Понятие и суть конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 08:55, реферат

Описание

Конкуренция - категория явным образом противоречивая. С одной стороны, существует утверждение, которое без конкуренции рынка не бывает, а с другой - целиком конкурентным есть тот рынок, на котором участники (фирмы) не ведут между собою конкурентной борьбы. Если конкурентная борьба существует, такой рынок не считается целиком конкурентным. Больше того, чем более сильная конкуренция, тем полнее формируются условия для ее ограничения. Но рынок двигается уже не к целиком конкурентному, а к монопольному. Эта противоречивость конкуренции выступает предпосылкой самых разных оценок ее роли в экономике.

Работа состоит из  1 файл

конкуренция.docx

— 28.69 Кб (Скачать документ)

1 Понятие и суть  конкуренции

Конкуренция - категория  явным образом противоречивая. С  одной стороны, существует утверждение, которое без конкуренции рынка  не бывает, а с другой - целиком  конкурентным есть тот рынок, на котором  участники (фирмы) не ведут между  собою конкурентной борьбы. Если конкурентная борьба существует, такой рынок не считается целиком конкурентным. Больше того, чем более сильная конкуренция, тем полнее формируются условия для ее ограничения. Но рынок двигается уже не к целиком конкурентному, а к монопольному. Эта противоречивость конкуренции выступает предпосылкой самых разных оценок ее роли в экономике.                                                          Одни экономисты утверждают, что конкуренция - это большое благо, другие настаивают на том, что конкуренция, противопоставляя субъектов рынка и порождая монополию - большое зло для экономики.                                                                                                                                                   Конкуренция - это форма экономических отношений между субъектами рыночного хозяйства, в которой выражается соперничество за наиболее выгодные условия производства, продажи и купли товара.                                                                                                                                                Конкуренцию не следует рассматривать как соревнование по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие. Это жестокий и конфликтный метод взаимодействия рыночных субъектов: достижение поставленных предпринимателем своих целей возможное лишь за счет поражения интересов других деловых людей.                                                                                                                          Суть конкуренции проявляется и в том, что она с одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.

Конкуренция также  является важным инструментом регулирования  пропорций общественного производства в условиях рынка. 
 
 
 
 
 
 

2

2 Функции конкуренции

Функция регулирования.                                                                                                                             Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель.                                                                                                                Функция мотивации.                                                                                                                                       Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:                                          -предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;                                                             -предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).                                                                             Функция распределения.                                                                                                            Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля.                                                                                                                        Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции.                                                                                                                                     В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков.           Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:                                                                - качество конкуренции;                                                                                                                                             - само существование конкуренции;                                                                                                                       - цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;                                            - предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;                                                                                                                                                          Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах.                                                                                                                                       Главная роль в ее решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.                                      
 
 

7

3 Конкуренция и  недобросовестная  конкуренция.                                                                                        Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию. Основными методами являются:                                                            - повышение качества продукции                                                                                                                      - снижение цен                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        - реклама                                                                                                                                                                                              - развитие                                                                                                                                                         - создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР.                                      Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами.      Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита.                                            В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.                                                         Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынке товара.                                                                         Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента.                                              Качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации.                                                                                                Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок. Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями.             Патент - это документ, удостоверяющий изобретение и закрепляющий за обладателем патента исключительное право на пользование результатами своего изобретения. Если патент используется без разрешения владельца, он может через суд возместить убытки или прекратить незаконное пользование его изобретением. Кроме этого, он может выдать лицензию другим лицам на использование запатентованного изобретения. Но патент, теоретически направленный против промышленного шпионажа, практически явился своего рода стимулом этого явления. 
 
 
 
 

8

Значение  конкуренции                                                                                                                           1. Конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений - продавцов и покупателей.                                                                               Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца -- добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара.                                                                                                              Возможность выбора - это возможность влияния на контрагента.                                               2.Конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций.                                                                        Свободное ценообразование - это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действителен только при наличии конкуренции.                                                3.Конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур.                            4. Конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства.                        Предприятия ведут ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы побеждать, завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки.      Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы.                                                                                                                                                                    К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства.                                                        Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, эти два явления связаны между собой. Нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса.                                                                                                                                     

3

Конкуренция - значительно  меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике. Конкуренция - определяющее условие поддержания  динамизма в экономике, и в  условиях конкуренции создается  большее национальное богатство  при меньшей стоимости каждого  вида продукции по сравнению с  монополией и плановой экономикой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4

Термины

  1. Монополия - это отрасль, состоящая из одной фирмы.
  2. Патент - это документ, удостоверяющий изобретение и закрепляющий за обладателем патента исключительное право на пользование результатами своего изобретения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10

Используемая  литература

1. «Экономическая теория» под редакцией Николаевой И.П..2008                                               2. «Экономическая теория» под редакцией Грязновой.2008                                          3.Ивашковский «Микроэкономика».2008                                                                          4.Самуэльсон П. «Экономика».2008                                                                                         5.Макконнелл К., Брю С. «Экономикс: принципы, проблемы».2006                              6.Стпнковская И.К., Стрелец И.А. «Экономическая теория».2009                                     7.Васильева Е.В., Макеева Т.В. «Экономическая теория» .2009 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

11

Введение

XXI век в мировом  экономическом развитии, без сомнения, можно назвать веком конкуренции.  Именно в XX - начале XXI веков явление  конкуренции приобрело международную  и глобальную значимость. В настоящее  время конкуренция играет основополагающую  роль в экономике любой страны.                                                                   Понятие конкуренции многогранно и многозначно. Его невозможно охватить каким-либо универсальным определением. Термин «конкуренция» происходит от латинского слова concurrere - состязаться. Еще одна его трактовка вытекает из французского courir (бегать), concurrence (совместные бега с соперником).                                                                               Конкуренция - экономическая состязательность за достижение лучших результатов в какой-либо деятельности. Конкуренция означает борьбу товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования и получение наивысшей прибыли, соперничество за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.                                            Конкуренция является определяющим фактором упорядочивания цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует выведению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю.                                                                         Одной из традиционных форм конкурентной борьбы являются манипулирование ценами, т.е. «война цен». Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлениями большого объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие и суть конкуренции