потребительные стоимости, ведь товары отличаются друг от друга различными потребительскими свойствами и качеством и несоизмеримы между собой, поэтому меновые стоимости нельзя сводить к потребительным стоимостям. Меновая стоимость - это свойство одного товара обмениваться на другой, в пропорции, в соответствии с которой систематически осуществляется такой обмен. Всем обмениваемым товарам присуще одно общее свойство: они являются воплощением общественного труда, затраченного на их производство, который и делает их количественно сопоставимыми, формирует их стоимость. Кроме того, они обладают общественной потребительной стоимостью, в которой выражается не просто количество общественно необходимого труда, но и качество продукции, ее полезный эффект. Стоимость имеет качественную и количественную стороны. В первой выражаются производственные отношения между товаропроизводителями, во второй величина воплощенного в товаре общественно необходимого труда товаропроизводителя и общественная полезность товара. Стоимость как общественное отношение товаропроизводителей категория производства. Поскольку обмен является существенным моментом определения стоимости товара, категория стоимости становится и категорией обмена. Таким образом, внутреннее противоречие товара состоит в том, что как потребительные стоимости все товары качественно разнородны и несоизмеримы, но как стоимости они есть воплощение общественно необходимого труда, потому соизмеримы. В оценке стоимости иную позицию занимают сторонники теории предельной полезности. По их мнению, стоимость (ценность) не является объективной стороной товаров, это свойство придает им субъективная оценка покупателя, а основа обмена товаров, их общее свойство - полезность. С целью измерения полезности материальных благ они используют законы Госсена, согласно которым по мере удовлетворения потребностей человека степень их насыщения растет, а величина конкретной полезности снижается, то есть каждое последующее благо имеет более низкую полезность, чем предыдущее. Если количество блага ограничено. Его предельный экземпляр удовлетворяет предельную потребность. Однако попытки отдельных экономистов (У. Джевонса, А. Маршалла и др.) найти количественный показатель полезности всех товаров были безрезультатными. Итальянский экономист А. Парето предложил относительный показатель, определяющий, насколько один выбор товаров является лучшим для потребителя, чем другой. Двойственная природа стоимости раскрывается в противоречивом единстве индивидуальной и общественной стоимости, возникающем вследствие разницы индивидуальных и общественно необходимых затрат труда. Рабочее время, которое отдельный товаропроизводитель тратит на производство товара, является индивидуальным рабочим временем. Общественно необходимое рабочее время - это время, необходимое для изготовления определенной потребительной стоимости с целью удовлетворения потребностей общества при существующих общественно нормальных условиях производства и среднем уровне умения и интенсивности труда. Оно тождественно индивидуальному рабочему времени на тех предприятиях, где изготавливается основная масса однородной продукции. Соотношение общественно необходимого и индивидуального времени зависит также от общественных потребностей, общественного платежеспособного спроса на определенные виды продукции. Если товаров производится больше или меньше, то уровень регулируемых издержек изменяется. Важно и то, что стоимость товаров определяется условиями их воспроизводства. Это означает, что при появлении товаров такого же качества, но производимых с меньшими затратами общественно необходимого рабочего времени, стоимость прежних товаров уменьшается, приближаясь к стоимости их последней партии. Формирование общественно необходимых затрат происходит в процессе конкуренции товаропроизводителей. Затраты, превышающие общественно необходимое рабочее время, в условиях конкуренции не получают соответствующей оценки, не признаются обществом как необходимые. Кроме того, из многих субъективных оценок товара покупателями стихийно выводится приблизительная объективная оценка, общественная стоимость товара. На рынке, когда спрос соответствует предложению, покупатель не будет платить больше денег за одинаковый по качеству товар, индивидуальные затраты на изготовление которого превышают общественно необходимое рабочее время. В некоторых отраслях народного хозяйства (например, в сельском хозяйстве) формирование общественно необходимых затрат происходит в соответствии не со средними, а с предельными затратами, которые имеют место на худших по качеству участках земли. Иначе на этих участках товаропроизводитель был бы не заинтересован в производстве продукции, а потому не удовлетворялись бы общественные потребности в продуктах сельского хозяйства. Их дефицит привел бы к повышению рыночной стоимости, следовательно, к признанию этих затрат как общественно необходимых. Таковы особенности взаимодействия общественно необходимого и индивидуального рабочего времени при производстве товаров. Для невоспроизводимых товаров (шедевров искусства и др.), по мнению Д. Рикардо, основой их стоимости является их невоспроизводимая уникальность.

 

2.2. Двойственный характер труда, воплощенного в товаре

 

Двойственная природа  товара обусловлена двойственным характером труда. Труд всегда существует в определенной полезной форме. Подобно тому, как существует много различных потребителей, существует много различных видов труда собственно - труд, характеризовался определенной конкретной целью, строго определенным конкретным трудом.

Конкретный труд вместе с природой создает потребительскую  стоимость. Обмен товара осуществляется на основе их приравнивания между  собой. Приравнивания предлагает отвлечение от потребительских стоимостей, а  потому и от конкретных видов труда. Такое абстрагирование делает труд, как субстанцию и меру стоимости. Труд зависит от его конкретной направленности предметов, средств конкретного вещественного результата, т.е. труд вообще как затрата умственной энергии человека и как средство установления экономических связей между людьми путем приравнивания товаров в обмене есть абстрактный. Конкретный и абстрактный труд - не два различных вида труда, а две неразрывные стороны одного и того же труда. Единство конкретного и абстрактного труда противоречивы. Прежде всего, это противоречие между своеобразной специфичностью, каждого особого конкретного труда с одной стороны и лишенный всяческих качественных различий - субстратов абстрактного труда. В силу общественного разделения труда - труд всегда носит общественный характер поскольку каждый член общества в конечном счете трудится на все общество, а все общество трудится на каждого ее члена. Однако в связи с экономически обособленными отношениями собственности ,каждый товаропроизводитель решает самостоятельно что, когда и сколько ему производить. У него труд носит частный характер. Поэтому конкретный труд в пределах производственно-хозяйственных ячеек выступает как непосредственно частный.

Общественный характер непосредственно на рынке реализации товаров на основе стоимостной эквивалентности, определяемой величиной абстрактного труда. Конкретный труд выступает, таким образом, как частный, а абстрактный труд как общественный. Противоречия между частным и общественным трудом является основным противоречием товарного производства. Противоречия между конкретным и абстрактным, между частным и общественным трудом внешне проявляется как противоречие между потребительной стоимостью и стоимостью товара.

 

 

Заключение.

Противоречия двух факторов товара и способы их разрешения. Единство противоречий стоимости, как вещественного и общественного свойств товаров противоречивы. Потребительная стоимость качественно реализует товары, отражает разнообразие товарного мира. Стоимость делает товары качественно однородными сравнительными. Потребительная стоимость выражает отношения человека к вещи. Стоимость - отношение между людьми по поводу вещей. Особенно отличимы противоречия проявляется в том, что одно свойство товара может препятствовать реализации его другого свойств. Потребительная стоимость реализуется в потреблении. Стоимость реализуется на рынке.

 

Препятствие имеет место:

·  когда естественные конструктивные эстетические качества товаров уже не соответствует уровню развивающихся в них потребностей;

·  когда структура совокупности товарной массы на рынке не в полной мере соответсвующей структуре общественных потребностей в ней, т.е. когда по одним товарам - недопроизводство, а по другим - перепроизводство;

·  когда стоимость товара слишком высока и недоступна для покупателя.

В таких случаях - это  противоречие приводит к реализации отдельных групп товаров по сниженным  ценам или вообще их нереализация к продаже других групп товаров  по завышенным ценам. В результате имеет  место убытки и даже банкротство  одних товаропроизводителей и обогащение других, а также бесполезность расходования части материальных и трудовых ресурсов общества. Углубления противоречий между потребительской стоимостью и стоимостью товара, когда одно свойство препятствовало реализации других, привело уже на рубеже 19-20 в. к развертыванию и совершенствованию функционирования маркетинговых служб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Экономика: Учебник / Под. Ред.  Доц. Булатова А.Ф. 2-е издание,  пререраб. и доп. - М.: Издательство  Бек.

2. Экономика: Учебник / Под. Ред. Липсиц И.В. книга 1, 2-е издание. Издательство “Вита-Пресс”. 1997 г.

3. Герасимов В.Г. Экономическая  система: генезис, структура, развитие  науки.- Мн.,1991 г.

4. Нуреев Р. М. Основы экономических  теорий: Микроэкономика: Учеб. для вузов. - М.: Высш. шк., 1996.- 447с.




Информация о работе Понятие и структура экономической ситемы общества