Понятие и сущность мирового рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в исследования места и роли промышленно-развитых стран на мировом рынке услуг. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. определить методы и способы исследования экономики промышленно развитых стран;
2. рассмотреть международные рейтинги экономического развития промышленно развитых стран;
3. рассмотреть способы оценки состояния экономики в промышленно развитых странах;
4. дать общую характеристику развитию экономики промышленно развитых стран;
5. рассмотреть развитие экономики в европейских странах, а также в США и Японии.к

Содержание

Глава 1. Общая характеристика рынка мировых услуг и способы его измерения
1.1. Понятие и сущность мирового рынка услуг
1.2. Способы оценки состояния экономики в промышленно-развитых странах
1.3 Международная торговля: структура и динамика

Глава 2. Развитие экономики промышленно-развитых стран
2.1. Общая характеристика развития экономики промышленно-развитых стран
2.2. Развитие экономики в европейских странах
2.3. Модели развития экономики нескольких европейских стран
2.4. Развитие экономики в США и Японии
2.5. Россия на мировом рынке услуг


Глава 3. Перспективы и прогнозы мирового рынка услуг
3.1. Перспективы и прогнозы развития экономики европейских стран
3.2. Перспективы и прогнозы развития США и Японии
3.3. Современные проблемы рынка мировых услуг
3.4. Пути совершенствования мирового рынка услуг

Заключение
Список используемой литературы и источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по мировой экономике.docx

— 81.88 Кб (Скачать документ)

Содержание.

 

 

Глава 1. Общая характеристика рынка  мировых услуг и способы его  измерения

1.1. Понятие и сущность мирового  рынка услуг

1.2. Способы оценки состояния  экономики в промышленно-развитых  странах

1.3 Международная торговля: структура  и динамика

 

Глава 2. Развитие экономики промышленно-развитых стран

2.1. Общая характеристика развития  экономики промышленно-развитых  стран

2.2. Развитие экономики в европейских  странах

2.3. Модели развития экономики нескольких европейских стран

2.4. Развитие экономики в США и Японии

2.5. Россия на мировом рынке услуг

 

 

Глава 3. Перспективы и прогнозы мирового рынка услуг

3.1. Перспективы и прогнозы развития  экономики европейских стран

3.2. Перспективы и прогнозы развития  США и Японии

3.3. Современные проблемы рынка мировых услуг

3.4. Пути совершенствования мирового рынка услуг

 

Заключение

Список используемой литературы и источников

Приложение 1

 

Введение.

 

Актуальность  темы исследования. Характерной особенностью современного этапа мирового развития является переход человеческой цивилизации от индустриального к постиндустриальному обществу, связанного с глобальным характером усиливающегося воздействия науки и техники на все стороны жизни общества, знаковыми технологическими сдвигами, ведущими к крупномасштабным социально-экономическим и историческим переменам. Меняется набор основных факторов и источников экономического роста. Важнейшими из них становятся научные знания, превращающиеся в интегральный ресурс, который, наряду с природными ресурсами и капиталом, способен оказывать влияние на уровень развития экономической системы.

В практической плоскости  это выдвигает на первый план инновационный  процесс, обеспечивающий превращение  нового знания в продуктовые или  технологические нововведения. Инновационный  процесс становится доминантой функционирования всех систем хозяйствования, изменяя, по сути дела, тип воспроизводства, качество социально-экономических  отношений и формируя новый инновационный  тип экономики с присущей ей формой накопления, собственной структурой богатства и особыми критериями оценки эффективности накопления. В  теоретическом плане (методологическом плане) можно говорить о формировании инновационной экономики, при которой  условием экономического роста выступает  интеллектуализация производства, т.е. прирост ВВП обеспечивается, в  основном, за счет выпуска и реализации наукоемкой продукции и услуг. При  этом основными ее общеэкономическими характеристиками являются:

1. преобладание интеллектуального  характера труда над индустриальным;

2. кардинальный сдвиг  в сторону производства нематериальных  услуг в высокотехнологичных  отраслях и информации при  относительном сокращении материального  производства;

3. высокий уровень развития  и накопления человеческого капитала, при котором инвестиции в знания  растут быстрее, чем инвестиции  в основной капитал;

4. партнерство государства  и частного бизнеса.

Ведущие страны мира уже  перешли к инновационной модели развития. Действительно, в развитых странах Запада прирост ВВП на 75-90% достигается за счет научно-технической  сферы, интеллектуализации основных факторов производства. Этому способствует высокий  уровень развития науки технологии, индивидуальная свобода и развитая информационная инфраструктура, при  которых частота инноваций возрастает настолько, что порождает инновационный  поток. На инновационную модель развития ориентируются сегодня и новые  индустриальные страны Юго-Восточной  Азии и Китай. Переход к инновационной  модели экономического развития развитой зоны мира происходит в условиях активно  развивающихся процессов глобализации.

Предметом исследования является механизм функционирования мировой торговли и рынка услуг.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в исследования места и роли промышленно-развитых стран на мировом рынке услуг. Для достижения поставленной цели в  работе решаются следующие частные  задачи:

1. определить методы и  способы исследования экономики промышленно развитых стран;

2. рассмотреть международные  рейтинги экономического развития промышленно развитых стран;

3. рассмотреть способы  оценки состояния экономики в промышленно развитых странах;

4. дать общую характеристику развитию экономики промышленно развитых стран;

5. рассмотреть развитие  экономики в европейских странах,  а также в США и Японии.

Методологическая основа. В работе были использованы работы русских и зарубежных авторов, которые затронули проблемы, такие как:

1. методы и способы  исследования экономики промышленно-развитых  стран;

2. развитие экономики  промышленно-развитых стран;

3. перспективы и прогнозы  развития экономики промышленно-развитых  стран.

 

Структура работы. Курсовая работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения №1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Бобылев В.Г. Хроника  «рынка вторичных металлов» // Рынок вторичных металлов. - 2006. - № 2.

2. Воронин  В.П. Мировое хозяйство и экономика стран мира. - М., 2007.

3. Доклад Организации  экономического сотрудничества  и развития // Экономические перспективы. - 2005.

4. Доклад о развитии  человека 2005. Программа развития  ООН (ПРООН). - 2005.

5. Козырин А.Н.. Государственный  долг Канады: проблемы правового  регулирования // Финансовое право. - 2006. - № 2.

6. Ленчук Е.Б. Инновационное  измерение промышленной политики  стран Центральной и Восточной  Европы // Инновации. - 2005. - №4.

7. Леонтьева Е. Японская  экономика вчера, сегодня, завтра. Поиски выхода из кризиса 90-х  годов // Япония сегодня. - 2005.

8. Мировая экономика: Учебник  / Под ред. В.Л. Абрамова.- М., 2005.

9. Мировая экономика: Учебник  / Под ред. И.А. Спиридонова. - М., 2005.

10. Мировая экономика:  Учебник. / Под ред. Ю.А. Щербанина  - М., 2004.

11. Очерк экономики США. - М., 2003.

12. Развивающиеся страны  теснят американцев и европейцев// Новый Регион - Экономика, от 10.05.07 г.

13. Рост экономики США  в 2007 г. будет самым медленным  за последние 5 лет // http://bankir.ru/. - 26.02.2007.

14. Садков В. Г. , Овчинникова  О. П. Банковские системы развитых  стран и совершенствование денежно-кредитной  политики России. - М., 2003.

15. Стрыгин А. В. Мировая  экономика. - М., 2005.

16. Темпы роста мировой  экономики будут снижаться // Деловая  пресса. - 26.12.2006. - № 47 (566).

17. Туруев И.Б.Экономика  и финансовый рынок США - неустойчивость  роста и неясность перспектив // Банковское право. - 2005. - № 4.

18. Леонтьева Е. Японская  экономика вчера, сегодня, завтра. Поиски выхода из кризиса 90-х  годов // Япония сегодня. - 2005.

19. Услуги в системе мировой торговли. — М., 1990. — С. 13

 

 

 

 

Глава 1.

Общая характеристика рынка  мировых услуг и способы его  измерения.

Мировой рынок - сфера народного обмена товарами и услугами, в основе которого лежит  международное разделение труда; в  узком смысле — совокупность рынков отдельных стран, связанных друг с другом торгово-экономическими отношениями. Одна из предпосылок возникновения мирового хозяйства. Степень развития мирового рынка отражает уровень интернационализации производства.

Мировой рынок базируется на международной производственной специализации отдельных стран и является сферой, где в целях обеспечения расширенного воспроизводства осуществляется замещение изделий, произведённых одной страной, продуктами другой. Обмен товаров на мировом рынке представляет собой процесс, обеспечивающий непрерывность расширенного национального воспроизводства. Поэтому связи между товаропроизводителями разных стран, осуществляемые через обмен товаров, расширяются по мере увеличения масштабов производства.

Мировой рынок формирует экспортные и импортные потоки различных товаров и услуг, циркулирующих между странами. В мировом масштабе движение товаров и услуг наталкивается на таможенные границы государств, что является фактором, препятствующим свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Мировой рынок отличается от  национальных рынков. Специфика  мирового рынка товаров состоит  в том, что:

-некоторые товары, участвующие в  обращении внутри стран, могут  не выходить на мировой рынок;

-движение товаров на национальном рынке обусловлено экономическими факторами, то есть производственными связями между предприятиями и другими организациями, а на мировой рынок огромное влияние оказывает внешнеэкономическая политика государств. Например, на пути иностранных товаров государство нередко воздвигает высокие таможенные барьеры, а при движении национальных товаров между своими областями, провинциями, штатами оно этого не делает;

-на мировом рынке существует  особая система цен - мировые  цены. Мировые цены охватывают совокупность цен, действующих на мировых рынках. В качестве цены мирового рынка принимаются цены крупных систематических и устойчивых экспортных и импортных сделок, заключаемых в основных центрах международной торговли экспортерами и импортерами соответствующих товаров на условиях платежа в свободно конвертируемой валюте.

Мировая цена формируется на  уровне между максимальной и  минимальной внутренними ценами  стран-экспортеров и импортеров.

Для того чтобы страна могла  торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь:

- экспортные ресурсы (запасы конкурентно  способных товаров и услуг,  пользующихся спросом на мировом  рынке);

- валютные средства или иные  средства оплаты импорта;

- развитую внешнеторговую инфраструктуру - транспортные средства,  средства связи и пр.

Современный мировой рынок имеет  ряд черт, раскрывающих особенности  его функционирования. Первая его  характерная черта определяется  товарной природой капитализма.  Она заключается в том, что  экономические связи между отдельными странами осуществляются на основе принципа выгодности, прибыльности.

Другой характерной чертой мирового  рынка, несмотря на применение  маркетинговых систем, является  стихийный характер производства. Если на каждом отдельном капиталистическом предприятие производство осуществляется планомерно, то в масштабе всего капиталистического мира оно протекает анархично. Распределение средств производства между различными отраслями экономики происходит стихийно. Определяющим фактором отраслевого размещения товаропроизводителей является стремление каждого из них вложить капитал в ту сферу деятельности, где норма прибыли выше. В результате странового распределения средств производства в мире в целом между отдельными сферами производства могут возникнуть диспропорции.

В настоящее время, на мировом  рынке лидирующие позиции занимают  ТНК, поддерживаемые национальными  правительствами или интеграционными  группировками, как это делается  в Евросоюзе. Именно эти участники  международных экономических отношений определяют цены на товары и услуги.

Наряду с обычными экспортно-импортными  операциями, то есть торговыми  контрактами между продавцами  и покупателями, на мировом рынке  распространена практика организации  сбыта и покупки товаров на  биржах, аукционах и торгах.

Биржа - организационная форма  оптовой, в том числе международной,  торговли массовыми товарами, имеющими  устойчивые и четкие качественные  параметры (товарная биржа), или  систематических операций по  купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты(фондовые биржи).

Международный аукцион- это способ  продажи отдельных партий товаров,  которые по очереди выставляются  для осмотра и считаются проданными  тому из присутствующих покупателей,  который предложил наивысшую  цену.

Торги- форма торговли, при которой покупатель машин, транспорта или оборудования объявляет о своём намерении закупить продукцию или выдать заказ на строительство и приглашает фирмы, желающие предложить свои товары и услуги, представить к объявленному сроку свои предложения, из которых покупатель выбирает наиболее выгодное.

Мировой рынок представляет собой  арену жесточайшей конкурентной  борьбы, поэтому удержаться на  нём значительно сложнее, чем  на внутреннем рынке. Помимо  конкуренции на положение отдельных  субъектов мирового рынка оказывает влияние и изменение структуры

 

 

    1. Понятие и сущность мирового рынка услуг.

В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики  до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли  ей достаточно мало внимания, услуги практически  не изучались. Поэтому все еще  не существует точного определения  услуги, нет четкого разграничения  видов услуг, совершенной системы  регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.

Ускорение развития сферы  услуг для воздействия на экономический  рост - главная задача, как для  развитых, так и для развивающихся  стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг  и их влияния на развитие всей страны в целом.

Как известно, в последние  годы наблюдается тенденция повышения  роли услуг, причем рост сферы услуг  опережает рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 - 74% мирового ВВП (что значительно  больше доли товарной торговли), а также 63 - 75% общей численности занятых, кроме того, она способствует росту  технической оснащенности труда, внедрению  более совершенных технологий и  т.д. Причем ни в одной стране, где  это происходит, подобная тенденция  не оценивается негативно.

Информация о работе Понятие и сущность мирового рынка услуг