Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:07, реферат
Основными параметрами рынка являются: спрос, предложение, цена. Спрос является определяющим параметром рынка, так как в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще.
Введение………….………………………………………………………3
1. Спрос. Закон спроса…………………………………………….….….4
2. Индивидуальный спрос и спрос на рынке в целом…………..……..7
3. Кривая «цена – потребление»……………………….………………..12
Заключение………………………………………….……………………15
Список литературы………………………………..……………………..16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
Р Е Ф Е Р А Т
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «МИКРОЭКОНОМИКА»
НА ТЕМУ: «ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СПРОСА.
КРИВАЯ “ЦЕНА – ПОТРЕБЛЕНИЕ”»
Подготовлена студентом
економического факультета
2 курса, специальности 0503 « А »
Мироненко Р.А.
ДОНЕЦК - 2011
Содержание
Введение………….……………………………………………
Заключение………………………………………….………
Список литературы……………………………….
Введение
Любой рынок представляет сферу взаимодействия спроса и предложения. Совокупность покупателей на рынке формирует спрос на товары, способные удовлетворить потребительские потребности. Следовательно, основой формирования спроса являются постоянно возрастающие потребности, для удовлетворения которых требуются самые разнообразные товары и услуги. Но для удовлетворения потребностей одного желания потребить тот или иной товар мало. За товары необходимо платить. Такую способность людей покупать на рынке материальные блага и услуги называют платежеспособным спросом.
Основными параметрами рынка являются: спрос, предложение, цена. Спрос является определяющим параметром рынка, так как в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще.
Однако потребности людей это еще не спрос. Чтобы потребность превратилась в спрос, необходимо, чтобы производитель мог ее реально удовлетворить, т.е. произвести определенное количество материальных благ, а у покупателя должно быть достаточное количество денежных средств, чтобы купить данный товар.
Спрос — магическое для экономиста слово, ибо в нем могут скрываться опасность и радость, эффективность и катастрофа. Действительно, неудовлетворенный спрос может стимулировать рост производства, а может спровоцировать и рост цен; уменьшение спроса может вызвать структурные изменения в экономике, а может — кризис перепроизводства. Словом, спрос — поистине «душа» экономики. Он вечно загадочен и непредсказуем, ибо отражает не только объективные потребности, но и субъективные устремления, не только рациональные решения, но и эмоциональные поступки. Тем удивительнее достижения экономистов в анализе спроса.
Спрос — это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают «потребность» и «спрос».
Между этими понятиями складывается непростое количественное соотношение. Как правило, спрос меньше потребности, поскольку любая цена ограничивает число покупателей. В этом, кстати, великая созидательная сила цены, ибо при ее отсутствии на прилавках не осталось бы ни одного товара! Можно спорить о «плюсах» и «минусах» ценообразования, но если бы цены вдруг исчезли, это повлекло бы абсолютную экономическую катастрофу.
В экстремальных экономических
ситуациях спрос может
Итак, спрос — это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него. Очень важно осознать, что спрос — это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Для динамики рыночной системы наличие спроса как возможной купли благотворно, так как заставляет суетиться бизнесменов, вынуждает их к доходному маневрированию объемами производства, а коммерсантов — объемами предложения. Специальная наука («маркетинг») озабочена одним — как помочь «спросу» превратиться в реальную «куплю».
Экономисты моделируют спрос, т. е.
представляют его в виде модели.
Спрос рассматривается как
Связь между ценой и объемом
спроса на любой товар можно
этот товар.
Кривая спроса (D) является нисходящей,
убывающей. Подобное «поведение» кривой
отражает действие закона спроса,
поскольку график показывает обратную
зависимость между ценой товара X (Рх)
и величиной спроса на данный товар (Qx).
На
рисунке ниже падение цены с Р1 до
Р2 ведет к росту объема спроса с
Q1 до Q2.
Экономисты моделируют спрос, т. е.
представляют его в виде модели.
Спрос рассматривается как
Связь между ценой и объемом
спроса на любой товар можно
спроса — графическое выражение зависимости
между ценой товара и величиной спроса,
предъявляемого покупателями на
этот товар.
Кривая спроса (D) является нисходящей,
убывающей. Подобное «поведение» кривой
отражает действие закона спроса,
поскольку график показывает обратную
зависимость между ценой товара X (Рх)
и величиной спроса на данный товар (Qx).
На
рисунке ниже падение цены с Р1 до
Р2 ведет к росту объема спроса с
Q1 до Q2.
Рис. 1 Кривая спроса
В условиях рыночной экономики спрос выступает главным фактором, определяющим, что и как производить. Различают индивидуальный и рыночный спрос.
Функция индивидуального спроса потребителя характеризует его реакцию на изменение цены данного блага при допущении, что его доход и цены других благ неизменны.
Индивидуальный спрос - спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.
Индивидуальный
спрос на какой-нибудь потребительский
товар может быть определен как
количество этого товара, которое
человек желает и способен купить
в течение заданного периода
времени.
Назовем те факторы, которые могут оказать
влияние на спрос потребителя (dx) на продукт
X в течение рассматриваемого периода
времени:
- цена продукта X (Рх);
- цены других продуктов, которые могут
оказать влияние на спрос потребителя
на продукт X в течение данного периода
(Р);
- заработная плата потребителя (у);
- желание потребителя приобрести продукт
X (Т);
- представление потребителя о будущих
ценах (Е);
- реклама (А);
- другие факторы (Z).
Функцию спроса можно записать в таком виде:
dx = f(Px, Pr, y, T, E, A, Z). (1)
Хотя все факторы являются важными, во многих случаях цена продукта оказывается основным.
Индивидуальные различия спроса могут быть весьма значительными. Хотя, как указывалось выше, объем спроса практически всегда убывает с ростом цен, характер и конкретная форма этой закономерности у отдельных потребителей могут быть разными.
На рис. 1 показаны линии спроса с различным наклоном, в том числе и в крайних положениях - в случае, когда объем спроса не зависит от цены (D3), и в предельном случае сильной зависимости спроса от цены (D4). Чем больше угол наклона кривой к оси цен (т.е., чем более полого она выглядит на рисунке), тем быстрее падает объем спроса при одном и том же изменении цены: кривая D1 показывает более сильную зависимость объема спроса от цены, чем кривая D2.
|
Рис. 1. Линия спроса. |
Индивидуальные
различия спроса связаны со многими
факторами. Здесь и различия в
уровне доходов, и неодинаковость вкусов
и предпочтений; последние в свою
очередь находятся под
Наклон кривой спроса зависит и от того, какую долю в бюджете потребителя составляют затраты на данный товар: если эта доля невелика, то потребитель слабо реагирует на изменение цены. Например, если вы весьма требовательны к художественному уровню кинофильмов и посещаете кино не слишком часто, то подорожание билетов в два раза, вероятно, не заставит вас ходить в кино реже. Но если вы часто ходите в кино, просто чтобы скоротать время, то двукратное подорожание билетов заставит вас снизить частоту посещений кинотеатра.
Итак, различные потребители, каждый со своей кривой спроса, появляются на рынке некоторого товара. Какова при этом будет кривая рыночного спроса, т.е. совокупного спроса всех покупателей вместе взятых?
При любом значении цены, которая могла бы сложиться на рынке, объем спроса каждого покупателя - это соответствующее данной цене количество товара, которое сам потребитель считает для себя необходимым и желательным; это объем, определяемый его индивидуальной кривой спроса. В этом проявляется так называемый суверенитет потребителя. Связь рыночного спроса с совокупностью индивидуальных определяется следующей закономерностью: объем рыночного спроса при каждом значении цены равен сумме объемов спроса отдельных потребителей при данном значении цены.
Предположим, что на рынке некоторого товара имеются три потребителя. Назовем их А, В, С; индивидуальные кривые их спроса приведены на рис. 2.
|
Рис. 2. Линии индивидуального спроса различных потребителей. |
Потребитель А при цене свыше 6 руб. полностью отказывается от покупки товара, а более 30 единиц товара ему не нужно ни при какой цене, сколь бы мала она ни была (рис. 2,а).
Таков смысл точек, отмеченных на осях цен и объемов. Для простоты будем считать, что при цене меньшей 6 руб. зависимость объема спроса от цены линейна. Кривые спроса для других потребителей носят такой же характер.
|
Рис. 3. Суммирование cпроса. |
На рис. 3 в одной системе координат представлены все три кривые индивидуального спроса DA, DB, DC и кривая рыночного спроса D.
Если индивидуальный спрос задан таблично, то объем рыночного спроса при каждом значении цены можно найти, складывая соответствующие значения индивидуального спроса (это иллюстрирует табл. 1).
Таблица 1
Суммарный спрос
Цена (Р), руб. |
Индивидуальный спрос |
Рыночный спрос | ||
QA |
QB |
QC | ||
6 и более |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ввиду чрезвычайно простого (линейного) вида кривых индивидуального спроса достаточно произвести расчет рыночного спроса только при "особых" значениях цены. Четыре точки, рассчитанные в табл. 1, нанесены на график рис. 3, а так как сумма линейных функций - линейная функция, эти точки соединены прямолинейными отрезками. В результате получена трехзвенная ломаная линия - кривая рыночного спроса.
Информация о работе Понятие индивидуального спроса. Кривая “цена – потребление”