Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:58, курсовая работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в исследования места и роли промышленно-развитых стран на мировом рынке услуг. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. определить методы и способы исследования экономики промышленно развитых стран;
2. рассмотреть международные рейтинги экономического развития промышленно развитых стран;
3. рассмотреть способы оценки состояния экономики в промышленно развитых странах;
4. дать общую характеристику развитию экономики промышленно развитых стран;
5. рассмотреть развитие экономики в европейских странах, а также в США и Японии.к
Глава 1. Общая характеристика рынка мировых услуг и способы его измерения
1.1. Понятие и сущность мирового рынка услуг
1.2. Способы оценки состояния экономики в промышленно-развитых странах
1.3 Международная торговля: структура и динамика
Глава 2. Развитие экономики промышленно-развитых стран
2.1. Общая характеристика развития экономики промышленно-развитых стран
2.2. Развитие экономики в европейских странах
2.3. Модели развития экономики нескольких европейских стран
2.4. Развитие экономики в США и Японии
2.5. Россия на мировом рынке услуг
Глава 3. Перспективы и прогнозы мирового рынка услуг
3.1. Перспективы и прогнозы развития экономики европейских стран
3.2. Перспективы и прогнозы развития США и Японии
3.3. Современные проблемы рынка мировых услуг
3.4. Пути совершенствования мирового рынка услуг
Заключение
Список используемой литературы и источников
На развитие сферы услуг
большое влияние оказывает
Итак, можно сказать, что на протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность
Услуги - это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме.
Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. Несмотря на это на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией мировой экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество.
Торговля услугами также
широко развита, как и международная
торговля товарами (в вещественном
понимании этого слова). Междун
неосязаемость
невидимость
неразрывность производства и потребления
неоднородность и изменчивость качества
неспособность услуг к хранению
Именно в силу неосязаемости
и невидимости большинства
В отличие от товаров, услуги
производятся и потребляются в основном
одновременно и не подлежат хранению.
В связи с этим требуется присутствие
за рубежом непосредственных производителей
услуг или иностранных
Все многообразие услуг в
современной развитой экономике
можно сгруппировать в
Транспорт:
пассажирский (международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг)
грузовой (международная перевозка грузов)
Поездки:
деловые (товары и услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими по делу: командировки)
личные (например, туризм)
Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами)
Строительство
Страхование
Финансовые услуги
Компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)
Другие бизнес услуги:
посреднические услуги
лизинг
прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.)
10. Личные, культурные, рекреационные услуги:
аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.)
прочие (показ выставок, проведение мероприятий)
11. Правительственные услуги
(поставка товаров в
В рамках сферы услуг объединяется широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребления общества в целом.
Одна из главных закономерностей общественного развития - опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством и расширение ее хозяйственных позиций. В услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности и т.п. Соответственно, важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие общества и создают необходимые предпосылки для его дальнейшего прогресса.
На протяжении двух последних
десятилетий сфера услуг
В наиболее общем виде оценить участие страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет максимальное значение у ведущих промышленно развитых стран. Однако сфере услуг, международной торговле услугами оказывалось недостаточное внимание учеными, особенно в последние годы. В связи с растущими масштабами мирового обмена услугами возникает необходимость создания международных механизмов регулирования.
В настоящее время Всемирная торговая организация ведет список отраслей услуг, по которым страны выражают согласие с либеральным режимом доступа на национальный рынок для зарубежных партнеров. Из 12 отраслей, согласно классификации ВТО, к наиболее «открытым» в мире относится туризм. Кроме того, многие страны считают, что положительный эффект может принести либерализация рынка деловых и финансовых услуг. В либерализации рынков услуг заинтересованы развитые страны, стремящиеся к дальнейшему расширению экспорта.Поэтому в сфере регулирования торговли услугами следует проводить поэтапную, согласованную политику, чтобы не нарушить экономического баланса.
1.2 Способы оценки состояния экономики в промышленно развитых странах.
Следует также обратить внимание
и на то, что существуют различные
методы и способы оценки состояния
экономики в промышленно-
Страны ЕС используют наиболее точные методы и способы оценки. Например, бедными считают лиц с доходом меньше среднего дохода по стране. Соответственно, по европейским меркам бедными на начало 2005 года являются не 18%, примерно 25% россиян. Американцы рассчитывают уровень бедности, исходя из расходов на продукты питания: их доля в потребительской корзине тех, кого относят к категории бедных, должна составлять не менее трети всех расходов Доклад о развитии человека 2005. Программа развития ООН (ПРООН). - 2005..
По оценкам Всемирного банка, проведенным по 192 странам, на долю физического капитала приходится около 16% национального богатств, природного капитала - 20%, человеческого - 64%. В таких промышленно-развитых странах, как Германия, Япония и Швеция, доля человеческого капитала достигла 80%.
Социальные бюджеты в
большинстве промышленно-
Также в промышленно-развитых
странах решающим фактором социального
и экономического развития, залогом
экономической безопасности является
разработка и внедрение технологических
инноваций. Так, в США прирост
душевого национального дохода за счет
этого фактора составляет до 80%. В
приложении 1 показаны данные о затратах
на развитие технологических инноваций
в промышленно-развитых странах. Уступая
странам ОЭСР по общим объемам
затрат на развитие технологических
инноваций и численности
Прямое воздействие
Экспортно-импортная ориентация
перечисленных отраслей отвечает как
интересам научно-технической
Общий объем экспорта технологий из США для наукоемких отраслей промышленности за последние 10 лет составил более 600 млрд. долларов, в то время как импорт не превысил 500 млрд. долларов. Таким образом, США обеспечили себе лидирующее положение на рынке высоких технологий на ближайшие 20-30 лет.
1.3 Международная торговля: структура и динамика.
Международная торговля, совокупность внешней торговли различных стран мира.На протяжении нескольких тысячелетий, со времени зарождения цивилизаций, вывоз товаров в зарубежные страны в обмен на иноземные товары являлся неотъемлемой чертой мирового хозяйства. В 19 в. стремительный рост производства и развитие средств транспорта и связи привели к огромному расширению сферы внешней торговли и увеличению ее объема. Тем не менее, на протяжении большей части 20 в. действовала тенденция к снижению доли пересекающих границы товаров и услуг в совокупном мировом объеме производства.
Обычно систему международной торговли понимают как сферу товарного обмена между странами на базе международного разделения труда. Такая трактовка международной торговли отражает лишь международный уровень товарных потоков, обусловленный межстрановым разделением труда, на котором происходит торговля традиционными товарами. Международная торговля базируется, однако, не только на международном разделении труда, но и на становлении и развитии мирохозяйственного разделения труда Современное состояние общественного разделения труда наделяет торговлю рядом новых специфических черт. Речь идет, прежде всего, о том, что современная международная торговля отражает не только обмен традиционными товарами, но и движение новых товарных форм.
Традиционные товары. К традиционным товарам можно условно отнести: товар-продукт, товар-услуга.
Товар-продукт. Первоначально наибольший удельный вес в мировом товарном обращении занимали товары, материализованные в продуктах Традиционный товар-продукт включает два основных компонента топливо-сырьевые и сельскохозяйственные товары; промышленные товары, машины и оборудование. Динамика международной торговли традиционными товарами-продуктами такова, что удельный вес промышленных товаров, машин и оборудования возрастает. Это вызвано тремя основными причинами:
1. Усилением международного разделения труда между развитыми странами, что позволяет:
а) произвести структурную перестройку
6) увеличить долю наукоемких отраслей;
в) значительно сократить потребление сырья и топлива;
г) увеличить производство новых промышленных товаров, машин и оборудования.
2. Ростом удельного веса развивающихся
стран в качестве экспортеров готовых изделий и
3. Модернизацией сельского хозяйства и
а) увеличение ресурсной базы под развитие добычи полезных ископаемых (преимущественно экспорт из развитых стран);
б) увеличение ресурсной базы для обеспечения развивающихся стран продовольствием (преимущественно экспорт из развитых стран).
Товар-услуга. Товар-услуга включает в себя следующие компоненты:
I. Производственные услуги:
• ноу-хау,
• лицензии;
• транспортные услуги;
• инжиниринговые услуги и т.д.
II. Услуги потребительского характера:
• туризм;
• социально-культурные услуги (образование, здравоохранение, спорт и т.д.).
Международная торговля услугами
имеет ряд особенностей по сравнению с торговлей товаром-
1.Услуги, в отличие от
товаров, производятся и
2. Сфера услуг обычно больше
Перед международной торговлей
3. Не все виды услуг, в отличие от товара-продукта, могут быть широко вовлечены в международный хозяйственный оборот. Так, например, вряд ли можно рассчитывать на заметный рост торговли коммунальными и бытовыми услугами.